"Хотели ли немцы войны".
материал (8 класс) по теме
Данное мероприятие посвящено памяти о войне с фашизмом. Цель мероприятия: познакомить учащихся с антифашистской деятельностью немецких граждан.Мероприятие было подготовлено мною с учащимися 8 классов, изучающими немецкий язык для учащихся 8-11 классов, изучающих немецкий или английский язык, учителей истории, русского языка и литературы. Форма проведения - конференция. Основной акцент был поставлен на то, что понятие фашизм и Германия не идентичны, так как многие немцы вели антифашистскую борьбу. Рассказывая о пути фашистов к власти, участники конференции раскрывают суть вопроса, почему многострадальная Германия – страна великих людей, родина Баха, Гете, Гейне, Цеткин, Люксембург, Маркса, Энгельса, борцов за мир и свободу позволила захватить власть такому человеку как Гитлер. На конференции представлен материал о единственной партии, решительно и последовательно боровшейся против фашизма, которой была КПГ и ее деятеле Тельмане Эрнсте - одном из главных политических оппонентов Гитлера. Слушатели конференции знакомятся с лучшими произведениями немецких писателей А. Зегерс, Э.М. Ремарка, А. Цвейга, Л Фейхтвангера, Т. Манна, Б. Брехта, В. Борхерта, Брема, которые стали боевым оружием в руках антифашистов.Из материалов конференции становится очевидным тот факт, что Германия лишилась тысяч и тысяч деятелей культуры, в числе которых были люди с мировыми именами в области науки, литературы и искусства. Участники рассказывают также о деятельности антифашистских организаций: «Белая роза», «Свободная Германия», «Союз германских офицеров».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hoteli_li_nemcy_voyny.rar | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ханымейская средняя общеобразовательная школа №1»
Хотели ли немцы войны.
Внеклассное мероприятие для 8-11 класса
Разработала:
Петренко Е.А.
учитель
иностранных языков
Ханымей
2010
Цели:
- познакомить учащихся с антифашистской деятельностью немецких граждан;
- развивать положительное отношение учащихся к духовно-нравственным ценностям, нормам морали;
- содействовать формированию гражданско-патриотического сознания, толерантности и интернационализма.
Форма проведения: конференция
Материальное обеспечение
- Презентация к сценарию мероприятия;
- Запись песни «das Einheitsfront-Lied» в исполнении Эрнста Буша
- выставка литературы
Технические средства:
- компьютер;
- проектор.
План мероприятия
1. Сообщение о войне.
2. Краткая историческая справка о Германии и ее выдающихся людях.
3. Гитлер и его окружение. Как все начиналось
3. Информация об антифашистском движении «Белая роза» и его участниках.
- Рассказ об антифашистском писателе В. Борхерте.
- Революционный поэт Э. Буш о войне.
- Чтение стихотворений о войне.
7. Жертвы Освенцима и Бухенвальда останутся в вечной памяти людей.
8. Подведение итогов мероприятия.
Ход мероприятия
Ведущий.
Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди длинный, прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся, хорошо быть счастливым.
День Победы советского народа в Великой отечественной войне - самый большой и волнующий праздник. –. (1 слайд)
Весной сорок пятого отгремели последние орудийные залпы, и фашистская Германия, принесшая неисчислимые беды советским людям, народам многих стран, капитулировала. Люди отдают дань любви и уважения воинам – освободителям, помнят тех, кто погиб, защищая мир от фашизма. (2 слайд)
Danke sagt auch jedes Kind
euch sowjetischen Soldaten,
denn durch eure Heldentaten ist es,
dass wir heute glücklich sind!
Сегодняшнюю встречу, мы посвящаем Великой памяти о войне с фашизмом, именно с фашизмом, но не с Германией. (3 слайд).
Германия – страна великих людей, родина Баха, Гете, Гейне, Цеткин, Люксембург, Маркса, Энгельса, борцов за мир и свободу. Почему же многострадальная Германия позволила захватить власть такому человеку как Гитлер?
Ученик 1. Путь фашистов к власти
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., приобрел особую остроту в Германии. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное производство сократилось почти вдвое. Число безработных достигло 7,5 млн. человек. Резко ухудшилось положение всех слоев населения.
В условиях экономического кризиса и усиливавшейся классовой борьбы господствующие классы Германии склонялись к мнению, что буржуазно-демократические методы управления страной становятся непригодными. Ставка была сделана на фашистскую партию, которая официально называлось Национал-социалистической рабочей партией Германии. Эта партия была создана еще в 1919 г. Вскоре ее возглавил крайний реакционер Адольф Гитлер. (4 слайд)
Фашисты требовали ликвидации буржуазно демократических свобод и установления диктатуры. Политическая программа гитлеровской партии отвечала интересам монополий. Гитлеровцы обещали защищать интересы страны и народа. Учитывая тяжелое положение рабочих, они обещали им повышения заработной платы, ликвидации безработицы. Крестьянам фашисты обещали раздел помещичьих земель, мелкой буржуазии - уничтожение конкурентов в лице универсальных магазинов, расширение торговли и рост благосостояния, бывшим кайзеровским солдатам и офицерам - создание армии, в которой они могли бы сделать карьеру. Спекулируя на бедственно положении трудящихся и разжигая шовинистические настроения, гитлеровцы сумели создать себе массовую социальную базу. (5 слайд)
После закрепления своих позиций гитлеровцы объявили немцев высшей расой, которая должна расширить свое жизненное пространство за счет низших рас. Понятия о чести и верности, которыми так любили козырять фашисты, относились только к арийской расе. По отношению же к славянам, романцам и прочим ариец имел право делать все, что ему вздумается. Убийства, насилие, издевательства не считались преступлениями по отношению к низшим расам. «Я делаю ставку на негодяя… У меня нет совести… мою совесть зовут Адольф Гитлер… Я не собираюсь соблюдать справедливость, я должен лишь уничтожить и истребить, и ничего более!» — говорил рейхсмаршал авиации Генрих Геринг. (6 слайд)
В государственные структуры принимались только те лица, которые не имели «неарийских примесей» не менее чем в пяти поколениях. Вскоре после прихода к власти Гитлера 13 марта 1933 г. создается министерство пропаганды и народного просвещения. В его задачу входило искоренение всего, что противоречило или просто не поддерживало фашистские идеи, а также изменение мировоззрения немцев. (7 слайд)
Каждая семья обязана была иметь дома флаг со свастикой, многие книги было запрещено читать и держать дома, и кроме всего этого, проводилось «военизирование» гражданского населения всех возрастов и рангов, особенно молодежи: были созданы молодежные организации «Гитлерюгенд». (8 слайд). Беспощадность, жестокость, слепая вера в фюрера, культ которого должен был заменить Бога, готовность в любой момент выполнить любой приказ, вплоть до убийства своих близких, внушались всем немцам, и особенно, как мы уже подчеркивали, молодежи. «Каждое слово, даже сказанное дома, должно быть известно фюреру», — под таким лозунгом воспитывали людей соглядатаями друг за другом: в результате сосед доносил на соседа, сослуживец на сослуживца, домохозяйка на домохозяйку и т. д. Культ силы, вера в небывалые возможности человеческого разума, завоевывали сердца молодых людей.
