Урок по теме: "Правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Тонкова Мария Викторовна

Разрабтка урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка519 КБ
Office presentation icon Презентация659.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название ОУ:  Муниципальное образовательное учреждение Копейкинская средняя общеобразовательная школа Таврического муниципального района Омской области

Тема урока: «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

Предмет: русский язык

Класс: 6.

Учитель: Тонкова Мария Викторовна

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,  коллективная

Методы и приёмы работы: проблемный, частично-поисковой, словесный, наглядно - практический, самоконтроль.

Цели урока.

Обучающие: познакомить с правилом правописания Н и НН в прилагательных,                                                                                                                                                                                                                                                                                     образованных от существительных; формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных.

Развивающие: вырабатывать орфографическую зоркость учащихся, как в коллективной работе, так и в индивидуальной; развивать речь учащихся, мышление, умение анализировать, умение сопоставлять, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: используя разные формы работы, прививать интерес к учебе, воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, умение работать в группах, прививать культуру поведения на уроке.

Оборудование:   компьютер, медиапроектор, презентация,  учебник, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний об имени прилагательном.
  3. Определение темы урока и постановка целей.
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление изученного материала, отработка правил и алгоритма действия.
  6. Физминутка.
  7. Отработка практических навыков.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание

                                                    Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний об имени прилагательном.

- Ребята, какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

III. Определение темы урока и постановка целей. ( Слайд 2)

  1. Определение темы урока

Зим(н, нн)ий,  со(н, нн)ый,

 

ледя(н, нн)ой, гуси(н, нн)ый,

песча(н, нн)ый, тыкве(н,нн)ый,

станцио(н,нн)ый

-Как вы думаете, что сегодня на уроке будем изучать?
(Правописание Н – НН в именах прилагательных)

- От какой части речи образуются имена прилагательные?  ( от существительного)

- Как будет звучать тема урока? ( Правописание Н- НН в именах прилагательных, образованных от существительных)

- Откройте тетради, запишите число, тему урока ( Слайд 3)

Правописание букв Н-НН

в именах прилагательных,

образованных от существительных

                   2. Постановка целей урока      ( Слайд 4)                          

                 Цели урока:

- Познакомиться с правописанием букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных;

- Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных;

- Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.

                               

IV. Изучение нового материала.

         1. Как можно доказать сколько букв Н-НН в суффиксах прилагательных?

- Ребята, попробуем разобраться в правильном написании слов с помощью словообразовательного анализа. Посмотрите на слайд (5) . Перед вами три столбика прилагательных с именами существительными. Почему же в одном случае написана –Н , а в другом –НН?

Больной ( боль)

Зимний (зима)

Летний (лето)

Конный (конь)

Длинный (длина)

Лунный (луна)

               Юный (юность)  

               Зелёные (зелень)

               Пряный (пряности)

 - Прилагательные могут образовываться от существительных при помощи суффиксов, в которых есть одна или две буквы Н.

Запись на доске и в тетради:   боль    боль+ н (ой)  - больной

                                                       луна    луна + н (ый) - лунный

- Например, от существительного   боль   при помощи суффикса –н-  образуется  прилагательное  больной. Но если основа существительного оканчивается на  -н-, то нужно помнить, что в этом слове мы будем писать две буквы Н : одна входит в корень, другая является суффиксом. Выводим формулу правила:

                                                 

                                                        Н   +    Н      НН

- Но есть прилагательные без суффиксов, обратите своё внимание на третий столбик нашего слайда. Здесь буква –н- входит в корень, суффикса в этих словах нет. Прилагательных без суффиксов немного:  румяный, юный, свиной, зелёный, синий, пряный, рьяный. Эти слова надо запомнить.

       Гусиный

       Кожаный

       Серебряный

                                       

 

                                    ( Слайд 7)

-Назовите прилагательные. От какого слова образовалось слово гусиный? Это какая часть речи? С помощью какого суффикса образовалось новое слово? Какое значение имеет этот суффикс? (суффикс –ин- обозначает принадлежность кому-то) Сколько –н пишется в данных словах? Рассмотрим следующие прилагательные. От каких слов они образованы? Назовите часть речи. С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Что они обозначают? ( -ан-, -ян- «сделанный из...»)

