Развитие навыков и умений чтения с опорой на тестовые технологии
статья по французскому языку на тему
Умение читать является одним из важнейших умений, обеспечивающих опосредованное общение между людьми. В обучении иностранным языкам чтение занимает центральное место. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования отводит чтению ведущее место в самообразовании и саморазвитии обучающихся. В методическом плане вопрос о том, как оценить глубину понимания читаемого текста (особенно если мы будем оценивать при помощи тестовых форм контроля), какие задания при этом использовать, является не таким простым. Каждый тип тестового задания имеет определенную «сферу применения», то есть свой объект контроля и свои ограничения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_i_umeniy_chteniya_s_oporoy_na_testovye_tehnologii.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков и умений чтения с опорой на тестовые технологии
Умение читать является одним из важнейших умений, обеспечивающих опосредованное общение между людьми. В обучении иностранным языкам чтение занимает центральное место. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования отводит чтению ведущее место в самообразовании и саморазвитии обучающихся.
В методическом плане вопрос о том, как оценить глубину понимания читаемого текста (особенно если мы будем оценивать при помощи тестовых форм контроля), какие задания при этом использовать, является не таким простым. Каждый тип тестового задания имеет определенную «сферу применения», то есть свой объект контроля и свои ограничения.
Как известно, психологи выделяют два уровня понимания текста: языковой и смысловой. Если мы говорим о понимании текстов на иностранном языке, языковой уровень понимания обеспечивается комплексом навыков, составляющих «технику чтения», а также лексическими и грамматическими навыками чтения, включающими в себя распознание значений слов, форм слова, связей между словами и так далее. Понимание текста на языковом уровне является обязательной предпосылкой понимания на смысловом уровне, само по себе оно недостаточно. Смысловой уровень понимания текста реализуется через разнообразные умения, связанные с анализом информации, выделением главного и второстепенного, пониманием авторской позиции, замысла высказывания и др.
Пример 1. Распознавание значения отдельного слова (уровень понимания – языковой).
Исходный текст: A ma gauche, était assis un grand garcon brun qui s’intéressait plus au contenu de son assiette qu’à la conversation. J’engage la conversation en lui passant le pain: - Vous faites quoi dans la vie?
Вариант 1, ТЗ с множественным выбором. Из предложенных ниже вариантов ответа отметьте тот, в котором указано значение слова «engager»:
Рассказчик вступает в беседу с молодым человеком;
Рассказчик обязывает собеседника к разговору;
Рассказчик продолжает вести беседу;
Рассказчик заканчивает беседу со своим соседом.
Это задание делает акцент на понимание ситуации в целом через отдельное слово: читающий понимает, кто был инициатором разговора, определившего дальнейший ход событий.
Вариант 2, ТЗ с кратким ответом. В поле для ответов впишите перевод слова «engager»: для заданий с кратким ответом в ключах очень важно указывать все считаемые правильными ответами (если таковых допускается несколько). В рассматриваемом примере можно прописать: «начинать», «приступать».
Пример 2. Распознание слова (устойчивого словосочетания) с национально-семантическим компонентом значения (уровень смыслового понимания).
Исходный текст: Mon premier séjour aux Galapagos avait été une experience personnelle faite avec des moyens très modestes. En effet, après plus d’un an d’économies, et après avoir tout vendu la veille de mon depart, je ne possédais qu’une camera acheté au marché aux huces et un appareil photo bricolé.
Вариант 1, ТЗ с множественным выбором. Прочитайте предложенное утверждение и выберете один из вариантов ответа: «верно», если оно соответствует содержанию текста; «неверно», если оно не соответствует содержанию текста; «в тексте не сказано», если на основании текста нельзя утверждать, истинно оно или ложно:
Pour preparer son voyage le narrateur a acheté une camera haut de gamme, très chère, du dernier bateau (une nouveauté technique).
- Vrai 2) Faux 3) Aucune information
При выборе ответа следует руководствоваться значением устойчивого словосочетания «marché aux puces» - «блошиный рынок» («барахолка»), где в принципе не найти технических новинок, а также более широким контекстом: «avec des moyens très modestes» - «на скромные средства», «èconomies» - «экономия».
Вариант 2, ТЗ с кратким ответом.
В пустых строчках ниже напишите два-три прилагательных, подходящих для ответа на вопрос «Comment sont les objets qu’on vend au marché aux puces?»
Ограничения в использовании этого задания состоят в том, что оно не подходит для компьютерной обработки, поскольку затруднительно предугадать все возможные варианты ответа, которые можно засчитать как правильные. Для текущей аудиторной работы, напротив, подобные задания приемлемы: как правило, они проверяются «вручную», для их составления учитывается уровень класса и другие факторы.
Пример 3. Распознавание грамматической формы слова и ее функции в контексте (уровень языкового понимания).
Исходный текст: Sa disparition prématurée empêche de savoir quelle place il aurait pû prendre dans l’évolution de la musique àla fin du XIX siècle (речь идет о Жорже Бизе).
Вариант 1, ТЗ с множественным выбором ответа. Из предложенных вариантов ответа подчерните тот, который отражает содержание текста:
- мы не знаем точно, какое место Ж. Бизе занял в музыке конца 19 века;
- мы не знаем точно, какое место Ж. Бизе смог занять в музыке конца 19 века;
- мы не знаем точно, какое место Ж. Бизе сможет занять в музыке конца 19 века;
- мы не знаем точно, какое место Ж. Бизе мог бы занять в музыке конца 19 века;
Для ответ на вопрос (вариант № 4) необходимо правильно определить время и наклонение сказуемого.
Вариант 2, ТЗ с кратким ответом.
В поле для ответа напишите, в каком времени и наклонении стоит глагол-сказуемое «aurait pu prendre», и объясните его употребление.
Первая часть вопроса (назвать время и наклонение) может использоваться в любой форме тестирования, включая ту, что предусматривает компьютерную обработку ответов, а вторая часть имеет ограничения: ее целесообразно использовать только при проверке «вручную».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Интернет ресурсов для развития навыков и умений аудирования.
Данная работа предлагает 8 эффективных способов улучшения понимания английской речи на слух. Ссылка на скачивание приложений http://narod.ru/disk/19629933001/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B...
Технология развития навыков и умений письменной иноязычной речи
Технология развития навыков и умений письменной иноязычной речи...
"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"
Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....
Формирование навыков и умений чтения на английском языке учащихся основной школы.
Работа содержит информацию о видах чтения и способах формирования навыков и умений чтения.Система упражнений на материале УМК Английский в фокусе для 8 класса...
Развитие навыков и умений чтения с опорой на тестовые технологии
Выступление на РМО...
9 класс. Контрольная работа за 1-ю четверть. Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного.
9 класс. Контрольная работа за 1-ю четверть. Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного....
Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку
Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...