Управление процессом воспитания на уроках иностранного языка
методическая разработка по теме

Гендель Ирина Павловна

АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы продиктована нестабильностью, кризисом ценностей современного мира, разрушением нравственных основ и мировоззренческой дезориентацией подрастающего поколения. Всё это обуславливает чрезвычайную сложность социально-педагогической ситуации в нашей стране.

Медики, психологи и социологи констатируют то, что резко увеличилось количество детей из семей в финансовом отношении обеспеченных, но предоставленных себе, воспитанных не на воспитании трудолюбия, а на сиюминутном удовлетворении своих «примитивных» желаний (игра в компьютерные игры и т.д.), недополучающих родительскую любовь и воспитание. Всё это привело к снижению образованности и воспитанности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»

Методическая разработка

«УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВОСПИТАНИЯ

 НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

                                                                           Автор: методист учебного отдела

Гендель Ирина Павловна

                                                                               

Москва 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………     3

ГЛАВА  1.  ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

1.1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ…7

1.2 . СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ

ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ…………………………..   11

1.3. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ……….  15

1.4.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК…………………………………………………..  19

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГ ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

2.1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ…………………………………        .... 20

2.2 ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ………....32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        ……………………………………………………………...36

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. .43

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая        ситуация        в стране последнего десятилетия характеризуется активным социальным преобразованиями, которые находили и находят свое отражение и в тенденциях развития общего среднего образования. Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества.

Данная ситуация привела к расслоению общества на группы людей с различным материальным достатком, а как результат - многие родители уделяют внимание не воспитанию и образованию своих детей, а экономическим вопросам семьи. Другая часть населения, которая не смогла обеспечить достаточный материальный достаток в семье, не может дать должного воспитания и образования своим детям из-за увеличивающегося спектра платных услуг.

Общественно-политический и социально-экономический кризис нашей страны в прошедшем десятилетии привёл к тому, что произошли значительные негативные изменения в духовной жизни, влияющие на нравственное здоровье нации: резкое падение воспитанности детей, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону «социального риска». В результате переоценки ценностей обществом, дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума. Поэтому серьёзной проблемой общества является проблема, связанная с воспитанием детей.

В последние годы многое делается для того, чтобы вернуть воспитанию его достойное место. Воспитание стало приоритетом государственной политики, наиболее значимой функцией образовательных учреждений. Концептуальные документы, определяющие стратегию развития образования в России, подтверждают эту мысль. В Концепции модернизации образования до 2020 года обозначен социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

Отмечается, что «воспитание, как первостепенный авторитет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». Важнейшие задачи воспитания - «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы продиктована нестабильностью, кризисом ценностей современного мира, разрушением нравственных основ и мировоззренческой дезориентацией подрастающего поколения. Всё это обуславливает чрезвычайную сложность социально-педагогической ситуации в нашей стране.

Медики, психологи и социологи констатируют то, что резко увеличилось количество детей из семей в финансовом отношении обеспеченных, но предоставленных себе, воспитанных не на воспитании трудолюбия, а на сиюминутном удовлетворении своих «примитивных» желаний (игра в компьютерные игры и т.д.), недополучающих родительскую любовь и воспитание. Всё это привело к снижению образованности и воспитанности учащихся.

Такое положение делает очевидной необходимость возвращения к решению воспитательных проблем в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся воспитанием и развитием детей - школы.

«Школа - это духовная колыбель народа» (В.А.Сухомлинский). Задача школы - подготовить к дальнейшей жизни гармонически развитую личность, гражданина, от которого зависит будущее страны, и роль учителя в этом процессе - одна из главных. Ведь учитель даёт возможность личности ребёнка для развития и самореализации его духовных ценностей. «Как же воспитывать, как поучать, просвещать и одухотворять, чтобы учение было желанным, привлекательным? Это одно из самых сложных и нелёгких проблем школы, у неё тысячи граней» (В.А. Сухомлинский).

Вопрос воспитания всегда интересовал учёных, педагогов, которые пытались изучить и предложить пути воспитания гармонически развитого человека.

В процессе исторического развития, люди обогащали свои знания об окружающем мире, совершенствовали знания, умения и навыки и воспитание всегда являлось одной из важнейших функций человеческого общества.

В педагогике, исследуемая нами проблематика нашла отражение в работах А.М.Архангельского, С.М.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории обучения и воспитания.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - воспитание в процессе обучения на уроках иностранного языка.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - возможные пути и средства реализации воспитательного потенциала в процессе обучения иностранному языку.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить наиболее рациональные и эффективные условия реализации воспитательного потенциала обучения на материале учителя иностранного языка.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • дать анализ состояния проблемы в теории и практике;
  • проанализировать значение роли воспитания на уроках иностранного языка;
  • выявить специфику воспитания учащихся на уроке иностранного языка;
  • проанализировать современные технологии обучения как возможность их эффективного использования в воспитании учащихся на уроках;
  • выявить особенности личности учителя как фактора воспитания.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - нахождение наиболее рациональных и эффективных путей и средств использования современных технологий обучения и личностных качеств современного учителя, позволит в полной мере использовать воспитательный потенциал обучения на уроках иностранного языка, если в его целях и содержании будут учтены образовательная, познавательная, развивающая и воспитательная цель.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • исторический анализ научной мысли по вопросам воспитания;
  • изучение психолого-педагогической, философской, методической литературы;
  • теоретический анализ проблемы;
  • эмпирические методы исследования;
  • изучение передового опыта (по публикациям в педагогической литературе, методических пособиях).

    Научная новизна темы состоит в том, что в работе анализируется и предлагается обратить внимание на специфику и значение воспитывающего обучения, конкретно предмета - иностранного языка (французский как второй). В работе рассматриваются пути реализации воспитательного потенциала обучения на уроке, исходя из опыта работы.

    Практическая значимость данной темы заключается в том, что предлагаются методы реализации воспитательного потенциала обучения в условиях Пансиона воспитанниц МО РФ.

     К сожалению, в современной литературе мало уделяется внимания именно вопросу воспитательного потенциала урока, личности учителя на уроке. Практическая значимость данной темы состоит в том, что часто молодые педагоги не придают нужного значения данному вопросу или просто не владеют навыками и опытом организации воспитательного процесса на уроках. Апробация многих методов и приёмов воспитывающего обучения проходила в Пансионе воспитанниц МО РФ.


ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

1.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ.

Школа - пока основной образовательный объект, дающий полное воспитание и образование в зависимости от профиля школы и от стремлений родителей, способностей детей. Современная образовательная система позволяет найти родителям для детей такую школу, где бы творческие способности ребёнка раскрылись в полной мере и по окончании школы - выпускники были бы образованными и воспитанными людьми. Однако надо учитывать, что просто хорошая школа с прекрасными преподавателями ещё не гарантия, что все выпускники данной школы - воспитанные, хотя может быть и образованные люди. Эти две характеристики человека: воспитанность и образованность - всегда взаимосвязаны, но часто воспитывающая роль школы не в полной мере реализуется самими педагогами. «Школа должна давать хорошее образование, формировать общую культуру, выработать целостную картину мира, социальную адаптивность, мобильность, функциональную грамотность. Не ученика, не студента - человека, гражданина, личность должна воспитывать школа» (№ 34, с.23).

