"Внедрения модуля "новые подходы" по Кембриджской образовательной программе на уроках казахского языка и литературы"
статья по теме
О новшестве Кембриджской образовательной программы, о новых подходах в структуре образования, о продуктивности данной методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedreniya_modulya_novye_podkhody_po_kembridzhskoy_obrazovatelnoy_programme_na_urokakh.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Калмагамбетова Гульжамиля Шынтасовна
учитель казахского языка и литературы
СШ №1 города Актобе.
Внедрения модуля «Новые подходы» по Кембриджской образовательной программе на уроках.
Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери.
Обучение в школе направлено на всестороннее развитие ребенка, в том числе, немаловажно и развитие речи каждого школьника. К сожалению, этому виду деятельности на уроке уделяется мало времени. В основном учитель все свое время отводит на проведение работы по освоению детьми определенной информации, а проблемы развития речи остаются на втором плане. Данный вопрос очень актуален, так как школьник является частью социума, а умением правильно говорить, общаться владеет не каждый. Таким образом, развитие связанной речи не только играет важную роль в развитии человека, но и является одним из важнейших общеучебных умений. В будущем - это позволит ему безболезненно войти в коллектив, чувствовать себя свободно в умении налаживать общение с окружающим.
Диалог – это форма, в которой можно искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Поэтому диалог составляет основу образовательного процесса.
От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Всё это обеспечивает модуль «Новые подходы», а именно диалоговое обучение как основной способ введения нового знания, который используется мною на уроках.
В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной. Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной атмосфере учащиеся делятся друг с другом новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.
А по мнению Выготского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя. Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты
- Беседа - дебаты
- Кумулятивная беседа
- Исследовательская беседа
На уроке литературы по теме: «Жизнь и творчество Махамбета Утемисова», дети вели исследовательскую беседу, при этом они, обмениваясь полученными знаниями, сделали вывод, что Махамбет Утемисов не только поэт, но и борец за свободу, который не жалея сил боролся с несправедливостью, против режима того времени. Детям очень нравится работать самостоятельно, находит какие-то дополнительные материалы и обсуждать. В диалоге ученики выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Диалогические беседы помогают учителям определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения. Во время диалога дети прислушивались к мнению одноклассников, выдвигали свои аргументы.
В ходе диалога ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
В процессе исследовательской беседы дети предлагают свои идеи, варианты по данной теме и обсуждают план защиты постера. Происходит диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик - группа» который позволяет находить совместные решения.
В целях реализации данных модулей в частности диалогового обучения я на каждом уроке старалась создавать ситуации для общения, для дискуссии, для обсуждения. Например, на уроке литературы по теме «Жизнь и творчество Махамбета Утемисова», когда дети составляли «Диограмму Венна» они бурно обсуждали сходство Махамбета и Исатая , доказывали, приводили свои аргументы. Искали в произведениях сравнение, метафору, эпитеты.
Используемые мною на практике диалогические методы, такие как кумулятивная беседа, исследовательская беседа, показали, что дети более активно включились в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, высказывания своих идей принятие решений и формирование выводов, их обоснование, а кроме этого учились работать в группе, стремились достичь согласия. Если раньше для обсуждения в основном предлагались «тонкие вопросы», которые требовали простых ответов, то теперь дети стали сами создавать «Толстые вопросы» ответы которых требовали быть разносторонними, полными, аргументированными. Но не все вопросы помогают реализовать идеи диалогового подхода. Также я задавалась целью достичь доверительного отношения с учениками и отойти от традиционного преподавания и развить коммуникабельные способности у учащихся. Результаты, которые я ожидала получить следующие:
- ребенок сможет свободно выражать свою точку зрения;
- умение прислушиваться к мнению других членов группы;
- ученик сможет непринужденно общаться с учителем, со сверстниками.
- предлагать свои варианты ответов и доказывать
В целом ожидаемые результаты оправдались. И в этом мне, как и другим помогли курсы Кембриджского Университета. Если на самых первых уроках дети не могли правильно сформулировать и составлять вопросы. Не могли высказывать свою точку зрения, не прислушивались к мнению других членов группы. Мне удалось к концу практики создать благоприятный психологический климат, дети активно участвовали в обсуждении тем и вопросов, дети с удовольствием высказывали и отстаивали свою точку зрения. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным. Уроками оставались довольны и я, и дети. Проводя уроки, я задалась вопросом: «Почему такая важная проблема, как диалоговый подход в обучении осталась в тени». После обучения на первом этапе курсов, а еще больше во время проведения практики я поняла важность диалогового обучения и необходимость его регулярного применения на уроках.
