Формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку
статья по французскому языку (9 класс)

Ерёмина Надежда Александровна

Как всем известно, во всех образовательных учреждениях принято положение о  внутренней системе оценки качества образования, согласно которому качество образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения результатов образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_dlya_konferentsii.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку

Как Вам известно, в гимназии принято положение о  внутренней системе оценки качества образования, согласно которому качество образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения результатов образовательной программы.

Внутренняя оценка качества образования гимназии №271 включает в себя следующие объекты: предметные, метапредметные, личностные результаты, здоровье обучающихся, достижения обучающихся на конкурсах, олимпиадах и соревнованиях и удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов. Мы подробно остановимся на предметных результатах.

Согласно ФГОС предметные результаты освоения учащимися образовательной программы оцениваются по четырем видам речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании и письменной речи), а также по уровню сформированности языковой компетенции ( владение языковыми средствами) и социокультурной компетенции.

Языковая компетенция включает в себя знание и правильное применение грамматических правил, адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка, распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц ( слов, словосочетаний, реплик-клишэ речевого этикета).

Социокультурная компетенция представляет собой представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.

Для создания контрольно-измерительных материалов и разработки фонда оценочных средств для осуществления оценки качества образования по предметным результата на кафедре иностранного языка были созданы рабочие группы по различным параллелям. Я входила в состав рабочей группы по седьмым классам, поэтому на примере этой параллели я расскажу о критериальной базе фонда оценочных средств по французскому языку.

Для реализации оценивания качества знаний учащихся применяются следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль представляет собой совокупность оценок, которые учащийся получает на уроках за домашние задания, написание ткущих проверочных работ, работу на уроке, и.т.д. Промежуточным контролем являются четвертные контрольные работы, а итоговым – контрольная работа за год. Рабочие группы на нашей кафдре, в частности и наша группа, занимались разработкой контрольно-измерительных материалов и разработкой критериев оценивания для проведения промежуточного и итогового контроля.

Языковой, то есть лексико-грамматический материал, в конце каждой четверти оценивается в форме лексико-грамматического текста, или лекско-грамматической контрольной работы.

В лексико-грамматическом тесте могут быть представлены задания следующего типа:

  • на соотнесение
  • заполнение пропусков
  • тест с множественным выбором ответа

В тестовой форме контроля за каждый правильный ответ дается 1 балл.

В лексико-грамматической контрольной работе могут быть представлены следующие типа заданий:

  • на трансформацию
  • на раскрытие скобок

В зависимости от уровня сложности того или материала оценивание такого вида контроля более вариативно. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1.

Mettez à l’imparfait:

Nous (faire) les devoirs ensemble.

В данном задании ученик должен раскрыть скобки и поставить глагол в форму прошедшего незавершенного времени. За каждую правильную фразу в задании такого типа ученик получит 1 балл, так как проверяется его владение только одним грамматическим навыком – грамматическим навыком образования прошедшего незавершенного времени.

Пример 2.

Mettez au discours indirect:

Pierre dit: «Nous arrivons au parc».

Здесь учащийся должен выполнить трансформации прямой речи в косвенную. Для этого он должен вспомнить, что в косвенной речи две части сложного предложения соединяются с помощью союза «que» («что»), а также поменять подлежащее и сказуемое во второй части фразы. В этом задании идет проверка сформированности нескольких грамматических навыков, поэтому оценивается в 2 балла: 1 балл за правильное употребление союза, 1 балл за правильную трансформацию подлежащего и сказуемого во второй части фразы.

Выбор типа промежуточного контроля обусловлен уровнем сложности изученного материала, а также его объемом. Контрольные работы за 1 и 2 четверть в параллели 7 классов проверяли знания учащихся по трем грамматическим темам и имели тестовый вариант (тест на 30 фраз). В 3 четверти проверялись знания учащихся только по двум грамматическим темам, поэтому промежуточный контроль лексико-грамматического материала был представлен в форме письменной контрольной работы на 20 фраз.

Для каждого теста, или письменной контрольной работы (в зависимости от сложности материала и количеств заданий) разрабатывается своя шкал перевода баллов в оценку.

Таким образом, например, так выглядела шкала перевода для теста параллели седьмых классов в 1 и 2 четверти:

30 – 26 – «5»

25 – 2 1 – «4»

20 – 15 – «3»

14 и меньше – «2»

Остановимся более подробно на итоговом контроле – контрольном тесте за год. В тесте проверялась сформированность языковой компетенции по 7 грамматическим темам. Тест с множественным выбором ответа был разделен на семь блоков: шесть блоков по 6 фраз и один блок на 4 фразы. За каждый правильный ответ учащийся получал 1 балл.

Шкала перевода баллов оценку выглядела следующим образом:

40 – 35 – «5»

34 – 28 – «4»

27 – 20 – «3»

19 и менее – «2»

Помимо проверки сфомированности языковой компетенции по различным грамматическим темам промежуточный и итоговый контроль включает в себя контроль монологической речи.

В конце каждой четверти учащиеся сдают контрольный монолог по изученной теме, а в конце учебного года учащиеся сдают устный зачет по монологической речи уже по всем изученным темам. Учитель оценивает следующие параметры:

  • правильное произношение изученных ЛЕ, соблюдение ритмико-интонационных особенностей различных предложений;
  • правильное образование и употребление изученных грамматических форм;
  • знаний фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка, то есть сформировнность социокультурной компетенции по изученной теме

Для оценивания монологической речи разработаны следующие критерии оценивания:

Consigne

(содержание – количество фраз, для 7 класса не менее 15)

Lexique

Правильное употребление лексических единиц

Grammaire

Правильное образование и употребление грамматических единиц

Phonetique

Правильное произношение ЛЕ и соблюдение ритмико-интонационных особенностей различных типов фраз

3 балла

3 балла

3 балла

1 балл

Такие формы речевой деятельности, как чтение, аудирование и письменная речь оцениваются учителем с помощью текущего контроля, то есть на уроках.

Таким образом, совокупность всех видов контроля, текущего, промежуточного и итогового помогают иметь объективную картину оценки качества знаний ученика, на основе которой учитель выставляет четвертные, а также итоговую оценку по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку".

Эта статья написана по итогам двенадцатой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья " Проблема востребованности российского педагогического опыта в свете ФГОС", которая про...

Фонд оценочных средств по Русскому языку

Фонд оценочных средств по Русскому языку для 1 курса СПО...

Фонд оценочных средств дисциплины "Русский язык"

В материале представлен комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Русский язык" специальности 08.01.10 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"...

Фонд оценочных средств по русскому языку в 9 классе

Материал предназначен для работы  в 9 классе....

Фонд оценочных средств по английскому языку

Контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 7-х классов обязательного минимума содержания Модуля 1 и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения....

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс даёт возможность обучающимся анализировать полученную отметку и стремиться к лучшему результату,а также позволяет самостоятельно выбрать уровень выполн...