За долгую школьную жизнь ребёнок проводит большую часть своего времени на уроках. «Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенного многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...» (№ 19, с.271).

В процессе обучения воспитывает всё: от внешнего вида учителя, его манеры поведения до его отношения к детям; от содержания учебного материала до форм и методов преподнесения учащимся этого материала, от технологии обучения до умения оптимально их использовать, в желании развивать творческие способности учащихся. Ведь в процессе обучения решаются задачи не только умственного развития, но и нравственного, эстетического, физического и др.

В процессе исторического развития, люди обогащали свои знания об окружающей их природе, совершенствовали знания, умения и навыки, необходимые в жизни. Воспитание являлось одной из важнейших функций человеческого общества.

Разрабатывая проблемы философии образования и воспитания, учёные исходили из того, что философия, как учил Гегель, является центром культуры. С.И. Гессен в своей книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» высказывал мысль о том, что цели жизни и цели культуры совпадают, эти цели и есть цели образования и воспитания. «Образование - это путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека всё более приобретает характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя не только всё нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое и даже будущее человечества». На наш взгляд, действительно культура и образование совпадают по многим параметрам, но не по всем. Философия образования, когда образование понимается: как образовать себя как личность, выявляет эти, но существенные различия.

Французский просветитель 18 века - Жан Жак Руссо считал, что истинное воспитание - это идеальная гармония взаимоотношений ученика и учителя, которые одинаково стремятся к познанию добра и красоты. По его мнению, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой, а воспитание получают из трёх источников: от природы, от окружающих людей, и вещей. Воспитание природой, считал он, осуществляется путём внутреннего развития человеческих способностей, органов чувств; воспитание людьми - приучение человека использовать развитие этих способностей и органов чувств; воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается, и которые на него действуют. Воспитание будет правильным тогда, когда все три фактора действуют согласованно в одном направлении.

Прогрессивные педагогические взгляды на развитие ребёнка высказывал в 30-40 годы 19 века В.Г. Белинский. Он выступал против механистического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого наполняют ребёнка, как пустой сосуд тем или иным содержанием. Он указывал на то, что в каждом ребёнке есть хорошие стороны и искусство воспитания в том, чтобы их выявить, развить, сформулировать.

К.Д. Ушинский считал, что воспитание и образование - соединены в одно целое, и нельзя воспитывать, не передовая знания, а любое знание имеет воспитывающее значение.

Философия концепции И.А. Ильина сконцентрирована на проблемах человека, его цели и смысли жизни. Величие человека он видел в духовном обновлении, в единении духовного начала со всеми деяниями, в творчестве. Он критиковал власть советов, считая, что она опошлила образование, превратив в узкую категорию элементарной учёбы, а главное, оторвала от живительного источника - духовности и веры. Образование без воспитания не формирует, а разнуздывает и портит человека, ибо даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - начинает злоупотреблять.

Замечательный советский педагог - В.А. Сухомлинский считал, что все стороны воспитания: идейное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое - важны. «Привести каждого воспитанника к его «вершине моральной доблести» - в этом смысл воспитания» (№ 30, с.6). Он был убеждён, что главный путь воспитания - воспитание нравственности, влияя на чувства ребёнка, умело управлять его эмоциями, развивать любознательность, радость познания. По его мнению - нельзя рассматривать процесс воспитания без образования. Самым главным в жизни В.А. Сухомлинского была любовь к детям. Одной из основополагающих закономерностей воспитания он считал проблему гармонии педагогических воздействий. По его мнению, сущность этой проблемы заключается в том, насколько педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманны, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько умело раскрывается сила труда как воспитательного средства, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств.

Современные взгляды на воспитание во многом сходятся с представлениями учёных педагогической науки.

По определению ООН, воспитание - весь процесс общественной жизни, в ходе которого, личность вырабатывает собственные взгляды, развивает свои интересы, способности, знания в целях развития национального и мирового общества.

В педагогическом смысле воспитание - целенаправленное формирование и развитие сознания ребёнка. В законе РФ об образовании говорится: «Образование - процесс воспитания и образования». Воспитание строится на принципах свободы, гуманизма и демократии. Создать идеал личности - ведущая цель воспитания. Это должна быть личность, способная принимать нравственные решения между полезностью и сохранением достоинства человека и нести ответственность за эти решения перед социумом, человечеством и, прежде всего, перед собой.

Конечно, в задачи современной школы входит и совершенствование процесса обучения, так как обучение носит воспитывающий характер. «В процессе обучения воспитывает всё: и содержание учебного материала, и организация, и методика, и технология обучения и личность учителя» (№ 19, с.272).

  1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ

В современной дидактике особое внимание обращается на необходимость выявления различий сущности обучения и содержания обучения. «Обучение всегда направлено на овладение какой-то деятельностью (чтением, решением задач, работой за станком, приготовлением пищи и т.д.). Необходимо тому, кто, ею овладевает, показать, на что он способен. Следовательно, обучение, это общение, в процессе которого, и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение конкретной деятельности или её компонентов, всех видов человеческой деятельности» (№ 36).

Все виды деятельности и их компоненты, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения, составляют содержание обучения, которое определяется учебными программами, учебниками, разнообразными учебными пособиями. В этих документах заключено с разной степенью детализации содержание обучения тому или иному школьному предмету.

Проблема отбора содержания обучения по второму иностранному языку (фр.яз.) во многом зависит от учителя. Начиная обучение, учитель принимает решение о выборе учебника. По французскому языку и другим романским языкам специальных учебников для их преподавания как вторых иностранных пока не существует. Выбор совершается, как правило, в пользу наиболее доступных учебников.

Содержание обучения иностранному языку состоит из трёх взаимосвязанных областей, (см. схему)

Содержание обучения иностранному языку

Материальный аспект:

Языковые и речевые средства:

Фонетика, лексика, грамматика, графика, тексты

Процессуальный аспект:

Речевые действия, упражнения в аудировании, говорении, чтении и письме

Идеальный аспект:

Сферы, темы, ситуации, роли, намерения

Уровень развития коммуникативной компетенции

(языковой, речевой, социокультурной, тематической, компенсаторной, когнитивной)

Материальный аспект содержания включает разнообразные языковые и речевые средства, в том числе типы текстов. Идеальный аспект представлен сферами общения, внутри которых выделяются последовательно темы общения, ситуации общения, коммуникативные роли и коммуникативные намерения. Языковые и речевые средства используются в конкретных ситуациях общения в процессе речевых действий, в упражнениях. Все три аспекта содержания обучения реализуются в учебной речевой деятельности и способствуют прогрессивному формированию того или иного уровня коммуникативной компетенции.

