Грамматика на уроках французской поэзии
статья по французскому языку (9 класс) на тему

Михайлова Татьяна Иосифовна

Данная статья  посвящена изучению грамматики при знакомстве с поэзией французских авторов. Работа  со стихами составляют органичную часть занятий по французскому языку.

Стихи являются средством более прочного усвоения грамматического материала и расширению потенциального словаря обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_na_urokah_frants._yazyka.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Грамматика на уроках французской

                           поэзии»

        

О положительном влиянии разучивания стихов на процесс становления коммуникативных умений обучаемых общеизвестно. Работа со стихотворением тренирует не только внимание  и память, но и способствует развитию грамматических навыков, что очень важно для дальнейшего изучения французского языка. Даже слабоуспевающие ученики охотно рассказывают стихи, так как учебно-речевой материал в стихотворной форме запоминается гораздо легче. При работе с грамматикой во французской поэзии обучающий эффект достаточно высок.

В данной статье приводится урок, который предполагает повторение безличных глаголов на базе поэмы Поля Верлена «Il pleut doucement sur la ville».

Тема:  Безличные глаголы

Цель: формирование коммуникативной и лингвострановедческой компетенции путем работы над стихотворением П. Верлена “Il pleut doucement sur la ville “.

Задачи:

  1. Формировать универсальных учебных действий при работе со стихотворением.
  2. Развивать навыки чтения стихов с правильной интонацией.
  3. Систематизировать знания по безличным глаголам.
  4. Повышать познавательный интерес к поэзии Франции

Тип урока: комбинированный

 План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей и задач.
  3. Прослушивание и чтение вслух стихотворения.
  4. Работа с лексикой.
  5. Повторение и систематизация безличных глаголов.
  6. Выполнение лексико-грамматических упражнений.
  7. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.
  8. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. Магнитофон
  2. Раздаточный материал
  3. Грамматические таблицы

                                       Ход урока

I     Учитель: Bonjour mes amis, aujourd`hui on va travailler la poésie de Paul Verlaine « Il pleut doucement sur la ville » et parler des verbes impersonnels.

Учитель раздает стихотворение и включает запись для прослушивания.

Il pleure dans mon coeur                                 Il pleure sans raison

Comme il pleut sur la ville.                              Dans ce coeur qui s`ecoeure

Quelle est cette langueur                                Quoi, nulle trahison ?

Qui pénètre mon coeur ?                                 Ce deuil est sans raison.

O bruit doux de la pluie                                    C`est bien la pire peine

Par terre et sur les toits                                    De ne savoir pourquoi

Pour un coeur qui s`ennuie                              Sans amour et sans haine

O le chant de la pluie.                                        Mon coeur a tant de peine.

После прослушивания учащиеся читают вслух по очереди стихотворение и находят безличные глаголы.

Учитель: Maintenant , lisez la poésie à haute voix et trouvez des verbes impersonnels.

Ученики: pleuvoir

Учитель: Quels verbes impersonnels connaissez-vous ?

Ученики: neiger, geler, tonner, greler, falloir

Учитель: On appelle verbes impersonnels, des verbes qui se conjuguent seulement à la 3-e personne du singulier avec le pronom sujet : il, c`est un sujet grammatical.

Mais  il pleure c`est le verbe pleurer qui n`est pas un verbe impersonnel, ici le poète imite le verbe pleuvoir.

Объяснения учителя : Je vous rappelle  la règle de grammaire sur les verbes impersonnels et les expressions impersonnelles.

(Справочный материал)

Безличные глаголы разделяются на:

  • Глаголы исключительно безличные, относящиеся к явлениям природы: il neige, il gele, il pleut, il grele; в эту же группу входят два глагола il faut (falloir), il importe (importer).
  • Глаголы, которые могут употребляться как личные и как безличные, сравните:  Il vient à cette reunion. – Он приходит на это собрание. A cette reunion il vient beaucoup d`élèves. –На это собрание приходит много учеников. Il reste en ville.- Он остается в городе. Il nous reste 5 minutes. – Нам остается 5 минут.  Глагол arriver – прибывать, приезжать. Il arrive chez moi – он приезжает ко мне, употребляясь безлично, может изменять свое значение, например: Chaque jour il lui arrive un malheur. – Каждый день с ним случается какое-нибудь несчастье.

 

Безличные обороты:

В состав безличных оборотов входит безличное местоимение il, глаголы faire, etre, avoir в сочетании с существительным, прилагательным или наречием.

Nous avons déjà rencontré plusieurs expressions impersonnelles: il fait froid, il fait nuit, il y a, il est évident, il est midi

II.  Grammaire:

Учитель:  Mettez les phrases suivantes  à l`imparfait, au passé composé, au futur simple :

  • Il faut travailler meme quand il pleut, quand il neige.
  • Il faut nager meme quand il fait mauvais.
  • Il faut se promener meme quand il y a du vent.
  • Il est rare d` avoir une mémoire exceptionnelle.

    III. Conversation :

   Учитель: Répondez aux questions suivantes:

  1. Pleut-il sur la ville ?
  2. Pleut-il dans le coeur du poète ?
  3. Le coeur du poète est-il pénètre de tristesse ?
  4. Le poète, a-t-il des raisons de pleurer ?
  5. Le poete a-t-il souffert d`une trahison ?
  6. Dans ce poème s`agit-il du chant de la pluie ?
  7. De quoi s`agit-il dans ce poème ?

   En conlusion :  Dans ce poème ils`agit d`une tristesse sans cause.

   IV. Заключительный этап

   Учитель : Vous avez bien travaillé. Votre devoir à la maison :

                      Apprendre le poème par coeur.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока французского языка для 6-7классов. «Забавная грамматика»

Педагогическая студия учителей Колпинского района«Использование   системно – деятельностного подхода  в  обучении и воспитании учащихся»Цели урока. 1)Обучающая: повторение ра...

Литературно-музыкальная композиция «Романтическое путешествие в страну французской поэзии» - « Le voyage romantique au pays de la poésie française»

Мы предлагаем вам совершить романтическое путешествие в страну французской поэзии и познакомиться с творчеством самых известных поэтов XYIII , XIX , XX веков. Тема нашей встречи – любовь. Со...

Задания для любителей французского языка и французской поэзии для учащихся 5, 6, 7 классов

Не все учащиеся могут участвовать в конкурсах платно. Поэтому предлагаю желающим выполнить задание бесплатно, для удовольствия. Скачайте и выполняйте!!!...

Задания для любителей французского языка и французской поэзии для учащихся 8, 9 классов

Коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию интересные творческие задания, которые вы можете предложить выполнить детям в 8-9 классаx на уроках, или внеурочных занятиях....

Задания для любителей французского языка и французской поэзии для учащихся 10-11 классов

Коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию интересные творческие задания, которые вы можете предложить выполнить детям в 10-11 классаx на уроках, или внеурочных занятиях, причем, бесплатно....

Презентация к итоговому уроку по теме "Французская поэзия" 7 класс

Презентация к итоговому уроку по теме "Французская поэзия" 7 класс...

Презентация урока французского языка на тему «Искусство, грамматика, еда»

Презентация урока французского языка на тему «Искусство, грамматика, еда»...