Конспект урока
план-конспект урока (8 класс)

Разработка открытого урока по бурятскому языку как государственному 

Тема: Ч-Р. Намжилов рассказ «Дохолон».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока

по бурятскому языку как государственному

Тема: Ч-Р. Намжилов рассказ «Дохолон».

Цель урока: на основе анализа текста способствовать формированию

толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи урока:

учебная: способствовать формированию умения работать с художественным текстом, анализировать прочитанное, давать характеристику героям, определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение;

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитать нравственные качества личности: доброты, чуткости, сострадания, ответственности за свои поступки через восприятие художественного произведения.

Ожидаемые результаты:

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;

Предметные: понимать содержание рассказа, умение пересказывать содержание текста, отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;

Метапредметные: умение использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, владение устной речью, умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Оборудование:

  1. Рассказ Ч-Р. Намжилова
  2. На уроке были использованы разные способы восприятия,  обработки информации – для систематизации знаний были использованы модель графического органайзера - ментальные карты, кластер, органайзер «лестница» необходима была для структурирования знаний по грамматике, визуализации основной мысли текста;
  3. Рабочая тетрадь
  4. Презентация к уроку
  5. Словарь к рассказу

  1. Вступительное слово учителя.

Сайн байна, үхибүүд! Сайн байна, багшанар! Энеэбхилэн урда урдаhаа харагты, сэдьхэлэйнгээ арюун байдал бэе бэедээ дамжуулагты.

Буряад хэлэнэйнгээ ээлжээтэ хэшээл эхилэе.

СЛАЙД 1

Анхаралаа зурагта хандуулагты. Зураг дээрэ юу харанабта?

Предполагаемый вывод

(Дохолон, тулууртай (таягтай) үбшэн хүниие.

Зүб. Тиимэhээ энэ хэшээл дээрээ юун тухай хөөрэлдэхэбди, хэшээлэймнай темэ ямар бэ  гэжэ hананат?

Предполагаемый вывод:

Yбшэн (эрэмдэг) хүн тухай

Бэрхэнүүд. Дэбтэрнүүдээ нээгты, мүнөөдэрэй хэшээлэйнгээ темэ бэшэгты.

  1. СЛАЙД 2

Хэшээлэй темэ: «Хэзээдэшье бү дууряа».

Мүн баhа энэ хэшээлдээ бидэнэр дабтаhан причасти тухай хөөрэлдөө үнгэргэхэбди, дабтахабди. (также сегодня мы повторим многократное причастие)

  1. СЛАЙД 3 со смайликами.

Энэ смайлигууд ямар удхатайб?

Предполагаемый ответ

 (наадална, доромжолно, hажаана, эшгээлдэнэ).

СЛАЙД 4 со смайликами и характеристиками.

Зураг дээрэ юу харанабта?

Предполагаемый ответ:

Үбшэн хүниие наадалжа, доромжолжо, гасаалжа, гомодхоожо, hажаажа байна.

Анхаралаа хэшээлэй эпиграфтэ хандуулагты

СЛАЙД 5 ЭПИГРАФ (учитель читает)

Хэшээлэй эпиграф:

Тохир, hохор, дүлии, дохолон

Бүхэтэрнүүдые hажаажа,

Хэзээдэшье бү дууряа.

Өөрын хүл хухарха ба нюдэн hохор болобошье,

Магадгүй гээшэ.

                             гэhэн Эрдэни Хайбзун Галшиевай сэсэн hургаал – заабари мүнөөдэрэй хэшээлэймнай  эпиграф.  

Никогда не передразнивай повадки криворукого,

слепого, глухого, хромого, горбатого.

Может статься, что и сам сломаешь ноги или ослепнешь.

Эпиграф уншаад, зураг хараад, хэшээлэйнгээ зорилго табия. Прочитав эпиграф к уроку, изучив картину, определим цель нашего сегодняшнего урока.

Хэшээлдээ юун тухай хэлсэхэбди?

Предполагаемый ответ.

Yбшэн хүниие hажаажа, баhажа, дууряажа, доромжолжо болохогүй.  

Тон зүб.  Yбшэн хүниие hажаажа, баhажа, дууряажа, доромжолжо болохогүй гэhэн ойлгосо Ч-Р. Намжиловай хөөрөөн сооhоо мэдэхэбди. Эту тему мы рассмотрим на основе рассказа Ч-Р. Намжилова.

Энэ текст уншахын урда хэшээлэйнгээ толитой танилсая, хэшээлдэмнай шэнэ үгэнүүд уулзаха.