Процесс развития коммуникативной компетенции многосторонний, он реализуется в трёх сферах: обучения, развития и воспитания. Задачи обучения конкретизируются в терминах знаний, умений и навыков, служащих для общения на языке. Развивающая сфера подчёркивает важность когнитивных факторов в обучении, обращает внимание на пути освоения знания. Воспитательная сфера формирует личность, систему аффективных отношений. Развитие каждой составляющей коммуникативной компетенции как цели образовательного процесса происходит во всех трёх сферах, как показано на схеме.

Образовательная, развивающая и воспитательная сферы для формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Лингвистическая компетенция

  1. Сумма лингвистических знаний;
  2. Понимание системы языка, осознание её особенностей;
  3. Аффективное отношение к языку.

Дискурсивная компетенция

  1. Умения коммуникации;
  2. Совершенствование речевых навыков;
  3. Отношение к дискурсивным привычкам иного социума.

Социокультурная компетенция

  1. Знания о стране и культуре;
  2. Социализация личности;
  3. Воспитание нравственных и мировоззренческих качеств.

Когнитивная компетенция

  1. Учебные умения;
  2. Развитие интеллектуальных способностей;
  3. Стремление к самосовершенствованию.

Компенсаторная компетенция

  1. Развитие стратегий общения;
  2. Воспитание уверенности в себе, самостоятельности, стремление к общению.

Тематическая компетенция

  1. Фоновые знания;
  2. Эрудиция;
  3. Воспитание любознательности.

Таким образом, для эффективного процесса обучения ИЯ2 необходим отбор определённых принципов и критериев, которые способствуют решению в   воспитательных и развивающих задач.

Методические принципы реализуются в конкретной системе действий со стороны субъектов процесса обучения: учителя и ученика. Учитель планирует и осуществляет образовательный процесс через постановку задач, вытекающих из целей. В отношении набора приёмов обучения существуют термины «методика» и «технология». Общим между методикой и технологией обучения является то, что обе представляют собой совокупность обучающих приёмов для реализации содержания обучения и достижения поставленной цели.

Методика обучения ин.яз. проектируется исходя из цели и задач обучения. Она является набором оптимальных приёмов обучения для данных конкретных условий и в большей степени, чем технология, определяется индивидуальными, личностными особенностями субъектов обучения, опосредуется творчеством учителя в учебном процессе. Технология может служить «конкретизации» методики, т.е. входить в методику обучения. Методика - это понятие интегративное, в котором соединяются несколько образовательных технологий, ряд приёмов обучения, включая самообразование.

В ситуации обучения второму иностранному языку выделяется проблемно-поисковая технология, которая выступает как «визитная карточка» коммуникативно-когнитивного подхода.

Поскольку методика является последовательностью обучающих приёмов для решения частных методических задач, её построение осуществляется дифференцированно для обучения разным аспектам языка и видам речевой деятельности.

Например, становление фонематических механизмов мало зависит от когнитивного опыта человека, поэтому не существует особой методики обучения фонетике второго иностранного языка. Овладение произношением иностранного языка осуществляется через изучение артикуляции звуков, постановку ударения, соблюдение аутентичного ритма, темпа речи её мелодики.

Методика формирования фонетического навыка на иностранном языке традиционно включает в себя упражнения на восприятие образца, идентификацию звука в потоке речи, его имитацию, которая сопровождается при необходимости инструкцией об артикуляционных движениях. В дальнейшем произносительные навыки многократно тренируются с целью их автоматизации. Коммуникативная теория обучения ИЯ рекомендует, чтобы восприятие и имитация звуков осуществлялись не изолированно, а в речи. Материалом для этого служат стихи, песни, скороговорки, мини-диалоги.

При ознакомлении с лексикой эффективными приёмами обучения являются: применение проблемно-поисковой технологии и дифференцированное применение ассоциативных и коммуникативных упражнений на этапе её запоминания.

Таким образом, в процессе обучения воспитывает не только содержание и методика, но и «технология обучения (обеспечение активной позиции ученика, развитие его нравственных качеств, умственное воспитание...) и личность учителя» (№ 19, с.272).

  1. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

Целенаправленное формирование личности человека происходит в соответствии с индивидуальным потенциалом ученика, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

При этом особое значение приобретает учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему её воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребёнка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развёртываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

«Искусство воспитания» приходит к обоснованному выводу, который заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих», а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти «понимаемые» мотивы, в реально действующие.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убеждённость; наличие твёрдых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определённый риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчёркивается, что нет качеств «абсолютных». Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись, как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально-полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чём бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщённо, может не связывать их с конкретными носителями. Соответственно система воспитания должна строиться с учётом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребёнка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включённых в неё новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребёнок должен на своём личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребёнку, делает её более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественнонаучному, гуманитарному ит.д.).

Так, подбирая тексты для учащихся 5-го класса, учитывалась их информативность т.е. материалы подбирались с таким расчётом, чтобы расширить кругозор учащихся, дать им какую-то новую информацию о Франции, о французских детях и т.д. и давались задания, которые помогали учащимся сконцентрировать своё внимание на отыскивании нужной, интересной информации, что воспитывает в них любознательность. Ученикам с высоким уровнем языковой и общеобразовательной подготовки давались задания страноведческого и лингвострановедческого характера, где предлагалось найти определённую страноведческую информацию по изучаемой теме, сравнить похожие слова во французском и русском языках, определить различия в их значениях, проиллюстрировать пословицу, определить происхождение русского слова с помощью словаря иностранных слов и др. Такая работа развивает общие учебные умения, а также расширяет кругозор учащихся, помогает им видеть взаимосвязь родного и французского языков, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка.

Интерес к новому средству общения и познания, к культуре страны изучаемого языка является огромным подспорьем в решении образовательных, развивающих и воспитательных задач.

1.4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА -

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.

Иностранный язык - один из учебных предметов в школе, в сферу рассмотрения, которого входят определённые лексические и грамматические явления, которые включаются в какую-то ситуацию, направленную на развитие мыслительных способностей детей. Этот предмет приучает детей к мысли, что затевать разговор по-французски надо не для того, чтобы употребить такие-то слова и выражения или грамматические структуры, а для того, чтобы рассказать и услышать что-то важное и полезное для себя и для того, с кем общаешься. Большой объём языкового материала и достаточно высокий уровень речевых навыков и умений учащихся предоставляют большие возможности для реализации воспитательных задач предмета - иностранный язык.

Можно назвать несколько положений, которые определяют специфику вклада иностранного языка в формирование личности учащихся и необходимость его в учебном плане:

  • знакомить учащихся с иностранным языком - это значит знакомить со страной, в которой на этом языке говорят, приобщать к её культуре;
  • каждая тема, ситуация, предложенная в конкретном учебнике, ориентирована на практическое применение получаемых знаний и навыков, что способствует развитию культуры общения;
  • некоторое количество интернациональных слов, которые есть во французском и русском языках способствуют обогащению представления детей о культуре языка;
  • в обучении иностранному языку используются для формирования наглядно-образного и пространственного мышления школьников, воспитания реального понимания окружающего мира - различные наглядные средства (кинофильмы, картины, карты, экскурсии и т.д.), слово учителя.

