Формирование мотивации изучения французского языка в общеобразовательном учреждении
статья по французскому языку на тему
Проблема выбора иностранных языков для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики.
Предлагаемое исследование по данному вопросу, а также система деятельности учителя французского языка, направленная на формирование положительной мотивации его изучения в школе, основаны на работах Н.Д. Гальсковой, А.К. Марковой, П.В. Сысоева, А.В. Вартанова, Г.А. Воробьева, М.М. Бахтина, В.С. Библера, В.В. Сафоновой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»
Статья
«Формирование мотивации изучения французского языка
в общеобразовательном учреждении»
Автор: преподаватель французского языка
Гендель И.П.
2013
Содержание
1.1 Непопулярность французского языка - проблема современной языковой политики.
1.2.Концепция «диалога культур» в обучении иностранному языку.
2.1 Создание условий для популяризации французского языка.
2.2 Принципы формирования мотивации изучения французского языка.
- Структура системы.
- Социокультурный компонент в изучении французского языка.
- Пропедевтический курс «Первые шаги во французском».
4.1 Принципы построения пропедевтического курса.
4.2 Содержание и организация обучения.
4.3 Рекомендации по использованию курса.
- Непопулярность французского языка - проблема современной языковой политики.
Проблема выбора иностранных языков для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики.
Предлагаемое исследование по данному вопросу, а также система деятельности учителя французского языка, направленная на формирование положительной мотивации его изучения в школе, основаны на работах Н.Д. Гальсковой, А.К. Марковой, П.В. Сысоева, А.В. Вартанова, Г.А. Воробьева, М.М. Бахтина, В.С. Библера, В.В. Сафоновой.
По мнению Н.Д. Гальсковой, выбор иностранных языков для изучения в школе на современном этапе обусловлен действием целого ряда факторов:
- статусом иностранного языка в мире;
- престижностью / непрестижностью иностранного языка как средства общения;
- личной потребностью граждан в изучении того или иного иностранного языка.
Следует также отметить, что социальный заказ по отношению к конкретным языкам формируется под влиянием внутренних и внешних политических и экономических предпосылок.
Новые экономические и социально-политические условия с одной стороны, а с другой - большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков: так за последние 12 лет количество учащихся, изучающих французский и немецкий языки, сократилось более чем на 10% (в целом по стране).
Приоритетное положение английского языка, объяснимое как экстралингвистическими, так и лингвистическими причинами, характерно не только для отечественной школы. Конечно, нельзя управлять динамикой
престижности / непрестижности иностранного языка, но можно несколько «редуцировать» процесс наступления английского языка на образовательные программы через популяризацию других языков, таких как немецкий и французский.
- «Диалог культур» в обучении иностранному языку.
Основой данного процесса может стать социокультурный контекст изучения французского языка, разъясняющий важность учета историко-культурных и языковых связей России с Францией, а также образовательную и общественную ценность французского языка как языка международного общения.
По мнению А.Г. Воробьева, формирование социокультурной компетенции - важный аспект обучения иностранному языку на современном этапе, включающий в себя:
- лингвострановедческий компонент (лексические единицы с национальной культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);
- социолингвистический компонент (языковые особенности различных социальных слоев);
- социально-психологический компонент (владение социо - и культурообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативных техник, принятых в данной культуре);
- культурологический компонент (социокультурный, историко-культурный фон).
Обучение языку и культуре в системе современного образования целесообразно строить на основе концепции «диалога культур», разработанной М.М. Бахтиным и В.С. Библером. В понятие «диалог культур» входят определенная форма общения, форма диалога двух (как минимум) культур, где самосознание культуры есть форма ее бытия на грани с иной культурой, что создает благоприятные условия для становления основных
форм мотивационной сферы.
- Система формирования мотивации изучения французского языка в современном образовательном учреждении.
- Создание условий для популяризации французского языка.