Активизировалась деятельность штурмовых отрядов гитлеровской партии (СА), которые вместе с охранными отрядами (СС) представляли собой аппарат насилия и устранения инакомыслящих. Повсеместно возникали ячейки фашисткой молодежной организации Гитлерюгенд. На выборах в рейхстаг летом 1932 г. гитлеровцы получили 13,8 млн. голосов избирателей. Угроза захвата власти гитлеровцами становилась все более реальной.
Единственной партией, решительно и последовательно боровшейся против фашизма, была КПГ. КПГ организовывали антифашистские митинги, демонстрации и забастовки, давала отпор гитлеровским штурмовикам и срывала фашистские сборища.
(9 слайд) В обстановке кризиса и резкого обострения классовой борьбы в Веймарской
республике крупнейшие немецкие монополии и значительная часть генералитета окончательно перешли на сторону Гитлера. (10 слайд) Чтобы ускорить передачу власти фашистам, президент Гинденбург 30 января 1933 г. назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства), что означало установление в Германии открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, шовинистических и агрессивных элементов финансового капитала.
Чтобы оправдать террор и не допустить успеха КПГ на выборах в рейхстаг, назначенных на 5 марта, гитлеровские главари пошли на провокацию. По их приказу 27 февраля группа фашистов проникла в здание рейхстага и подожгла его. Виновной в поджоге рейхстага правительство объявило КПГ, которая якобы готовила коммунистическое восстание. Под этим лживым предлогом вскоре были отменены все пункты Веймарской конституции, гарантировавшие свободу личности, слова, печати, собраний и союзов.
В начале марта 1933 г. Гитлеровцы арестовали Э. Тельмана. Им удалось также схватить находившегося в то время в эмиграции в Германии руководителя болгарских коммунистов Георгия Димитрова. КПГ была объявлена вне закона. Тысячи коммунистов были убиты без суда и следствия, десятки тысяч заключены в тюрьмы и концентрационные лагеря.
В марте был принят закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий. Это было равносильно уничтожению рейхстага и остатков Веймарской конституции.
Гитлеровцы разогнали нефашистские профсоюзы и другие массовые организации трудящихся. В июне была запрещена СДПГ, многие социал-демократы погибли в концлагерях.
Вскоре все буржуазные партии объявили о самороспуске, а затем были изданы законы, по которым в стране могла существовать одна Национал- социалистическая партия, объявленная правительственной организацией. После смерти Гинденбурга в 1934 г. Гитлер объединил посты президента и рейх канцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. С помощью всех этих мер, гитлеровцы окончательно ликвидировали буржуазные свободы.
Из воспоминаний Гитлера: (11 слайд) «Как-то один человек мне сказал: “Послушайте, если вы не остановитесь, то тогда через шесть недель Германия погибнет” . Я говорю: “Что вы имеете в виду?” — “Тогда Германия развалится” . Я говорю: “Что вы имеете в виду?” — “Тогда Германии конец”. Я ответил: “Немецкий народ в былые времена выдержал войны с римлянами. Немецкий народ выдержал переселение народов. После немецкий народ выдержал большие войны раннего и позднего Средневековья. Немецкий народ выдержал затем религиозные войны Нового времени. Немецкий народ выдержал потом Тридцатилетнюю войну. После немецкий народ выдержал наполеоновские войны, освободительные войны, он выдержал даже мировую войну, даже революцию — и меня он тоже выдержит!”
Адольф Гитлер, 1938 год
Ведущий. Массовый террор сопровождался гонениями против прогрессивной интеллигенции. Ее лучшие представители вынуждены были эмигрировать из страны. Тот, кто не успел это сделать, оказался в застенках Гестапо. Города Германии были озарены кострами из книг великих писателей и ученых. Страну захлестывали волны кровавых еврейских разгромов. Зверство и варварские преступления фашисткой диктатуры ужасали весь мир. Не все немцы были на стороне Гитлера, немало было и тех, кто боролся с ним. Среди них известные поэты, писатели и просто обычные немецкие граждане.
(12 слайд) Ученик 2. Тельман (Thalmann) Эрнст (16.4.1886, Гамбург, - 18.8.1944, концлагерь Бухенвальд), деятель германского и международного рабочего движения, лидер немецких коммунистов, один из главных политических оппонентов Гитлера. Родился 16 апреля 1886 в Гамбурге. В 1903 вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), в 1904 - в профсоюз транспортных рабочих. В 1915 мобилизован в армию и отправлен на Западный фронт. В 1918 Тельман участвовал в Ноябрьской революции в Германии в составе левого крыла Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). В 1920 вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ). С декабря 1920 председатель гамбургской организации КПГ и член городского совета. Летом 1923, как делегат 3-го конгресса Коминтерна, посетил Сов. Россию. В 1924-33 депутат рейхстага от КПГ. С начала 1925 возглавлял Союз красных фронтовиков. (13 слайд) В конце 1925 Тельман был избран председателем Центрального комитета КПГ, полностью подчинив немецкое коммунистическое движение указаниям Москвы. Дважды, в 1925 и в 1932 Тельман баллотировался на пост президента Германии. На президентских выборах 13 марта 1932 получил 4.983.197 голосов, против 18.650.730 у Гинденбурга, 11.339.285 у Гитлера и 2.557.729 у Теодора Дуйстерберга. На повторных выборах 10 апреля 1932 он получил 3.706.655 голосов, против 19.359.650 у одержавшего победу Гинденбурга и 13.418.011 у Гитлера. Идеи Тельмана, прежде всего призыв к решительной борьбе против национализма, этого основного идеологического оружия фашизма, вошли в программное заявление КПГ (август 1930) о национальном и социальном освобождении немецкого народа. По его инициативе КПГ организовала в мае 1932 движение антифашистского действия, направленное на достижение единства рабочего класса и объединение всех антифашистских демократических сил против установления фашистской диктатуры. Вместе со своими ближайшими соратниками В.Пиком и И.Шером Т. вёл переговоры с социал-демократами о создании антифашистского единого фронта. В 1933, после установления фашисткой диктатуры, Тельман ушел в подполье, где продолжил борьбу.
