Компьютерные игры как средство обучения и их роль в образовательном процессе.
статья на тему

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода.Возможности компьютерных игр неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютерная игра – это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные игры как средство обучения и их роль в образовательном процессе

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода.

Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения.

С середины ХХ века и вплоть до 1970-х годов на уроках иностранного языка господствовал грамматико-переводной метод обучения, целью которого было изучение грамматики, чтобы через нее научиться читать и понимать тексты на иностранном языке. Только с приходом коммуникативного метода игровые упражнения начинают заменять механически  воспроизводящие.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива учащихся, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. В основе этих воспитательных эффектов лежит влияние игры на психическое развитие учащегося, на становление его личности.

Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

Игры разные: и логические, и  «гонки», и спортивные, и игры-путешествия, и  учебные, и фантастические достаточно агрессивные. Поэтому они влияют на ребят по-разному: игры учебные – на развитие логики; игры-путешествия –развивается память, внимание, любовь к спорту; они узнают новые приёмы игры в шахматы, футбол. У этих ребят хорошо развито логическое мышление, они быстро находят новые способы решения задач, демонстрируют хорошие вычислительные навыки [Яблоков 2007: 264].

Для учащихся игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей иностранного языка. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, преодоление стеснительности, мешающей свободно употреблять в речи слова чужого языка, благотворно сказываются на результатах обучения, незаметно усваивается языковой материал.

Игра – это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся, который может использоваться на любой ступени обучения. С возрастом игры детей становятся более разнообразными. Развитие коммуникативной компетенции учащихся позволяет педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных.

Сначала 80-х годов прошлого века, игра стала активно развиваться в новой для себя сфере, в сфере компьютерных технологий и интернет-ресурсов. Стоит также сказать, что первая компьютерная игра появилась в 1952 году, автором которой является Артур Дуглас.

В современное время было подмечено, что образовательный процесс стал интегрироваться в сферу информационных технологий, и как ни странно в сферу компьютерных игр.

Возможности компьютерных игр неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютерная игра – это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика [Гальскова 2009: 125].

Нередко под компьютерной игрой, мы представляем компьютерную программу, которая отвечает той или иной задаче. Компьютерная игра очень часто граничит с познавательной и развлекательной сферой. Компьютерная программа в свою же очередь отвечает решением конкретной задаче, например роль калькулятора, как программы – решение математической задачи вычислительного плана.

Компьютерные игры способствуют формированию у воспитанников рефлексии своей деятельности, позволяет детям наглядно представить результат своих действий. Компьютерные игры имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.

Компьютерные игры в отличие от других видов игр, позволяют ребёнку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Все это ведёт к способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Компьютерные игры приобретают огромные преимущества по сравнению с другими играми. Они открывают путь к осознанию своей деятельности. Поэтому умеренное увлечение компьютерными играми является полезным инструментом для обучения детей [Адаменко 1999: 139].

Компьютер может стать помощником взрослого, помочь в развитии ребенка, даже лечить. Самая простая видеоигра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, саморегуляцию, усидчивость, настойчивость. Игра за компьютером – это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.

 Зарубежные специалисты считают, что разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей, повышает коэффициент невербального интеллекта [Мишин: Интернет-ресурс]. Однако никто не сомневается, что успешная игра невозможна без усидчивости, терпения, анализа ошибок, поиска решений. Есть еще одна задача развития, которую может помочь сформировать видеоигра – это задача адекватного реагирования на неопределенность. Именно высокая неопределенность, например на экзаменах, при тестировании, при вызове к доске, заставляет многих детей волноваться, забывая даже то, что хорошо знакомо и известно.

 Позитивный эффект компьютерных игр французский детский психиатр Серж Тиссерон видит в формировании способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам: "Раньше люди рождались и умирали в собственной деревне, в одной и той же обстановке, занимались одним и тем же ремеслом всю жизнь. Сегодня прежние ориентиры исчезли, от людей требуется большая профессиональная географическая и интеллектуальная лабильность" [Сартан 1999: 38].