                                               н        гусь+ ин  - гусиный

   Запись в тетрадь:        -  а Н – кожа + ан - кожаный

                                               я        серебро +ян - серебряный

Вывод: прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов –ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой –н.

-Обратите внимание на следующий слайд  (Сдайд 8)

Мужественный – мужество

Общественный – общество

Тыквенный – тыква

Станционный - станция

                                 

- Что общего в записанных словах? ( Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов  - енн-, -онн-).

                                        е         тыква + енн  - тыквенный

  Запись в тетрадь:    - НН-:

                                        о         станция + онн – станционный

   2. Составление алгоритма правописания Н-НН в суффиксах прилагательных.

Оформление теоретического материала в виде таблицы (Слайд 9)

                            ( Оформление таблицы последовательное, по щелчку)

   

 3. Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на с. 100-101. Прочитайте текст про себя и сделайте выводы.(Сравнение научного материала с самостоятельными выводами)

- Что нового узнали? (Что есть слова – исключения)

- Назовите их.

- Дополним таблицу недостающими выводами  (Слайд 10)

-  Что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе написания букв Н – НН?(Чтобы не ошибиться в написании букв Н – НН, надо понимать, как образованы имена прилагательные, с помощью каких суффиксов).

V. Физминутка.  

       – А теперь немного отдохнем. (Шуточная разминка)

– Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я.

– Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – Это я.

– Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – Это я.

– Бутербродом вкусным–вкусным ты наверно закусил? – Это я.

– В школу с радостью иду. – Это я.

– Много знаний получу. – Это я.

   VI. Отработка практических навыков.

  1. «Цветной диктант» (Слайд 11)

(слайд 12)

  1. Самостоятельная работа.

                                                 I вариант

1. Вставьте на месте пропусков буквы Н или НН

1. утре…ий

9. пламе…ый

17. лет…ий

2. деревя…ый

10. стари…ый

18. серебря…ый

3. чугу…ый

11. лебеди…ый

19. шерстя…ой

4. песча…ый

12. ветре…ый ( день)

20. оловя…ый

5. весе…ий

13. тума…ый

21. жизне…ый

6. жестя…ой

14. глиня…ый

22. лимо…ый

7. голуби…ый

15. карти…ый

23. кури…ый

8. мыши…ый

16. урага…ый

24. кожа…ый

                                                   

                                                                           

 

                                                         II вариант

  1. Вставьте на месте пропусков буквы Н или НН

1. Сезо…ый

9. безветре…ый

17. дивизио…ый

2. государстве…ый

10. комиссио…ый

18. соломе…ый

3. звери…ый

11. бараба…ый

19. карма…ый

4. кухо…ый

12. баше…ый

20. миллио…ый

5. торжестве…ый

13. бездо…ый

21. промасле…ый

6. овся…ое ( печенье)

14. шмели…ый

22. шерстя…ой

7. деревя…ый

15. стекля…ый

23. ваго…ый

8. клюкве…ый

16.мужестве…ый

24. тыкве…ый

нн

нн

н

нн

нн

н

нн

н

н

н

н

нн

нн

нн

нн

н

н

нн

н

нн

н

н

нн

н

нн

нн

нн

нн

нн

нн

н

нн

нн

нн

нн

нн

нн

нн

нн

н

н

н

нн

нн

нн

нн

нн

нн

                  Самоконтроль

                                                      (Слайд 13)

                Шкала оценок

Нет ошибок – «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 – 4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – «2»

                                                      (Слайд 14)

                                   

VI. Подведение итогов.

           Работа в парах

  1. Вставить пропущенные буквы. Каждая вставленная вами буква обозначена цифрой. Цифра обозначает определённую  букву алфавита. Определив верную букву алфавита, вы получаете зашифрованное слово.

