Современные подходы к изучению родного языка
статья
Современные подходы к изучению родного языка и развитию речевой коммуникации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turkav_e._a._doklad.docx | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Туркав Эмма Аскеровна
Современные подходы к изучению родного языка и развитию речевой
коммуникации.
Человек проживает столько жизней,
Сколько языков он изучил.
Язык – ключ к характеру и душе народа,
к открытию и постижению самых сокровенных
и прекрасных её граней.
Как свидетельствуют писатели и учёные, адыги живут на Кавказе с древнейших времён. «Первые исторические сведения о них», - говорится в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и А. И. Ефрона, изданном в Санкт-Петербурге в 1903 году,-восходят к VI веку до рождения Христова… Они с гордостьюговорят: «Сэ сыадыгэ» - «Я адыге».
На мой взгляд, существующее деление адыгов на адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов, ориентируясь новыми административно-территориальными «основаниями»,-ошибочное, не в интересах народа и требует исправления.
Мы – люди одной древней семьи, одной судьбы, одного психологического склада и философии, одного языка и эпоса, одного танца и песни, одного платья адыгэ цый-черкесский. Всё это утверждает нас на этой Земле как народ, известный всему миру под именем адыгов (черкесов).
С любви к родному народу, его культуре, истории, языку начинается патриотизм. Известно также, что человек, у которого нет гордости за свой народ, не будет уважать и другой. Патриотизм не существует сам по себе. Его надо прививать, воспитывать с детства.
Адыгейский язык детьми воспринимается почти как иностранный. Но ведь это не значит, что от него надо отказаться вообще. Его надо ставить на службу людям; развивать, упрощать. А кто этим будет заниматься, как не сам народ.
Слова К. Д. Ушинского о том, что «пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» или Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть».
Мы живем в условиях национально-русского двуязычия. Оно служит эффективным средством интернационального воспитания. Любят русский язык народы нашей страны, в том числе и адыги. Поэт Киримизе Жане с любовью писал о русском языке: «Без тебя б остались мы в теснинах узких, а с тобой нам целый мир открыт!».
Немало случаев, когда представители других народов и наций: русские, цыгане, корейцы свободно владеют адыгейским языком.Однако даже некоторые ответственные работники, часть интеллигенции, которые нередко решают важные вопросы социального, культурного и бытового характера, не утруждают себя изучением истории, культуры, литературы, языка родного народа. О молодежи, детях говорить не приходится.
За последние десятилетия техническая революция принесла в нашу жизнь неоспоримые изменения. Персональные компьютеры, мобильные телефоны, различная бытовая техника значительно упростили решение многих задач и добавили комфорта в жизни человека. Модернизация не обошла стороной и сферу образования. Жизнь не стоит на месте, и современные школьники и студенты обучаются по совершенно иным программам, нежели их родители, когда-то. Методики образования постоянно дополняются и усложняются, и сейчас ни одно образовательное учреждение не обойдется без использования компьютерных технологий в образовательном процессе. Обучение адыгейскому языку в этом аспекте, конечно, не исключение.
Актуальность применения информационных технологий в обучении адыгейскому языку невозможно переоценить, ведь она обусловлена многими факторами, среди которых, в первую очередь, следует отметить особенности восприятия современных детей, повсеместную компьютеризацию, разнообразие технологических возможностей, эффективность использования мультимедийных средств обучения и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Основной целью обучения адыгейскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению адыгейским языком. И создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество – в этом и состоит задача учителя: активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения адыгейскому языку. А особенности восприятия современных детей сегодня таковы, что их познавательный интерес во многом сводится к стремительно развивающимся компьютерным технологиям. В такой ситуации огромную помощь в организации и оживлении учебного процесса может оказать использование мультимедийного оборудования. Современные педагогические технологии, в частности информационные, помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей. Новые информационные технологии также позволяют повысить качество самостоятельного обучения учащихся. Знание, добытое путем собственного труда, имеет огромную познавательную ценность. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучаемых к учебе, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активности.
Повсеместная компьютеризация в наши дни приводит к тому, что уже практически невозможно найти место, где бы компьютер не являлся важнейшим ресурсом. Новые технологии стабильно внедряются в систему образования, и отказ или нежелание их использовать в образовательном процессе, по меньшей мере неразумны. Это всё равно, что копать траншею лопатой, когда рядом стоит экскаватор.
Разнообразие технологических возможностей помогает сделать подачу учебного материала красочной и увлекательной, что вызывает огромный интерес у учащихся, и в свою очередь способствует формированию и развитию коммуникативной культуры школьников, обучение практическому владению адыгейским языком. Сфера применения компьютера в обучении адыгейским языком необычайно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказывания, а также с деятельностью общения на адыгейском языке. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал из интернета и использовать ее фрагмент на уроке как вспомогательное средство при различных видах работы. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Ресурсы глобальной сети огромны, она создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в конкурсах.
Эффективность использования мультимедийных средств обучения бесспорна. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Современные технологии мультимедиа (создание, обработка, хранение и совместная визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудио – видео информации в цифровом формате) сегодня представляют собой одно из преданных достижений в сфере применения их в образовательном процессе. Использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает урок на порядок ярче и насыщеннее.