(14 слайд) 3 марта 1933 через несколько дней после поджога рейхстага, он был арестован и посажен в берлинскую тюрьму Моабит (1933-37), затем содержался в тюрьмах Ганновера (1937-43) и Бауцена (1943-44). В августе 1944 Тельман был переведен в концлагерь Бухенвальд, где и был расстрелян 18 августа 1944 по прямому указанию Гитлера и Гиммлера.
Ведущий. Сразу же после гитлеровского переворота - отчасти и до него - в прогрессивной немецкой литературе стала интенсивно развиваться антифашистская, антигитлеровская тематика. Подтвердились тревожные предостережения, которые высказывали в своих книгах, написанных задолго до 1933 года, крупнейшие мастера немецкого критического реализма - Генрих и Томас Манны, Арнольд Цвейг, Лион Фейхтвангер, Анна Зегерс: германская империалистическая реакция приняла уродливые, зловещие очертания, возродила в стране Шиллера и Гете средневековое варварство и зверство. Писатели, покинувшие страну, постарались рассказать миру правду о злодеяниях фашизма. В середине 30-х годов появился ряд книг, авторы которых в форме публицистического эссе ("Ненависть" Г. Манна), в форме художественного повествования ("Семья Опперман" Л. Фейхтвангера) или документальной прозы ("Болотные солдаты" В. Лангхоффа) воссоздавали по свежим следам картины гитлеровских преступлений.
Ученик 3. (15 слайд) Лучшие произведения передовых писателей, в том числе и книги Анны Зегерс, обрели в ту пору в Германии особое значение. Они стали боевым оружием в руках антифашистов.
В этот год для Анны началась тяжелая пора скитаний. Она вынуждена была покинуть Германию. Сначала в Париже, а потом в Мексике она нашла временное пристанище. В изгнании Анна Зегерс вместе с другими передовыми деятелями немецкой культуры основала "Новую немецкую газету", издававшуюся в Праге. На страницах газеты она разоблачала гитлеровцев и призывала к непримиримой борьбе с режимом.
Ни на секунду не теряла она связи с родиной, помогала переправлять в Германию литературу для подпольных организаций. На 1-м Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже она выступила с речью, в которой говорила о справедливости освободительной борьбы народов и клеймила позором преступления фашистских агрессоров.
(16 слайд) Истинный патриотизм Анна Зегерс сочетала с горячей любовью к своей родине. Она постоянно призывала немецкий народ к сопротивлению гитлеризму. Вести о подвигах немецких подпольщиков-антифашистов проникали за границу и укрепляли веру Анны Зегерс в лучшее будущее Германии, достойнейшие представители которой не переставали бороться за мир и свободу.
В годы эмиграции Анна Зегерс активно участвовала во всеобщей мобилизации сил Народного фронта для решительной борьбы с фашистскими поджигателями войны.
Начало 1939 года ознаменовалось страшным пожаром Второй мировой войны, а в 1941 гитлеровцы напали на Советский Союз. Еще сильнее возненавидела писательница фашистов - врагов мира, врагов жизни на земле, не имевших ничего святого по отношению к гуманности, человечности людской жизни.
Одним из самых лучших романов Зегерс признан роман "Седьмой крест". (17 слайд)
Он переведен на многие языки. Главы из него печатались в 1941 году в советском журнале "Октябрь". История семи заключенных, которые бежали из гитлеровского концлагеря Вестгофен, и из которых только один сумел спастись, волновала читателей разных стран задолго до того, как книга смогла увидеть свет в послевоенной Германии. (18 слайд) Само собой понятно, что "Седьмой крест" - это не просто история семи беглецов или одного беглеца. Тут ставятся вопросы большого исторического масштаба - о степени прочности фашистской диктатуры, о резервах антифашистского сопротивления, в конечном счете - о судьбе Германии.
Анна Зегерс подошла к проблемам германской жизни по-иному, по-своему. Книги, написанные ей в эмиграции, - не только свидетельства, но и исследования; в них представлены не только оба полюса немецкого общества, но и то, что между ними. Писательница старалась выяснить: почему немалая часть народа Германии пошла за Гитлером? Как удалось нацистам парализовать волю трудящихся к сопротивлению, запугать одних, обмануть других? Именно эти вопросы ставятся в двух книгах, которые она выпустила еще до второй мировой войны, - в повести "Оцененная голова" (1934) и романе "Спасение" (1935). С безжалостной трезвостью, Зегерс исследовала - какими способами, благодаря каким социальным, историческим, психологическим факторам нацисты сумели создать себе массовую базу.
Зараза гитлеризма проникла в самую гущу трудящегося населения страны, - об этом говорит и страшная судьба Валлау, которого предал бывший товарищ.
Сюжет романа "Седьмой крест" построен необычайно искусно: при всей его разветвленности, многоплановости, он отличается большой силой концентрации. Так складывается синтетическая картина настроений немцев из различных общественных слоев в условиях гитлеровского господства. И если среди этих немцев, запуганных или завороженных нацизмом, находится все же немало людей, готовых помочь беглецу-антифашисту, то это значит, - говорила Анна Зегерс своим романом, - что есть в гитлеровском рейхе и силы, способные при благоприятных исторических условиях принять участие в демократическом обновлении страны.
В рассказе "Саботажники" (1946) снова появляются те честные и смелые люди, которые в свое время помогли Георгу Гейслеру спастись, - Франц Марнет, Герман Шульце, инженер Кресс. (19 слайд)В дни войны гитлеровской Германии против Советского Союза они пытаются организовать саботаж на военном заводе. Им не удается вовлечь в свои действия мало-мальски значительную группу рабочих. Однако Герман Шульце, арестованный гестаповцами уже после Сталинградской битвы, чувствует моральное удовлетворение, когда узнает, что гранаты, прошедшие через его руки, не взорвались на поле боя: значит, он жил недаром, умрет недаром.
В рассказе «Конец» самая тяжелая кара постигает главного героя фашиста Циллиха - того, кто был одним из самых яростных истязателей в концлагере Вестгофен уже посмертно. И здесь снова Анна Зегерс создает своего рода контрастную параллель к образам прежних своих произведений. Не раз в ее рассказах и романах возникали эпизодические фигуры детей революционеров, антифашистов, - тех, кому суждено продолжить дело отцов. И после Циллиха остается сын подросток; он откровенно радуется известию о смерти отца, воспринимает эту смерть как избавление. Финал рассказа "Конец" заключает в себе поучительное обобщение: разрыв преемственности с поколением отцов для юного Циллиха, как и для многих его сверстников, - начало новой жизни, свободной от позорного наследия прошлого.