К сожалению, в процессе традиционного школьного обучения все эти задачи практически не решаются [Сартан 1999: 40]. В то же время следует признать, что компьютерные игры более активны, чем телефильмы: ведь играя, дети действуют, а не наблюдают, они идентифицируют себя с героем.

Мнения специалистов, изучающих влияние компьютеров на развитие детей, разделились. Одни выделяют минусы: отрывает от окружающего мира, способствует уходу в виртуальный мир, нарушает формирование абстрактного мышления, снижает или исключает потребность в чтении, формирует "клиповое сознание". При этом никто не исключает возможность получения большой и более разнообразной информации, при этом считая, что дается она в более структурированном, "упакованном" виде, не требующем развития творчества, воображения и даже отвращающая ребенка от других видов игр, от чтения, требующих активного воображения. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми приводит к зависимости и негативным последствиям, связанным с психологическим состоянием человека (агрессивный настрой, потеря ориентации во времени и пространстве, мозаичность восприятия и т.д.).

Сторонники положительного влияния развивающих компьютерных игр отстаивают позитивные эффекты. Заметим, речь идет не о любых играх, не о свободном блуждании ребенка по Интернету, а о действии развивающих игр при разумном ограничении времени. Недавние результаты исследования врачей, изучавших влияние компьютерных игр на человека, показали, что игра не только позволяет снять эмоциональное напряжение, что особенно полезно для детской психики (способствует, в том числе, снижению проявлений девиантного поведения), но и может оказаться полезной для обучения [Пашко: Интеренет-ресурс].

2.3 Компьютерные игры как средство обучения китайскому иероглифическому письму

Прежде чем понять, каким образом можно применить компьютерные игры в качестве средства обучения китайскому иероглифическому письму, нам необходимо вспомнить, как происходит обучение китайскому иероглифическому письму без компьютерных технологий и уж тем более без игр.

Успешность овладения китайской иероглифической письменности прямо пропорциональна успешности овладения той самой необходимой базой китайской иероглифической письменности, а именно техникой письма на китайском языке.

Целью, которую ставит перед собой методика обучения технике китайского иероглифического письма,  является формирование технических навыков письма.

Задача, которую ставит перед собой методика, – научить писать графемы или иероглифы.

Методика обучения технике иероглифического письма насчитывает три основных этапа: ознакомление, тренировка и применение.

На этапе ознакомления учитель дает образец иероглифа (или графемы), после чего берет в руку мел и уже на доске разбирает иероглиф на ключи или черты с проговариванием. После чего осуществляет контроль за написанием в тетради (ученики в свою очередь пишут в тетради иероглиф с первой черты), ученики также могут совершать моторные движения по воздуху вслед за учителем. Далее следует первичная тренировка. Для этого выполняются упражнения на узнавание, дифференциацию, разбивку иероглифа на ключи, поиск недостающего ключа. При этом важно, чтобы зрительный образ целого иероглифа был только правильным, только цельным. На дифференциацию могут быть упражнения в виде собирания иероглифа по чертам или ключам, пазлы.

На этапе тренировки, ученикам могут быть даны задания в виде кроссворда или упражнения типа: допишите недостающую черту, уберите лишнюю черту, посчитайте количество черт в иероглифе и т.д.

На этапе применения, дети закрепляют изученный материал. Также выполняют задания типа: вставьте недостающее слово в предложении, составьте предложение с изученным словом.

