Работа с одаренными детьми
статья

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в системе обучения французскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_odarennosti_po_ino.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

в системе обучения французскому языку

Макарова Ирина Александровна, учитель французского языка МАОУ СОШ № 16,

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский

Существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века.

Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией, то есть способностью общения на иностранном языке. Важно, чтобы созданная образовательная среда при овладении иностранным языком как средством общения, была системой условий для достижения языкового, коммуникативного и познавательного развития школьников, включающая предпосылки для личностного развития учащихся, обусловленные социальным и пространственно-предметным окружением, используемыми в учебно-воспитательном процессе средствами, а также приемами и технологиями обучения.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.  

Способности определяются как  индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас.

В то же время одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость.    

Определяя цель работы учителя по выявлению одаренности у обучающихся можно сформулировать так:

- создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

В связи с этим существуют различные диагностики по выявлению одаренности. Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности (работы А. Бине, Э. Клапареда, Ч. Спирмена, В.Штерна и др.) которая проявляется при решении самых различных задач. Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей. Одаренности и их развития у детей. Так, в зарубежной психологии важнейшим шагом в развитии представлений об одаренности явились исследования Дж. Гилфорда, в которых он разделил единые умственные способности на интеллектуальные и творческие. Появился большой цикл исследований, направленных на изучение творческой одаренности и ее развития (А.Брай, П.Торренс, Д.Харрингтон и др). Результаты этих и дальнейших исследований легли в основу создания концепций развития детской одаренности, которые включали в себя рассмотрение как интеллектуальных, так и личностных показателей (Дж. Аткинсон, Б.Блум, Дж. Рензулли). Большая часть отечественных исследований одаренности основана на многочисленных теоретических и экспериментальных разработках проблемы развития способностей и творчества (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, в.Д. Шадриков и др.).

Реализация создания условий  для развития личности  в обучении иностранному языку происходит  в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом.

По выявлению одаренности обучающихся в изучении французского языка разрабатываю авторские диагностики, которые определяют их деятельность уровня сформированности навыков и умений по 5 видам речевой деятельности. Примером может служить диагностика одаренности на выявление уровня сформированности слухо – произносительных навыков в аудировании, на выявление уровня сформированности навыков в чтении (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам.

Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми  детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым  требованиям:

  • разработка гибких, индивидуализированных программ;
  • создание  эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;
  • стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;
  • использование различных стратегий обучения и воспитания;
  • уважение личности и ценностей  воспитанника и  формирование его положительной самооценки;
  • поощрение творческих особенностей и  воображения воспитанников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест диагностики одаренности на выявление уровня сформированности слухо – произносительных навыков в аудировании

(автор: И.А.Макарова, учитель французского языка, МОУ СОШ № 16 г.Балаково)

  1. Необходимо ли тебе знание всех лексических единиц при прослушивании текста?

а) да                б) нет                в) необязательно

  1. Зависит ли темп речи на твое восприятие услышанного?

а) да                б) нет                в) не всегда

  1. Сколько раз тебе достаточно прослушать аудируемый текст, чтобы выполнить задания?

а) 1 раз        б) 2 раза        в) все зависит от вариантов представленных заданий

  1. Какие тексты воспринимаются труднее?

а) диалоги        б) монологи        в) все тексты

  1. Выполнение, каких заданий вызывает у тебя трудности?

а) выбор соответствий «верно/неверно/в тексте не сказано

б) выбор варианта ответа из предложенных

в) соответствие высказываний говорящего предложенной теме

г) все

  1. Выполнение, каких заданий вызывает у тебя интерес?

а) выбор соответствий «верно/неверно/в тексте не сказано

б) выбор варианта ответа из предложенных

в) соответствие высказываний говорящего предложенной теме

г) все

  1. Насколько комфортно тебе во время проведения аудирования?

а) 1 балл        б) 2 балла        в) 3 балла        г) 4 балла        д) 5 баллов

Результаты просчитываются в количественном соотношении респондентов, затем данные переводятся в %. И, исходя из процентных соотношений высчитывается уровень умения работы над аудирование, что дает возможность учителю обратить внимание на соответствие процентного соответствия уровня обученности по данному виду деятельности своих обучающихся:

до 50% - низкий

от 51% - средний

от 70% - высокий

Тест диагностики одаренности на выявление уровня сформированности навыков в чтении

(автор: И.А.Макарова, учитель французского языка, МОУ СОШ № 16 г.Балаково)

  1. Необходимо ли тебе знание всех лексических единиц при прослушивании текста?

а) да                б) нет                в) необязательно

  1. Какие задания вызывают трудности?

а) на установление соответствий

б) с выбором ответа из предложенного

в) все задания

  1. Какие задания вызывают интерес?

а) на установление соответствий

б) с выбором ответа из предложенного

в) все задания

  1. Сколько заданий на «установление соответствий» из предложенных десяти ты выполняешь?

а) менее 5 (менее 50%)

б) 5-6 (50%)

в) 7-9 (70%)

г) 10 (100%)

  1. Сколько заданий на «с выбором ответа» из предложенных десяти ты выполняешь?

а) менее 5 (менее 50%)

б) 5-6 (50%)

в) 7-9 (70%)

г) 10 (100%)

  1. Считаешь ли тест как необходимый вид контроля понимания прочитанного текста?

а) да         б) нет         в) и да, и нет

7. Работу с какими текстами предпочитаешь?

а) аутентичные                б) адаптированные

8) С текстами какой тематики тебе интересно работать?

а) научные        б) тексты о природе                в) о подростках

г) сказки                д) из художественной литературы        е) мне все-равно

  1. Насколько комфортно тебе во время проведения аудирования?

а) 1 балл        б) 2 балла        в) 3 балла        г) 4 балла        д) 5 баллов

Результаты просчитываются в количественном соотношении респондентов, затем данные переводятся в %. И, исходя из процентных соотношений высчитывается уровень умения работы над чтением, что дает возможность учителю обратить внимание на соответствие процентного соответствия уровня обученности по данному виду деятельности своих обучающихся:

до 50% - низкий

от 51% - средний

от 70% - высокий,

а также заняться подборкой текстового материала в соответствии с потребностями и интересами обучающихся,  для повышения мотивационной культуры и активности.

Литература:

  • http://www.odardeti.ru
  • Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
  • Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
  • Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...