Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики.
учебно-методическое пособие по испанскому языку

Работа учащихся при освоении перевода из косвенной в прямую речь и наоборот. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема

Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики.

Санкт-Петербург

2009

Стремление повысить эффективность обучения побудило меня использовать групповую работу учащихся, в процессе которой происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена освоенной информацией.

Для работы в группах я составляю карточки с заданиями. За определенное (фиксированное) время каждый член группы должен проработать свое задание, «самообучиться», обучить  своего партнера и сделать выводы согласно цели урока. В заключение проводятся уроки контроля и коррекции знаний.

Групповая работа может быть особенно успешно применена на уроках при изучении нового грамматического материала и его первичном закреплении, а также на уроках обобщения и систематизации знаний по грамматике и лексике. Приведу в качестве примера работу над темой «Косвенная речь (Согласование времен)»

Учащиеся приходят на урок с выполненным домашним заданием: повторить все о прямой и косвенной речи по учебнику русского языка. Урок начинается с разбора предложений на русском языке, во время которого ученики прослеживают все изменения, происходящие при переводе предложений из прямой речи в косвенную. Вот несколько примеров такого разбора:

  1. Мария сказала: «Я посетила Музей Прадо.»

Мария сказала, что она посетила музей Прадо.

Вывод: придаточное предложение вводится союзом «что», изменяются местоименя, глагол «посетила» остается в том же времени.

  1. Девушка спросила меня: «Ты живешь в Москве?»

Девушка спросила меня живу ли я в Москве.

Вывод: время глагола «жить» не меняется, появляется частица «ли», изменяются местоимения.

На вопрос учителя, есть ли в русском языке связь между временем глагола в главном и придаточном предложениях,  учащиеся отвечают, что такой связи нет (это общий вывод, вытекающий из проведенного разбора русских предложений). «А в испанском языке такая связь есть, - говорит учитель. – Но прежде чем мы сформулируем правила перевода предложений из прямой речи в косвенную в испанском языке, нам необходимо повторить и заполнить таблицу согласования времен.»

Таблица 1

                  Tabla de la concordancia de los tiempos del modo indicativo

Oración principal

                                 Oración subordinada

Acción anterior

Acción simultanea

Acción posterior

I grupo

1 Presente

2 Pret.  Perfecto

3 Futuro Simple

4 Imperativo

II grupo

1 Pret. Imperfecto

2 Pret. Indefinido

Таблицу заполняют 3 ученика одновременно (каждый ученик заполняет столбик по вертикали) (см.таблицу 2) Затем учащиеся смотрят на доску и вспоминают типы предложений в соответствии с целью высказывания.

Таблица 2

                  Tabla de la concordancia de los tiempos del modo indicativo

Oración principal

                                 Oración subordinada

Acción anterior

Acción simultanea

Acción posterior

I grupo

1 Presente

2 Pret.  Perfecto

3 Futuro Simple

4 Imperativo

Pret.  Perfecto

Pret. Indefinido Pret. Imperfecto

     Presente

Futuro Simple

II grupo

1 Pret. Imperfecto

2 Pret. Indefinido

Pretérito Pluscuamperfecto

 Pretérito imperfecto

Potencial Simple

Далее группа делится по 4 человека (или по 2). Каждый член группы получает карточку с одним типом высказывания, имеющую примеры и задания. (Учащиеся заранее знакомятся с алгоритмом работы)

  1. Изучение каждым школьником своей карточки. Запись выводов в тетрадь.

Р1           Р2

Р3           Р4

Обмен знаниями с партнером.

Р1         Р2

Р3        Р4

  1. Обмен карточками. Проработка воспринятой информации.

  1. Поиск нового партнера для взаимообучения. Обмен знаниями с новым партнером.

Р1            Р2

Р3            Р4

  1. Обмен карточками. Проработка воспринятой информации.

  1. Поиск нового партнера для взаимообучения. Обмен знаниями с новым партнером.

Р1             Р2

Р3            Р4

  1. Обмен карточками. Проработка воспринятой информации.

