Технологии формирования универсальных учебных действий. Рефлексивная технология.
методическая разработка по французскому языку на тему

Чебыкина Наталия Николаевна

В соответствии с ФГОС основного общего образования  метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Рефлективный подход помогает  учащимся выполнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности- ее смысл, типы, способы , проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_formirovaniya_uud.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии формирования универсальных учебных действий.

Рефлексивная технология.

В соответствии с ФГОС основного общего образования  метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Рефлективный подход помогает  учащимся выполнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности- ее смысл, типы, способы , проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.

Роль рефлексии.

-рефлексия служит  совершенствованию различных видов деятельности

-это путь переосмысления стереотипов собственного опыта

-это механизм самоуправления и способ личностного роста

-это источник нового знания

-рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение.  

Существует два вида рефлексии - текущая рефлексия ,осуществляющаяся по ходу учебного процесса, и итоговая, завершающая  логически и тематически замкнутый период деятельности.

Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа –

1.рефлексия деятельности,

2.рефлексия содержания учебного материала

3.рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся.

Для осмысления рефлексии деятельности учащийся должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя главное. Для реализации данного типа рефлексии можно использовать следующие приемы.

На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе определенного  задания.

Другой вид работы - это ключевые слова. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов, выписывает их на доску, Учащиеся выполняют следующую работу –

1.учащиеся дают  объяснение  этих слов, а также предполагают, как они будут использоваться в тексте.

2.учащиеся составляют и записывают свою трактовку рассказа, употребляя все предложенные слова. Например, на уроке в 9  кл. по теме Кино учащиеся используют предлагаемые ЛЕ при описании фрагмента незнакомого отрывка из фильма,  или, например,  описание картины в группах по т. Импрессионисты и т. д.

При работе с текстом учащиеся могут выполнять такую работу, как сопоставить свой текст с оригиналом, или предположить, чем завершаться события в тексте и дать свою версию (это может быть работа и в группах, и в парах).

Второй тип рефлексии – это итоговая рефлексия. Она отличается от текущей рефлексии  большим объемом рефлексируемой деятельности и большой формализованностью. Этот тип используют, чтобы выяснить, как учащиеся поняли содержание изучаемого  материала. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения они проявили.

Некоторые  примеры итоговой рефлексии.

  1. Пример со снежинками на уроке в 6 кл. по теме Рождество. Если урок понравился, то на елку вешаем снежинки красного цвета, если нет- то синего.
  2. Во втором классе по  подтеме   «Животные» учащиеся  закрашивают животное  ярким цветом, если было интересно, и серым или бледным цветом,  если было скучно.
  3. Учащиеся 3 класса танцуют под  музыку, если у них после урока настроение «не упало».
  4. Букет  настроения. Ставим в вазу цветы в зависимости от настроения.
  5. В 4 классе учащиеся рисуют  смешные улыбки, если, по их мнению, было интересно и не скучно. Иногда они подбирают вырезки из журналов, чтобы картинками  высказать свое отношение к уроку.
  6. Учащиеся старших классов, могут высказаться,  что им понравилось, что удалось за урок, а что нет. Часто они аргументируют свой ответ. В 11 классе учащиеся могут спеть свой любимый куплет песни на фр. языке, если урок эмоционально понравился.
  7. В 9 классе записываем в таблицу что было легко усвоить и понравилось, а также, что далось трудно ,  поэтому  не нравится. Результаты обсуждаем вместе.

Вывод

Использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка, может побудить учащегося принимать на себя ответственность за свое учение сделать обучение иностранному языку более продуктивным. А для педагога-  это возможность еще раз проанализировать свой урок, откорректировать не получившиеся  моменты и искать дальнейшие пути к эффективной и интересной работе на уроке.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка.

Поиск новых форм и приемов позволяет  слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Это обеспечивает учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и воспитания учащихся на всех этапах обучения, а также способствовать формированию личности каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.  

Использование нетрадиционных форм организации и проведения урока иностранного языка способствует самостоятельному мышлению, творческому решению проблемы, умению гибко и инициативно мыслить.