СЛАЙД 6. Үгэнүүдэй удха тайлбарилагдана

  1. Образцовое чтение учителя

    Би мүнөө энэ текст уншаад үгэхэб, таанар анхаралтайгаар шагнагты, юун тухай эндэ хэлэгдэнэб гэжэ ойлгожо абаха ёһотойт. Текстээр ажалаа эхилэебди.

  1. Самостоятельное чтение учеников

Мүнөө өөhэдөө текст анхаралтайгаар уншагты.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

  1. Мүнөө  текст сооhоо ТУЛГА үгэнүүдые оложо,  кластер зохёожо, уран зохёолой темэ болон проблемэ элирүүлэебди.

Тулга үгэнүүд гээшэмнай текстын удха даажа ябаhан үгэнүүд гээшэ, (в каждом художественном произведении есть ключевые слова, несущие особую смысловую нагрузку в тексте). Ямар үгэнүүд Тулга болоно гэжэ hананат? Сарюна, ямар үгэ шэлээбши, саарhан дээрэ бэшээд, самбарта гаража, кластерай түрүүшын үүртэ няагыш даа.

НАБОР КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ:  дохолон, хайрладаг, хүбүүн,  доромжолдог, унаба, хүлөө хухалба.

Зүб, эдэ үгэнүүд энэ текстын тулга үгэнүүд болоно. Зай, тиимэhээ зохёлоймнай темэ ямар гэжэ hананат?

Предполагаемый вывод.

Зохёолой темэ: Эрэмдэг (үбшэн) хүндэ хандалга. ОТНОШЕНИЕ к БОЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Тиимэ, тон зүб.

Энэ хөөрөөн соо ямар проблемнэ асуудал авторай hанааень зобооноб? Какая проблема волнует автора?

Предполагаемый вывод.

- Yбшэн зониие хайрлажа ябаха, тэдээндэ туhалха хэрэгтэй.

Тиимэ. Зүб. Бэрхэнүүд.

Оцените свою работу на данном этапе в листах самооценки. Өөрыгөө сэгнэгты.

  1. РАБОТА ПО ГРУППАМ.    

Мүнөө бүлэг бүлэгөөр ажалаа эхилэебди.

I группа- Работа с ментальными картами, пересказ содержания

II группа –Найти в тексте многократные причастия, выявить их роль в раскрытии образов, подобрать пословицы и поговорки к содержанию рассказа.

III группа – Разбить текст на микротемы, озаглавить, выявить идею произведения.  

  1. Түрүүшын бүлэг - зурагуудые хэрэглэн, ментальна карта зохёогоод,  рассказай удха хөөрэжэ үгэхэ, текст нэрлэхэ (подберите картины, составьте ментальную карту, перескажите содержание текста, озаглавьте текст).

Предполагаемый ответ: Тус текст иигэжэ нэрлэхээр. «Дохолон. Үбшэн хүниие бү доромжологты!

Оцените свою работу на данном этапе в листах самооценки.

  1. 2 бүлэг үгүүлэл соохи дабтаhан причастинуудые түүжэ, мүн кластер зохёоходоо, эдэ үгэнүүд зохёолой удхада ямар үүргэ дүүргэнэб гэhэн ажаглалта хэгты. Тус хөөрөөндэ оньhон үгэнүүдые шэлэгты, Энэ хөөрөөнэй удха ямар оньhон үгөөр дамжуулхаар бэ гэжэ хэлэгты. (выпишите из текста многократные причастия, заполните графический органайзер, определите их роль в раскрытии темы и проблемы текста)

Предполагаемый ответ:

(как мы знаем многократное причастие выражает постоянно-повторяющееся действие. Используя многократные причастия (байдаг, хайрладаг, наадалдаг, доромжолдог, сэнгүүлдэг, ябадаг) автор подчеркнул, что издевательства и унижения повторялись не один раз).

- Дабтаhан причасти оло дахин дабтагдан болоhон үйлэ болон байдал тэмдэглэнэ. Залгалтануудынь - даг, -дэг, -дог.  Байдаг, хайрладаг, наадалдаг, доромжолдог, сэнгүүлдэг, ябадаг гэhэн причастинуудые хэрэглэхэдээ уран зохёолшо хүбүүнэй үбшэн хүниие оло дахин доромжолдог, наадалдаг байhыень харуулна.

Энэ рассказта олон оньhон үгэнүүд таарана. (Читают, вешают на доску). Тус хөөрөөнэй удха «Өөдэнь хаяhан шулуун, өөрын толгойдо бууха» гэhэн оньhон үгөөр дамжуулхаар.

Оцените свою работу на данном этапе в листах самооценки.

