Урок по эрзянскому языку в 6 классе. Шокшинская национальная кухня.Блины
план-конспект урока (6 класс)
Урок по эрзянскому языку (с переводом на русский) разработан для 6 класса по теме "Шокшинская национальная кухня. Блины". С помощью данной темы у детей повышаются знания про свой родной уголок, любовь к эрзянскому языку. С помощью изучения националной кухни с детьми повторяемипройденные темы о частях речи. Ученики разгадывают кроссворды, работают по карточкам, выполняют синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по эрзянскому языку для 6 класса. | 30.12 КБ |
Эссе. Мои методические находки. | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по эрзянскому языку (6 класс).
Подготовила: учитель эрзянского языка
Шемякина Марина Ивановна,
ОСП «Шокшинская средняя
общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза И.С.Пряхина»
Теньгушевского района РМ
Номинация: «К истокам народной культуры»
Тема: Шокшинская национальная еда – блины.
Цель урока: познакомить учеников с национальной едой с. Шокша (а именно с блинами); с помощью данной темы повторить части речи; вспомнить другие пройденные темы (склонение существительного, словосочетание); привить интерес и сохранение языка через изучение национальных блюд.
2022 год.
- Знакомство с темой.
Ребята, сегодня у нас мастер-класс по эрзянскому языку. Тема урока посвящена обычаям и культуре нашего села. На этом уроке вы должны показать, как вы знаете традиционные национальные блюда своего села, а с помощью блюд покажите, как вы любите и знаете свой эрзянский язык.
У каждой нации, ребята, своя национальная кухня. Данные блюда готовятся как на праздники, так и в повседневной жизни. У нас в селе кухня легкая, но полезная и вкусная.
II. Знакомство с едой.
Вопросы по заданию:
- Ребята, скажите, что показано на рисунках? (картошка, огурцы, мясо, солянка из капусты и мяса)
- К какой части речи относятся данные слова? (существительные)
- В каком склонении и числе на эрзянском языке будет слово картошка? (основное склонение во мн. числе)
- А как будет данное слово в указательном склонении?
- А чем отличаются друг от друга эти два слова? (по суффиксам и числам)
- Какие еще морфологические признаки характерны данным существительным? (нарицательные, в им. п., неодушевленные, в ед. и мн. числе)
- Шокшинские блины. Работа по картинке.
Вопросы:
- Ребята, а какие бывают блины, из чего их пекут?
(мучные, манные, пшенные)
- К какой части речи относятся эти слова? (эти слова будут прилагательными)
- А к какому разряду прилагательного вы их отнесете? (прилагательные относительные)
- А еще какие продукты кладут в блины? (воду, молоко, сливочное масло, дрожжи, растительное масло, соль, сахар, яйца)
Какие вами названные слова будут словосочетаниями?
(сливочное масло, растительное масло)
- А что вы знаете про словосочетания? (у словосочетаний есть главное слово и зависимое)
- Работа в группе.
Задание: дети садятся по парам, к данным словам подобрать по смыслу подходящие слова.
Картошка – большая, рассыпчатая, вкусная (прилагательные)
Огурцы – зеленые, горькие, политые (прилагательные и причастие)
Солянка – сладкая, соленая, мясная (прилагательные)
Мясо – свиное, вареное, баранина, невареное (прилагательные и причастие)
Блины – манные, толстые, желтые, в масле, постные (прилагательные)
Физкультминутка
Песня С. М. Люлякиной «Мордовские лапти»
- Работа по предложениям.
Задание: со словом блины придумать и прочитать предложения.
- Мама испекла вкусные блины.
- На столе лежат блины.
- Гостей встречаем с блинами.
- Шокшинские блины известны повсюду.
- Я с медом ем блины.
- Бабушка испеченные блины обмазывает сливочным маслом.
Ребята, а еще слова каких частей речи вы использовали при составлении предложений? (глаголы, послелоги, причастия, местоимения)
- Работа с кроссвордом.