Добиться решения этих вопросов позволяют нетрадиционные формы урока. Эти  уроки                                                                                 реализуются, как правило, на завершающем этапе обучения, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля, т. е. сочетания проверки с повторением материала по теме или темам и воспитанием учащихся , развитием их творческих способностей

- проходят в необычной, нетрадиционной обстановке, которая позволяет создать атмосферу праздника, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях.

-реализуются с неприменным использованием информационно-компьютерных технологий ( т. е. использование слуховой и зрительной наглядности ).

- с обязательным  участием всех членов классного коллектива

-с подведением  итогов с использованием различных приемов рефлексии.

Разработаны различные нетрадиционные уроки. Это уроки-конкурсы,

Круглый стол, Пресс- конференции, Клуб знатоков, Урок-диспут, ролевые и деловые игры, проводимые на материале художественных произведений. Все эти уроки способствуют свободному творчеству учителя и учащихся.

Расскажу подробнее о некоторых типах таких уроков.

Уроки типа Круглый стол. Задания учащимся дается заранее. Возможные сюжеты- Проблемы экологии в стране и в твоем городе, Национальные парки Франции ( 10 кл ).Изучая в 11классе тему   Развитие транспорта в мегаполисе и проблемы, возникающие с этим , действие урока я виртуально переношу в редакцию газеты. За круглым столом происходит заседание редакции. Ведущий, главный редактор, вокруг стола сотрудники , заведующие отделами. Главный редактор произносит вступительную речь о задачах сегодняшнего совещания и по очереди предоставляет слово заведующим отделами, которые предлагают материалы в номер. После обсуждения по поводу предлагаемого материала статья принимается, или отвергается. Статья может появиться в газете, а также в виде презентации, то есть можно использовать современные ИКТ. Следует отметить увлеченность уроком всех его участников, юмор, интерес к обсуждаемым проблемам, живой характер беседы.

В восьмом классе провожу Круглый стол по теме Французская провинция – Нормандия..При подготовке урока широко применяю краеведческий материал. Учащиеся делятся на 2 группы, одна из которых готовит материал о провинции. Беседу за столом проводят 5 учеников, якобы побывавших в Нормандии. Рассказы учащихся сопровождаются показом презентаций, просмотром фрагментов фильма, подготовлена выставка рисунков национальных костюмов региона. После выступления учащихся был задан вопрос Что вы запомнили из услышанных рассказов,        В параллели 6-7 классов успешно походит Урок-игра в знатоков .Например, в шестом классе Рождественские традиции, в восьмом-Достопримечательности Франции. Изучая в девятом классе тему  –Исторические места Парижа, провожу на уроке следующую работу. Класс делится на две группы, одна  группа предъявляет задания, а другая- выполняет их, затем меняются ролями.

1.Рассказать биографию одного     1.Угадать имя короля, назвать

   из французских королей,                 чем он увлекался.

   сообщить, что важного для

Франции сделано во время его

правления.

2.Прочитать  отрывок из произ-          2.Отгадать, кто написал произ -

   ведения, описать эпоху.                       ведение, назвать персонажи.

3.Показать изображение предметов      3.Сказать,  как тот или иной

  характерных для той эпохи, расска        предмет связан с эпохой,

  его назначение.                                        Связать его с истор. лицом.

4.Разыграть диалог из какого-либо        4.Отгадать между какими исто-

 исторического произведения фр.          рическими персонажами проис-

писателей.                                              ходит диалог.

Уроки-конкурсы., например по теме Франция ( 8 класс).Такие уроки организуются следующим образом. Каждая подгруппа в классе получает задание -сделать презентации, посвященные отдельным регионам Франции, продумать, как представить свой  регион через призму творчества  какого-либо писателя или поэта , своим творчеством связанного с данной провинцией. Можно рассказать стихотворение, спеть песню, разыграть отрывок из пьесы, поставить сценку, рассказать об авторе, составить, кроссворд приготовить национальное блюдо данного региона .Оценивается оригинальность выбранного материала и формы его проведения.

Важнейшим итогом рассмотренных нетрадиционных форм обучения является развитие творческих способностей учащихся, воспитание нравственно - эстетических черт характера обучающегося, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Список литературы

1.        Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17

2.        Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков, 2004.

3.        Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г 

4.        Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011

5.        Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С. 32.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"

В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....

Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...