Актуальность темы обусловлена необходимостью создания условий для реализации трех направлений деятельности учителя французского языка:
- формирование интереса воспитанниц к французскому языку в процессе пропедевтического курса, урочной и внеклассной деятельности через социокультурный компонент обучения;
- работа с родителями, формирующая заинтересованность в изучении их детьми французского языка через просветительскую деятельность;
- сотрудничество с социальными партнерами ОУ для успешной реализации двух названных выше направлений.
В этом заключается новизна представляемого опыта, реализация которого будет наиболее эффективной при умении учителя быть бикультурной личностью, владеющей и своей родной культурой и иноязычной.
- Принципы формирования мотивации изучения французского языка.
- Социокультурный принцип.
В рамках обучения межкультурной коммуникации роль культурного компонента приобретает большое значение.
В процессе овладения иностранным языком обучаемый познает культуру народа говорящего на нём, углубляет свои знания о родной культуре, сравнивая ее с иноязычной.
Изучение культуры через язык предполагает не только формирование навыка употребления различных языковых конструкций и шаблонов. Основой обучения языку и культуре является активное участие обучаемых в овладении знаниями, формирование у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности на иностранном языке.
- Принцип субьектности.
Начиная изучать иностранный язык, ребёнок уже является «носителем» родной культуры и языка, которые воспринимаются как нечто целое, как окружающий мир, который фиксируется в языке. Обучение иностранному языку и культуре будет эффективным, если оно будет восприниматься через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
Субъектный опыт ребёнка в освоении родного языка и культуры выступает в качестве основного связующего звена между личностью и иностранной культурой, что влечет за собой изменение функции иностранного языка в формировании личности ребенка.
- Принцип креативности.
Креативность - это особое проявление самостоятельности, новое, оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Обучение иностранному языку и культуре будет происходить наиболее эффективно, если осуществляется через активные, творческие формы работы: песни, стихи, пословицы, рифмовки, игры, творческие проекты, коллажи, драматизации и т.д.
Раскрытие творческого потенциала учителя и воспитанниц через активные формы работы позволяет не только заучивать определенные языковые единицы, но и погружаться в духовный мир страны изучаемого языка, более глубоко и полно постигать различные аспекты ее культуры.
- Принцип сотрудничества с родителями.
Проблема выбора иностранного языка в современной школе является очень актуальной. На раннем этапе обучения (5-6 класс) этот выбор за учащихся чаще всего делают родители. Непопулярность французского языка в современном обществе приводит к негативному отношению родителей к этому предмету.
Поэтому установление контактов с родителями в процессе пропедевтического курса, продуманная просветительская работа на раннем этапе обучения языку - одна из основных задач учителя французского языка, имеющего целью формирование положительного отношения к предмету.
- Принцип социального партнерства.
Изучение французского языка в современной школе невозможно без привлечения к этому процессу различных социальных партнеров.
В качестве социальных партнеров ОУ могут выступать:
- школьная и городская библиотеки;
- факультет иностранных языков МГПУ;
- школы города, где изучается французский язык;
- кабинет информатики.
- Структура системы.
Система работы по формированию устойчивой мотивации изучения французского языка включает в себя следующие компоненты:
- использование социокультурного компонента в процессе изучения французского языка в школе;
- пропедевтический курс «Мои первые шаги во французском» (5 класс);
- урок - основа формирования мотивации изучения французского языка на раннем этапе;
- факультативный курс французского языка как второго иностранного «Французский - это интересно» (6 класс);
- внеклассная деятельность по французскому языку ( 5, 6 класс);
- роль кабинета французского языка в формировании мотивации его изучения;
- просветительская работа учителя французского языка с родителями;
- совместная деятельность с социальными партнерами ОУ.
3.Социокультурный компонент в изучении французского языка.
Культуросообразный и развивающий характер содержания языкового образования на современном этапе обусловлен тем, что в школе XXI века содержание образования понимается не как знания, умения и навыки, а как человеческая культура, которая находит в них свое отражение.