Задание: заполните кроссворд теми названиями продуктов, которые мы изучили сегодня, а кто знает новые, пишите и эти.
|
|
| С |
| ||||||
|
| Ы | ||||||||
| В | |||||||||
| Е | |||||||||
|
| П |
| П |
| К |
| Л | ||
М | О | Д | А | М | А | Р | Т | Ь | ||
| З |
| Ч |
| Ш |
|
| |||
А | А | А |
| |||||||
| Л |
| ||||||||
К | ||||||||||
С | О | Л | Я | Н | К | А | ||||
Е |
| |||||||||
К | У | Я | Р | Т | ||||||
| М |
| Ь |
VII. Выполнить синквейн.
Блины
Вкусные, толстые
Испечь блины, кушать блины, угощать блинами
Блины
Масляные блины, желтые блины
Мешать блины, положить блины, вынести блины
- Закрепление урока.
- Ребята, назовите тему сегодняшнего урока. (Шокшинская национальная кухня – блины)
- Ребята, а какая цель была на нашем сегодняшнем уроке, о чем мы говорили? (через национальные блюда вспомнить части речи)
- А какие части речи мы сегодня вспомнили? (существительные, прилагательные, глагол, местоимения)
- А еще о чем вы подумали после этого урока? (беречь наши обычаи, любить и изучать свой язык)
- Итог урока.
Ребята, сегодня мы с вами сделали большую работу. Вы узнали о национальных блюдах своего села, а через блюда вспомнили части речи.
Более полно стали знать о том, что эрзянский язык – это наш с вами родной язык, и его не надо забывать, не надо отказываться от него. Наоборот, свой родной язык надо изучать и хорошо знать.
Ребята, перед вами таблички, выберите каждый ту, на какую оценку вы себя оцениваете.
Да, все сегодня отвечали н «5».
А чтобы вы хорошо помнили национальные блюда, я вас всех угощаю блинами.
Всем спасибо.
Предварительный просмотр:
БЛАНК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭССЕ
«МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
участника регионального этапа Всероссийского конкурса методических разработок для преподавателей русского государственного и родных языков народов Российской Федерации
Субъект Российской Федерации: Республика Мордовия_________
Город (населенный пункт): село Шокша______________________
Полное наименование образовательной организации: Обособленное структурное подразделение «Шокшинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.С. Пряхина» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия________________________________________________
ФИО участника Конкурса: Шемякина Марина Ивановна_________
Номинация конкурсной работы: «К истокам народной культуры»_______________________________________________
Текст педагогического эссе:
Учитель – это человек, который чувствует ответственность за знания обучающихся. А чтобы у учеников были знания, чтобы они стремились к изучению предмета, необходимо сделать учебные занятия так, чтобы ученики сами шли за учителем. И этому следует приложить много усилий._________________________________________________________
Каждый день изо дня в день думаю, как интереснее проводить уроки эрзянского языка и мордовской литературы. Приходится много материала искать по разным источникам, просмотреть и внимательно все изучить, добавить что-то новое, что – то исправить. Чтобы побранный материал был легко доступным для учеников.________________________________________________________
Дети нашего села разговаривают на шокшинском диалекте, но изучают литературный эрзянский язык. Это тоже дает сложности при изучении эрзянского языка, так как в нашем диалекте встречаются слова на русском языке, на эрзянском, на мокшанском. Но, несмотря на все трудности, ученики изучают данный предмет и относятся с уважением, так как это язык нашего мордовского народа, наших предков.____________________________________________
На уроках эрзянского языка я всегда стараюсь использовать игровые задания, карточки. Использую электронные тесты, а также на бумажном носителе, так как данный вид работы в настоящее время является самой актуальной. Да и ученикам эта работа очень нравится._________________________________
Не на каждом уроке, но стараюсь по мере возможности использовать на уроках игровую деятельность. С помощью игры с учениками повторяем пройденные темы. Эта работа тоже очень нравится ученикам.________________________________________________________