  1. 3-дахи бүлэг тус зохёол удхаарнь микротемэнүүд болгон хубаагты, тэдэнээ нэрлэгты. Зохёолой гол идей татажа гаргагты. (разбейте текст на микротемы, озаглавьте их, определите идею произведения.

Предполагаемый ответ

Текст гурбан микротемэ болгожо хубаахаар: Дохолон хүниие доромжолдог. Хүбүүн хүл дархалба.  Дохолон болошобо. Зохёолой гол идей (авторская позиция): автор хүниие доромжолдог, наадалдаг хүбүүе буруушаана.

Оцените свою работу на данном этапе в листах самооценки.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Зай, үхибүүд, бэрхэт даа!

  1. Энэ хэшээлдээ юу ойлгожо абаба гээшэбди?

Предполагаемый ответ

-Үбшэн хүниие гомдохоохогүй, наадалхагүй.

  1.  Энэ хөөрөөн соо авторай табиhан асуудал мүнөө үедэ шухала гү? Поставленная писателем проблема в тексте актуальна ли в наше время?

Предполагаемый ответ

-Авторай табиhан асуудал мүнөө үедэ ехэ шухала, хүниие хайрлаха сэдьхэл, бодол бага наhанhаа хүмүүжүүлэгдэхэ ёhотой. (Сочувствие, милосердие, сострадание должны воспитываться с малых лет).

  1. Зураглаhан хүбүүнэй ябадал сэгнэгты (оцените поступок мальчика и его друзей).

Предполагаемый ответ

-Зураглаhан хүбүүнэй ябадал буруушаанаб, юундэб гэхэдэ, минии hанахада, хүниие, илангаяа бэе муутай хүниие доромжолжо болохогүй. Эжы абамни, гэртэхимни намайе иигэжэ hургадаг.

      4) Хөөрөөн соо болоhон ушар юун гэжэ hурганаб? Чему учит нас этот рассказ?

Предполагаемый ответ

- Хөөрөөн соо болоhон ушар юун гэжэ hурганаб гэжэ хэлээ hаа, иимэрхүү ушар хараа hаа, тогтоогыт, болюулыт гэжэ ойлгобоб.

Ответ ученика: Автор своим произведением учит нас тому, чтобы мы были милосердными к окружающим, человечными, более терпимыми к человеческому страданию.

Оцените свою работу на данном этапе в листах самооценки

САГАЙ үлөө hаань

-Хэшээл дээрэ ямар юумэн һайшаагдааб?

-Ямар ажал һонирхолтой байгааб?

-Ямар даабаринуудые дуратайгаар дүүргээбши?

Что бы вам хотелось положить в копилку своей души после сегодняшнего урока?

Үхибүүд, мүнөө хэшээлэйнгээ эпиграфтэ дахинаа хандажа,

Тохир, hохор, дүлии, дохолон

Бүхэтэрнүүдые hажаажа,

Хэзээдэшье бү дууряа гэhэн Эрдэни-Хайбзун Галшиевай сэсэн мэргэн үгэнүүдээр буряад хэлэнэйнгээ ээлжээтэ хэшээл дүүргэебди. Баяртай!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Хэшээлэй темэ Хэзээдэшье бү дууряа

Слайд 3

дүлии – слепой h охор -слепой дохолон –хромой б үхэтэр – горбатый

Слайд 4

Хэшээлэй эпиграф: Тохир , h охор , дүлии, дохолон , бүхэтэрнүүдые h ажаажа , хэзээдэшье бү дууряа . Өөрын хүл хухарха ба нюдэн h охор болобошье , магадгүй гээшэ . Эрдэни Хайбзун Галшиев Никогда не передразнивай повадки криворукого, слепого, глухого, хромого, горбатого. Может статься, что и сам сломаешь ноги или ослепнешь (323)

Слайд 5

Чимит – Рэгзэн Намжилов Буряад арадай поэт ( 1926-1990)

Слайд 6

Хэшээлэй толи: h охор - слепой хандалга - отношение дүлии - глухой ба h аха - 1) издеваться; помыкать, третировать бүхэтэр - горбатый эрэмдэг - калека, инвалид тохир - согнувшийся; скрюченный; магадгүй - может быть, может статься, по всей вероятности, весьма возможно; нютаг - родное место, родина, родной улус дохолон - хромой нютагайхид одноулусники , земляки хайрлаха - жалеть зүүгөөр (противительный союз) но, однако же, хотя;

Слайд 7

наадалха - насмехаться, подтрунивать; подшучивать доромжолхо - унижать, издеваться илангаяа - особенно адляар - одинаково h ажааха - подражать кому-либо, копировать, передразнивать кого-либо сэнгүүлхэ- веселить, радовать магтаха - хвалить урмашаха - загореться желанием, стремиться. хулганаагай нүхэн мышиная норка. торохо споткнуться