Оправдывая своё назначение в учебном плане, предмет - иностранный язык способствует формированию общечеловеческих ценностей, пробуждению и развитию добрых чувств, стремлению к творческому поиску, эстетическому восприятию мира, подлинному интернационализму. Вот небольшой перечень воспитательных задач, которые можно реализовать на уроках иностранного языка.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ.

2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

В настоящее время для практики обучения школьных предметов характерно сочетание традиционных и современных педагогических технологий. Целью современной школы всегда было и остаётся развитие личности, поэтому для реализации данной цели особенно важно найти те подходы, которые эффективнее для разных типов школ. Предлагаются новое содержание, новые позиции в деятельности учителя и ученика, новые технологии, что способствует максимальной реализации воспитательного потенциала обучения.

Анализ процесса и результатов обучения свидетельствуют о том, что в школах по-прежнему широко распространена традиционная система обучения, положительной стороной которой является строго заданная организационная чёткость.

Отрицательной стороной традиционной системы обучения можно назвать то, что на уроке обеспечивается лишь первоначальное ознакомление учащихся с новым учебным материалом, а его усвоение ими осуществляется при выполнении домашнего задания. Возникает ситуация, при которой ученик фактически «учится дома», а приходит на урок лишь для того, чтобы отчитаться перед учителем о выполненной работе и получить новое домашнее задание. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделать обучение развивающим.

Инновационные технологии можно объединить в два основных типа, соответствующих        репродуктивной        и проблемной ориентации образовательного        процесса. Воспитательный потенциал обучения реализуется через методы и организационные формы обучения. «Репродуктивные        методы обучения способствуют формированию дисциплинированности, исполнительности, внимательности. Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию» (№19,с.277).

Обучение иностранному языку, как правило, длительный процесс. Ощутимые результаты обучения появляются не сразу. Мотивы, которыми руководствуются учащиеся, постепенно угасают; стимулы, побуждающие умственную активность, исчезают. Эффективность учебного процесса начинает всё более зависеть от тех методов, которые способен подобрать учитель, для того чтобы вызвать интерес, повысить мотивацию учебной деятельности учащихся. Эти методы не могут быть одинаковыми в течение всего курса обучения.

Ученики младших классов больше увлекаются играми, инсценировками; для старшеклассников рекомендуется разрабатывать проблемные ситуации, задания, связанные с поиском решения. «Стимулы умственной активности не должны быть однообразными. Их следует варьировать, учитывая возраст учащихся, круг их интересов, учебный материал» (№ 23). Именно поэтому необходимо использовать разнообразные формы организации учебной деятельности, способные поддерживать интерес к языку, умственную активность учащихся на протяжении всего обучения, а также для успешного решения воспитательных задач.

Так на начальном этапе обучения я достаточно широко использую методику работы с опорными картами (ОК) и опорными таблицами (ОТ). Особенностью использования мною данной методики является возможность применять при объяснении орфографической системы французского языка.

Положительным данной методики с позиции реализации воспитательного потенциала является: развитие навыков самостоятельной деятельности; воспитывает чувство взаимопомощи; развивает умения самоорганизации учащихся и т.д.

В приложении представлены разработки некоторых опорных таблиц.

В последнее десятилетие процесс информатизации образования приобрёл всё более определённую устойчивую динамику. И компьютер всё прочнее и прочнее входит в жизнь не только учеников, но и преподавателей. И нет сомнений, что использование новых технологий в учебном процессе позволяет реализовать в нём идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Учитель раньше мог только мечтать о тех возможностях, которые представляет ему сейчас использование компьютера. Сколько времени уходило на подготовку разнообразного дидактического, иллюстрационного материала. Компьютер даёт возможность собрать весь необходимый материал на дискете и использовать его оперативно, решая при этом не только образовательные, но и эстетические, воспитательные функции. Одним щелчком мышки можно поменять на экране нарисованные таблицы, схемы и многое другое. И это очень важные для урока моменты. Во многом от них зависит оптимизация учебного процесса и эффективность усвоения материала, что, в конечном счете, и ведёт к повышению качества образования.

Конечно, сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычайно широка. В Пансионе воспитанниц, где я сейчас работаю, компьютер есть в каждом учебном кабинете, что позволяет учителю находить оптимальные варианты организации работы воспитанниц и учителя. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления учащихся с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этом этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков и умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учётом личностных особенностей обучаемых. Он может создать оптимальные условия для успешного освоения программного материала. Кроме того, трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля за деятельностью воспитанниц со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть «собеседником» обучаемого. Компьютер позволяет предъявлять на экране элементы страноведческого характера.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

В образовательном процессе школы может быть использована проектно- иссследовательская технология, позволяющая организовывать обращение школьников к самым разным источникам информации для расширения знаний по какой-либо учебной теме. Рассматриваемая технология интегрирует известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, мозговой атаки, метод сбора и обработки данных, деловые и ролевые игры и т.д.

В своей практике я стала использовать проектный метод. Главная идея проектного метода состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. Проектный метод способствует повышению личной уверенности в своих силах у каждого участника проекта. В проекте воспитанница видит себя как человека способного и компетентного, у неё развивается позитивный образ и умение адекватно оценивать себя и других.

Участие в коллективных проектах позволяет развивать у воспитанниц коммуникабельность и умение сотрудничать. Этому же способствуют презентации готовых как коллективных, так и индивидуальных проектов. Участие в проектах создаёт механизм развития критического мышления воспитаннцы, умения ставить задачи и искать пути решения поставленной задачи.

«Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых воспитанницы:

  1. самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д.);
  5. развивают аналитическое мышление» (Т.И. Шамова).

Работа с воспитанницами 8-х и 9-х классов нашего Пансиона была организована следующим образом. Основу успешной работы с детьми я видела в том, что каждая воспитанница выбирает себе конкретную тему, вызывающую у неё наибольший интерес. Тематика была довольно простой: знаете ли вы Францию?, достопримечательности Парижа, да здравствуют каникулы, зимние виды спорта, мой хороший друг, в мире моды и т.д. К работе было привлечено достаточное количество воспитанниц: одни работали индивидуально, другие объединялись по группам. Следует отметить, что качество занятий и результативность резко повышались, когда воспитанницы обсуждали придуманные ими темы проектов, занимались сбором материалов для них, советовались с учителями. Данный вид деятельности позволяет детям проявить себя. В приложении представлены разработки некоторых проектных работ воспитанниц.

Большие воспитательные возможности заложены и в использовании различных организационных форм работы. Так в 5-6-х классах выбор рациональных форм организации учебного процесса приобретает первостепенное значение. Эти формы должны быть направлены на организацию активной и обильной речевой практики школьников. Доминирующей формой особенно в начале учебного года становится фронтальная работа.