Каждый человек несет долю ответственности за судьбы своего народа, своей страны: эта мысль отозвалась во многих произведениях Зегерс, написанных за годы эмиграции, - и в "Седьмом кресте", и в законченном уже после краха фашизма большом романе "Мертвые остаются молодыми" (1948), и в рассказах, и в статьях.
(20 слайд) Монументальный роман "Мертвые остаются молодыми" отображает историю Германии с 1918 по 1945 год. Писательница стремится осмыслить прошлое ради настоящего и будущего. Повествуя о трагедии народа, вовлеченного фашистами в войну, Анна Зегерс своей книгой воспитывает в читателях решимость бороться за мир.
Ученик 4. (21 слайд)
Эрих Мария Ремарк родился в 1898 г. в Оснабрюке. В 1928 г. вышел его первый роман о первой мировой войне “На западном фронте без перемен”. (22 слайд) В этой книге с большой полнотой и художественной проникновенностью воплотилось непосредственное восприятие страшных будней войны, таких, какими их испытали люди “потерянного поколения”. Она принесла Ремарку мировую известность. Следующий роман “Возвращение” (1931 г.) был посвящен первым послевоенным месяцам. (23 слайд) В нем в еще большей степени проявилось безысходное отчаяние, безнадежная тоска людей, не знавших, не видевших пути, чтобы вырваться из бесчеловечной, бессмысленно жестокой действительности; в нем проявилось, вместе с тем, отвращение Ремарка ко всякой политике, в том числе и революционной.
После захвата власти гитлеровцами, в 1933 году, Ремарку пришлось покинуть родину. Некоторое время он жил в Швейцарии, затем во Франции, потом переехал в США, где и остался жить. Нацистские пропагандисты бешено травили его, обвиняя прежде всего в “подрыве воинского духа”, в дискредитации немецкой солдатчины.
Уже в эмиграции был издан роман “Три товарища” (1938 г.). (24 слайд) В 1941 г. вышли романы “Люби своего ближнего” и “Флоттзам” о жизни эмигрантов-антифашистов. Той же теме посвящен роман “Триумфальная арка” (1946 г.) (25 слайд). В книгах “Время жить и время умирать” (1954 г.) - о второй мировой войне и “Черный обелиск” (1956 г.) - о годах инфляции - все внятней и отчетливей ощущается целеустремленная, непримиримая ненависть писателя к фашизму и милитаризму.
“На западном фронте без перемен”, “Возвращение” и “Три товарища” - первые книги Ремарка - явились своеобразным художественными документами эпохи, поэтическими летописями и манифестами поколения.
В “Трех товарищах” - последнем из романов, написанных до второй мировой войны, - он рассказывает о судьбах своих друзей-ровесников во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
В этом романе он все еще сохраняет первоначально избранную позицию. Все еще хочет быть только художником-летописцем. Никого не судить. Не участвовать в борьбе общественных сил, смотреть со стороны и честно и нелицеприятно запечатлевать образы людей и событий. В “Трех товарищах” это особенно ощущается. Описывая Берлин в годы напряженных политических боев, накануне гитлеровского переворота, автор старательно избегает проявления каких бы то ни было политических симпатий или антипатий. Он даже не называет тех партий, на собраниях которых бывают его герои, хотя и дает яркие зарисовки некоторых эпизодов; он не указывает, кто именно были те “парни в высоких сапогах”, которые убили ленца. Совершенно очевидно, что это были гитлеровские штурмовики, но писатель как будто нарочно подчеркивает свое самоустранение от политической злобы дня. И месть друзей за Ленца для него не расправа с политическими врагами, а просто личное возмездие, настигающее конкретного, непосредственного убийцу.
Однако, хотя Ремарк несомненно вполне искренен в своих стремлениях к полной “нейтральности”, он прежде честный художник-гуманист. И поэтому вопреки всем болезненным наслоениям ему неотъемлемо присущи в конечном счете здоровые нравственные принципы, здравый смысл и живые чувства простого человека, ненавидящего войну, лицемерие и хищное корыстолюбие и горячо, взволнованно любящего людей, любящего их такими, какие они есть, - несчастливыми, грешными, измученными и даже изуродованными, измельченными трудной, безобразной жизнью.
Поэтому книги Ремарка, вопреки всем субъективным намерениям автора, стали оружием в борьбе прогрессивного человечества против сил реакции. Поэтому писателю пришлось покинуть родину, чтобы избежать расправы гитлеровцев. Поэтому его романы выбрасывали из библиотек и сжигали на городских площадях гогочущие коричневорубашечники. А в СССР книга “На западном фронте без перемен” выдержала несколько массовых изданий.
В последующих книгах - о жизни немецкой эмиграции “Люби своего ближнего”, “Триумфальная арка”, в романе о второй мировой войне “Время жить и время умирать”, в пьесе о последних днях гитлеровского рейха “Последняя остановка” и в романе “Черный обелиск”, посвященном судьбам бывших солдат первой мировой войны в годы инфляции, - писатель все решительнее определяет свое отношение к политическим проблемам. Он все более определенно высказывает свою ненависть и призрение к фашизму и милитаризму во всех их проявлениях в прошлые годы и в современной Западной Германии. (26 слайд)
В “Черном обелиске” политическая борьба автора более ясна: уже “открытым текстом”, без литературного шифра обличает он те зловещие силы, которые определили всю трагедию “потерянного поколения”. И поэтому явственней звучит мелодия надежды, которая воспринимается как призыв к сопротивлению, к борьбе против шовинизма и военщины.
(27 слайд) Ученик 5. ЦВЕЙГ Арнольд (Zweig, Arnold; 1887, Грос-Глогау, – 1968, Берлин), немецкий писатель. В годы Первой мировой войны Цвейг служил в германской армии. Военные впечатления оказали сильное влияние на формирование леворадикального и пацифистского мировоззрения писателя и на темы его творчества. Вместе с Г. Штруком издал книгу «Лик восточного еврейства» (Берлин, 1920). В 1933 г., после прихода к власти нацистов Цвейг покинул Германию и в 1934 г. перебрался в Эрец-Исраэль. Он жил в Хайфе, где в 1942–43 гг. был соредактором еженедельника «Ориент». Здесь же был издан (в переводе на иврит) его антифашистский роман «Вандсбекский топор» («Хакардом шел Вандсбек», 1943; в 1951 экранизирован). В годы войны Цвейг стал одним из основателей, а затем и президентом Лиги помощи Советской России.
