Урок по теме: "Правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Название ОУ: Муниципальное образовательное учреждение Копейкинская средняя общеобразовательная школа Таврического муниципального района Омской области
Тема урока: «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»
Предмет: русский язык
Класс: 6.
Учитель: Тонкова Мария Викторовна
Тип урока: объяснение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Методы и приёмы работы: проблемный, частично-поисковой, словесный, наглядно - практический, самоконтроль.
Цели урока.
Обучающие: познакомить с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных; формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных.
Развивающие: вырабатывать орфографическую зоркость учащихся, как в коллективной работе, так и в индивидуальной; развивать речь учащихся, мышление, умение анализировать, умение сопоставлять, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные: используя разные формы работы, прививать интерес к учебе, воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, умение работать в группах, прививать культуру поведения на уроке.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, учебник, раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний об имени прилагательном.
- Определение темы урока и постановка целей.
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала, отработка правил и алгоритма действия.
- Физминутка.
- Отработка практических навыков.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний об имени прилагательном.
- Ребята, какую часть речи мы сейчас изучаем?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
III. Определение темы урока и постановка целей. ( Слайд 2)
- Определение темы урока
Зим(н, нн)ий, со(н, нн)ый,
ледя(н, нн)ой, гуси(н, нн)ый, песча(н, нн)ый, тыкве(н,нн)ый, станцио(н,нн)ый |
-Как вы думаете, что сегодня на уроке будем изучать?
(Правописание Н – НН в именах прилагательных)
- От какой части речи образуются имена прилагательные? ( от существительного)
- Как будет звучать тема урока? ( Правописание Н- НН в именах прилагательных, образованных от существительных)
- Откройте тетради, запишите число, тему урока ( Слайд 3)
Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных |
2. Постановка целей урока ( Слайд 4)
Цели урока: - Познакомиться с правописанием букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных; - Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных; - Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы. |
IV. Изучение нового материала.
1. Как можно доказать сколько букв Н-НН в суффиксах прилагательных?
- Ребята, попробуем разобраться в правильном написании слов с помощью словообразовательного анализа. Посмотрите на слайд (5) . Перед вами три столбика прилагательных с именами существительными. Почему же в одном случае написана –Н , а в другом –НН?
Больной ( боль) Зимний (зима) Летний (лето) | Конный (конь) Длинный (длина) Лунный (луна) |
Юный (юность) Зелёные (зелень) Пряный (пряности) |
- Прилагательные могут образовываться от существительных при помощи суффиксов, в которых есть одна или две буквы Н.
Запись на доске и в тетради: боль боль+ н (ой) - больной
луна луна + н (ый) - лунный
- Например, от существительного боль при помощи суффикса –н- образуется прилагательное больной. Но если основа существительного оканчивается на -н-, то нужно помнить, что в этом слове мы будем писать две буквы Н : одна входит в корень, другая является суффиксом. Выводим формулу правила:
Н + Н НН
- Но есть прилагательные без суффиксов, обратите своё внимание на третий столбик нашего слайда. Здесь буква –н- входит в корень, суффикса в этих словах нет. Прилагательных без суффиксов немного: румяный, юный, свиной, зелёный, синий, пряный, рьяный. Эти слова надо запомнить.
Гусиный Кожаный Серебряный |
( Слайд 7)
-Назовите прилагательные. От какого слова образовалось слово гусиный? Это какая часть речи? С помощью какого суффикса образовалось новое слово? Какое значение имеет этот суффикс? (суффикс –ин- обозначает принадлежность кому-то) Сколько –н пишется в данных словах? Рассмотрим следующие прилагательные. От каких слов они образованы? Назовите часть речи. С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Что они обозначают? ( -ан-, -ян- «сделанный из...»)
н гусь+ ин - гусиный
Запись в тетрадь: - а Н – кожа + ан - кожаный
я серебро +ян - серебряный
Вывод: прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов –ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой –н.
-Обратите внимание на следующий слайд (Сдайд 8)
Мужественный – мужество Общественный – общество Тыквенный – тыква Станционный - станция |
- Что общего в записанных словах? ( Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов - енн-, -онн-).
е тыква + енн - тыквенный
Запись в тетрадь: - НН-:
о станция + онн – станционный
2. Составление алгоритма правописания Н-НН в суффиксах прилагательных.
Оформление теоретического материала в виде таблицы (Слайд 9)
( Оформление таблицы последовательное, по щелчку)
3. Работа по учебнику.
- Ребята, откройте учебник на с. 100-101. Прочитайте текст про себя и сделайте выводы.(Сравнение научного материала с самостоятельными выводами)
- Что нового узнали? (Что есть слова – исключения)
- Назовите их.
- Дополним таблицу недостающими выводами (Слайд 10)
- Что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе написания букв Н – НН?(Чтобы не ошибиться в написании букв Н – НН, надо понимать, как образованы имена прилагательные, с помощью каких суффиксов).
V. Физминутка.
– А теперь немного отдохнем. (Шуточная разминка)
– Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я.
– Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – Это я.
– Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – Это я.
– Бутербродом вкусным–вкусным ты наверно закусил? – Это я.
– В школу с радостью иду. – Это я.
– Много знаний получу. – Это я.
VI. Отработка практических навыков.
- «Цветной диктант» (Слайд 11)
(слайд 12)
- Самостоятельная работа.