Уже начиная с 5 класса, я нередко предлагаю хорошо успевающим воспитанницам на отдельных этапах урока заменить меня, взять на себя роль учителя. Такое доверие дети особенно ценят и с удовольствием откликаются на предложение. Следует отметить, что относятся они к этому заданию очень ответственно и справляются с ним успешно: организуя фронтальную работу, вовлекают в беседу всех воспитанниц группы, умело употребляют реплики для её продолжения, держат себя свободно. Воспитанницы проявляют несомненный интерес к содержательному сотрудничеству между собой на уроке.

Такой приём приучает ребят к самостоятельности, воспитывает у них смелость, находчивость, умение определять свои действия в различных ситуациях. Он способствует также организации в дальнейшем парной и групповой работы.

Работа в парах способствует формированию автоматизированных навыков владения языковым материалом. Однако следует отметить, что в начале совместная деятельность воспитанниц неизбежно сопровождается излишним оживлением, шумом, но это явление временное, дети быстро привыкают к такой организации их деятельности, работают увлечённо и успешно. Работа в парах не должна занимать более 3-5минут. Учитель в это время ходит по рядам, проверяет, помогает, стимулирует работу воспитанниц положительными оценочными репликами.

Не менее эффективна в воспитательном и учебном отношении групповая форма. Групповая работа формирует у воспитанниц новые важные умения: оценивать свою работу, сопоставляя её с работой товарищей, осуществлять самоконтроль.

Одним из важных дидактических принципов является принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирование познавательных интересов, потребностей в знаниях. Эффективность обучения в значительной степени зависит от условий и атмосферы, в которой протекает учебный процесс. Одним из условий, обеспечивающих оптимальное построение занятий, является наличие кабинета иностранного языка, в котором сосредоточены необходимые средства обучения (включая и технические) и, в первую очередь, учебнометодические комплексы. Эстетика оформления кабинета и максимальное использование его возможностей - важные факторы, помогающие наиболее эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи.

Применение игровой методики на уроке стимулирует умственную активность и самостоятельность воспитанниц, повышает интерес к изучению языка. Языковые игры способствуют активизации воспитанниц на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные ЛЕ и типовые фразы, разнообразить формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке. Все выдающиеся педагоги отмечали прогрессивную роль игры в детском развитии. Игры положительно влияют на характер общения учителя с учеником, обостряют восприятие, активизируют мышление, концентрируют внимание. На своих уроках я использую один из действенных методов повышения эффективности урока - ролевая игра. Ситуации для ролевых игр учитель может предлагать в соответствии с изучаемыми темами. Назову некоторые из них и укажу предметы, которые используются в качестве наглядных пособий: «В магазине» (обувь, ткани, пальто и др.), «на почте» ( конверты, открытки, марки...), «В библиотеке» (книги, журналы, газеты...). Слабо успевающим воспитанницам предлагаются менее сложные ситуации, хорошо успевающим - более сложные.

Включая элементы игры в учебный процесс, учитель получает возможность направить возникшую эмоциональную активность на овладение языковым материалом в новой ситуации. Приведу ряд игр, например, игра «зеркало» («1е miroir») - один из участников изображает жестами и мимикой умывание, одевание, пробуждение и т.д.; второй участник разгадывает и комментирует эти действия по-французски. Цель игры - отработать употребление модельных фраз, включающих возвратные глаголы. Перед началом игры определяются условия: количество детей(2-3); количество попыток, которое «зеркало» может использовать при отгадывании каждого действия (2-3). Игра проходит следующим образом: вызываются 2 воспитанницы. В1 поднимает руки над головой - это зеркало. В2 (изображая сценку умывания) говорит:

  • Qu'est-ce que je fais? Devine!
  • Tu te laves la figure, les oreilles, les mains.
  • C'est vrai, je me lave la figure, les oreilles, les mains.

Если «зеркало» неправильно «отражает» действие. Реплика меняется

  • Non, се n'est pas vrai. Je ne m'habille pas. Devine!

Пантомима повторяется. В «зеркало» могут смотреться две воспитанницы, что позволит отработать местоимения во множественном числе. Воспитанницы произносят реплики хором или по очереди. Игра проходит в быстром темпе и вся группа вовлекается в работу.

Другая игра «Les mots» (слова) - цель игры: активизировать изученную лексику. Учитель даёт задание составить цепочку предложений на определённую тему («Класс», «Сад» «Комната» и т.д.).

В1: dans notre classe il у a quatre murs, trois fenetres, un plafond, un plancher, une porte...

В2: il у a une porte, un tableau, une table...

В3: il у a une table, des pupitres, des chaises... И т.д. Побеждает воспитанница, закончившая цепочку, при условии, что никто не сумел дополнить её ответ. Игра «1а lecture» проводится, когда воспитанницы усваивают звукобуквенные соотношения в словах, знакомятся с правилами чтения. На правую часть магнитной доски прикрепляются картинки, изображающие предметы, на левую - этикетки с подписями к картинкам. Имеется в виду, что названия предметов детям знакомы и этикетки с подписями подобраны с учётом пройденных правил чтения. Игра проводится в форме эстафеты. В ней участвуют две команды. Устанавливается время для каждой команды. Члены команды поочерёдно выходят к магнитной доске и подбирают к картинкам соответствующие этикетки с подписями. Выход к доске даёт право оформить одну картинку. Если дети быстро и правильно справляются с заданием, то каждый успевает побывать у доски дважды. При оформлении картинки воспитанницы сначала называет предмет, который на ней изображён, а затем читает подобранную подпись. Если подпись подобрана неверно, учитель её снимает и команда теряет очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Приложение № даёт представление о применении игровых моментов на уроке французского языка.

Эмоциональная сфера личности вопитанницы развивается не только за счёт упражнений игрового характера, но и за счёт использования красочной наглядности, стихов, песен, рифмовок, которые делают учебную деятельность привлекательной.

Так на начальном этапе обучения, я в своей практике использую коротенькие рифмовки для запоминания орфографии слов, например: «С» avec une cedille.

Commençons notre leçon: prononçons le mot "reçu”

Et maintenant nous l'écrivons .

Attention aux doubles  consonnes

Dans les mots français qui sonnent

Comme „gomme,,, „homme,,, „pomme,,.

Les gargons ont aperçu

Que le mot français „гефи,,

S'écrit de cette façon

,,c-cedille„ devant un ,,u„.

Положительный результат в работе над орфографией дают также используемые на резервных уроках орфографические игры, например: угадать слово по данной первой и последней букве, заполнив точки между ними: t…..s (для этого упражнения целесообразно подбирать более длинные слова ; в моём примере дано слово trolleybus).

