Проект "ДЕТИ ВОЙНЫ"
проект (8 класс)

Гульназ Сагадатовна Бадретдинова

Статья посвящена детям времен Великой Отечественной войны. О том, как жили и что делали дети и подростки во время войны . А самое главное, про труженицу тыла ,про судьбу маленькой девочки, Халиды Хусаеновны. О том судьба девочки ,как и миллионов других детей военной поры похожи. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект Дети войны115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Альметьевск ул. Волгоградская 24

                                                        Дети Войны

Исследовательская работа

« История жизни Халиды Хусаеновны во время

Великой Отечественной войны.»

                                               Автор работы: Хайруллин Рамазан Айдарович

                              ученик 8б класса МБОУ «СОШ №6»

                                                    Руководитель: Бадретдинова Гульназ Сагадатовна,

                             учитель родного языка и литературы

                                                          МБОУ «СОШ №6»

                                                      Альметьевск

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Жизнь детей во время Великой Отечественной войны………………………5

1.1.Концлагерь…………………………………………………………………………..6-7

1.2.Дети - труженики тыла………………………………………………………………...8

1.3. Дети-пионеры…………………………………………………………………………9

Глава 2. История жизни Халида апа во время Великой Отечественной войны …10-12

Глава 3. Художественная литература о детях войны…………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………………..14-15

Список использованной литературы…………………………………………………….16

Цель: Исследовать жизнь Халиды Хусаеновны

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Изучить и проанализировать биографию Халиды Хусаеновны.

3.Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.

Введение

       Моя исследовательская работа называется «Дети войны». К 75 летию Великой Победы  в школе начали собирать информацию про ветеранов. (слайд №2)  И на уроке Гульназ Сагадатовна рассказала про свою тетю, которая была ветераном тыла. Мне, 15 летнему ученику особенно интересно стало судьбы  детей на войне. Я так заинтересовался этим вопросом.что захотел больше узнать  о Халиде Хусаеновне. Я задал себе много вопросов: кто же они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, как дети  и подростки помогли  приблизить  День Победы? Я понял, что я очень мало знаю про жизнь так детей в те страшные годы. Чтобы найти ответы на эти вопросы, я решил провести данное исследование.

Актуальность  (слайд№3)  данного исследования состоит в том, что в последнее время   мы все больше слышим  политиков, общественных деятелей, историков, умаляющих вклад нашего народа в борьбе с фашизмом во время Второй мировой войны. По этой причине особенно важно познакомиться с людьми, пережившими Великую Отечественную войну, записать их воспоминания. Мне было очень интересно узнать истории людей, которым в годы войны было  13-16 лет, так же ,как и мне сейчас.

Цель(слайд№4) моей исследовательской работы состоит в том, чтобы найти материалы о детях времен Великой Отечественной войны. О том, как жили и что делали дети и подростки во время войны . А самое главное, исследовать жизнь Халиды Хусаеновны.

Задачи: 

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Изучить и проанализировать биографию Халиды Хусаеновны.

3.Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.  

Объект исследования: архивы, фотографии, газеты

Предмет исследования: история жизни Халида апа во время Великой Отечественной войны.

Гипотеза исследования: возможно ,что судьба девочки ,как и миллионов других детей военной поры похожи. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию

Методы исследования: работа с источниками, встреча и беседа с ветераном

Я принял решение, что мои одноклассники, дети моего возраста и даже может быть ,некоторые взрослые тоже должны об этом узнать. Я хочу  рассказать  им о детях - партизанах, детях -  тружениках тыла, о детях концлагерей, о детях -  пионерах и познокомить с Халидой Хусаеновной.

Глава 1. Жизнь детей во время Великой Отечественной войны

       Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, чтобы сохранить  историческую память  в честь празднования  75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов своим указом объявил 2О2О год в Российской Федерации Годом памяти и славы. (слайд №5) Будет проведены много мероприятий, посвященных  юбилею Победы. 

На сегодняшний день, на 1 апреля 2О19 года живы в России 75 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Также в стране около 96 тысяч блокадников,  76О тысяч тружеников тыла и более 1ОО тысяч несовершеннолетних узников фашизма. Война унесла миллионы жизней людей Советского Союза. Погибло примерно пол миллиона детей ,но нет точных данных. Никто не знает, сколько маленьких героев во время войны  работали на заводах и  в больницах. Дети помогали взрослым   сражаться за родину, но в руках у детей вместо игрушек  было оружие. Многие уходили в партизаны ,погибали при обстрелах и бомбежках , от голода и болезней. Сколько  их увозили в Германию и там убивали! Многие не дожили до Победы ,были  похоронены в блокадном Ленинграде. Мы хотим их всех вспомнить накануне великого Дня Победы. Вечная память маленьким звездочкам черного неба войны!