Поэтому целью обучения иностранным языкам на современном этапе является подготовка учащихся к реальной межкультурной коммуникации, основанной на интерпретации различных культурных аспектов - общекоммуникативного, познавательного, нравственного.
Процесс овладения иноязычной культурой строится по законам приобщения к родной культуре через сравнение аспектов двух культур. Для воспитанниц 5-6 классов социокультурный компонент обучения может быть реализован через формирование умения участвовать в различных видах речевой деятельности, адекватно соотнося свои действия с действиями носителей языка, умения ориентироваться в различных аспектах национальной культуры в рамках изучаемой тематики, а также умения употреблять фоновую лексику и этикетно-узуальные формы речи в ситуациях общения.
Формирование социокультурной компетенции воспитанниц в обучении иностранному языку - это развитие умения узнавать, понимать, оценивать коммуникантов, в результате чего происходит лучшее понимание себя и своей родной культуры как составляющей мировой культуры.
Таким образом, использование социокультурного компонента обучения отражает реальные потребности воспитанниц в получении межпредметного знания, связанного с организацией культурных связей с носителями языка, что способствует формированию мотивации изучения иностранного языка.
4.Пропедевтический курс «Первые шаги во французском».
«Первые шаги во французском» - это пропедевтический курс одного года обучения воспитанниц 5-х классов, целью которого является формирование интереса у воспитанниц, их родителей к изучению французского языка.
Для достижения поставленной цели в процессе курса реализуются следующие задачи на основе использования социокультурного компонента в процессе обучения:
- практическая: овладение элементарными речевыми навыками и умениями, формирование социокультурной компетенции воспитанниц;
- развивающая: развитие интеллектуальных способностей воспитанниц, их познавательных потребностей и интересов, а также личности воспитанниц в межкультурном и межязыковом плане;
- воспитательная: развитие мотивации изучения французского языка, а также уважения норм, нравов, специфики поведения представителей другой культуры.
- Принципы построения и реализации пропедевтического курса:
- организация учебно-познавательной деятельности воспитанниц на устной основе;
- посильность и доступность учебного материала, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям воспитанниц;
- наличие всех видов наглядности (натуральной, изобразительной, символической), имеющих большое значение в моделировании ситуации общения и развитии речевой деятельности воспитанниц;
- творческая, игровая направленность форм работы на занятиях;
- сотрудничество с родителями, направленное на формирование интереса к изучению предмета;
- включение библиотеки в процесс формирования мотивации изучения французского языка.
- Содержание и организация обучения:
Содержание курса рассчитано на воспитанниц 5-х классов.
Языковой материал курса подобран таким образом, что формирует основные речевые навыки, умения воспитанниц с учетом их потребностей в плане общения и страноведческих знаний.
Данный курс предполагает проведение трех классных часов, двух библиотечных уроков.
Структура курса (краткое содержание занятий см. Приложение)
№ | Тема | Форма деятельности | Время |
1 | «Знакомство» | Классный час | 40 минут |
2 | «Счёт» | Классный час | 40 минут |
3 | «Еда» | Классный час | 40 минут |
«Ш.Перро. Сказки» | Библиотечный урок | 40 минут | |
«Детская поэзия» | Библиотечный урок | 40 минут |
4.3 Рекомендации по использованию курса
Общеобразовательный пропедевтический курс строится на основе учебного пособия «Трамполино», 2012 г., где первоначальное знакомство детей с языком осуществляется через коммуникативную познавательную деятельность: рисование, стихи, песни, считалки, игры, театральные представления с использованием иностранного языка и страноведческой информации. Курс «Мои первые шаги» может быть использован в Пансионе при отсутствии обучения французскому языку в начальной школе для формирования интереса его изучения.