В ходе нашего исследования было выявлено не так много компьютерных игр (программ) по обучению китайскому иероглифическому письму. Наиболее существенными из них являются:

  • набор карточек, состоящий из 2449 иероглифов, выполненных в формате swf-файлов, созданных китайскими разработчиками сайта www.teachers.net.cn. Данные карточки представляют собой своего рода пошаговую анимацию начертания китайских иероглифов;
  • приложение «Chinese Writer» – обучающая игра, разработанная для мобильных устройств и продукции компании Apple программистом под псевдонимом Molatra, данное приложение можно найти на сайте App store. Данное приложение является наиболее привлекательным с точки зрения обучения технике иероглифического письма. Данная игра представляет собой поле с падающими с неба иероглифами, которые нужно успеть написать по чертам. В случае  если иероглифическая черта написана не в том порядке, котором следует, раздается вибрация на мобильном устройстве. После окончания игрового времени предоставляется возможность просмотреть свои ошибки и потренироваться в технике написания иероглифов, в которых была допущена ошибка. Единственным минусом данной игры, пожалуй, является лишь то, что ее можно использовать только с помощью продукции компании Apple.

Как видно, обучающих компьютерных игр, предназначенных для обучения китайскому иероглифическому письму не так уж много, поэтому одной из задач нашего исследования явилась разработка собственных компьютерных игр.

Для использования разработанных компьютерных игр необходим полностью укомплектованный в техническом плане класс, а именно наличие в кабинете интерактивной доски, персонального компьютера, проектора, акустического оборудования.

Далее стоит определиться с компьютерными программами, которые будут задействованы в обучении китайскому иероглифическому письму. Нами были выбраны наиболее популярные в школе программы, которыми активно пользуются учитель и ученики. Такими программами являются Microsoft PowerPoint, Adobe flash reader.

Рассмотрим разработанные нами игры подробно (Приложение А).

На этапе ознакомления можно использовать следующие обучающие компьютерные игры:

 «Гид мира иероглифов». Данная обучающая компьютерная программа предназначена именно для ознакомления с китайским иероглифом и техникой его написания, кроме того она может быть использована в качестве оперативной справки. Данная компьютерная программа в состоянии посчитать, сколько черт в составе китайского иероглифа, в состоянии продемонстрировать правильную последовательность черт, слово в котором наиболее часто употребляется данный иероглиф, а также продемонстрировать его звучание с правильной тональностью. Данная компьютерная программа выполнена в ярких тонах, что позволяет максимально привлечь внимание учеников к изучаемому китайскому иероглифу. Для того чтобы присутствовал игровой момент, детям в процессе использования данной компьютерной программы можно давать задания на подсчет количества черт в иероглифе.

Следующая игра называется «Угадайка». В данной компьютерной игре ученикам необходимо назвать ключи, из которых состоит изучаемый иероглиф. Сначала ученики называют свои версии ключевого состава китайского иероглифа, учитель нажимает на кнопку «Проверить», после чего на экране отображается ключевой состав иероглифа.

Рассмотрим наиболее популярные, отвечающие требованиям обучения китайскому иероглифическому письму, игры для первичной тренировки.

Обучающая компьютерная игра «Хлопки», направлена на узнавание изученных на уроке иероглифов. На экране загорается китайский иероглиф, ученики должны хлопнуть в ладоши, если они узнали его. Простая, но практичная игра.

Следующая обучающая компьютерная игра называется «Найти ключик». Данная игра представляет собой хорошую возможность для поиска недостающего ключа иероглифа. На экране отображена табличка, в верхнем левом столбце расположен иероглиф без одного из ключей, в правой части таблицы – набор ключей, из которых учащимся предстоит выбрать недостающий ключ. В случае правильного ответа можно услышать звуки аплодисментов, а в случае ошибки настораживающий звук. Кроме того в случае неверного ответа, ключ перемещается в специально отведенную для ошибок колонку. После проведенной игры, учащиеся сами в состоянии проверить свои ошибки и понять недостатки. Данная компьютерная обучающая игра очень наглядная, развивает внимание учеников и наблюдательность.

Следующая компьютерная игра – «Пазлы». Игра «Пазлы» содержит набор ключей, из которых ученику предстоит сложить изученные иероглифы. В данном случае применяется таблица с набором ключей из предыдущей игры, но в верхнем левом углу отсутствует какая-либо часть китайского иероглифа, однако представлено его значение. Ученик задействует механизмы памяти для того чтобы вспомнить ключевой состав пройденного иероглифа, с опорой на значение данного иероглифа. Затем выбирает из сетки ключей правильные по его мнению варианты. В случае правильного выбора, раздаются поощряющие звуки аплодисментов, а в случае ошибки – настораживающий звук.