В 1948 г. Цвейг покинул Израиль и поселился вначале в Праге, но в том же году переехал в Восточный Берлин. В 1950 г. он был избран президентом Германской академии искусств (в 1950–53 гг. — президент, затем до конца жизни — почетный президент). В 1958 г. Цвейгу, который был членом Всемирного совета мира, была присуждена Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
Наибольшую славу принес Цвейгу роман «Спор об унтере Грише» (1927), который был переведен на многие языки и признан одним из лучших антивоенных произведений своего времени. Это история русского военнопленного, без вины осужденного на смерть немецким военным судом. Приговор должен послужить устрашающим примером для немецких солдат, склонных поддаться «революционному соблазну». Роман Цвейга содержит яркое обличение прусского милитаризма и юридической системы, а также протест против жестокости и несправедливости войны.
О трагедии евреев в нацистской Германии он писал в романе «Оскорбленные и изгнанные» (1934). Размышления Цвейга о еврейском вопросе нашли также отражение в его эссе «Калибан» (1927), «Евреи на немецкой сцене» (1928), «Баланс немецкого еврейства за 1933 год» (1934), и др.
(28 слайд) Манн (Mann) Томас (6.6. 1875, Любек, - 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Во 2-й половине 20-х годов М. активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в книге «Размышления аполитичного» (1918), он борется против возрастающей опасности гитлеризма (статьи «Немецкая речь. Обращение к разуму», 1930, и другие). Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник» (1930), а также историческая тетралогия на библейскую тему - «Иосиф и его братья» (1933-43, русский перевод, т. 1-2, 1968). Гуманизируя миф и показывая его конкретные социально-исторические истоки, М. выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить миф и вообще интуитивный иррационализм за счёт рационального человеческого мышления. С 1933, после прихода к власти нацистов, М. жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистические заветы классической немецкой литературы, противопоставленные фашистскому варварству, утверждаются в романе об И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939) - итоге многолетних раздумий М. над творчеством Гёте. В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и действительностью, между гениальным художником и окружающей его средой. В 1943 М. начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) - самым значительным произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению германского фашизма, - вообще о глубоком кризисе капиталистического мира и его культуры. В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского.
Ведущий. Лион Фейхтвангер— немецкий писатель, уроженец Мюнхена. (29 слайд)
Фейхтвангер происходил из еврейской семьи. С момента наступления духовной зрелости и до самой смерти Фейхтвангера волновал и занимал один-единственный вопрос — о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был.
В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых фашизм, его идеология подвергались беспощадному и гневному разоблачению. (30 слайд)
В послевоенные годы писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.
(31 слайд) Ученик 6. Бертольт Брехт— Ойген Бертольд Фридрих Брехт; 1898—1956) — немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, основатель театра «Берлинский ансамбль», коммунист. Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1954). (32 слайд) Бертольт Брехт родился 10 февраля1898 г. в баварском городе Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики. Уже в школьные годы в сочинениях критически высказывался о войне. В этот же период появляются первые литературные пробы Брехта: стихи, эссе, рассказы, театральные рецензии.С 1917 по 1918 г. изучал естествознание, медицину и литературу в Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана. Учеба продолжалась недолго, так как Брехт был призван в армию. У Брехта были больные почки, поэтому его отправили не на фронт, а в госпиталь в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии».В его творчестве все больше проявлялись ненависть и отвращение не только к военщине, но и ко всему социальному строю, основанному на неравенстве и эксплуатации человека человеком. Возможно, его убеждения способствовали тому, что в ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге. С этого времени Брехт часто ездит в Берлин, где знакомится с миром театра. С 1924 г. он практически постоянно живёт в Берлине. Здесь он сближается со многими деятелями искусства: певцом и актером Эрнстом Бушем, режиссером Эрвином Пискатором, композиторами Хансом Эйслером и Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом Дёблином, Арнольтом Бронненом и Фридрихом Вольфом, художником Джоном Хартфилдом, театральным критиком Гербертом Иерингом и другими. Друзья поддерживали творческие искания Брехта. А сам он не только пишет пьесы и создает теорию «эпического театра», но и активно изучает классиков марксизма. Сближается с Коммунистической партией Германии, пишет «Песнь единого фронта» и «Песнь солидарности». (33 слайд)
Известный не мецкий поэт-антифашист Б. Брем. (34 слайд)
Die alte Schule
Es steht ein altes Gymnasium
im alteren Köln am Rhein,
da ging gestern früh in die Prima
ein neuer Lehrer hinein.
Er grüβte - und sah voll Entsetzen
auf die Tafel an der Wand,
weil, da unter Hakenkreuzen
„Deutschland, erwache!" stand.
Der Lehrer las und wusste:
zu strafen hat wenig Zweck.
So nahm er den Schwamm und wischte
von den Kreuzen die Haken weg.
Dann fragte er: „Wessen Vater verlor im Krieg das Leben?"
Und sah acht zögernde Jungen
sich von den Platzen erheben.
Der Lehrer fragte nun weiter:
„Wem ist der Bruder gefallen?
Und wem der Onkel? Der Schwager?
Da stand schon die Hälfte von allen.
„Wessen Vater ist Kriegsversehrter?
Bei wem ist die Wohnung verbrannt?
Er brauchte nicht weiter zu fragen,
weil die ganze Klasse schon stand.
Drum sagte der Lehrer nur noch:
„Faschismus bedeutet den Krieg."
Das hat schon Ernst Thälmann gerufen
Die Klasse stand da und schwieg.
Endlich entschloss sich ein Junge
Er trat aus der Bank heraus
Und ging nach vorne und wischte
Die schrecklichen Zeichen aus.
Ведущий. Перевод стихотворения.
Ученик 7. (35 слайд) Вольфганг Борхерт родился в 1921 году в Гамбурге. Его литературная деятельность началась после второй мировой. В возрасте 20 лет он был отправлен на войну, но он был против войны. В 1945 он вернулся тяжело больной в свой родной город. Там работал в театре. В 1946 написал свою первую пьесу «За дверью». В этой пьесе он отражает всю несправедливость войны. Борхерт умер в 1947 в возрасте 27 лет, но его написанные произведения известны всему миру.
В одном из них Борхерт писал: (36 слайд)
Dann gibt es nur eins!
