Структура и содержание профильного обучения иностранным языкам
план-конспект урока (10 класс) по теме

Шайдурова Елена Алексеевна

Углубленное изучение иностранного языка позволяет выпускнику приблизиться к достижению более высокого, а именно порогового продвинутого уровня обученности - уровня В2 (в терминах Совета Европы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура и содержание  профильного обучения иностранным языкам (на примере филологического профиля).

Поскольку базовый курс направлен на завершение общеобразовательной подготовки школьников по предмету, то структура его в основном та же. Что и структура курса основной школы.

В соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по ИЯ основу содержания данного курса составляет общекультурная тематика, затрагивающая проблемы жизни современной молодежи в странах изучаемого языка и в нашей стране.

Отобранный языковой минимум (лексический, грамматический  и др.) коммуникативно достаточен, чтобы обеспечить функциональную грамотность во владении иностранным языком и достижение планируемого порогового уровня.

Рассмотрим сначала структуру профильного обучения в принципиальном плане.

Как отмечалось, профильный курс, на который отводится 6 часов в неделю  в 10 классе и 6 часов в неделю в 11 классе, включает в себя базовый курс, строится на его основе, но также предполагает его более углубленную/ детальную проработку, а кроме того , включает дополнительный материал. Профильный курс может быть также углублен и расширен/ или модифицирован (видоизменен) за счет специализированных элективных курсов (обязательных курсов по выбору школьников), часы на которые выделяются, как известно, из школьного компонента базисного учебного плана. По усмотрению региона, школы могут даже быть подключены факультативы, практики.

Представим структуру профильного обучения в виде схемы                                                                                      

1-ый ярус

                              Профильный курс (6 часов)

-Общеобразовательный/базовый курс (3 часа)                                                        

-Задания на более детальную проработку материалов базового курса (за счет заданий на разносторонний анализ текстов, реферирование, аннотирование)

-  Дополнительный  профильно ориентированный материал и соответствующие способы деятельности, например, для филологического профиля:»Немного о языках и науках о языке», «Их истории немецкой литературы» или для социально-гуманитарного профиля:»Из  истории страны изучаемого языка», «Великие общественные деятели, их вклад в мировую историю»

 

4-ый ярус

Практики

2-ой ярус

Практики

Проекты

Элект.курсыы

Практики

3-ий ярус

Подчеркнем еще раз, что элективные курсы могут иметь ту же предметную направленность, что и профильный курс. Они могут иметь и другую направленность,  когда ИЯ выступает как средство изучения другой предметной области, например, курсы элементарных основ экономики, обществознания, права, журналистики итд .

Углубленное изучение ИЯ в рамках профильного курса (оно, как отмечалось, имеет место не только в филологическом профиле) позволяет выпускнику, и об этом речь была выше, приблизиться к достижению более высокого, а именно порогового продвинутого уровня обученности - уровня В2 (в терминах Совета Европы)

Что входит в содержание профильного курса?

Уже подчеркивалось, что прежде всего содержание профильного курса включает в себя содержание базового курса. Однако наличие большего количества учебных часов позволяет несколько расширить тематику по сравнению с общеобразовательным курсом (например, за счет такой проблематики, как «Возможность продолжения образования в России и  за рубежом», «Основные культурно-исторические вехи в развитии изучаемых стран», «Вклад России и стран изучаемого языка В развитие науки и культуры» ) и соответственно более тщательно прорабатывать материал базового курса. Последнее имеет место, если, в частности, больше уделять внимания:

-лингвистическим знаниям, например, систематизации грамматических категорий,  анализу грамматического строя изучаемого иностранного языка по сравнению с родным, а также закономерностям лексической стороны речи: обобщение особенностей основных единиц языка – слова, предложения, текста (например, систематизация знаний по проблемам многозначности слова, синонимии, антонимии, заимствований итд.)

-стилистическим особенностям устной и письменной речи, жанровому разнообразию текстов, выразительным средствам изучаемого ИЯ; в частности фразеологическим выражениям, пословицам и поговоркам.

-литературе и страноведению, интегрированных в курс ИЯ ( в том числе в историческом аспекте для филологического и социально-гуманитарного профиля). Так, например, в примерных программах выделяется специальный раздел «Филологические знания и умения как результат углубленного изучения ИЯ» Это обусловливает привлечение дополнительного профильно ориентированного материала.

Т.о., углубленное изучение ИЯ в профильном курсе осуществляется в 3 направлениях

обязательных для профильного  курса заданий на более тщательную проработку некоторых аспектов рассматриваемы проблем, на поиск дополнительной информации, в частности, с использованием проектной деятельности школьников, написания рефератов, сочинений…

-на дополнительном профильно ориентированном материале, характер которого зависит от выбранного профиля.

-на материале элективных курсов, профессиональных проб.

Углубленное изучение предусматривает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности в рамках тематики, указанной в стандарте и примерных программах.

В плане развития монологической речи особое значение приобретает обучение связному , аргументированному высказыванию по теме или на основе прочитанного или прослушанного текста, а также реферированию и аннотированию текста. Применительно к диалогической речи- обучение обсуждению, дискуссии с использованием аргументации своей точки зрения партнера, а также с использованием языковых средств для выражения компромисса. Становятся более разнообразными ситуации общения, включая и ролевой репертуар, в том числе за счет профильно ориентированных ситуаций, (например, беседа будущего  учителя ИЯ с зарубежным учителем/учеником).