«Первые шаги во французском»
Классный час №1 «Знакомство»
Первое занятие по французскому языку предполагает знакомство воспитанниц со страной изучаемого языка через работу с картой (демонстрация местоположения Франции). На первом занятии воспитаницы Пансиона знакомятся с основными достопримечательностями столицы Франции (Эйфелевой башней, Лувром, рекой Сеной, Собором Парижской Богоматери) через просмотр отрывков видеофильма. «Погружение» в мир французского языка может осуществляться через прослушивание французских песен Д. Дассена и Э. Пиаф, а также через французскую речь учителя на протяжении всего занятия (а также на всех последующих).
На первом классном часе воспитанницам может быть предложено знакомство с простыми разговорными фразами через считалку:
Comment tu - t'appelles?
Je m' appelle Gizèle. Comment ça va?
ça va , comme si, comme ça.
Comment il s' appelle?
II s' appelle Michel.
Comment ça va?
ça va, ça va!
Разучивая эту считалку, воспитанницы знакомятся с основными формами приветствия во французском языке, попутно учатся представить себя друг другу. Данные формы приветствия первоначально могут быть отработаны в стихотворении, затем в диалогах.
На данном занятии воспитаницы могут быть познакомлены с элементарными нормами французского произношения.
Классный час №2 «Счет»
В течение второго занятия воспитанницам Пансиона предлагается выучить счёт от 1 до 12 на французском языке.
В процессе работы над счётом происходит отработка наиболее трудных французских звуков: [ r ], [ i ], [œ ], [ ã ], [ õ ], [ ẽ ].
На данном занятии воспитанницы знакомятся с куплетом шуточной французской песни, которая может быть впоследствии использована для активизации счёта.
Savez - vous planter
les choux,
à la mode, à la mode?
Savez - vous planter
les choux
à la mode de chez nous?
Игра для активизации навыков счёта «Les choux magiques»
(«Магическая капуста»)
Воспитанницам предлагается корзинка с «листьями капусты», на которых написаны выученные на предыдущем этапе занятия числительные от 1 до 12 (выборочно).
Звучит французская песня «Savez - vous planter les choux?» Воспитанницы передают корзинку друг другу, исполняя при этом песню. Учитель останавливает звучание музыки. Та воспитанницы, у которой находится корзинка, достаёт «листок капусты» и называет соответствующую цифру.
Знания воспитанниц числительных могут быть проконтролированы на данном занятии в ходе игры «Le lotto» («Лото»).
Воспитанницам предлагается сделать заготовку из девяти чисел в следующей форме:
1 | 5 | 8 |
10 | 7 | 12 |
4 | 3 | 4 |
Ход игры: учитель называет числительные по-французски, воспитанницы их зачеркивают. Побеждает тот, кто зачеркивает все цифры первым.
На данном занятии воспитанницам можно предложить знакомство с различными городами Франции (на выбор учителя), а также дальнейшее изучение достопримечательностей Парижа через просмотр видеоматериалов (Елисейские поля, центр Жоржа Помпиду, Диснейлэнд, площадь Согласия, Пантеон, Латинский квартал и т.д.).
Приложение №3
Классный час №3 «Еда»
Данный классный час может быть посвящен разучиванию песни на французском языке «J' aime la galette»:
J' aime la galette,
Savez - vous comment?
Quand elle est bien faite,
Avec du beurre dedans Tralala...
Эту песню знают и поют не только французские дети, но и взрослые. На данном занятии учитель может рассказать воспитанницам, что во Франции как и в любой стране мира, есть свои, характерные только для этой страны, мучные изделия. Каждый регион Франции славится своими кондитерскими изобретениями: так в Бретани готовят вкусное печенье с добавлением солёного масла (les galettes bretonnes), провинция Берри известна печением с миндальным орехом (les croquets). И, конечно, на праздник «Mardi gras», который соответствует нашей русской масленице, французы пекут блины с особой, отличной от нашей русской, начинкой: с тертым сыром, с ветчиной, с креветками, с апельсиновым вареньем.
Песенка «J’ aime la galette» может быть разучена с движениями, что значительно облегчит ее запоминание на иностранном языке.
