Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам.
статья по английскому языку по теме
Данная статья направлена на то, чтобы доказать, насколько необходимо начинать изучение иностранного языка как можно раньше. В статье представлены этапы работы на занятиях ангшийского языка с маленькими детьми. Кроме того, дается подробное описание каждого этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanizmy_uspeshnosti_rannego_obucheniya_inostrannym_yazykam_05.2009.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Алешечкина О.В.
Учитель английского языка I кв.категории,
гимназия №75 Московского района г.Казани
Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам.
Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Иностранный язык».(4)
Психологи утверждают, что ребенку намного легче овладеть иностранным языком, чем взрослому. И овладевать родным языком нам приходится в детстве, и мы не заучиваем специально слова, а запоминаем, благодаря многократному повторению их в речи других людей, употреблению фраз в конкретных ситуациях. Формируется в детском сознании определенный образ, и за ним закрепляется то или иное слово. Слыша это слово, ребенок видит картинку с изображением предмета своим внутренним зрением.(3)
Специалисты из разных стран выдвигают единые требования к обучению иностранному языку: язык должен усваиваться ребенком осознанно обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитативный процесс, дети должны овладевать языком как средством общения. Реализация этих задач требует от учителя знания психологических особенностей детей младшего школьного возраста, чтобы методически грамотно организовать учебно-воспитательный процесс на данном этапе обучения.(4)
Этапы урока должны представлять собой те виды деятельности, с которыми малыш сталкивается в своей повседневной жизни (разные игры, пение, чтение, просмотр телепередач, лепка, рисование), но комментироваться они уже будут не на русском, а на английском. (3)
Итак, основной формой обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста можно назвать игру. Общение на чужом языке - всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и ее законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.(2)
Для ребенка игра – интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. Разумеется, не всякая игра годится для этой цели. Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения.
Требования к игре, как к особому виду детской деятельности:
- Обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.;
- Осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;
- Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры. (Например, выполняя задание накормить кого-нибудь, каждый ребенок предлагает свой «продукт», свою «еду»: «Do you like milk?», «Do you like sweets?» and so on.)
Не нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
- Необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки;
- Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок. (4)
Хотелось бы привести в пример отдельные виды игр, используемых мной на различных этапах урока. Эти игры универсальны в том плане, что подходят для изучения любой темы.
Начинается урок с фонетической зарядки. В качестве материала в основном использую предложение из рубрики We can read, которая есть в каждом уроке в УМК Millie. Предложение составлено так, что каждое слово содержит один и тот же определенный звук. Ученики повторяют вслед за учителем это предложение несколько раз с различной интонацией. (Например: с восторгом, с удивлением, с грустью и т.д.) При выполнении этого задания частично достигается решение другой задачи - повторение пройденной на предыдущем уроке лексики. Затем в процессе урока на одном из его этапов мы возвращаемся к предложению и отрабатываем чтение.
На этапе предъявления нового материала мы тоже стараемся играть. Дети с удовольствием играют в игру “Clever Parrot” по правилам которой учитель называет несколько слов по одной картинке, а ученики должны повторять за ним только те слова, которые относятся к картинке. Для отработки правильного произношения этих слов задание меняется, и дети повторяют за учителем все слова, кроме тех, которые относятся к картинке. Естественно, не подходящих к картинке слов предлагается больше.
Для отработки произношения и облегчения запоминания словосочетаний с успехом использую игру «а train». Одна и та же фраза произносится несколько раз подряд каждый раз в ускоренном темпе.
Для закрепления и контроля знаний можно использовать также следующие универсальные игры: «Word salad» – учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова, ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Дальше победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.
Игра «Bingo-spell». В этой игре можно тренировать числительные или буквы алфавита. Каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками (3 х 3) и вписывает во все девять клеточек цифры или буквы. Учитель называет числа на английском языке в любом порядке. При этом он вычеркивает в своем листочке названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он вычеркивает его. Игрок, который первым вычеркнет все девять чисел, становится победителем.
Большое значение для детей имеет поощрение учителя, но следует помнить, что его похвала стимулирует ребенка только в том случае, когда он рассматривает выполненное им задание как достаточно трудное. Очень важно, чтобы учитель сравнивал успехи учащегося не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами.(1)
Очень важно на начальном этапе использовать проектную технологию. Совместное выполнение детьми проектных заданий, предполагающих создание собственного продукта деятельности, приводит к ситуации соучастия, развитию их инициативы и творчества, созданию доброжелательной атмосферы, благоприятной для обучения иностранному языку. Тематика культурных проектов учеников определяется изучаемыми темами в рамках УМК.
Организация кружков, конкурсов, выставок творческих работ, тематических праздников с приглашением родителей, где демонстрируются успехи младших школьников в освоении нового языка как средства диалога и полилога культур, - один из способов построения культурной среды.(5)
В заключение хочется привести слова Л.С.Выготского: «Если мы делаем что-либо с радостью, …мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы делаем что-либо с отвращением, это означает, что мы будем всячески стремиться к прекращению этих занятий». Поэтому при обучении иностранному языку детей младшего возраста преподавателю нужно стремиться, в первую очередь, вызвать и развить их интерес к предмету.
Список использованной литературы.
- Гришанова И.А. Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников ИЯШ №8-2007
- Долотова А.И. Творческое обучение английскому языку в первом классе English Первое сентября №21 -2008
- Казанская Н.В. Когда учить? English Первое сентября №14 -2008
- Магомедова Л.П. Обучение английскому языку младших щкольников English Первое сентября №22-2008.
- Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку ИЯШ №4-2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее обучение иностранному языку
Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников...
Доклад" Раннее обучение иностранному языку: состояние и перспективы"
В доклоде раскрываются перспективы преподавания иностранного языка со 2-ого класса....
Особенности раннего обучения иностранному языку
Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возр...
Информация о раннем обучении иностранному языку
Анализ работы учителей об обучении иностранному языку в начальной школе...
Доклад "Раннее обучение иностранным языкам" Работа на 3 межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»
Раннее обучение ин.языкам...
Раннее обучение иностранным языкам. Интернет порталы
Раннее обучение иностранным языкамИнтернет порталы...
Раннее обучение иностранному языку
Статья о проблемах раннего обучения иностранным языкам....