I вариант
1. Вставьте на месте пропусков буквы Н или НН
1. утре…ий | 9. пламе…ый | 17. лет…ий |
2. деревя…ый | 10. стари…ый | 18. серебря…ый |
3. чугу…ый | 11. лебеди…ый | 19. шерстя…ой |
4. песча…ый | 12. ветре…ый ( день) | 20. оловя…ый |
5. весе…ий | 13. тума…ый | 21. жизне…ый |
6. жестя…ой | 14. глиня…ый | 22. лимо…ый |
7. голуби…ый | 15. карти…ый | 23. кури…ый |
8. мыши…ый | 16. урага…ый | 24. кожа…ый |
|
|
II вариант
- Вставьте на месте пропусков буквы Н или НН
1. Сезо…ый | 9. безветре…ый | 17. дивизио…ый |
2. государстве…ый | 10. комиссио…ый | 18. соломе…ый |
3. звери…ый | 11. бараба…ый | 19. карма…ый |
4. кухо…ый | 12. баше…ый | 20. миллио…ый |
5. торжестве…ый | 13. бездо…ый | 21. промасле…ый |
6. овся…ое ( печенье) | 14. шмели…ый | 22. шерстя…ой |
7. деревя…ый | 15. стекля…ый | 23. ваго…ый |
8. клюкве…ый | 16.мужестве…ый | 24. тыкве…ый |
Самоконтроль |
(Слайд 13)
Шкала оценок Нет ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2» |
(Слайд 14)
VI. Подведение итогов.
Работа в парах
- Вставить пропущенные буквы. Каждая вставленная вами буква обозначена цифрой. Цифра обозначает определённую букву алфавита. Определив верную букву алфавита, вы получаете зашифрованное слово.
Лошад..ный - н(14) , нн(30)
Клюкве..ый -н(2) , нн (16)
Ути..ый -н(13), нн (3)
Соломе..ый -н(4), нн (16)
Агитацио..ый -н (27), нн(5)
Чугу..ый -н (8), нн (24)
Стекля..ый -н(1), нн(29)
- Самоконтроль
Лошад 14 ый Клюкве 16 ый Ути 13 ый Соломе 16 ый Агитацио 5 ый Чугу 24 ый Стекля 29 ый |
(Слайд15)
- Зашифрованное слово
МОЛОДЦЫ! |
Итоги:
- Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв Н или НН в прилагательных?
- В каких суффиксах пишется одна буква Н?
- В каких суффиксах пишется две буквы НН?
- Назовите слова – исключения.
VII. Домашнее задание.
П. 23 знать теоретический материал, упр. 226
VIII. Рефлексия.
В тетрадях рисуем звёздочки.
Красная – «5»
Зелёная – «4»
Синяя – «3»
Литература:
- Программа по русскому языку 5-9 классы, авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов - М. Дрофа, 2009.
- Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2010.
- Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М. Дрофа,2004.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( каталог для учителя русского языка ).
- Русский язык. 6 класс: система уроков по учебнику под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. / сост. О.А. Финтисова, О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2012
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зим( н,нн )ий, со( н,нн )ый, ледя( н,нн )ой, песча( н,нн )ый, тыкве( н,нн )ый, станцио( н,нн )ый
Правописание букв Н – НН в именах прилагательных, образованных от существительных.
Познакомить с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Уметь выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных. Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.
Больной ( боль ) Конный ( конь ) Зимний ( зима ) Длинный ( длина ) Летний ( лето ) Лунный ( луна ) Юный ( юность ) Зелёный ( зелень ) Пряный ( пряность )
Боль + н (ой) - больной Луна + н (ый) - лунный Н + Н НН
Гус ин ый Кож ан ый Дров ян ой
Мужеств енн ый - мужество Обществ енн ый - общество Авиаци онн ый – авиация Станци онн ый - станция
Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Н НН 1. -Н- : 1. -Н + Н- если корень слова если корень слова не оканчивается на Н; оканчивается на Н; 2. в суффиксах -ин- 2. - енн - -ан- - онн - -ян-
Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Н НН 1. -Н- : 1. -Н + Н- если корень слова если корень слова не оканчивается на Н; оканчивается на Н; 2. в суффиксах -ин- 2. - енн - -ан- - онн - -ян- 3. Исключения : 3. Исключения: олов янн ый, ветр ен ый дерев янн ый, стекл янн ый.
Самоконтроль I вариант II вариант нн нн н нн нн нн нн нн н нн нн нн нн н н н нн нн н н нн нн нн нн нн нн нн нн нн нн н н нн н н н н нн н нн нн нн н нн н нн нн нн
Проверь себя ! Нет ошибок - 5 1-2 ошибки - 4 3-4 ошибки - 3 5 и более ошибок - 2
Лошад .. ый н( 14 ) нн ( 30 ) Клюкв.. ый н ( 2 ) нн( 16 ) Ути .. ый н( 13 ) нн ( 3 ) Солом .. ый н( 4 ) нн ( 16 ) Агитаци.. ый н( 27 ) нн ( 5 ) Чугу.. ый н ( 8 ) нн ( 24 ) Стекл..ый н ( 1 ) нн ( 29 )
Лошад 14 ый Клюкв 16 ый Ути 13 ый Солом 16 ый Агитаци 5 ый Чугу 24 ый Стекл 29 ый
Молодцы !
Вы прошли трудный путь! Справились со сложными заданиями! МОЛОДЦЫ!!! Домашнее задание: Параграф 23, упр.231 5 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...
Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
Урок «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Урок подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и система...
План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...
Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...
Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»
Тип урока: урок - исследование с применением игровых форм . Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...