На уроках эрзянского языка часто применяю и работу по текстам. Для работы использую эрзянские журналы «Чилисема» и «Сятко». «Чилисема» журнал красочный, интересный, с доступными текстами для 5-7 классов, «Сятко» для старших классов. Из данных журналов ученики берут на выбор текст и переводят на русский. Это помогает лучше запоминать слова на эрзянском языке, а также лучше владеть своим литературным языком.__________________________________________________________
На уроках эрзянского языка использую работа по кроссвордам. Кроссворды даю почти на каждом уроке, это развивает мыслительную деятельность ученика, а также развивает память. Ученикам на домашнее задание также предлагаю составить кроссворд на любые темы. А на следующий день ученики меняются своими кроссвордами и выполняют данное задание. Затем за свои работы сами себя оценивают.___________________________________________________
Нравится ученикам работа по составлению вопросов к прочитанному произведению, которые они затем задают друг другу.___________________
По эрзянским песням провожу физкультминутку, здесь ученики отдыхают, восстанавливают свои силы, подбадриваются для продолжения работы на уроке.___________________________________________________________
Время бежит вперед, и уже давно появились компьютеры. С помощью них готовлю по темам презентации урока, это помогает больше времени уделить на другие виды работ, больше времени остается на практические работы. Ученики готовят проектные, исследовательские работы, готовят сообщения. Но компьютером стараюсь много не увлекаться, так как ученики и так его используют часто. Но это хорошо, если это идет им на пользу, если там они находят материал для уроков._______________________________________________________
В течение всей моей педагогической работы учеников привлекаю к участию в олимпиадах, конкурсах. Это тоже им очень нравится. Особенно дистанционные олимпиады, куда ученики придумывают эмблему, девиз, выполняют разные задания. Мои ученики становятся победителями и призерами разного уровня._________________________________________________________
Большую помощь при проведении уроков эрзянского языка оказывает наш школьный краеведческий музей. Там проводятся уроки по темам: «Устаревшие слова», «Диалектные слова», «Писатели ВО войны» и т.д._____________________________________________________________
Не забываю среди учеников проводить и анкетирование. Где ученики высказывают свои мнения по изучению эрзянского языка, что бы они еще хотели узнать нового.____________________________________________________
На мой взгляд, за время работы я нашла много методических находок, чтобы заинтересовать учеников предметом. Проводимая работа достаточно для того, чтобы ученики с уважением относились к своему литературному языку, традициям и обычаям своего мордовского народа. Если уроки проходят интересно, разнообразно, значит и ученики довольны. В связи с этим не исчезнет наш эрзянский язык, а вместе с ним будет жить и наша мордовская нация.___________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...
Конспект урока по эрзянскому языку «Вечкевикс таркатне ошсо, велесэ. Монь кудом. Любимые места в городе, селе. Мой дом».
Тема: «Вечкевикс таркатне ошсо, велесэ. Монь кудом. Любимые места в городе, селе. Мой дом».( васенце урокось) (6 класс)Цели и задачи: 1) практическая – совершенствование речевых навыков; (сопутст...
Урок эрзянского языка 3 класс
Урок эрзянского языка3 классТема урока: Идем ракшат. (Дикие животные)....
Конспект открытого урока по эрзянскому языку "Инжекс существительноентень", 6 класс
Конспект открытого урока по эрзянскому языку. Урок посвящен закреплению темы "Существительноесь кода кортамо пелькс". На данном уроке дети отправляются в гости к существительному. На каждой ...
Конспект урока по эрзянскому языку "Глаголонть наклонениянзо. Кемекстамонь урок"
Данный урок разработан для повторения наклонений глагола. Даются разные задания по данной теме....
Конспект открытого урока по эрзянскому языку в 4 классе "Инжекс иень шкатненень".
Конспект урока по эрзянскому языку в 4 кл....