Средства обучения иностранному языку
материал по французскому языку по теме

В распоряжении учителя находятся различные средства, призванные помогать ему в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.Книга «Кабинет иностранного языка в средней школе», входящая в библиотеку учителя, призвана ему в этом помочь. В ней описаны всевозможные средства обучения, которыми должен быть оснащен кабинет иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства обучения иностранному языку.

В распоряжении учителя находятся различные средства, призванные помогать ему в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Книга «Кабинет иностранного языка в средней  школе», входящая в библиотеку учителя, призвана ему в этом  помочь. В ней описаны всевозможные средства обучения, которыми должен быть оснащен кабинет иностранного языка.

Анализ методической литературы, учебников, учебных пособий позволяет классифицировать средства обучения, по четырем аспектам:

  • во-первых, по их роли в учебно-воспитательном процессе: на основные и вспомогательные;
  • во-вторых, по адресату: для учителя и для учащихся;
  • в третьих, по каналу связи: на слуховые (звуковые), зрительные, зрительно слуховые;
  • в четвертых, по использованию техники: технические и нетехнические.

Часто к основным относят учебник и книгу для учителя, все остальное – к вспомогательным. Такое разделение противоречит идее УМК, поскольку все, что в него входит , должно использоваться, т.к. каждый его компонент занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе. Неиспользование того или иного компонента ведет к нарушению технологии обучения и лишает УМК его целостности. К основным средствам обучения следует относить те, которые входят компонентами в УМК, все другие, в него не входящие, - к вспомогательным. Правомерность такого разделения в том, что все средства обучения, входящие в УМК, указывается в Программе по иностранным языкам, а поэтому каждый из них важен и обязателен. К сожалению, УМК в полном составе  практически не используется и нарушается технология обучения, поскольку оказываются не задействованными должным образом слуховой канал связи – учащиеся не слышат или слушают мало звукозапись в исполнении носителей изучаемого языка, зрительный канал связи – они не видят то, о чем рассказывают, например о столице страны изучаемого языка, ее достопримечательностях и т.д. Чтобы обучение строилось на основе современных требований к организации и проведению учебно-воспитательного процесса, каждый учитель должен располагать основными средствами обучения, которые указываются по классам.

О средствах обучения учителю не только следует знать и их иметь, но и содержать в рабочем состоянии чтобы регулярно можно было ими пользоваться на уроке и во внеурочное время при подготовке и проведении внеклассной работы, факультатива. Они должны органически входить в учебно-воспитательный процесс, это позволит учителю интенсифицировать его.

Наблюдения за работой школ и специально проведенное исследование говорят о том, что путь интенсификации на уроке и во внеурочное время при подготовке и проведении внеклассной работы, факультатива. Они должны органически входить в учебно-воспитательный процесс, это позволит учителю интенсифицировать его.

Наблюдения за работой школ и специально проведенное исследование говорит о том, что путь интенсификации учебного процесса в обучении иностранному языку используется явно недостаточно. Указываются разные причины: отсутствие кабинета, соответствующих материалов, ненадежность технических средств (ТС), неумение ими пользоваться, недооценка их в качестве помощника. Перестройка в школе, реформа образования непременно должны отразиться на материально-технической базе кабинета, оснащении его надежными, удобными для применения аудиовизуальными средствами обучения (АВСО), чтобы каждый учитель мог применять современные средства обучения. Иностранный язык – обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, овладение им вне среды языка представляет большую трудность, а поэтому необходимо использовать все, что может дать современный уровень техники.

Основными для учителя являются Программа по иностранным языкам и книга для учителя; для учащихся – учебник, книга для чтения, грамматический справочник, словари; для учителя и  для учащихся по этапам обучения – комплекты картинок, аппликации, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинокольцовки, грамзаписи, лингафонный практикум (начальный и средний этап); звукозаписи,  кинофильмы, таблицы и другие (старший этап). Помимо основных назовем вспомогательные: для учителя – методическая, дидактическая, педагогическая литература, включая журнал «Иностранные языки в школе», а также литература по языку и на преподаваемом языке; для учащихся – книжки для чтения, не входящие в УМК, пособия в помощь изучающим французский язык, а также газеты на соответствующем  языке; для учителя и учащихся – транспаранты (кодоматериалы), средства, изготовляемые силами учащихся и учителем. Номенклатура средств обучения широкая и она может расширяться и дальше.

Остановимся на книге для учителя, в которой раскрывается: где, когда, какой из компонентов используется для решения какой конкретной задачи в той или иной «точки» учебно-воспитательного процесса. В структуру книги для учителя входит: вводная часть, почетвертное и поурочное планирование, приложение. Учителю следует внимательно изучить вводную часть и усвоить основные положения, на которых рекомендуется строить обучение в данном классе; соотнести их с общими методическими рекомендациями программы, выяснить состав УМК для данного класса и проверить, все ли у него есть, чего не хватает и что срочно нужно приобрести. Просмотреть содержание всей книги и внимательно изучить примерный план. Что касается распределения материала по урокам, то авторы УМК высказывают пожелание, чтобы учитель придерживался его и без необходимости не нарушал. В отношении приемов работы по овладению учащимися учебным материалом и формированию требуемых навыков и умений учитель может и должен творчески подходить к рекомендациям авторов книги, не нарушая системы, на котором построен УМК.