Слайд 8

Нэгэ нютагта дохолон хүн байдаг h эн ха. Нютагайхидынь , хүнүүд хайрладаг h эн. Зүгөөр зарим хүүгэд наадалдаг , доромжолдог байба . Илангаяа нэгэ хүбүүн дохолон үбгэниие тон адляар h ажаажа , нүхэдөө сэнгүүлдэг байба . Нэгэтэ тэрэ модоор хоёр хүл дархалба . Тиигээд тэрээн дээрээ гаража, үндэр боложо наадаба . Түрүүшээр модон хүлөөрөө ябажа ядабашье , тии h ээр нүхэдэйнгөө магтахада урмашан , түргөөр ябадаг болобо . Нэгэтэ тэрэ хүлөөрөө ябажа байтараа , хулганаагай нүхэндэ торожо унашаба . Унахадаа хүлөө хухалаад , удаан үбшэлжэ эдэгэхэдээ , дохолон хүн болошоо h эн ха.

Слайд 9

Хэшээлэй эпиграф: Тохир , h охор , дүлии, дохолон , бүхэтэрнүүдые h ажаажа , хэзээдэшье бү дууряа . Өөрын хүл хухарха ба нюдэн h охор болобошье , магадгүй гээшэ . Эрдэни Хайбзун Галшиев Никогда не передразнивай повадки криворукого, слепого, глухого, хромого, горбатого. Может статься, что и сам сломаешь ноги или ослепнешь (323)

Слайд 10

ХАЖУУГААРНЬ БҮ ГАРА

Слайд 14

ГЭРЭЙ ДААБАРИ Выскажите своё мнение о проблеме, поднятой автором в тексте. Напишите об этом в небольшом сочинении – рассуждении

Слайд 15

Хэшээл дүүрэбэ Баяртай



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по бурятскому языку как второму

Тема  урока:

Урок бурятского языка как государственного проведен в 8 классе

Тема урока: «Хэзээдэшье бү дууряа!»

По типу -  урок  усвоения новых знаний, обобщение изученного по теме «Многократное причастие».

Форма урока: урок-исследование с использованием активных форм работы, а именно элементов графического органайзера.

Были применены технологии группового обучения с применением метапредметного подхода, частично-поискового метода с применением технологии когнитивного обучения и ИКТ. ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Цель урока: на основе анализа текста способствовать формированию

толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи урока:

учебная: способствовать формированию умения работать с художественным текстом, анализировать прочитанное, давать характеристику героям, определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение;

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитать нравственные качества личности: доброты, чуткости, сострадания, ответственности за свои поступки через восприятие художественного произведения.

Ожидаемые результаты:

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;

Предметные: понимать содержание рассказа, умение пересказывать содержание текста, отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;

Метапредметные: умение использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, владение устной речью, умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Оборудование:

  1. Рассказ Ч-Р. Намжилова
  2. На уроке были использованы разные способы восприятия,  обработки информации – для систематизации знаний были использованы модель графического органайзера - ментальные карты, кластер, органайзер «лестница» необходима была для структурирования знаний по грамматике, визуализации основной мысли текста;
  3. Рабочая тетрадь
  4. Презентация к уроку
  5. Словарь к рассказу

При подготовке к уроку были учтены возрастные и психологические особенности класса. Учащиеся изучают бурятский язык как государственный ___ год, уровень владения бурятским языком выше среднего. Учащиеся были положительно эмоционально настроены для работы. Я старалась обеспечить мотивационную готовность к работе на уроке, включающую в себя: познавательный мотив (умение работать с текстом, правильно строить свою речь), личностный мотив (понимать состояние человека). Содержание урока соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.

В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На уроке использовались различные формы работы:  фронтальная и групповая. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно-наглядный, демонстрационный.

Организационно – содержательный этап был нацелен на создание положительного эмоционального настроя и благоприятной рабочей атмосферы на уроке. Для формулирования темы и цели урока была применена картина с тайным подтекстом,  что позволило детям без особых усилий определить тему и цель урока.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Основным этапом урока была групповая работа по различным графическим органайзерам, что позволило формированию коммуникативной компетенции.  Были предусмотрены на уроке разнообразные виды речевой деятельности учащихся: слушание, чтение, анализ текста, работа по картинке, творческие работы. Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий.?

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, применение на уроке рабочей тетради  позволило сэкономить время, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлЕксия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке. За урок учащиеся получили положительные оценки. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Задачи урока реализованы, программные требования учтены. Данный урок формирует общекультурную, коммуникативную и информационную компентность.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...