Увеличивается объем  читаемого  : актуальных публицистических текстов, отрывков из произведений художественной литературы, разнообразных прагматических текстов типа рекламы, объявлений, инструкций итд, научно-популярных профильно ориентированных текстов. При этом используются все стратегии/виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, а также стилистический анализ текста, его перевод. Уже отмечалось, что перевод выступает не только как средство уточнения непонятного и вынесения понимания во внешний план (как, например, при контроле чтения), но и как вид речевой деятельности, как профессионально ориентированное умение.

Больше внимания уделяется аудированию, в том числе с письменной фиксацией основных  фактов содержания текста для лучшего их запоминания и развития соответствующего профессионального умения (важного, в частности, при продолжении образования в ВУЗе, например, запись лекций на ИЯ).Кроме того, больше внимания уделяется и письменной речи,  том числе таким ее видам, как составление тезисов, реферирование, аннотирование, переписка ( в частности, применительно к деловой сфере общения  , в том числе с использованием мультимедийных средств).

Выше дана характеристика содержания профильного обучения ИЯ в его сопоставлении с базовым курсом в самом общем плане.

Как видно на схеме, этот материал может содержать краткую информацию о языках мира и науках о языке, а также самые общие сведения из немецкой литературы.

Более детальное представление о том, каким может быть содержание филологического профиля, дает ознакомление с УМК по немецкому языку для 10 и 11 классов полной средней школы.

10 класс «Немецкий язык» Бим И.Л. Рыжова Л.М. Садомова Л.В.(М, Просвещение, 2007)(издание дополнительное).

Разноуровневое обучение может быть обес печено данным УМК благодаря его содержанию и структуре. Он включает:

-учебник, состоящий их 4 глав, грамматического справочника, 3 других приложений (модулей), содержащих профильно ориентированный материал

-рабочую тетрадь, имеющую разделы, ориентированные на профильное обучение, включающую, кроме того, фрагменты языкового портфеля, а также разделы, нацеленные на контроль работы по модулям, и разделы на подготовку к возможной сдаче ЕГЭ (в 11 классе)

-книгу для чтения в 2 частях (для 10 и 11 классов)

-книгу для учителя с тематическими планами и методическими рекомендациями, включающую, кроме того , тексты для аудирования, а также итоговый тест.

-аудиоприложение.

Для достижения в 11 классе общеобразовательного базового уровня обученности школьнику достаточно овладеть в 10 классе материалом 4 глав учебника, Приложения 1 и на их основе соответствующими знаниями, навыками, умениями в основных ВРД (говорении, аудировании, чтении, письме), а также прочитать книгу для чтения. (часть1).

Для достижения профильного уровня подготовки по немецкому языку школьнику необходимо овладеть в 10 классе материалом не только 4 глав учебника, но  и его приложений, а также прочитать тексты из книги для чтения (части 1 и 2).

Приложения к учебнику содержат:

-грамматические таблицы и другой материал, обобщающий языковые знания и навыки 10-классников(Приложение1)

-3 модуля (Приложения 2,3,4),расширяющие и углубляющие ЗУН школьников в следующих научных областях:

-элементарные основы языкознания и лингвистики, а также теории немецкого языка (модуль 1);

-немецкоязычная литература (модуль 2 );

-история Германии (модуль 3 ).

Использование этого материала способствует более углубленному изучению немецкого языка, немецкой литературы и истории, а также немецкой культуры  в целом и нацелено на профильную подготовку  школьников; первый и второй модули ориентированы на филологический профиль, 2 и 3 –на социально-гуманитарный профиль, а школьникам надлежит сделать выбор профиля.

При этом существенно, что филологический профиль не только обеспечивает элементарную филологическую подготовку старшеклассников, но и нацелен на более углубленное изучение немецкого языка, на повышение уровня владения всеми ВРД (включая перевод), на развитие интереса к изучению языков и культур, к использованию ИЯ в будущей профессиональной деятельности.

По данному УМК могут учиться: а) школьники, окончившие основную школу и завершающие в 10-11 классах общеобразовательную подготовку по немецкому языку, не связывающие его изучение со своими планами на будущее, и б) школьники, выбравшие ИЯ в качестве профильного учебного предмета в рамках филологического или социально-гуманитарного профиля.

Следовательно, с помощью разноуровневого УМК школьники включаются в процесс целеполагания и выбирают соответственно желаемый уровень по ИЯ, а также направленность обучения.

Для того, чтобы школьник сделал осознанный профессиональный выбор, учитывая цели и содержание филологического или любого другого профиля, предлагаемого школой, необходима предпрофильная подготовка в основной школе.

Но осознанный профессионально ориентированный выбор продолжения образования в старшей школе зависит также от правильного видения школьником возможностей профиля в плане его специализации, т.е.возможностей продолжения образования в выбранном направлении и получения на его основе в дальнейшем искомой специальности и осуществления соответствующих ей видов деятельности.

                                Учитель немецкого языка МОУ «СОШ №26» Шайдурова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени

Материал содержит презентацию к выступлению по данной теме. Затрагиваются вопросы о современных педагогических условиях обучения в форме  элпективных курсов и факультативов....

Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени

Выступление к опубликованной на сайте презентации...

«Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»

Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Текст как единица содержания в обучении иностранному языку

Текст как единица содержания в обучении иностранному языку...


 

Комментарии

Коноваленко Вероника Робертовна

Уважаемая Елена Алексеевна, в Вашей статье прослеживается чёткая линия действий в оказании помощи подростку в профессионально ориентированном выборе. Спасибо.