Особенности раннего обучения иностранному языку
статья по теме

Вульфсон Евгения Евгеньевна

Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20_sobennosti_rann.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности раннего обучения иностранному языку

Выступление на заседании РМО учителей ИЯ,

учитель английского языка

Вульфсон Евгения  Евгеньевна

МБОУ гимназия №2

   Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых.
  Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают ИЯ как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические.
  Все дети проходят одинаковые стадии когнитивного развития, но с разной скоростью. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с периодами, когда успех менее заметен. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного возраста, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития ребенка. К сожалению, учителя с опытом работы в средней школе зачастую не могут достаточно профессионально обучать младших школьников из-за их психологических особенностей, которые предполагают использование других методов и приемов обучения в 2-4 классах. Основной причиной неудач учителя ИЯ в начальной школе является то, что они не имеют представления о том, как дети развиваются, и какую роль привносит изучение иностранного языка в это развитие.
  Прежде всего, при планировании урока учителям необходимо всегда учитывать уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его делать этот шаг.
  Познавательное развитие связано с общим интеллектуальным развитием ребенка. Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть перенесены на иностранный язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал их на уроках иностранного языка. Кроме того, из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить их на малые группы, и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
  Аффективная или эмоциональная сторона обучения так же важна, как когнитивная. В аффективную сферу входит Концепция, навыки общения и межличностного взаимодействия, целеустремленность и способность идти на риск. Известно, что дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими (Fine 1977).Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. Учет всех этих различий поможет учителю подобрать каждому ребенку более подходящее задание или роль. Чрезвычайная чувствительность младших школьников к окружающей среде, обостренное восприятие своих достижений и неудач, наличие динамической связи между эмоциональным настроем и школьной успеваемостью говорят о том, что аффективное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении учащихся 1-4 классов.
  Необходимо учитывать и особенности физического развития детей 7-10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке, Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).
  Подводя итог вышесказанному, можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
  Из этого следует, что основой отношений учитель- ученик, родитель – учитель должно стать доверие.
  С вступлением в силу Образовательного Стандарта возникает насущная потребность в подготовке учителей иностранного языка для преподавания начальной школы, так как не все школы обеспечены подготовленными кадрами.

Для работы с младшими школьниками учитель иностранного языка должен обладать следующими профессиональными умениями:
- умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды заданий, которые отвечали бы их потребностям, интересам и способностям;
-умение модифицировать учебные программы;
-умение стимулировать когнитивные и творческие способности учащихся;
-умение консультировать родителей, так как именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для успешного обучения иностранному языку.
-умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе;
-умение создать такие условия, при которых дети овладевают приемами учебной деятельности и в то же время достигают определенных результатов
-умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в процесс творческой деятельности.
  Кроме того, для учителя начальной школы, по нашему глубокому убеждению, особенно важно
- предоставление ребенку свободы выбора
- демонстрация энтузиазма
- оказание авторитетной помощи
- терпимое отношение к возможному беспорядку
- поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность
- одобрение результатов деятельности учащихся
- способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником
- уважение потенциальных возможностей не очень сильных в языке детей.

   Очень важным моментом в деятельности учителя является создание каждому из своих учеников ситуации успеха, возможности пережить радость от достигнутого результата, дать детям почувствовать веру в себя и, тем самым, способствовать дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной коммуникативной деятельности. Естественно, что для осуществления этой цели необходимы доброжелательные взаимоотношения между учителем и учащимися на уроке.

   Хотелось бы поделиться своим опытом обучения английскому языку во 2 классе, где целью является решение двух взаимосвязанных задач.

1.К концу первого года обучения у учащихся должны сформироваться устойчивый интерес и мотивация к дальнейшему изучению предмета «иностранный язык». Ученики должны убедиться в том, что ИЯ—интересный и полезный для жизни предмет.

2.У учащихся должна появиться уверенность в том, что они способны изучить иностранный язык (а в случае необходимости и не один).

Без решения этих двух задач итоги первого года обучения вряд ли можно считать успешными.

   Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает компенсаторное решение коммуникативных проблем, является для школьников, имеющих трудности в учении, защитой, средством, которое позволяет им отвлечься от негативной речевой практики в родном языке. Главное назначение иностранного языка — создание условий, способствующих устранению неуверенности младших школьников в успешной учебной деятельности, эмоциональных и поведенческих затруднений, а также позволяющих компенсировать трудности коммуникативного характера.

   Эффективность формирования коммуникативной успешности у младших школьников повышается при включении их в учебное общение на основе создания ситуации успеха.       Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на занятиях по ИЯ, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов  в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.

    Таким образом, ситуация успеха на занятиях по ИЯ выполняет функцию коммуникативно-развивающей среды, т.е. особого состояния актов общения младшего школьника с одноклассниками и учителем.

   Достижение младшим школьником коммуникативной успешности реализуется посредством адаптации дидактического процесса к особенностям его развития.

1.Тщательно отобран и дозирован коммуникативно-ценный для данного возраста речевой материал.

2.Методика работы на уроке, когда ученик выполняет задание не по обязанности, а по чисто человеческой заинтересованности в общении с учителем, сверстниками, героями сказок и т.д. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не сложилось убеждение, что они не способны усвоить предъявляемый материал; организована большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.

3.Чувство удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что и они способны самостоятельно справиться с заданием учителя. В каждой четверти проводится заключительное мероприятие, в котором дети имеют возможность продемонстрировать свои успехи в овладении ИЯ.

   В работе с младшими школьниками наиболее приемлемыми являются: упражнения игрового характера, пение, хоровая декламация, занятия изобразительной деятельностью с комментированием, упражнения на ритмизацию моторных процессов.

Упражнения, представленные в программе, имеют корригирующую направленность:

  1. Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых;
  2. пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа;
  3. изобразительная деятельность активизирует умственную и речевую способности;
  4. упражнения на ритмизацию моторных процессов(задания на развитие координации рук и ног, мелкой моторики)способствуют формированию пространственных представлений, осознанности собственных движений, навыков невербального общения.

   Включение предмета «Иностранный язык» в контекст жизнедеятельности младшего школьника имеет огромный потенциал возможностей для создания ситуации успеха в организации значимой для ребенка деятельности, определяющей необходимость общения.



Список литературы:
1. Г.В. Рогова, И.Н, Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. –М. Просвещение, 1998
2. Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. Теория обучения иностранным языкам. –М. Айрис Пресс, 2004
3. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М. Просвещение, 1991
4. И.А. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. –М. Просвещение, 1985
5. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по ИЯ на современном этапе развития школы. Сборник научных трудов под редакцией Н.Д. Гальсковой .- М. Просвещение, 1989

6. Биболетова М.З. и др. Enjoy English: книга для учителя/М.З. Биболетова.-Обнинск: Титул, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее обучение иностранному языку

Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников...

Доклад" Раннее обучение иностранному языку: состояние и перспективы"

В доклоде раскрываются перспективы преподавания иностранного языка со 2-ого класса....

Информация о раннем обучении иностранному языку

Анализ работы учителей об обучении иностранному языку в начальной школе...

Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам.

Данная статья направлена на то, чтобы доказать, насколько необходимо начинать изучение иностранного языка как можно раньше. В статье представлены этапы работы на занятиях ангшийского языка с маленьким...

Особенности раннего обучения английскому языку

ion_2002@mail.ruАннотация: Данная статья посвящена раннему обучению английскому языку детей 3-6 лет в детском саду или группе развития. В статье предпринята попытка обобщить опыт работы с самыми мале...

Раннее обучение иностранным языкам. Интернет порталы

Раннее обучение иностранным языкамИнтернет порталы...