J’ aime la galette
(воспитанницы «рисуют» в воздухе воображаемую галету)
Savez - vous comment?
( в воздухе рисуется знак вопроса)
Quand elle est bien faite,
(разводят руки в стороны)
Avec du beurre dedans
(показывают жест «здорово»).
В процессе пропедевтического курса воспитанницам могут быть предложены два библиотечных урока, позволяющие удовлетворить дополнительные познавательные интересы воспитанниц и сформировать интерес к детской французской литературе и изучению французского языка.
Библиотечные уроки
Примерный ход библиотечного урока:
- Ведется беседа учителя о роли французской литературы в развитии мировой культуры, актуализация уже имеющихся у воспитанниц знаний в области детской французской литературы;
- Знакомство воспитанниц с произведениями французских авторов, имеющихся в библиотеке;
- Выступление воспитанниц 5-6 классов с инсценировкой отрывка детского литературного произведения на французском языке, чтение детских стихов на русском и французском языках;
- Защита творческих проектов воспитанниц 5-6 классов: «Моя любимая книга на русском и французском языках».
Рекомендуемая литература для библиотечных уроков:
- Ш. Перро «Красная Шапочка».
- Ш. Перро «Кот в сапогах» и другие сказки Ш. Перро.
- Детские стихотворения и другая литература, имеющаяся в библиотеке.
В течение пропедевтического курса происходит обучение не только основам языка, но и закладывается фундамент обучения «диалогу культур», который может быть продолжен на средней ступени обучения. Ведь одна из основных целей обучения иностранному языку - это формирование уважения к культуре другой страны, а также более глубокое понимание своей культуры через осознание общих гуманистических ценностей всего человечества.
Выводы:
Представленные исследования в области деятельности учителя французского языка в современном ОУ основано на реализации трёх основных направлений сотрудничества с воспитанницами, родителями, социальными партнерами, и решает одну из важных проблем школьной языковой политики: повышение статуса французского языка и формирование устойчивой мотивации его изучения.
Основная цель обучения иностранному языку в современных условиях - готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну при межкультурных интеракциях. Это возможно только при адекватном развитии социокультурной компетенции воспитанниц, реализующейся через пропедевтический и факультативный курсы, урочную деятельность, а также внеклассную работу, которая может стать весомым аргументом в пользу изучения французского языка.
Литература
- Les nouvelles frontieres du francais // Le francais dans le monde. - 1999 - №302
- Береговская Э., Туссен M. Синяя птица-М.: Просвещение, 2012.
- Вартанов А.В. От обучения языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2
- Викторова Л.Г. Диалоговая концепция культуры. М.М. Бахтина, В.С. Библера // Парадигма. Журнал межкультурной коммуникации. - 1998. -№1
- Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2
- Воронина Г.И., Соловцова Э.И. Обучение иностранным языкам учащихся начальных классов - М.: Academia, АПК и ПРО, 2002
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2011
- Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитания и школьников. - М., 1983
- Тер - Минасова Г.С. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие. - М.: Слово, 2011
- Трамполино - К.: Видавництво «Гепеза», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-497279-1413147158.jpg)
статья "Формирование мотивации изучения французского языка в общеобразовательной школе"
В статье рассматриваются основные факторы формирования мотивации изучения французского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-547945-1418154003.png)
Урок как основа формирования мотивации изучения французского языка
Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563447-1421158210.jpg)
Формирование мотивации изучения французского языка в школе.
Формирование мотивации изучения французского языка в школе.Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. И...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/24/picture-225088-1524598006.jpg)
Формирование мотивации изучения французского языка
Формирование мотивации изучения французского языка в общеобразовательной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-102146-1515589912.jpg)
Формирование мотивации изучения французского языка в школе
Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/17/picture-1164190-1568722463.jpg)
Особенности формирования мотивации изучения английского языка для школьников с ОВЗ.
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем не только для учащихся с ОВЗ, но и для всей современной школы в целом. Несформированность уч...
Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды
Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...