Какими путями ещё можно привлечь внимание к способу написания слова? К традиционным путям относятся:

  1. Подчёркивание трудной орфограммы (например, papier, tablier, soulier).
  2. Написание трудной орфограммы другим шрифтом (например, жирным или курсивом: blanc, plancher, singe, lapin ).
  3. Трудная орфограмма может быть напечатана другим цветом (Catherine, Nathalie).
  4. Если слов с одной и той же орфограммой накопилось много, могут быть использованы обобщающие схемы: например,

:

Только при комплексном взаимодействии всех звеньев работы обучение французскому правописанию может быть успешным.

И вместе с тем, учитель должен показать воспитанницам, что занятия иностранным языком - серьёзная и напряжённая работа, что это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности. Формирование интереса к содержанию учебной работы связано с чувством удовлетворения, которое испытывает воспитанница, добившаяся определённых успехов. Интерес к результату деятельности появляется быстро: воспитанница осознаёт, что хорошо понимает учителя и своих товарищей, сама умеет что-то сказать, задать вопрос учителю или товарищам по классу. После возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес и к содержанию учебной деятельности.

Собственный опыт преподавания позволяет говорить об эффективности современного зарубежного метода преподавания французского языка (как второго ин.яз.) «Methode Orange», где большое внимание уделяется культуре Франции, образу жизни её народа. На первой ступени (5-6 классы) с первых уроков учащиеся знакомятся (в основном с помощью иллюстраций) с отдельными реалиями Франции. Например, в уроке №3 цветная картинка помогает учащимся понять, что такое La maison des jeunes и чем молодёжь там занимается, а в уроке №7 цветная картинка даёт представление учащимся о типичной улице небольшого французского городка. На второй ступени ( 7-8 классы) языковая подготовка учащихся позволяет им глубже ознакомиться с историей, культурой Франции, образом жизни и проблемами французских школьников. Таких уроков на этой ступени пять. Ситуации, представленные в этих уроках, типично французские, главные герои ситуаций - французские школьники. Подобные уроки позволяют приобрести ряд практических навыков: как, например, пользоваться планом или картой города, найти нужную информацию в газете, позвонить по телефону, понять какое-либо объявление и т.п. В качестве примера рассмотрим урок «II faut savoir se debrouiller». В первой части учитель вводит учащихся в ситуацию, предлагая «провести день в Париже». При этом у учащихся могут возникнуть, следующие вопросы: Qu'est-ce qu'on у ferait? Quels monuments, musee,etc.,aimerait-on visiter? Comment se nourrir? Учащиеся знакомятся с иллюстрациями и текстами учебника, воспроизводящими различные ситуации. Затем они смотрят диафильм, комментируют его и отвечают на вопросы учителя. Во второй части урока материал для чтения и иллюстрации в учебнике позволяют учащимся ознакомиться с французскими денежными знаками, узнать распорядок работы магазинов, ресторанов. Учащиеся получают советы о том, что и где можно недорого поесть. В этой части урока учащиеся слушают ряд диалогов, имитирующих сцены в различных магазинах, в ресторанах. Игровые упражнения позволяют закрепить изученный материал в новых конкретных ситуациях. Третья ступень (9-11 классы) полностью построена на лингвострановедческом материале. Авторы метода не ставят перед учащимися цель специализации в области французской истории и культуры. Главное, не только научить учащихся французскому языку как средству коммуникации, но и ознакомить их с культурой страны в том виде как она отражена языком. Тематика лингвострановедческого материала представлена на третьей ступени четырьмя разделами:

  1. Les dossiers de civilisation vecue. Четыре темы этого раздела позволяют учащимся «участвовать» в повседневной жизни молодёжи Франции.
  2. Les dossiers de civilisation decouverte. Темы этого раздела дают возможность учащимся открыть для себя что-то новое в области культуры, истории стран франкофонов.
  3. Les dossiers Grands Problemes. Темы этого раздела позволяют учащимся высказать своё мнение и узнать мнение французской молодёжи по актуальным вопросам.
  4. Dossiers outils. Темы этого раздела способствуют пониманию различных стилей французского языка в соответствующих ситуациях. В «Mdthode Orange» уделяется должное внимание французским пословицам, лингво страноведческая ценность которых бесспорна.

Таким образом, рабочие материалы данного учебного пособия помогают учителю в решении общеобразовательных и воспитательных целей.

Благоприятная атмосфера урока, доброжелательность учителя, его энтузиазм и вера в ученика положительно влияют на учебный процесс. Похвала учителя, его одобрение - важные средства стимулирования учения школьников. Учителю следует подчёркивать даже самый небольшой успех учеников, всегда оценивать их работу.

2.2 ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ.

С первых дней обучения в школе ребёнка окружают учителя, которые, прежде всего - люди с определёнными интересами, чертами характера, уровнем образованности и воспитанности и т.д.

Не секрет, что в школе всегда есть учителя, на уроки которых школьники идут с удовольствием, проблем с дисциплиной у таких учителей, как правило - нет, и знания по предмету у данного учителя - всегда выше. Секрет этого феномена заключается в личности самого учителя. В моём понимании - это не только определённые качества и черты характера, это и уровень образованности, воспитанности, это любовь к детям.

По мнению Сухомлинского В.А. самым главным в жизни является - любовь к детям. Действительно, трудно представить, что если учитель безразлично относится к детям, к преподаванию своего предмета, то и о воспитательном эффекте говорить не приходится, так как дети чувствуют эмоциональный настрой учителя, его отношение к образовательному процессу.

Успешность воспитательной работы школы в целом во многом зависит от активности и творчества каждого учителя, которые могут внести в учебно- воспитательный процесс что-то новое, интересное, способное перевести на более высокий уровень всю работу школы.

Каждый учитель, обладающий уникальным сочетанием личных свойств качеств, вырабатывает свой индивидуальный стиль работы. Часто в основе деятельности учителя лежат его интересы, увлечения, личные качества, содержание и специфика предмета, который он преподаёт.

Не случайно в последнее время личность учителя иностранного языка рассматривается как фактор совершенствования воспитания и обучения школьников, и утверждается мнение о том, что учителю иностранного языка должны быть присущи совершенно особые, профессионально значимые качества. Среди них (наряду с высоким уровнем владения иностранным языком и умением передать знания учащимся) отмечаются такие черты, как требовательность, принципиальность и справедливость, доброжелательность, терпимость и настойчивость, общительность, педагогический такт, понимание детей, умение заинтересовать школьников изучением иностранного языка, умение организовать внеклассную работу, артистичность и чувство юмора.