Далее следует серия обучающих компьютерных игр, направленных на тренировку навыков письма.

Первая компьютерная обучающая игра, которую хотелось бы упомянуть на данном этапе, называется «Кроссворд». Она основывается на общеизвестных принципах поиска правильных вариантов. Ученикам необходимо выделить изученные иероглифы в составе кроссвордной сетки. В случае правильного ответа клетка с изученным иероглифом загорается зеленым цветом, а если ученик нажал клетку с неправильным вариантом, то клетка загорается красным цветом, указывая на ошибку.

Следующая компьютерная игра называется «Облака». Игра представляет собой девять облаков расположенных в трех  столбцах по три облака в каждом. Учащимся необходимо соотнести фонетик, перевод и иероглиф. Внизу под облаками располагаются три линии разных цветов. Если в момент выполнения задания одно из облаков переходит на другую линию, значит, ход переходит к следующему ученику, а предыдущий ученик допустил ошибку. И так до тех пор, пока облака не окажутся на своих правильных местах.

Следующая компьютерная игра называется «Посчитай-ка». Задача учащихся – сосчитать количество черт в изученном иероглифе. Для проверки ответа под иероглифом имеется табличка, напоминающая знаменитую игру «Сапер», т.е. в каждой ячейке таблички находятся цифры от одного до двадцати. Ученик нажимает на ячейку с правильным по его мнению ответом. В случае верного выбора раздается специфичный звук аплодисментов и на месте таблички запускается фейерверк. Данная компьютерная игра хороша тем, что ученикам приходится мысленно или в воздухе прописывать пройдённый ранее иероглиф для того, чтобы узнать количественный состав черт данного иероглифа.

Для этапа применения, нами также были разработаны компьютерные игры. Первая игра на данном этапе «Составьте словосочетание». Ученику предлагается изученный иероглиф (слово) и варианты слов, которые вместе могут образовать словосочетание. Ученику необходимо составить словосочетание, которое будет правильным по смыслу. Ученик посредством выбора выполняет данное задание. В случае ошибки, неправильный вариант перемещается в графу для ошибок.

Следующая игра данного этапа называется «Заполните пропуск». Ученику предлагается предложение, в котором отсутствует один из иероглифов. Ему необходимо выбрать из имеющихся слов, вариант, который он считает правильным, в случае ошибки данное слово перемещается в графу для ошибок, а ученик в свое время может продолжить выполнение задания.

На наш взгляд, это те самые компьютерные игры, обучающие китайскому иероглифическому письму, которые позволяют сделать обучение максимально наглядным, интересным, познавательным и захватывающим для учеников. Что касается роли учителя в данном процессе, то он является посредником между компьютерными технологиями и учениками, поэтому то, насколько правильно  и эффективно будет осуществляться обучение китайскому иероглифическому письму с использованием обучающих компьютерных игр, будет зависеть от учителя и его пользовательских качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении

О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...

Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе

Работа была подготовлена к зачету по курсу "Информационно-коммуникативные технологии". Может кому пригодится....

Аудирование - метод обучения татарскому языку и его роль в образовательном процессе

Тыңлау – сөйләмне гади акустик яктан кабул итү генә булса, тыңлап аңлау рецептив сөйләм эшчәнлегенең бер төре буларак карала һәм сөйләмне бер үк вакытта кабул итүне дә һәм аңлатуны да белдерә. С...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

«Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе »

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процесс...

Компьютерные игры как средство обучения китайскому иероглифическому письму

Ученые доказали, что применение компьютерных игр в образовательной сфере играют большую роль в развитии ребенка, а именно в развитии таких особенностей, как логика, мышление, быстрота реакции, формиро...