ИКТ на уроках иностранного языка
методическая разработка по теме

Биккулова Альфия Ядкаровна

Теория по использованию ИКТ на уроках иностранного языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ на уроках иностранного языка

  1. Что такое  ИКТ?

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы

Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

  1. Роль ИКТ на уроках иностранного языка.

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя- активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.

Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “ подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении иностранного языка, презентаций.

Поэтому, целью своей работы я определила: раскрыть роль ИКТ  в успешном овладении иностранным  языком. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков,

- раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в успешном овладении иностранным языком, использование информационных ресурсов Интернета, создание компьютерных презентаций по иностранному языку.

Используя информационные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  1. формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  2. совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
  3. совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
  4. пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального  и политического устройства общества.
  1. Использование программы Power Point на уроках иностранного языка:

Образовательный потенциал нового технического средства обучения эффективно используется на уроке иностранного языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи. Примером тому служит использование презентации Power Point, преимущества которой можно отметить в:

  1. сочетании разнообразной текстовой, аудио – видеонаглядности;
  2. презентация – как своеобразная интерактивная мультимедийная доска, которая позволяет наглядно семантизировать новый лексический и грамматический материал, осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  3. возможности управления вниманием учащихся за счёт эффектов анимации и гиперссылок;
  4. поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  5. формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Отличие презентации Power Point от традиционных средств наглядности в том, что она:

  1. интерактивна (способна изменяться и реагировать на действия пользователя)
  2. мультимедийна (используется комплекс эффектов: текст, звук, графика)
  3. информация представлена комплексно (возможность управления показом презентации в различном режиме).

С внедрением информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения заметно возросла мотивация к предмету. Ученики получили возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идёт гораздо быстрее и легче. Успешно используется индивидуальная форма работы. Компьютер дает возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над грамматическим материалом под руководством учителя или без него. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Используя информационно-коммуникативные технологии на уроках, удаётся включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда, нацелить ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий не исключает традиционные методы обучения. Они гармонично сочетаются  с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет многократно повысить эффективность обучения, качество обучения и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного  языка.

  1. Мультимедийные технологии.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок иностранного языка в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Применение презентаций на уроке дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее важных элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера и т.д. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Такой прием в большей мере воздействует на зрительную память, что позволяет лучше усваивать материал.

Но подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно: умение работать не только в Microsoft Word, но и в Microsoft Power Point. (можно указать еще и другие программы) При определенном опыте создание презентаций в Microsoft Power Point может занять от одного до трех часов в зависимости от сложности материала, но ценность ее заключается в том, что ее можно использовать на протяжении длительного периода времени. Наиболее продуктивными являются презентации, в которых после объяснения материала вставляются упражнения на закрепление. Такие упражнения учащиеся могут выполнять самостоятельно, а также коллективно, если презентация выведена на большой экран.

Еще одним очень важным и удобным способом использования ПК при изучении иностранного языка является всемирная сеть Интернет, а точнее изучение языка в режиме On-Line. Этот способ более приемлем для средней школы, так как требует серьезной подготовки учащихся. Изучая иностранный язык через Интернет учащиеся не только самостоятельно знакомятся с новым материалом (грамматикой, лексикой и т.д.), используют справочно-информационные возможности, но и отрабатывают произносительные навыки.

Заключение

Подводя итоги данной работы, хочу подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Использование ИКТ делает процесс обучения более эффективным и интересным, способствует развитию личностных качеств обучаемых. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы.

И все же, как бы ни было заманчиво применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить слово самого учителя.

Литература

  1. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
  2. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
  3. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
  4. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
  5. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.
  6. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
  7. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
  8. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
  9. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.
  10. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
  11. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997
  12. Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
  13. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41 14 .Н.Д.Гальскова Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков. //ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ в ШКОЛЕ.2009 - №                                                                                                                   15.  З.Н.Никитенко Современные технологии обучения на начальном этапе обучения /изучение иностранного языка // "Английский язык" Первое сентября 2009 - № 24.     16.  П.В. Сысоев Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно - коммуникативных технологий. //ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ в ШКОЛЕ. 2010 - № 1.                                                           17. И.С.Идилова Электронные образовательные проекты и межкультурная коммуникация. //ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ в ШКОЛЕ. 2007 - № 6.                                18. В.А.Ефременко Применение информационных технологий на уроках иностранного языка. //ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ в ШКОЛЕ. 2007 - № 8.                                                19. Ж.А.Денисова, М.К.Денисов Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием. //ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ в ШКОЛЕ.2008. - №3.                  20. П.В.Сысоев, М.Н.Евстигнеев, Современные учебные Интернет ресурсы в обучении иностранному языку. //ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ в ШКОЛЕ.2008 - №6.                        21. П.В.Сысоев, М.Н.Евстигнеев, Учебные Интернет ресурсы в системе языковой подготовки учащихся. //ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ в ШКОЛЕ.2008 - №                         22.  Бершадский, М. Информационная компетентность.//Народное образование. – 2009 – №4. – с.139
    23. Браун, Д.Р. Модель решения проблем для развития информационной грамотности: комплексный подход.//Библиотека в школе – 2006. – №22 с. 6 – 11.      

№ этапа

урока

время

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 

 

 

 

 

 

 2.

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

1-2 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

22-23 мин

 

 

 

 

 

 

 

3-4 мин

 

 

 

 

 

4 – 5

мин

 

 

1-2 мин

 

 

 

 

 

2 мин

Орг. Момент,

 

 

 

 

 

 

Фоноразминка

 

 

 

Просмотр презентаций, их обсуждение 

 

 

 

 

 

 

Повторение грамматического материала ()

 

 

 

Актуализация новых знаний     (викторина)
 

 

Рефлексия, подведение итогов урока

 

 

 

Оценивание, объяснение домашнего задания

Приветствие, подведение детей к определению темы урока..Распределение ролей на уроке, постановка задач урока

 

 

Прочтение или прослушивания стихотворения,уточнение перевода используемых фраз, слов, предложений.

Презентация материала по теме «Школа», фото и видео материалов, информации из электронной энциклопедии

 

 

 

 

 

Контроль и коррекция ответов учащихся

 

 

Предлагает ответить на вопрос, какие факты или события из жизни известных людей Америки больше всего удивили или огорчили уч-ся, что больше всего понравилось или не понравилось.

Приветствие, рапорт дежурного об отсутствующих.

Определение темы урока по прослушанному стихотворению. Прослушивание и повторение  слов, словосочетаний, фраз, предложений

Систематизация лексики при описании фото или картинки

Расставляют даты к событиям, говорят, используя страдательный залог, когда произошло то или иное событие.

Ответы на вопросы викторины о жизни и творчестве знаменитых людей Америки

Делятся своими впечатлениями, при желании выражают благодарность кому-либо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...