Лошад..ный       - н(14) , нн(30)

Клюкве..ый          -н(2) , нн (16)

Ути..ый               -н(13), нн (3)

Соломе..ый         -н(4),   нн (16)

Агитацио..ый      -н (27), нн(5)

Чугу..ый              -н (8),    нн (24)

Стекля..ый          -н(1),     нн(29)

  1. Самоконтроль

Лошад  14   ый      

Клюкве   16 ый          

Ути  13  ый              

Соломе 16  ый        

Агитацио  5  ый      

Чугу  24  ый              

Стекля  29  ый          

                                        (Слайд15)

  1. Зашифрованное слово

  МОЛОДЦЫ!

Итоги:

- Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв Н или НН в прилагательных?

- В каких суффиксах пишется одна буква Н?

- В каких суффиксах пишется две буквы НН?

- Назовите слова – исключения.

VII. Домашнее задание.

П. 23 знать теоретический материал, упр. 226

VIII. Рефлексия.

В тетрадях рисуем звёздочки.

Красная – «5»

Зелёная – «4»

Синяя – «3»

                                     

                                                 Литература:

  1. Программа  по русскому языку  5-9 классы, авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов  - М. Дрофа, 2009.
  2. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2010.
  3. Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М. Дрофа,2004.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( каталог для учителя русского языка ).  
  5. Русский язык. 6 класс: система уроков по учебнику под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. / сост. О.А. Финтисова, О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2012      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание букв Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Учитель МОУ «Копейкинская СОШ» Таврического района Тонкова Мария Викторовна

Слайд 2

Зим( н,нн )ий, со( н,нн )ый, ледя( н,нн )ой, песча( н,нн )ый, тыкве( н,нн )ый, станцио( н,нн )ый

Слайд 3

Правописание букв Н – НН в именах прилагательных, образованных от существительных.

Слайд 4

Познакомить с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Уметь выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных. Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.

Слайд 5

Больной ( боль ) Конный ( конь ) Зимний ( зима ) Длинный ( длина ) Летний ( лето ) Лунный ( луна ) Юный ( юность ) Зелёный ( зелень ) Пряный ( пряность )

Слайд 6

Боль + н (ой) - больной Луна + н (ый) - лунный Н + Н НН

Слайд 7

Гус ин ый Кож ан ый Дров ян ой

Слайд 8

Мужеств енн ый - мужество Обществ енн ый - общество Авиаци онн ый – авиация Станци онн ый - станция

Слайд 9

Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Н НН 1. -Н- : 1. -Н + Н- если корень слова если корень слова не оканчивается на Н; оканчивается на Н; 2. в суффиксах -ин- 2. - енн - -ан- - онн - -ян-

Слайд 10

Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Н НН 1. -Н- : 1. -Н + Н- если корень слова если корень слова не оканчивается на Н; оканчивается на Н; 2. в суффиксах -ин- 2. - енн - -ан- - онн - -ян- 3. Исключения : 3. Исключения: олов янн ый, ветр ен ый дерев янн ый, стекл янн ый.

Слайд 13

Самоконтроль I вариант II вариант нн нн н нн нн нн нн нн н нн нн нн нн н н н нн нн н н нн нн нн нн нн нн нн нн нн нн н н нн н н н н нн н нн нн нн н нн н нн нн нн

Слайд 14

Проверь себя ! Нет ошибок - 5 1-2 ошибки - 4 3-4 ошибки - 3 5 и более ошибок - 2

Слайд 15

Лошад .. ый н( 14 ) нн ( 30 ) Клюкв.. ый н ( 2 ) нн( 16 ) Ути .. ый н( 13 ) нн ( 3 ) Солом .. ый н( 4 ) нн ( 16 ) Агитаци.. ый н( 27 ) нн ( 5 ) Чугу.. ый н ( 8 ) нн ( 24 ) Стекл..ый н ( 1 ) нн ( 29 )

Слайд 16

Лошад 14 ый Клюкв 16 ый Ути 13 ый Солом 16 ый Агитаци 5 ый Чугу 24 ый Стекл 29 ый

Слайд 17

Молодцы !

Слайд 18

Вы прошли трудный путь! Справились со сложными заданиями! МОЛОДЦЫ!!! Домашнее задание: Параграф 23, упр.231 5 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...

Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

Урок «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Урок  подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и система...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...

Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока:  урок - исследование с применением игровых форм .  Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...