Война унесла миллионы жизней. Нацисты никого не щадили... Ни детей, ни женщин ,ни стариков ..

1.1.Концлагерь (слайд №6)

Многие дети oказывались вместе со своими родителями в концлагерях ,где были наиболее уязвимы для зверств,творимых фашистами. Фашисты пригоняли  в концлагеря тысячи детей. Детей oтрывали  oт родителей, oни испытали все ужасы концлагерей. Огромная  часть детей умерли в газовых камерах .Это были дети расстрелянных партизан ,  дети евреев, просто  дети …

 А дети рожденные в лагере до 1943,просто унижтожались. Как только ребенок появлялся на свет, ребенка выносили из комнаты и топили в металлической бочке. Чаще всего матери слышали шум воды и прекращение детского плача.

Запрещалось детям плакать, а  что такое смех они уже и забыли. Для детей не было ни обуви, ни одежды. Одежда для заключенных была велика, но ее переделывать не разрешалось. Дети в этой одежде смотрелись особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки дети иногда теряли, за это их наказывали .

В своих играх дети повторяют взрослых. Сегодняшние малыши играют в «дочки-матери», в «детский сад», в «школу». Дети войны тоже играли, но они видели вокруг реальный страшный мир взрослых: селекция для газовых камер или стояние на аппеле, смерть. Они научились прятать игрушки в карманы и убегать в свой угол, когда их предупреждали, что идет надзирательница.

Детей старались тайно обучать чтению, письму и арифметике. Конечно же,учебников не было, но узницы и здесь старались  находить выход. Вырезали цифры и буквы , сшивали тетради из картона или оберточной бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок. Дети были лишены всякого общения с внешним миром,  не имели  представления о самых простых вещах. При обучении нужно было иметь большое терпение. Приходилась объяснять по вырезанным картинкам, что такое город, трамвай, горы или море. Но дети очень хотели получать знания ,поэтому учились с большим интересом.

Тяжелее всего приходилось подросткам. Они помнили мирное время, знали счастливую жизнь в семье.... Девочек в 12 лет забирали работать на заводы, где они умирали от туберкулеза, от голода  и истощения. А  мальчики начинали работать еще до двенадцатилетняя.

Дети перестали плакать на войне, так как просто разучились. Когда они попадали  к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе убьют. Война их воспитала. Дети без детства. Несчастные жертвы губительной войны. Помните об этих  девочках и мальчиках, они также подарили нам жизнь и будущее, как и все пострадавшие во время войны. Просто помните.

1.2.Дети - труженики тыла

Дети потеряли детство,они целыми днями работали на заводах , (слайд№7) заменили отцов и старших братьев, которые ушли на фронт. Рабочим было всего по 14 лет, на  работу брали уже с 11 лет. Они помогали собирать  противогазы ,делали дымовые шашки, взрыватели для мин ,запасы для ручных гранат. Дети помогали врачам ухаживать за ранеными в госпиталях,вязали теплые вещи: носки, варежки, шили кисеты для табака. Девочки шили белье и гимнастерки для солдат,писали под их диктовку письма для родных  и даже ставили концерты и спектакли ,которые вызывали улыбку у взрослых людей ,измученных войной.

Тяжело приходилось детям, приехавшим издалека на заводы в тыл. Одежды и обуви толком не было. Донашивалось то, что привозили из дома. Очень часто дети даже не уходили ночевать домой - оставались на заводе (спали на ящиках, в кочегарках, в любом свободном уголке). Руководители заводов постепенно стали шить одежду для детей, покупать валенки и другую обувь.

Средняя смена длилась 16-18 часов. Было очень холодно в огромных цехах, особенно зимой. Даже взрослые часто не выдерживали и сбегали на фронт. По закону детям, которым еще нет 16 лет, не могли работать больше 6 часов в сутки. На многих заводах выпускали приказы по этому поводу, еще дополнительно давали предупреждение о том, чтобы детей не привлекали к ночным и сверхурочным работам. Но рук не хватало, план нужно было выполнять. Поэтому трудовое законодательство особо не выполняли.

 Сегодня хочется вспомнить о детях военного поколения, которые трудились в тылу наравне со взрослыми. Вглядитесь внимательно в эти ставшие в одно мгновение взрослые лица детей. Слайд№8

1.3.Дети-пионеры

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать родину, многие погибалина войне. Дети натерпелись  не меньше, чем бойцы на фронте. Потерянное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя родины, во имя победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны было десятки тысяч. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся  после боев патроны ,пулеметы ,гранаты, винтовки ,а затем  передавали партизанам. Некоторые занимались разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Помогали подпольщикам устраивать побеги военнопленных. Что интересно, воевали не только мальчики. Девочки делали это с не меньшим героизмом.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко,Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков-стали Героями Советского Союза. (слайд №9)

Глава 2. История жизни Халиды Хусаеновны во время Великой Отечественной Войны

«Сбросили бумажки из самолета»

Так вспоминает Халида Хусаеновна о 1941 годе. На альметьевском Сабантуе 1941 года, когда родители, родственники ,забыв про  все ,смотрели конные скачки, вдруг над майданом послышался гул самолета . Рассыпанные   белые бумаги сообщали  о начале войны. Женщины плакали , а  подростки, не  понимающие, какая страшная беда пришла , бежали к конным повозкам.  Сколько же испытаний подготовила, оказывается,  судьба,рожденным в 1925 году ... 