Du. Mann an der Maschine und Mann in der Werkstatt. Wenn sie dir morgen befehlen, du sollst Stahlhelme und Maschinengewehre machen, dann gibt es nur eins:
Sag Nein!
Du. Mädchen im Büro. Wenn sie dir morgen befehlen, du sollst Granaten fallen, da: gibt es nur eins:
Sag Nein!
Du. Forscher im Laboratorium. Wenn dir morgen befehlen, du sollst einen neuen Tod gegen das alte Leben erfinden, dann gibt es nur eins:
Sag Nein!
Du. Pilot auf dem Flugfeld. Wenn sie dir morgen befehlen, du sollst Bomben und Phosphor über die Städte tragen, dann gibt es nur eins:
Sag Nein!
Ведущий: Война оставила свой след не только в душе поэтов и писателей, она не оставила равнодушных и певцов. "Поющее сердце рабочего класса", так называли Эрнста Буша, всемирно известного певца.
Ученик 8. (38 слайд) Эрнст Буш – выдающийся человек нашего времени. Это – знаменитый немецкий певец и актер. Но, прежде всего, – он известен как активный борец против фашизма и за освобождение рабочего класса. «Поющее сердце рабочего класса» - так называли Буша.
Буш боролся каждой песней, противостоял каждым словом на сцене.
Эрнст Буш родился в Киле в 1900 году. Еще ребенком принимал он участие в кружках революционной рабочей молодежи. В семнадцать лет он стал руководителем комитета социалистической рабочей молодежи. Во время ноябрьской революции в Германии в 1918 году Эрнст Буш проводил большую политическую работу, особенно среди молодежи, участвовал в восстании матросов г. Киля и всю свою жизнь посвятил борьбе за свободу народа.
В 1927 году он переехал в Берлин и начал петь в политическом театре. Его оружием были его песни. Вскоре он стал выступать со своими песнями в разных городах и странах. Он был в Советском Союзе, Испании, Бельгии, Голландии, Франции. Его актерская судьба тесно связана с театром Бертольда Брехта и, как и судьба самого театра, рассечена надвое годами власти нацистов.
Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, он был вынужден покинуть свою Родину. В это трагическое и страшное время лучшие люди Германии вынуждены были скрываться в подполье либо уходить в изгнание, покидать родину, оставляя на произвол судьбы и на потребу гитлеровским громилам своё имущество, библиотеки, накопленные десятилетиями художественные ценности, рукописи ещё не законченных книг, симфоний, научных трудов. На протяжении нескольких лет Германия лишилась тысяч и тысяч деятелей культуры, в числе которых были люди с мировыми именами в области науки, литературы и искусства. Те, которые не успели убежать из Германии, были вынуждены замолчать на долгие годы. Многим писателям, артистам, музыкантам пришлось по нескольку раз менять страну проживания по мере того, как фашистские орды захватывали одно за другим государства Западной Европы. Эрнст Буш эмигрировал в Голландию, чтобы продолжить свою политическую борьбу. (38 слайд)
Die Thälmann-Kolonne
E. Busch
Spaniens Himmel breitet seine Sterne
über unsre Schutzengraben aus.
Und der Morgen grüβt schon aus der Ferne,
bald geht es zum neuen Kampf hinaus.
Refrain:
Die Heimat ist weit, doch wir sind bereit.
Wir kämpfen und siegen fur dich: Freiheit!
Dem Faschisten werden wir nicht weichen,
schickt er auch die Kugeln hageldicht.
Mit uns stehen Kameraden ohnegleichen,
und ein Ruckwarts gibt es für uns nicht.
Refrain Rührt die Trommel! Fallt die Bajonette!
Vorwarts, marsch! Der Sieg ist unser Lohn!
Mit der Freiheitsfahne brecht die Kette!
Auf zum Kampf, das Thälmann-Bataillon!
Радиопередачи антифашистских песен в исполнении Буша, вызывавшие бессильную злобу нацистов, привели к тому, что артист специальным приказом гитлеровского правительства был лишён германского гражданства и зачислен в чёрный список “ещё не повешенных”. Широкий резонанс вызвали концерты Буша в Париже, где его слушателями были не только французы, но и многочисленные представители немецкой политической эмиграции. Ещё в Берлине, общаясь с передовыми немецкими писателями, композиторами, актёрами, Эрнст Буш с интересом слушал рассказы о нашей стране. Он давно мечтал побывать в Москве.
В1935 его мечта сбылась: Буш приехал в Москву. Он дал много концертов, пел революционные песни и сатирические куплеты, осуждающие фашистский режим. Одну из этих песен das „Einheitsfront-Lied" мы сейчас прослушаем.
В1936 в Испании началась гражданская война. Свободолюбивый народ Испании защищал свою независимость от фашистских оккупантов. Прогрессивные люди всего мира поддерживали эту героическую борьбу испанского народа. Представители 54 наций, среди которых много было немцев, прибывали в Испанию, чтобы с оружием в руках стать в ряды республиканцев. (39 слайд) Эрнст Буш не мог находиться в стороне и в 1937 году прибыл в Испанию. Два года он сражался в рядах интербригады против испанских фашистов. После поражения восстания и установления диктатуры Буш был вынужден эмигрировать в Бельгию.
Но вскоре Бельгия была оккупирована фашистами. Буш вылетел во Францию. Стараясь выслужиться перед своими новыми хозяевами, министры французского правительства жестоко расправляются со всеми антифашистами, с подлинными патриотами Франции, для которых спешно создаются концентрационные лагеря по образцу гитлеровских лагерей смерти. Среди заключённых одного из таких лагерей оказался Эрнст Буш. В лагере Буш был брошен в барак, где помещались интернированные бывшие бойцы интернациональных бригад, бежавшие из Испании. Террор и казни, голод и болезни-всё было мобилизовано властями для уничтожения заключённых, среди которых были мужественные борцы-антифашисты, писатели, артисты, видные деятели культуры. Но он всё же решается на побег и после долгих злоключений добирается, наконец, до границы Швейцарии. Однако при попытке перехода через границу беглецов задерживает пограничный пост. Арестованными заинтересовываются представители гестапо, которые быстро узнают в одном из нарушителей границы Эрнста Буша. Это случилось 15 января 1943 года. Так измученный более чем трёхлетним пребыванием в концлагере певец попадает в лапы гестапо. Его отправляют в Берлин и заключают в одиночную камеру зловещей политической тюрьмы Моабит. На 29 октября 1943 года был назначен процесс, который должен был вынести смертный приговор Бушу. Однако в связи со всё учащавшимися воздушными налётами суд был отложен. Тем временем - это было 22 ноября 1943 года - в судьбу Буша вмешалась американская бомба, разрушившая до основания крыло тюрьмы, в которой помещалась одиночка Буша. Когда приступили к раскопкам завалов, среди груды обломков в луже крови было найдено тело Буша, казалось, без признаков жизни. Его стащили в мертвецкую и бросили на нары вместе с десятком трупов других погибших во время налёта. Однако один из заключённых, врач по профессии, перетаскивавший трупы погибших, внезапно услышал стон. Подойдя поближе, он узнал Буша. Пульс слабо бился. Сердце певца работало. Буша поместили в тюремный госпиталь. Тяжёлое ранение головы вызвало большую потерю крови. Обрушившаяся железная балка перебила ему лицевой нерв. Только через 10 дней Буш пришёл в сознание. Когда через несколько месяцев Буш встал с больничной койки, тюремщики направили его в Бранденбургскую каторжную тюрьму, где он пробыл до 1945 года, пока не был освобожден советскими солдатами.
