Статья "Формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку".
статья по французскому языку (5 класс) на тему

Мария Владимировна Романова

Эта статья написана по итогам двенадцатой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья " Проблема востребованности российского педагогического опыта в свете ФГОС", которая прошла в Санкт-Петербурге 5 ноября 2015 года.

В этой статье речь идет о внутренней системе оценки качества образования. В гимназии 271 на примере четвертых и пятых классов рассматривается формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку

Как Вам известно, в гимназии принято положение о  внутренней системе оценки качества образования, согласно которому качество образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения результатов образовательной программы.

 Внутренняя оценка качества образования гимназии №271 включает в себя следующие объекты: предметные, метапредметные, личностные результаты, здоровье обучающихся, достижения обучающихся на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов. Мы подробно остановимся на предметных результатах.

Согласно ФГОС предметные результаты освоения учащимися образовательной программы оцениваются по четырем видам речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании и письменной речи), а также по уровню сформированности языковой компетенции (владение языковыми средствами) и социокультурной компетенции.

Языковая компетенция включает в себя фонетику, грамматику, лексику, орфографию, то есть знание и правильное применение грамматических правил, адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка, распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) и правильность написания слов.

Социокультурная компетенция – это  представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.

Для создания контрольно-измерительных материалов и разработки фонда оценочных средств  для осуществления оценки качества образования по предметным результатам на кафедре иностранного языка были созданы рабочие группы по различным параллелям. Я входила в состав рабочей группы по пятым классам, поэтому на примере этой параллели я расскажу о критериальной базе фонда оценочных средств по французскому языку.

Для реализации оценивания качества знаний учащихся применяются следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль представляет собой совокупность оценок, которые учащийся получает на уроках за домашние задания, написание текущих проверочных работ, работу на уроке, и.т.д.

Такие формы речевой деятельности, как чтение, аудирование и письменная речь оцениваются учителем с помощью текущего контроля, то есть на уроках.

 Текущий контроль усвоения лексики, грамматики и другого языкового материала проводится в виде тестов, лексических диктантов, тематических проверочных работ. В конце каждой темы предлагается проведение тематических проверочных работ (тестов, диктантов). В конце каждого раздела предусматривается лексико-грамматический контроль. Количество часов на контроль основных видов речевой деятельности составляет 2 часа в течение четверти: устная речь (монолог) и тест.

Так как Итоговый контроль по французскому языку проводится только для учеников 4 классов (в виде годовой контрольной работы), 9 классов (ОГЭ) и 11 классов (ЕГЭ), остановимся подробно на промежуточном контроле. Он проводится для учеников 5-8 и 10 классов – это контроль в конце четверти и Годовая контрольная работа.

Для 5 классов Промежуточная аттестация является заключительной формой контроля знаний и умений учащихся и предусматривает проверку устной речи (монолог) и письменной речи (тест).

 Языковой, то есть лексико-грамматический материал, в конце каждой четверти оценивается в форме лексико-грамматического теста.

В лексико-грамматическом тесте могут быть представлены задания следующего типа:

  • на соотнесение
  • заполнение пропусков
  • тест с множественным выбором ответа

Вот примеры этих заданий: Пример N 1: раскрыв скобки, напишите глагол в правильной форме (в данном случае нужно написать глагол в прошедшем незаконченном времени). Пример N 2 : выберите правильный ответ из 3 вариантов.

В тестовой форме контроля за каждый правильный ответ дается 1 балл.

Выбор типа промежуточного контроля обусловлен уровнем сложности изученного материала, а также его объемом. Контрольные работы за 1, 2 и 3 четверть в параллели 5 классов проверяли знания учащихся по четырем грамматическим темам и имели тестовый вариант (тест на 30 фраз). Для каждого теста (в зависимости от сложности материала и количеств заданий) разрабатывается своя шкала перевода баллов в оценку.

Таким образом, например,  выглядела шкала перевода для теста параллели пятых классов в  1, 2  и 3 четвертях:

30 – 26 – «5»

25 – 2 1 – «4»

20 – 15 – «3»

14 и меньше – «2»

Годовая контрольная работа представлена в виде контрольного теста за год. В тесте проверялась  сформированность  языковой компетенции по  7  грамматическим темам. Тест с множественным выбором ответа был разделен на семь блоков: первый и шестой блок на 4 фразы, второй, третий и пятый  на  3 фразы, четвертый на 6 фраз и седьмой на 16 фраз.  За каждый правильный ответ учащийся получал 1 балл.

Шкала перевода баллов в оценку выглядела следующим образом:

40 – 35 – «5»

34 – 28 – «4»

27 – 20 – «3»

19 и менее – «2»

Помимо проверки сфомированности языковой компетенции по различным грамматическим темам промежуточный  контроль включает в себя контроль монологической речи.

В конце каждой четверти учащиеся сдают контрольные монологи по изученным темам, а в конце учебного года учащиеся сдают устный зачет по монологической речи уже по всем изученным темам. Учитель оценивает следующие параметры:

  • правильное произношение изученных ЛЕ, соблюдение ритмико-интонационных особенностей различных предложений;
  • правильное образование и употребление изученных грамматических форм;
  • знаний фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка, то есть сформированность социокультурной компетенции по изученной теме

Для оценивания монологической речи разработаны следующие критерии оценивания:

Consigne

(содержание – количество фраз, для 5 класса не менее 12)

Lexique

Правильное употребление лексических единиц

Grammaire

Правильное образование и употребление грамматических единиц

Phonetique

Правильное произношение ЛЕ и соблюдение ритмико-интонационных особенностей различных типов фраз

5 баллов

5 баллов

5 баллов

5 баллов

Шкала перевода баллов в оценку выглядела следующим образом:

20 – 18 – «5»

17 – 15 – «4»

14 – 11 – «3»

10 и менее – «2»

Таким образом, совокупность всех видов контроля, текущего, промежуточного и итогового помогают иметь объективную картину оценки качества знаний ученика, на основе которой  учитель выставляет четвертные, а также итоговую оценку по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку

Как всем известно, во всех образовательных учреждениях принято положение о  внутренней системе оценки качества образования, согласно которому качество образования представляет собой комплексную х...

Фонд оценочных средств по Русскому языку

Фонд оценочных средств по Русскому языку для 1 курса СПО...

Фонд оценочных средств дисциплины "Русский язык"

В материале представлен комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Русский язык" специальности 08.01.10 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"...

Фонд оценочных средств по русскому языку в 9 классе

Материал предназначен для работы  в 9 классе....

Фонд оценочных средств по английскому языку

Контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 7-х классов обязательного минимума содержания Модуля 1 и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения....

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс даёт возможность обучающимся анализировать полученную отметку и стремиться к лучшему результату,а также позволяет самостоятельно выбрать уровень выполн...

Фонд оценочных средств по английскому языку 6 класс Spotlight

Фонд оценочных средств по английскому языку 6 класс Spotlight...