Среди воспитанниц нашего Пансиона я провела опрос на тему: «Какие качества учителя Вы считаете наиболее ценными для преподавания иностранного языка в Пансионе?». Ответы давались в письменной форме, анонимно. На первое место (около 50% ответов) воспитанницы поставили умение передать учащимся языковые знания, речевые умения и навыки, а также навыки самостоятельной работы над языком. Второе место занимает, такое специфическое качество, как требовательность. На третьем месте - педагогический такт. Четвёртое место воспитанницы отводят хорошему владению учителем преподаваемого языка. На пятом месте воспитанницы ставят понимание детей, индивидуальный подход. На шестом месте следует доброжелательность. Седьмое место занимает умение организовать интересный урок. И замыкает общий список наиболее ценных качеств учителя иностранного языка терпение и настойчивость. Воспитанницы считают, что преподавателю иностранного языка в большей степени, чем другим учителям, должно быть присуще это качество. Мотивируется это факторами трудности иностранного языка как учебного предмета, запущенности его у многих учащихся, из-за чего они допускают массу ошибок. А для формирования прочного речевого навыка необходимы время, терпение и настойчивость. По замечанию У. Риверс, «преподаватель, если он хочет добиться успеха в обучении иностранному языку, должен понимать то унизительное состояние беспомощности, в котором находятся учащиеся на начальном этапе, и он должен уметь, проявлять понимание и терпение, вселять в них уверенность».

Опытные учителя стараются создать учебные ситуации, стимулирующие проявление тех или иных качеств личности, интересов. Высказывание М.С. Короленко об уроке подчёркивает не столько значение самого урока, сколько возможности учителя превратить урок в инструмент обучения и воспитания. «Урок - первый очаг, согревшись у которого человек стремится стать мыслителем. Я вижу важнейшую воспитательную цель урока в том, чтобы зажечь у маленького человека огонь жажды познания. Если после моего урока школьник не испытывает желание узнать больше, чем я ему рассказал, если это желание не превращается в стремление, в стимул, побуждающий многие часы сидеть перед книгой,- значит воспитательная цель урока не достигнута» (Короленко М.С.).

Важным сегодня считаю выработку у воспитанниц их личного отношения к тому, о чём они узнают, формировать правильное мнение на основе знаний. Особенно это важно, когда в стране и в других точках мира происходят военные действия, террористические акты, активизировались действия различных группировок и т.д. Без знания сущности проблем, вызывающие такие действия, исторических предпосылок, нельзя даже взрослому человеку разобраться во всех сложностях политического мира, а тем более - недостаточно знающему школьнику. Такие утверждения, как «надо перебить всех чеченцев и тогда будет мир» и другие - должны насторожить педагогов. Такие высказывания вызваны нетерпимостью к представителям других народов, разжигают расовую ненависть, культивируют агрессивность и жестокость, являются результатом недостаточно продуманной работы учителей ОУ.

Опираясь на свой жизненный опыт, интуицию, профессионализм, учитель и на уроках, и во внеурочной деятельности старается оттолкнуться от содержания материала, который не только призван обучать, но и воспитывать школьников. Так, знакомство с биографией учёного и его вкладом в ту или иную науку - демонстрируют школьникам такие качества личности, как смелость мышления, самокритичность, честность. Энштейн писал, что «моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».

Воспитание у школьников патриотизма на современном этапе утратило некоторую «основу», на которую в советской школе можно было опереться, поменялись идеалы, изменились политические ориентиры. Отвергались некоторое время прошлые примеры и не принимались новые, что позволило некоторым детям, вырасти циничными, не верящими ни в какие идеалы. Одной из основных задач школы и каждого педагога видится в том, чтобы воспитывать у школьников чувство гордости за страну, в которой они живут. Сеять светлое, доброе, вечное - есть и будет задача учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования, следует отметить, что задачи, поставленные в начале нашей работы, выполнены. Теоретикометодологический анализ и существующая практика позволили констатировать, что при успешной реализации учителем воспитательной функции урока, дети усваивают нормы поведения, принятые в обществе, приобщаются к общечеловеческим ценностям и нравственным ориентациям, укрепляют эмоционально-волевую сферу личности. Большое значение при этом имеют характер общения педагогов и воспитанниц, психологический микроклимат в классе.

Необходимость повышения качества образовательного процесса потребовало рассмотрения вопросов управления процессом воспитания на уроках и определения наиболее рациональных путей реализации воспитательного потенциала обучения.

Не случайно среди приоритетов образовательной политики в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года названа «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей».

Таким образом, наше исследование связано, с одной стороны, с поиском путей решения проблемы повышения качества образовательного процесса и воспитательного потенциала обучения, с другой, с осуществлением деятельности учителя, направленной на нахождение и использование современных технологий обучения.

В ходе исследования были определены формы и методы работы учителя на уроке ин. яз. в целях реализации воспитательного потенциала обучения и показано их практическое применение на уроках ин.яз. Разработаны и внедрены проекты учащихся 8-х и 9-х классов: как технологии, способствующие повышению качества образования, мотивации воспитанниц, интереса к предмету. Также использованы уроки - конкурсы, урок-КВН, игровые формы работы на уроке и т. д.

Эта исследовательская работа, подтвердила справедливость гипотезы и показала, что формирование основных коммуникативных компетенций связано с развитием личности школьника, с развитием его культуры, духовности, самостоятельности, успешной самореализацией.

Основными компонентами коммуникативной компетенции человека являются:

Языковая (лингвистическая) компетенция - знание и владение аспектами языка, умение использовать фонетическую, лексическую, грамматическую системы языка.

Речевая (дискурсивная) компетенция - умение порождать и варьировать коммуникативно-приемлемую речь и корректно интерпретировать содержание речи на иностранном языке; знание и владение типами дискурса, типами текстов, умение их использовать в зависимости от ситуации коммуникации; умения выбрать форму общения и лингвистические средства исходя из ситуации.

Социокультурная компетенция - понимание социокультурного контекста, в рамках которого развивается социальная общность, говорящая на языке, и в рамках которого обучаемый должен уметь применить свою лингвистическую и дискурсивную компетенции: знание и владение социальными правилами и нормами взаимодействия между индивидуумами и учреждениями, знание истории и культуры общества.

Социокультурный аспект в рамках обучения иностранному языку является аксиомой: лексика языка выражает содержание, вписывающееся в определённую культуру, и может быть понята обучаемым только с позиций данной культуры. Важность социокультурного содержания связывается с решением воспитательных и развивающих задач. Изучать язык - это значит войти в новый, неизвестный мир, быть открытым другой ментальности. Это вызывает развитие новых качеств личности: терпимости, сочувствия, доброжелательности. Социокультурное содержание языкового образования способствует культурному самоопределению молодого человека путём создания у него представлений о социокультурном пространстве и своём месте в нём. Это является важнейшей педагогической целью вместе с задачей обогащения индивида представлениями об общечеловеческих нравственных ценностях, развития его готовности к активному диалогу культур (№ 28).

Компенсаторная ши стратегическая компетенция - предполагает развитие способности и готовности преодолевать дефицит своих иноязычных знаний, навыков и умений.

Познавательная и когнитивная компетенция  предполагает овладение учащимися приёмами учения, позволяющими ему адекватно, оперативно и оптимально решать учебные задачи, вплоть до общего планирования обучения и самоконтроля. При обучении второму иностранному языку, особенно при небольшом количестве аудиторных часов, цель научить ученика учиться приобретает большое значение.