В 1946 он снова начал петь. В середине декабря 1948 года по приглашению Союза писателей Эрнст Буш приехал в Москву. Среди встречавших его на Белорусском вокзале были поэты, артисты, музыканты. Прямо с вокзала он отправился в Институт нейрохирургии, где ему была приготовлена отдельная небольшая палата.
За время пребывания Буша в Москве состоялось шесть его выступлений по радио. Кроме того, была записана серия песен на плёнку и грампластинки.
В один из январских вечеров Союз писателей организовал в своём Доме на улице Воровского вечер Эрнста Буша. Председательствовал Константин Симонов. Буш спел большую программу из старых и новых песен. Он пел с прежней силой, с неугасимым темпераментом бойца.
Прежде чем закончить вечер, К.Симонов прочёл своё стихотворение, посвящённое Эрнсту Бушу: Немец (40 слайд) читает стих
Ведущий: В Германии было много людей, которые поднимались на борьбу против фашизма. Но действовали также целые организации. Одна из самых больших организаций была группа „Weiße Rose"(«Белая роза»). (41 слайд) Она была образована в 1942 году и состояла из студентов Университета имени Людвига Максимилиана (die Ludwig- Maximilians-Universität.) Члены этой группы Die Mitglieder der „Weiße Rose" сочиняли, печатали и распространяли под угрозой жизни листовки, в которых призывали к борьбе против фашистов.
Ученик 9. Студенческая антифашистская организация «Белая роза» в Мюнхене объединила круг единомышленников. Начиная с июня 1942-го по февраль 1943 года тысячи жителей немецких и австрийских городов находили в своих почтовых ящиках листовки «Белой розы», призывающие к сопротивлению гитлеровскому режиму. Подпольная организация начала свою работу до событий под Сталинградом, когда третий рейх был опьянен "успехами" своих головорезов, когда фашистская армада продвигалась к Волге и Северному Кавказу! Поражение 6-й армии под Сталинградом «Белая роза» рассматривала как шаг к победе над нацизмом. Листовки были написаны пятью студентами: русским немцем из Оренбурга Александром Шморелем, Гансом и Софи Шоль, Кристофом Пробстом, Вилли Графом и профессором Мюнхенского университета Куртом Хубером. Особенно усилилась антифашистское участие Ганса Шолля, студента Мюнхенского мединститута, после летней "практики" 1942 г. в госпиталях в Польше, когда он ужаснулся от того, что увидел! На листовках был отличительный знак «Белая роза». Тысячи экземпляров распространялись среди молодежи Мюнхена, Франкфурта на Майне, Штутгарта, Линца, Зальцбурга и Вены. Они отправляли письма по почте, оставляли их в телефонных будках, в кафе, возле припаркованных машин, передавали студентам в Гамбург, Берлин, Фрайбург.
Листовки в военное время подрывали доверие к Гитлеру, пробуждали у немецких граждан сознание своей вины в происходящем и призывали к пассивному сопротивлению. В конце 1943 года члены группы «Белая Роза» были арестованы и расстреляны.
Призыв организации «Белая роза» к пассивному сопротивлению в годы второй мировой войны не получил широкой поддержки немецких граждан, однако сегодня «Белая роза» стала во многих странах символом свободомыслия и отваги.
По случаю 66-й годовщины со дня казни мюнхенских студентов Ганса и Софи Шоль, а также Кристофа Пробста — участников антифашистской организации «Белая роза», католическая и протестантская Церкви Германии с 22 по 24 февраля поминали на мессе имена погибших и почтили их память проведением мероприятий и концертов. Сотни верующих возложили венки и белые розы на их могилах в Мюнхене.
Второй огромной организацией был комитет «Свободная Германия». (42 слайд)
Национальный комитет «Свободная Германия» политический и организационный центр немецких антифашистов во время Второй мировой войны, созданный 12 июля 1943 года на территории СССР по инициативе КП Германии, в который вошли ведущие германские коммунисты, а также ряд немецких солдат и офицеров из числа захваченных в плен под Сталинградом.
История
После прихода к власти в 1933 году в Германии нацистской партии, Коммунистическая партия Германии была объявлена вне закона. Начавшиеся преследования её членов, вынудили многих из них эмигрировать в Советский Союз.
После нападения Германии на СССР были предприняты попытки создания из немецких военнопленных антифашистской организации. Однако они не увенчались успехом, так как у солдат и офицеров Вермахта была сильна вера в победу Германии. Поражение немецких войск в Сталинградской битве привело к перевороту в мышлении и сознании многих военнопленных, их вера в непобедимость войск Вермахта была серьёзно подорвана. Эти обстоятельства благоприятствовали созданию антифашистской организации. (43 слайд)
Национальный комитет «Свободная Германия» был создан на учредительной конференции, проходившей 12 — 13 июля 1943 года в подмосковном Красногорске. Его президентом был избран немецкий поэт-эмигрант Эрих Вайнерт. В руководство комитета входило 38 человек, в том числе, Антон Акерманн, Вильгельм Флорин, Вильгельм Пик и Вальтер Ульбрихт.