На самостоятельное изучение карточки и выполнение заданий к ней школьникам дается 15-18 минут. В процессе изучения карточек они делают записи в тетради. Представители групп делают выводы по каждому типу предложений, а затем формулируют общие правила перевода предложений в косвенную речь. Следующий этап работы – тестирование (проверка уровня обученности). Учащиеся получают карточки с заданием перевести предложения из прямой речи в косвенную (на выполнение задания отводится 5 минут):

  1. El empleado contesta secamente : “Aquí no hay nada”.
  2. “¿Será Ud el hermano de Doña Perfecta?” – preguntó el caballero.
  3. El niño contestó:” Yo no he tocado nada”.

Ученики сами проверяют правильность выполнения задания по ключу, который раздает учитель. Они исправляют ошибки, анализируют свою работу. На таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать.

        Прилагаются образцы карточек, которые ученики получают для самостоятельной, а затем и совместной работы.

Las oraciones narrativos (повествовательные предложения)

  1. Lee las oraciones siguientes:

Elena ha dicho: “Yo estudio el español y Pablo el francés”.

Elena ha dicho que ella estudia el español y Pablo el francés”.

  1. Analiza las oraciones y contesta a las preguntas:

В каком  времени стоит глагол в словах автора и в главном предложении в косвенной речи?

Каким союзом вводится придаточное в косвенной речи?

Определи время глаголов в         

а) прямой речи

б) косвенной речи

Как согласуются времена глагола в главном и придаточном предложениях в косвенной речи?

Что происходит с личными и притяжательными местоимениями?

  1. Ответив на вопросы, сформулируй правила перевода повествовательных предложений из прямой речи в косвенную.

Las oraciones interrogativas (вопросительные предложения)

  1. Lee las oraciones siguientes:

Andrés pregunta : “¿Qué hora es?”

Andrés pregunta qué hora es.

Pepita  preguntó : “¿Quién es tu hermano?”

Pepita preguntó quién era mi hermano.

  1. Analiza las oraciones y contesta a las preguntas:

В каком  времени стоит глагол в словах автора и в главном предложении в косвенной речи?

Каким союзом вводится придаточное в косвенной речи?

Определи время глаголов в         

а) прямой речи

б) косвенной речи

Как согласуются времена глагола в главном и придаточном предложениях в косвенной речи?

Что происходит с местоимениями?

Определи порядок слов в придаточном предложении в косвенной речи.

  1. Ответив на все вопросы, сформулируй правила перевода вопросительных предложений

Las oraciones interrogativas si el estilo directo no tiene palabra interrogativa. (вопросительные предложения без вопросительного слова).

  1. Lee las oraciones:

El maestro preguntó: “Tenéis el periódico de hoy?”

El maestro preguntó si teníamos el periódico de hoy.

  1. Analiza las oraciones y contesta a las preguntas.

В каком  времени стоит глагол в словах автора и в главном предложении в косвенной речи?

Каким союзом вводится придаточное в косвенной речи?

Определи время глаголов в         

а) прямой речи

б) косвенной речи

Как согласуются времена глагола в главном и придаточном предложениях в косвенной речи?

Что происходит с местоимениями?

Определи порядок слов в придаточном предложении в косвенной речи.

Ответив на все вопросы, сформулируй правила перевода вопросительных предложений без вопросительного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Организация групповой и индивидуальной работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола.

Методическая разработка урока по теме:" Организация групповой и индивидуальной работы учащихся при   систематизации изученных видовременных форм глагола."...

Самостоятельная работа по лексике и грамматике УМК Enjoy English 10 кл. Unit 3 Section 1

Проверочная работа содержит упражнения на лексику и грамматику, которая содержится в 3 разделе 1 секции УМК М.З. Биболетовой и др. Enjoy English 10 кл.: глаголы do, make, модальные глаголы, лексика се...

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.

Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная  работа и деятельностный подход  это...

«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...

Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматической темы «Reported Speech. Sequence of Tenses»

В данной статье я поделюсь опытом работы по организации групповой и самостоятельной работы. Организованная подобным образом работа может быть особенно успешно применена на уроках при изучении нового г...

статья "Самостоятельная работа как средство освоения иностранного языка"

Резникова Инна Геннадьевнаучитель ГБОУ школа № 356 Московского районаг. Санкт-Петербург Современный мир сложен и изменчив. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с массой ситуаций, когда...

Cтатья "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

Современный мир сложен и изменчив. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с массой ситуаций, когда приходится принимать решения, вырабатывать новые стратегии действий в незнакомых условиях. Э...