Подходить творчески означает находить наилучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях, исходя из:

- индивидуальности учителя, его личностных свойств, стиля деятельности, способностей, черт характера, методической культуры, знаний о составляющих учебный процесс, опыта, профессиональных умений;

- состава и особенностей группы, инициативности каждого и коллектива в целом, наличия сильных, средних, слабых учащихся, того, что они знают, могут и умеют по этому предмету;

- мотивации изучения иностранного языка: высокой, средней, низкой;

- того, что группа в целом больше любит: слушать иноязычную речь, говорить, читать, писать на иностранном языке;

- того, что труднее дается: понимание речи на слух, связное высказывание, беседа, чтение, письмо;

- уровня общего развития учащихся группы, круга их интересов и увлечений и т.д.;

- материально-технической базы, которая есть в школе, и того, что имеет учитель в своем распоряжении.

Условия же эти весьма различны. Книга для учителя очерчивает общие подходы к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Так как в реальной жизни во многом школах таких условий нет, то и учителя по-разному относятся к книге для учителя. Если это талантливый учитель, его педагогическая интуиция, знания и владение преподаваемым языком, высокий профессионализм, присущая ему артистичность, любовь к детям и необыкновенная способность, увлекать школьников предлагаемой работой не только разнообразными, оригинальными приемами, но всей атмосферой, создаваемой на уроке, создают сильную мотивацию к изучению иностранного языка у учащихся. Пользуясь материалом учебника и другими вспомогательными средствами, такой учитель обеспечивает высокий уровень владения иностранным языком каждому учащемуся. У него школьники с удовольствием занимаются иностранным языком, любят этот предмет и преодолевают все трудности, каждый в силу своих способностей и возможностей. Таких учителей единицы.

Если учитель нуждается в квалифицированном помощнике, то игнорирование книги для учителя ведет к неудовлетворительным результатам. Используемая им методика вступает в противоречие с той, которая предлагается в УМК, и тогда оказываются в затруднении как сам учитель, так и учащиеся. У учителя и у учащихся нет чувства удовлетворения: у первого – от работы, у учащихся – от учения. У учащихся падает интерес к иностранному языку из-за отсутствия ощущения прогресса в практическом овладении им.

Другой учитель старается работать по книге для учителя, хотя у него, по той или иной причине, нет всех компонентов УМК. Учитель легко заменяет собой грампластинку – читает сам; не использует набор картинок, аппликаций входящих в УМК, - находит свои, часто не отвечающие дидактическим требованиям; обходится без диафильмов, кинофрагментов, диапозитивов. Все это обедняет учебно-воспитательный процесс и ведет к нарушению технологии обучения и не может сказаться отрицательно на обучении иностранному языку, на успехах учащихся в его овладении.

Имеются учителя, которые работают по книге для учителя, точно следуя ее рекомендациям, не соотнося их с конкретными условиями обучения, как-то: составом класса, уровнем подготовки по языку и общего развития. И хотя учитель выполняет все, что рекомендуется, учащиеся не всегда добиваются хороших результатов в овладении иностранным языком, и происходит это потому, что учитель работает по плану, не им составленному и «пережитому», точное воспроизведение того, что предложено в поурочных планах, ведет к формальному их прохождению, что также может не благотворно сказаться на изучении языка учащимися.

Многие учителя стараются сделать все возможное, чтобы вдохнуть жизнь в ее рекомендации, как бы пропустить их через себя и сделать обучение увлекательным и интересным прежде всего за счет учета конкретных условий, вовлечения каждому в активную работу на уроке путем эффективного использования основных и вспомогательных средств обучения.

Книга для учащихся (учебник) должна содержать все что необходимо для достижения целей: тексты, упражнения, правила-инструкции, схемы, таблицы, иллюстрации выполняющие различное дидактическое назначение, опоры для понимания, стимулы для высказывания и т.д. Она призвана обеспечивать самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время. С учебником учащийся работает больше всего, а поэтому он хорошо должен его знать: как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого предлагается на первом уроке независимо от класса проводить «путешествие по учебнику». Такое «путешествие» следует сопровождать сообщением учителя о том, чему они научатся за год, что нового их ожидает, с какими другими компонентами они будут работать.

Действующие учебники по иностранным языкам лишь частично отражают принцип коммуникативной направленности. В них языковой материал не согласован с выражением коммуникативного намерения. Особенно это касается материала учебников для начальных классов. В учебниках отражено несколько упрощенное понимание «ситуации». К положительному в учебниках следует отнести попытку изменить характер презентации материала в них представить систему языка в ее функционировании в общении. Однако организовать общение в рамках предлагаемых средств обучения (лексики, грамматики)  трудно, так как требуется изобретательность общающихся, чтобы создавать ситуации,  в которых их речь была бы мотивирована и целенаправленна. В учебниках 7-11 классов значительно лучше реализуется принцип коммуникативной направленности в обучении. В них много заданий по извлечению содержательно-смысловой информации из текста при чтении и аудированию и по стимулированию высказываний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Чтение как средство обучения иностранным языкам»

В данной статье описана методика работы с текстами. В ней рассматриваются виды чтения и предлагаются упражнения по каждому виду чтения для успешной работы с текстом....

Краеведение как средство обучения иностранному языку в школе.

В данной статье раскрываются некоторые способы использования краеведческого материала на уроках английского языка....

Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...

Игра как средство обучения иностранному языку в школе

Это статья о пользе использования игр на уроках иностранного языка....

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...