Компьютеризированное обучение на базе технологий мультимедиа не может заменить преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать его деятельность, особенно в тех областях, в которых развивается самостоятельность, творческое мышление.
Исходя из основополагающих принципов ФГОС, обучение адыгейскому языку приобретает практико-ориентированный характер, и в работе учителя адыгейского языка превалирует компетентностный поход, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. Приоритетом образования в данных стандартах является формирование общеучебных умений и навыков, строящихся в частности на принципе использования информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе, что позволяет продуктивно решать основные задачи обучения.
Основные функции адыгейского языка, как школьного учебного предмета заключается в развитии общей речевой способности школьника в его самом элементарном филологическим образовании, в формировании способностей и готовности использовать именно адыгейский язык как средство общения, как способ приобщении к другой национальной культуре. Все эти функции учебного предмета реализуются с первых шагов обучения.
Известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения адыгейского языка. Учитывая сензитивный период для ребенка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте модно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течении всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании адыгейского языка как средство общения и способствует эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Адыгейский язык». Творческие задания ребята выполняют в игровой форме, что содействует становлению их способностей и создает благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение адыгейского языка превращается в яркое увлекательное занятие. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения адыгейского языка как средства общения, что является основной целью обучения адыгейского языка в школе.
Начальная школа – первая ступень в реализации основной цели учебного предмета «Адыгейский язык», здесь закладываются основы коммуникативной компетенции и решаются следующие задачи:
- Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективным усвоением знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
- Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества заданий, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
- Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), на компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
- Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
Система непрерывного образования – изучение адыгейского языка в школе позволяет осуществить гуманизацию образования детей, усиливая их развивающую, обучающую, культурную и практическую направленность.
На своих уроках я применяю информационно – коммуникационные технологии с различными целями:
- Формирование навыков письменной речи, осуществление контроля языковых знаний.
- Формирование устойчивой мотивации к изучению адыгейского языка.
- Развитие навыков работы в команде и навыков самостоятельной работы с большим объемом информации.
- Использование групповых и индивидуальных заданий.
Следует выделить несколько преимуществ компьютерного обучения адыгейскому языку:
- Создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения адыгейского языка.
- Приобщение школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании адыгейского языка как средства общения.
- Формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме с учётом речевых возможностей и потребностей школьников.
- Знакомство школьников с окружающим социумом, с адыгейским песенным, стихотворными сказочным фольклором.
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.
- Иллюстрации учебного материала (таблицы, схемы, видеофрагменты)
- Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
- Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
На мой взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учетом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальное образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога – разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки становятся более интересными для детей, а значит, и наиболее эффективными.
Обычно подготовка подобного урока – трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.
Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:
- Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточные контроль и т.п.)
- Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
Например, при проведении урока по теме «Животные» в 3 классе, для эффективности результатов урока использовались ИКТ со слайдам и схемами, музыкальное сопровождение, наглядные материалы (рабочие листы, цветные таблички, оценочные карточки). На этом уроке с помощью ИКТ я развивала навыки работы в команде и навыки самостоятельной работы с большим объемом информации предлагаемой на слайдах (группы домашних и диких животных, места их обитания). Групповые и индивидуальные задания на формирование умения и навыков всех видов речевой деятельности показывались на экране.
Применение компьютера на уроках адыгейского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер для меня является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесс, собственно информационного наполнения инструментальных средств для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет, а также для проектной деятельности.
Внедрение в учебный процесс мультимедийных и электронных приложений к урокам не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетает их с ИКТ на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению адыгейского языка.
Итак, на мой взгляд, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса не вызывают сомнений. Конечно, использование информационных технологий – не панацея от всех школьных проблем, и личность педагога, его мастерство всегда будут важны в отношениях ученик – учитель – информация, главное, рационально использовать любые ресурсы: и традиционные методы, и новейшие.
Литература:
- Лакоценина Т.П. «Современный урок» часть 4, издательство «Учитель», 2007 г.
- Шоров И.А. «Народная педагогика адыгов о факторов, влияющих на формирование личности» - Ростов на Дону: РГПИ, 1976 г.
- «Культура и быт адыгов» (этнографические исследования) выпуск 2, Майкоп, 1978 г.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). –М: Издательство психолого-социального института, 2002 г.
- Зубов А.В. Зубова И. И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. –М; Издательство «Академия», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе
В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся. Предлагаемый подход к...
Доклад Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культуры и интеграции ее в общекультурное пространство.
Т.В.Пашаева, МБОУ СОШ № 2 , г. Буйнакска,учителя родного ( кум.) языка Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культу...
Сертификат "Современные подходы в изучении английского языка, 2021 год, март
сертификат "Современные подходы в изучении английского языка, 2021 год, март...
Современные педагогические технологии, способствующие повышению интереса к изучению родного языка.
Выступление с элементами мастер-класса на федеральном семинаре "Языки народов Северного Кавказа в аспекте решения требований ФГОС"...
"Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО"
quot;Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО"...
Современный подход к изучению русского языка в старших классах.
В современных условиях каждый урок русского языка должен быть насыщен ярким текстовым материалом. Таким текстовым материалом, бесспорно, являются художественные и публицистические тексты. Каждая новая...
Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: «Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФОП»
Современные подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а ...