     Халида Хусаеновна родилась в семье Хусаина и Газимы Гарифуллиных, была  пятым ребенком. (слайд 10)  голодное детство и школьные годы проходили  на лесных полянах,где дети собирали медуницу,борщевик, плели из красных,желтых,голубых цветов  венки,а также выполняя мелкую работу, не имеющую границ в сельском доме . Хасан абый, родившийся в 1919 г. Р, сразу был призван в армию и в первом же бою был тяжело ранен. (слайд11) В начале войны служил в Белоруссии. Вскоре он вернулся на родину после лечения в госпитале. Отец Хусаин пропал без вести в боях под  Смоленском . (слайд12)  Халида  апа  со слезами всегда говорит: «Где же его, безгрешнего ,кости лежат…» Она неоднократно пыталась найти его могилу. Но всякий раз ответ был один: « Он пропал без вести»

…В колхозе почти всех лошадей забирали на войну. «Все мужчины на войне ,а дети 9-10 лет трудились в колхозе, как могли», вспоминает Халида Хусаеновна. В 1942 году девушек 14-16 лет отправили в трудармию. Когда они уезжали ,им на дорогу выдавали по 3 кг муки.  В ожидании прибытия товарного вагона, в Бугульме  пробыли 3 дня, после чего их увезли в Свердловск. (слайд 13) 10 дней они не видели  нормальной пищи, только вербовщик их подкармливал , чтобы не умерли с голоду . Перед самым большим заводом были построены брезентовые палатки. 18 девушек поселились в одной палатке . Были деревянные двуспальные кровати,ставили железные печи и жили так два года. На третий год построили  барак. Девушки  долгое время занимались выплавкой чугуна и железа,  завод обеспечивал военное ведомство боеприпасами, оружием .Затем вагонами металл отправляли на завод «Уралмаш».

«Прогнали собаками…»

Война разгорается … На заводе нужны были дополнительные цеха для плавки металла. Татарские девушки и здесь не подводили . Из  кирпича подняли стены цеха,выкопали 6-ти метровый колодец, траншеи  для прокладки  больших труб. (слайд14) Эти работы проводились зимой. Халида апа говорит: « Мы старались для победы, чтобы страна была свободной». В молодости  всегда ведь  хочется есть, а раз не кушаешь ,сил нет.  После работы мы не были в состоянии подняться даже на второй этаж ,поднимались на 1-2 ступени и отдыхали. На соленый кипяток добавляли 5О грамм хлеба и вот такой «бульон» пили. А ночью будили ,чтобы выгружать вагоны с известью, цементом ,досками. (слайд 15)  Как то выгружали вагон  с замерзшей картошкой. В столовой варили долго и не смогли сварить. Кожуру картошки выбрасывали. Мы ,несколько девочек, вышли собирать её ,но нас прогнали собаками. Мы плакали и твердили :«Когда же это война закончится?!».

Помню ,как  нам  выдали ботинки на деревянной подошве, с брезентовом верхом. Не смогли ходить, скользили, и очень болели ноги. Позже выдали другие ботинки. Встаем в очередь за хлебом в два часа ночи, иначе не Останется до утра…

Я  никогда не забуду тот майский дождливый  день. В цех забежали со словами: « Война закончилась!»…

Начали продавать коммерческий хлеб, на руки выдавали 1 кг хлеба. Вот сейчас думаю:  «Как мы вытерпели   такой голод ,холод ,тяжести жизни?! ». И ведь никто не думал бросать работу и убежать.

После войны надеялись ,что нас отправят домой. Но надежда не оправдалась. (слайд 16)  Нас отправили учиться на короткие курсы,объясняя это  тем,что нужна рабочая сила:маляры,штукатуры. После войны прошло 11 лет,нас не отпускали домой. Поэтому обратилаь в прокуратуру, помогли...

В 1956 году вернулась в свои родные края. Маляры нужны везде. Устроилась на работу в город Лениногорск . Устроила семейную жизнь. (слайд 17) 

Каждый год День Победы принимаю как большой праздник. Это самый большой день,когда наш героический народ, трудившийся в тылу словами  "все для на фронта", пришел к Победе. (слайд 18) 

... Вот такую историю,полную горечи,слёз,боли и страданий,поведала нам Халида апа... И до сих пор в памяти её слова:

“ Яшьлегемдә күргәннәрне тик үзем генә беләм,

Ни күрсәм дә сабыр иттем.Аллам рәхмәте белән.

