Статья на тему "Система работы с одаренными детьми"
статья по испанскому языку (10, 11 класс) на тему

Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре основных вида одаренности.

1.Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

3.Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).

Cистема работа по выявлению и поддержке одарённых детей в школе является эффективной. Об этом свидетельствуют и показатели уровня обученности учащихся, и результативность их участия в конкурсах и мероприятиях различных уровней, и энтузиазм, с которым ребята включаются в тот или ной новый проект, и даже, пожалуй, тот факт, что английский язык является любимым предметом у большинства учащихся. Безусловно, мы не стоим на месте и нам есть, к чему стремиться. В русле работы по выявлению и поддержке одарённых детей нам кажется важным, продолжать индивидуальную работу с учащимися и помогать каждому ребёнку в раскрытии и последующей реализации заложенного в нём потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_odaryonnyh_detey.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми в Гимназии № 67

Фомин В.Е.

Большой талант требует большого трудолюбия.

П.И. Чайковский

Развитие системы поддержки и сопровождения талантливых детей является одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века. Совершенствование образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Одним из главных направлений работы нашей Гимназии является создание условий для максимального развития одарённых детей, а также просто способных детей, чьи таланты на настоящий момент, ещё не проявились.

Под одаренностью мы понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). Одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.

В школе можно выделить следующие категории детей:

  • учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
  • учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре основных вида одаренности.

1.Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

3.Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий)

Среди методов выявления и поддержки одаренных детей относятся необходимо отметить следующие:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные игры, конкурсы;
  • научно-практические конференции;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
  • интернет - проекты;

Данная структура дает возможность учащимся уже с начальной школы проявить себя, продемонстрировать свои интеллектуальные способности, успешно учиться и постоянно обогащать опыт творческой деятельности.

Свои личные достижения - грамоты, дипломы, благодарности, творческие работы, достижения в социальной практике учащиеся формируют в банке индивидуальных достижений - "Портфолио учащегося", которое является важным средством воспитания у школьников стремления совершенствоваться, преодолевать трудности, выстраивать свою будущую жизнь и быть конкурентоспособными в современном мире.

Гимназию № 67 отличает большой опыт работы, направленной на создание условий для развития таланта детей, выявления и поддержки их одаренности. За многие годы образовательному учреждению удалось создать систему поддержки талантливых и одаренных детей, комфортную творческую среду, обеспечивающую возможность интеллектуальной и творческой самореализации учащихся. С каждым годом увеличивается количество конкурсов, фестивалей, интеллектуальных игр, олимпиад; возрастает и число участников мероприятий разного уровня. Олимпиады и конкурсы проводятся с целью совершенствования языкового образования и предоставления новому поколению возможностей проявить себя. Участие в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, проектах, научно-практических конференциях одинаково значимо как для учащихся, так и для преподавателей. Это вызов, который и те, и другие готовы принять, благодаря способности к творческому самовыражению и свободному владению таким инструментом, каким является иностранный язык.

Учащиеся Гимназии ежегодно принимают участие и становятся победителями и призерами этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, мероприятий образовательной программы «Оксфордское качество»: социокультурной олимпиады, конкурса «Портфолио учащегося», фестиваля музыкальной драмы на английском языке «Самый английский английский», конкурса эссе «Великобритания и Россия: единство в различии», регионального фестиваля поэзии на иностранных языках «INSPIRATIO», организованного Гимназией № 67 в 2010 году при поддержке Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и компанией “Релод”, крупнейшего поставщика учебно-методической литературы ведущих зарубежных издательств. Все учащиеся выражают готовность принять участие в международном игровом конкурсе по английскому языку «British Bulldog», узнать свой уровень владения иностранным языком, сравнить себя со сверстниками, при этом получая удовольствие от выполнения конкурсных испытаний, показывая хорошие результаты, узнавая новое и интересное о языке и культуре англоязычных стран.

Участие и победы наших учащихся в городских мероприятиях, приуроченных к Дням Шотландии и Англии в Санкт-Петербурге, международном конкурсе «Мои Олимпийские игры» оставили благоприятное впечатление, позволили учащимся приобрести полезный опыт, знания и проявить свой талант в различных областях деятельности.

На протяжении многих лет в Гимназии осуществляется подготовка учащихся к сдаче международных экзаменов разного уровня. Кембриджские экзамены известны во всем мире, а сертификаты об их успешном прохождении признаются на международном уровне учебными заведениями и работодателями как реальный показатель знания языка.

Подготовка к участию в спектаклях и конкурсах песни – неотъемлемая часть работы, способствующей выявлению и реализации творческого потенциала учащихся. В нашей копилке участие и победа в Фестивале музыкальной драмы «Самый английский английский», «Шекспировском фестивале драмы», Международном Фестивале спектаклей на английском языке «Сказочный остров», Городском конкурсе исполнения песни на иностранном языке «CONSONANCE 2013».

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что система работа по выявлению и поддержке одарённых детей в Гимназии № 67 является эффективной. Об этом свидетельствуют и показатели уровня обученности учащихся Гимназии, и результативность их участия в конкурсах и мероприятиях различных уровней, и энтузиазм, с которым ребята включаются в тот или ной новый проект, и даже, пожалуй, тот факт, что английский язык является любимым предметом у большинства учащихся нашей Гимназии. Безусловно, мы не стоим на месте и нам есть, к чему стремиться. В русле работы по выявлению и поддержке одарённых детей нам кажется важным, продолжать индивидуальную работу с учащимися и помогать каждому ребёнку в раскрытии и последующей реализации заложенного в нём потенциала.

Перечень литературных источников:

  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение - Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.
  2. Бабаева Ю.Д., Марютина Т.М., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков./Под. ред. Лейтеса Н.С. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ACADEMA. 2000. - 332 с.
  3. Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. // Одаренный ребенок, №1-2005. с. 28-29.
  4. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся: Учебное пособие - М., 1998.
  5. Савенков. А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. //ДШ. – 2003.- № 30.
  6. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н. И. Панютина и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.
  7. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.

Интернет- ресурсы:

  1.  http://ext.spb.ru
  2.  http://www.menobr.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

статья:"из опыта работы с одаренными детьми"

система работы с одаренными детьми и их развитие...

Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка

Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...