«Союз германских офицеров» (44 слайд)
После нескольких неудачных попыток завербовать на работу в комитет пленных немецких офицеров, было предложено создать специальную организацию для офицерского состава. 11 — 12 декабря 1943 года был учреждён «Союз германских офицеров», который возглавил генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах. Главной целью СГО была антифашистская пропаганда в германских вооруженных силах. Многие высокопоставленные офицеры Вермахта присоединились к СГО, самым видным из них был генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс. Позднее в своем заявлении «Союз германских офицеров» признал программу комитета «Свободная Германия» и присоединился к нему. (45 слайд)
Цели и задачи комитета
Цели и задачи Национального комитета Свободная Германия были сформулированы в манифесте, с которым он обратился к германским войскам и к германскому народу. Задачи, поставленные в манифесте, заключались в следующем:
* мобилизации на борьбу против Гитлера и его военных преступлений всех слоёв населения, в том числе офицеров, сознающих ответственность за судьбу нации;
* полная ликвидация всех законов, основанных на расовой дискриминации и ненависти к другим народам, а также всех учреждений гитлеровского режима;
* отмена всех законов гитлеровского режима, основанных на принуждении и направленных против свободы и человеческого достоинства;
* восстановление и дальнейшее расширение политических прав тружеников, свободы слова, печати, союзов, а также свободы совести и вероисповедания;
* свобода хозяйственного развития, торговли и ремёсел;
* обеспечение права на труд и охрана собственности, приобретённой законным путём;
* возврат всего награбленного национал-социалистскими правителями имущества его законным владельцам;
* конфискация имущества военных преступников, конфискация военных прибылей;
* развёртывание торговли с другими странами;
* немедленное освобождение всех жертв гитлеровского режима и выплата им соответствующей компенсации;
* суд над военными преступниками;
* создание нового немецкого правительства.
Цель заключалась в создании свободной Германии. В манифесте также был дан анализ обстановки и перспектив дальнейшего развития событий на советско-германском фронте и в самой Германии и обещана амнистия тем сторонникам Гитлера, «которые своевременно отрекутся от гитлеризма и подтвердят это делом».
Деятельность
Деятельность НКСГ и СГО заключалась в пропаганде и разъяснительной работе, которую комитет и союз вели на фронтах и среди всё увеличивающихся масс военнопленных. Комитет издавал еженедельную газету «Freies Deutschland», рассылал многочисленные листовки немецким солдатам на фронте и военнопленным в советских лагерях. У комитета была своя радиостанция «Свободная Германия». На фронтах также использовали звуковые передвижки с речами генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, Вальтера Ульбрихта, Антона Акерманна, а также Эриха Вайнерта.
Одни члены комитета действовали на линии фронта, призывая германских солдат и офицеров к добровольной сдаче в плен. Другие — в глубоком немецком тылу совместно с советскими партизанами. Комитет «Свободная Германия» послужил стимулом, для развёртывания антифашистской работы среди немецких солдат во многих оккупированных Германией странах. На основе программы, содержавшейся в манифесте, а также на основе «25 пунктов к окончанию войны», опубликованных позднее Национальным комитетом, в различных странах создавались союзы немецких эмигрантов.
После войны
После поражения Германии члены комитета вернулись на родину в советскую зону оккупации, заменяя нацистских чиновников. Они сыграли ведущую роль в создании Германской Демократической Республики, а члены «Союза офицеров» — в организации Национальной Народной Армии.
Память
В 1985 году по инициативе руководства ГДР в Красногорске был создан Мемориальный музей немецких антифашистов. Экспозиция была развернута в бывшем здании Центральной антифашистской школы военнопленных.
Ведущий. Нужна ли была война немецкому народу или они мечтали жить в мире? На этот вопрос в своем эссе отвечает Макс Фриш. (46 слайд)
Ученик 10.Wie stellen wir uns den Frieden vor? 1946 in Frankfurt am Main verstand ich unter Frieden ganz einfach: Keine Bomben mehr, keine Siege mehr. Die Antwort schien auch einfach: Friede als Ende der Angst.
Unsere Ablehnung des Krieges als Mittel der Politik besagt noch nicht, dass wir friedensfähig sind.
Eine friedensfähige Gesellschaft wäre eine Gesellschaft, die ohne Feindbilder auskommt.
Was meint Freiheit, ein so missbrauchbares Wort, im Grunde anderes? Freiheit nicht als Faustrecht für den Starken, Freiheit nicht durch Macht über andere. Selbstverwirklichung, sagen wir: wenn es möglich ist, kreativ zu leben. Wie viele Menschen haben aber die Möglichkeit, kreativ zu leben?
Wir hoffen. Wir glauben an eine Möglichkeit des Friedens.
Ведущий: История – непростая тема для немцев. (47 слайд) Никто не хочет, чтобы повторилось нечто подобное Второй мировой войне. Людские потери Германии — по разным оценкам от 4,3 млн. военнослужащих погибшими (включая 442,1 тыс. погибших в плену), ещё 910,4 тыс. вернулись из плена после войны до 5,2 млн. военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести. Общие демографические потери Германии и её сателлитов (включающие погибшее мирное население) — 11,8 млн. человек; (48 слайд)
До сих пор немцы, даже рожденные после войны, испытывают чувство исторической вины за ужасы, которые происходили в Германии при нацизме, и должны пройти еще годы, пока общество не выработает адекватный ответ на эти тревожащие вопросы.
(сайт Гете.де) (49 слайд)
Gebet für Kinder
Ilse Kleberger
Manche Kinder sind gelb und manche schwarz,
doch ich bin weiß.
Manche Kinder sind braun und manche rot,
doch ich bin weiß.
Aber ich bin nicht besser als sie,
und sie sind nicht besser als ich,
wir sind alle Kinder von dir , lieber Gott.
Hilf uns, daß wir uns nicht hassen!
Hilf uns, daß wir uns verstehen!
Hilf uns, daß wir uns lieben!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знаменитые немцы современности"
Презентация рассказывает о знаменитой немецкой теннисистке Штефи Граф. Может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении темы “Bundesländer. Was Neues?” в 10 классе.Все мы знае...
«Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» Конспект урока
На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели: формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери...
Урок межнационального мира и согласия. Традиции немцев Поволжья.
Разработка урока по теме: "Традиции немцев Поволжья"....
Личные имена русских, немцев и тувинцев в фоновых знаниях носителей языка и культуры
Исследовательская работа в рамках школьной научно-практической конференции.Цели:Охарактеризовать и сравнить происхождение имен русских, немцев и тувинцев.Охарактеризовать и сравнить переход личн...
О немцах России при изучении немецкого языка
конспект внеклассного мероприятия по немецкому языку...
Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».
Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...
История российских немцев. Переселение, миграция российских немцев на территории Сибири в XVIII-XXI столетиях.
В процессе многолетнего изучения и преподавания немецкого языка возникает закономерный вопрос: каким образом немецкий язык распространился на территории Госсударства Российского и, в частности, ...