Я разрабатывала уроки, так чтобы вовлечь детей в диалог, реализуя один из методов «Ассоциация» на тему: «Махамбет - поэт буревестник». Я постаралась сформулировать урок так, чтобы каждый ученик мог выразить свое мнение. Кроме того, внимательно выслушивала детей, не перебивала, не оценивала выступающего, не выслушав до конца. Если дети неправильно отвечали, я с помощью вопросов старалась направить их в нужное русло, так у нас состоялся диалог.
Ученики в начале урока не могли сконцентрироваться, потом после повторного объяснения стали чувствовать комфортно и учащимся было очень интересно. В начале они индивидуально, а затем в парах обсуждали свое мнение и довольны были тем, что могли высказать свое мнение. Во время проведения метода «Ротации», «Джигсо» ученики в парах, потом в группах обсуждали и аргументировали данное задание. Далее отражение этого модуля я увидела во время составления учащимися критериального оценивания для презентации слайдов. Здесь идет обсуждение, какие критерии необходимые во время презентации слайдов, где они сами себе ставят суммативную оценку. При обмене мнениями, я предлагала предоставление слова конкретным участникам и после каждого этапа урока дети сами делали выводы, тем самым развивали свою речь. Собирала максимум мнений, идей, предложений, для этого активизировала каждого ученика. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать ученикам, предлагая им временную роль ведущего. Проанализировать и оценить проведенную работу, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале урока цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны. Принять групповое решение совместно с учениками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов. Добиться чувства удовлетворения у большинства учеников, т.е. поблагодарить всех учеников за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы. Опираясь на методическое пособие «Руководство для учителя» (стр 155-158), где «Модуль обучения Выготского предполагает , что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог и роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика».
Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. А учителю помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения (рук. для учителя стр.155).
На уроке литературы по теме : «Природная лирика в творчестве Абая», после проверки домашнего задания, после просмотра видеофильма, дети сами определили тему урока, постановку цели опираясь на наглядные пособия, которые были на столах.
На уроке, в процессе выполнения заданий, все были активными, и была дана возможность скованным ученикам раскрыться, они могли не стесняясь, задавать друг другу вопросы, на которые затруднялись ответить. Поиск ответов производили вместе, сообща в команде и через исследовательскую беседу. Так я увидела, что работая в группе некоторые дети могли свободно общаться и с помощью учебника и дополнительного материала находить правильные ответы на поставленные вопросы. Например, работая над новым материалом, в котором нужно было найти главную идею, дети совместно прочитали, обсудили, а потом применили его на практике. В итоге дети хорошо усвоили тему и отметили, что данная форма подачи материала очень им понравилась.
На протяжении уроков я наблюдала за учащимися и видела изменения в их поведении и их отношение к обучению. Дети вели себя по-другому: они могли, не стесняясь задавать вопросы друг другу, просить помощи даже у тех ребят, с которыми общаются только во время уроков. В ходе диалога ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. При групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.
Диалог ведется в группах и при составлении кластеров, при защите постера, когда все участники группы активно включаются в работу. В процессе исследовательской беседы дети предлагают свои идеи и обсуждают план защиты кластера. Происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения.
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью этой технологии, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, ошибаются, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы, достигнет такое обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как повторить вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому. Именно это позволяет вести продуктивный диалог в классе.
В заключении я бы хотела сказать о важности диалога в классе и порекомендовать , более развернуто составлять планы уроков, включая в них разные ситуации, в том числе игровые моменты. Внедрение модуля «Новые подходы», а именно «Обучение через диалог» дает учащимся самим ставить цели урока и достичь ее в конце урока.
Литература:
1.Руководство для учителя. ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012 год.
2. «Языковая ситуация и языковое планирование в Казахстане» Алматы 2005 год.
3.Материалы Интернет Сайта «Национальный фонд подготовки кадров, информатизация системы образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Доклад на тему: «Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»(Уроки - исследования с использованием краеведения)...
Внедрение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Как за минуту провести опрос всего класса?Нам поможет в этом новое современное приложение Plickers/...
Рабочая программа"Совершенствование методов обучения в условиях применения современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".
Титульный лист...
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Безопасная образовательная среда (из опыта работы)
статья о моих находках в интерактивных ресурсах при подготовке к урокам...
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....