Көйдерсә дә сугыш уты яшьлегем канатларын,

Алда әле  күрермен күк иң бәхетле таңнарым!” (слайд 19) 

                 Глава 3. Художественная литература о детях войны

             Я составил также список художественной литературы о детях войны, которые   хочу рекомендовать для прочтения учащимся 2-11 классов.

1. Александр Твардовский «Василий Теркин»

2.Александр Твардовский  «Великая Отечественная война 1941-1945»

3. Станислав Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война автор»

4. Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова»

5. Нисон Ходза «Дорога жизни»

6. Борис Васильев «В списках не значился»

7. Владимир Богомолов «Иван»

8. Маша Рольникайте «Долгое молчание»

9. Николай Внуков «Наша восемнадцатая осень»

1О.Будь здоров, школяр автор: | издательство: Самокат | возраст: 12+

11. Булат Окуджава «Облачный полк»

12. Борис Васильев «Завтра была война. А зори здесь тихие...»

13. Антонина Никифорова «Это не должно повториться»

14. Елена Ильина «Четвертая высота»

16. Вадим Шефнер «Сестра печали»

18. Валентин Катаев «Сын полка»

 19 Борис Полевой « О настоящем человеке»

 2О. Михаил Сухачев «Дети блокады»  

                                         Заключение.

Таким образом,гипотеза выдвинутая нами ,в результате проведённых исследований полностью подтвердилась. В ходе исследования я  получил много знаний о том, как жили и воевали дети во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года.

 Для сбора материалов мы c руководителем совершили  поездку в  город Лениогорск. (слайд20)Я лично познакомился с Халидой Хусаеновной,труженицей тыла. Эта встреча надолго останется  в моем памяти и в душах моих сверстников. Такие встречи очень важны для нас, ведь раньше мы думали, что во время Великой Отечественной войны жизнь детей ничем не отличалась от нашей.

 В нашей школе много делается для того ,чтобы мы чтили память воинов,павших за Родину в годы Великой Отечественной войны. Например;в 2019 году в  нашей школе  была открыта Галерея Боевой Славы,(слайд21)организатором которой является  Лапко Александр Вячеславович, депутат Совета Новотроицкого сельского поселения (выпускник 1985 г). Он был установлен ,чтобы   не дать ученикам забыть значимые события в истории нашей страны, развивать патриотизм  и приобщать детей к изучению исторического прошлого, вызвать интерес  у детей к своей страны.

Также горжусь отцом моего одноклассника Фазлиахметова Амира. Альбертом Атласовичом был отлит монумент «Вечный огонь»  посвященный Великой Отечественной войне. Этот монумент ,постоянно горящий огонь,символически  знаменует собой торжественную память народа о павших героях ,борцах за свободу,за честь Родины. (слайд22)

Моя исследовательская работа «Дети войны-дети Победы» - это скромный вклад в подготовку празднования великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности труженикам тыла, детям войны. Воспоминания "Детей войны" об их трудном детстве – последняя нить, которое связывает мое поколение с подлинной историей военных лет. И у нас есть совсем немного времени, чтобы записать эти воспоминания, осознать их рассказы о военном детстве и сохранить для последующих поколений . (слайд23)

Свое выступления хочу завершить словами нашего президента, Владимира Владимировича Путина,который сказал:« В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России 9 Мая – самый великий и святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг. И наша память - не только дань огромного уважения героическому прошлому, она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство. Мы обязаны защитить правду о Победе. В России будет создан крупнейший, самый полный массив документов, кино и фотоматериалов по Второй мировой войне.  Это наш долг как страны-победительницы, ответственность перед будущими поколениями.»

Список использованной литературы

1.Веркин Э. Облачный полк.-М.:Компас Гид 2О12.

2.Бойн Д. Мальчик в полосатой пижаме.-М.: David Fickling Bооks 2О16

3.Гестел П. Зима, когда я вырос .-М.: Самокат 2О14.  

4.Газета Заман сулышы  // « Яшьлегемдә күргәннәрне тик үзем генә беләм »

5.Фонякова Э. Хлеб той зимы.-  Новосиб.: Речь 1970.

6.Черкашин Г. Кукла.- СПб. Речь 2О13.  

Интернет ресурсы:

  1. https://sova.info/news/vladimir-putin-my-obyazany-zashchitit-pravdu-o-pobede-v-vov/
  2. https://zen.yandex.ru/media/int_ist/dobro-pojalovat-v-ad-3-shokiruiuscih-fakta-pro-lager-smerti-osvencim-5ca0ab44111e6e00b2e6f347
  3. https://108km.livejournal.com/58205.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...