Поэтому объективно при постановке целей обучения иностранному языку следует учитывать все составляющие коммуникативной компетенции. Однако «участие», «доля» каждой компетенции может меняться в зависимости от ступени обучения, возраста и интересов учащихся и некоторых других факторов.

Исследовательская работа подтвердила наше предположение о том, что личность учителя иностранного языка рассматривается как фактор совершенствования воспитания и обучения школьников, и утверждается мнение о том, что учителю иностранного языка должны быть присущи совершенно особые, профессионально значимые качества. Среди них (наряду с высоким уровнем владения ин.яз. и умением передать знания учащимся) отмечаются такие черты, как требовательность, принципиальность и справедливость, доброжелательность, терпимость и настойчивость, общительность педагогический такт, понимание детей, умение заинтересовать школьников изучением ин.яз., артистичность и чувство юмора.

Учёт всех выше перечисленных факторов в учебном процессе обеспечивает его оптимальность, помогает получить стабильные, хорошие учебно-воспитательные результаты.

Сделанные выводы дают основание полагать, что поставленные задачи исследования решены, гипотеза подтверждена. Цель исследования достигнута.

Представляется целесообразным наметить возможные пути последующего развития новых воспитательных технологий для повышения воспитательного потенциала обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Береговская Э.М. Гусева А.В. Французский язык. М., 2013.
  2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.,1996.
  3. Бондареве кая О.И. Языковая способность и её психологическая структура. Язык и культура. Тезисы докладов международной научной конференции. М., 14-17 сентября 2001. С.32.
  4. Барышников Н.В. Французский язык как второй иностранный в средней школе и особенности методики его преподавания// Иностранные языки в школе, № 5. М., 1998.С.25-30.
  5. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. М., 2001.
  6. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии обучения языкам// Иностранные языки в школе, № 1 .М.,1999. С. 21-26.
  7. Гессен С.И. основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1964.
  8. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований// Иностранные языки в школе, №2 М.,1985. С.17-23.
  9. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков. М.,1997.

Ю.Давиденко Г.Ф. Роль учебного кабинета в повышении качества учебно- воспитательного процесса. М, 1990.

  1. Зимняя И.А.Психология обучения неродному языку. М., 1989.
  2. Золотницкая С.П. Интенсификация учебного процесса на уроках французского языка. М., 1979.
  3. Ильин И.А. Путь к очевидности. М, 1993.
  4. Крупко А.Г. Лингвострановедческий подход в обучении французскому языку как фактор развивающего обучения. М., 2001.
  5. Крупская Н.К. Воспитание молодёжи. М, 1989.
  6. Крылова О.Н. Современный взгляд на соотношение основных понятий раздела технологий в педагогической науке и практике. - Тезисы доклада на научно-практической конференции «Современные педагогические технологии». 2002.
  7. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине века// Язык и наука конца хх века. М., 1995.
  8. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
  9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.,2002.
  10. Методика воспитательной работы. Под ред. В.М. Коротова. М., 1990.
  11. Moirand S. Enseigner a communiquer etrangere! Paris: Hachette, 1990.
  12. Миньяр-БелоручевР.К., Чернова Г.М. Подготовка будущих учителей к ситуативно-направленному преподаванию французского языка. М.,1987.
  13. Миньяр-БелоручевР.К., О принципах обучения иностранным языкам. М., 1992.
  14. Мильруд Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе, № 3. М., 1990.
  15. Программа по иностранным языкам. Первая модель (для 5-9 классов). М., 1999.
  16. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1983.
  17. Рыбаков М.Д. Некоторые перспективы компьютеризации учебно- воспитательного процесса по иностранному языку в ОУ. М., 1996.
  18. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М., 1991.
  19. Сластёнин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993.
  20. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М., 1990, С.6
  21. Щепилова А.В. Теория и методика обучения Французскому языку как второму иностранному. М.,2005.
  22. Щепилова А.В Концепция обучения французскому языку как второму иностранному. М.,1999.
  23. Управление развитием инновационных процессов в школе. Под ред. Шамовой Т.И., Третьякова П.И., М, 1995.
  24. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.И. Управление образовательными системами. М., 2002.
  25. Шувалова Е.П.О развитии школьников в процессе обучения ин.яз.// Иностранные языки в школе, № 1.М., 1982.
  26. Юньев В.И. Учащийся и его интересы - в центре обучения иностранному языку. М., 1991.

Приложение

Урок-конкурс по теме «Путешествие по Франции»

М.: D'abord, disons се que nous savons sur la France.

Учащиеся отвечали на следующие вопросы:

  1. Оù est située la France?
  2. Par quelles mers est-elle baignée au nord? au sud?
  3. Quel est осéаn qui baigne la côté ouest de la France?
  4. Quel est le relief de la France?
  5. Quels sont les fleuves de la France?
  6. Comment s'appelle le plus long fleuve français?
  7. Quelles grandes montagnes s'élèvent au sud-est de la France?
  8. Que direz-vous du climat de la France?
  9. Quel est le regime politique en France?
  10. Quel est le drapeau national frangais?

Учащиеся были разделены на две группы, каждая из которых отвечала на пять вопросов.

М.: Et maintenant dites quels monuments voudriez-vous voir à Paris?

E.: Je voudrais visiter les musées.

M.: Quels musées?

E.: Je voudrais visiter le musée Carnavalet, musée de l'histoire de Paris et de la Revolution de 1789.

E.: Je voudrais voir Notre-Dame, la cathédrale de Paris, splendide monument gothique. Du haut des tours de Notre-Dame, on decouvre la Cité, la Seine, l'immense ville. Victor Hugo a célébré ce spectacle dans son roman „ Notre-Dame de Paris".

E.: Je voudrais visiter la Sorbonne.

E.: Et moi, j'aime la musique. Je voudrais aller dans les théatres de Paris et surtout au Grand-Opéra.

E.: J'aime la peinture. Je voudrais visiter le Louvre à Paris.

E.: Je m'interesse à la littérature.Je sais que la plus grande bibliothèque de France est la Bibliothèque Nationale. Outre la Bibliothèque Nationale , Paris possède plus de 20 grandes bibliothèques. Les plus riches sont la bibliothèque de la Sorbonne, la bibliothèque de l'institut de France, la bibliothèque Publique d'information au Centre national d'art et de culture Georges Pompidou.

M.: Qui voudrait parler de ces monuments de Paris en detail?

Ученики более подробно рассказывали о достопримечательностях Парижа. М.: Imaginez que vous êtes avec un groupe de touristes français et vous avez à parler avec un Parisien.

Учащиеся проводили беседу с «парижанином» с опорой на рисунки, которые были заранее подготовлены к конкурсу.

М.: Je vous remercie pour le travail, pour la réponse.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка  опирается на  эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...

Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.

Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...

Способы и средства управления вниманием детей на уроках иностранных языков

Обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания. Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается....