"Внутренняя политика Екатерины II"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Разработка урока истории в 10 классе на основе технологии проблемного обучения .Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 89 КБ |
prezentatsiya_k_konkursnomu_uroku.ppt | 744 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Никольска
Урок истории в 10 классе
«Мечты и реальность: внутренняя политика Екатерины II»
Попова Ольга Николаевна
учитель истории
высшая категория
2014 год
Цель урока-
раскрытие сущности и причин противоречивого характера внутренней политики Екатерины II
Задачи урока
Образовательные:
-на основе изучения основных мероприятий определить направления внутренней политики Екатерины
-определить значение внутренней политики Екатерины для дальнейшего развития российской цивилизации
Развивающие:
-путем постановки проблемных заданий и вопросов формировать историческое мышление учащихся
-развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, анализировать и обобщать имеющуюся информацию, делать выводы, доказывать опровергать
- развитие критического мышления
-развитие умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения
- научить извлекать информацию из текстовых источников
Воспитательные:
- помочь учащимся научиться ставить перед собой реальные цели в жизни и стремиться достигать их
-помочь учащимся осознать ценность таких личностных качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие
- воспитание средствами урока уверенности в своих силах
- воспитание любознательности учащихся
Тип урока - урок изучения нового материала
Форма проведения урока – групповая работа, в интерактивной форме
Используемая технология- технология проблемного обучения
Методы проведения урока - проблемно-эвристический
Межпредметные связи - обществознание
Основные понятия: просвещенный абсолютизм, разделение властей, либерализация, крепостничество, «золотой век дворянства»
Ожидаемые результаты:
1.Предметные:
1. характеризовать внутреннюю политику Екатерины
2. описывать исторические события
3. соотносить факты и их характеристику
4. устанавливать причины и следствие
5. использовать понятийный аппарат
6. понимать смысл исторического текста
7.работать с историческими источниками
8.давать оценку исторических событий и деятелей
9.развитие интереса к истории
2.Формируемые УУД
Познавательные
1.находить в источниках достоверную информацию
2. владеть смысловым чтением
3. выделять главное
4. сравнивать
5.обобщать
6.делать выводы
Регулятивные
1. определять цель, проблему
2. планировать деятельность
3.работать по плану
4.коррекция
5.оценка
Коммуникативные
1. излагать свое мнение
2.корректировать свое мнение
3. организовывать работу в паре и группе
4.планирование сотрудничества с учителем и сверстниками
5. монолог и диалог
Личностные
1. осознавать свои эмоции
2.мотивация учения
3. осознавать противоречивость мира
4. вырабатывать толерантное отношение к другим
5. выбирать как поступить в той или иной ситуации
План урока- 45 мин
1.Вводная часть- 7 мин
1) Орг момент- 1 мин
2) Мотивация – 2 мин
3) Постановка проблемы – 4 мин
2.Основная часть – 30 мин
1) Информационный блок- 10 мин
2) Аналитический блок – 20 мин
3. Подведение итогов – 8 мин
1) Закрепление – 4 мин
2) Рефлексия – 2 мин
3) Контроль – 1 мин
4).Домашнее задание – 1 мин
Ход урока
1.Вводная часть.
1).Орг.момент
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.
2)Мотивация.
Беседа с учащимися по вопросам:
А) О чем вы мечтаете?
Б) От чего будет зависеть реализация ваших желаний?
В) Какое отношение имеет наш разговор к правлению Екатерины II, о приходе к власти которой мы говорили на предыдущем уроке?
3) Постановка проблемы
Предложите тему нашего урока и основную его цель.
Слайд 1.Запись темы урока и его основной проблемы в тетради:
Тема урока «Мечты и реальность Екатерины II: внутренняя политика.»
Цель (проблема)- смогла ли Екатерина реализовать свои мечты, свои идеалы во внутренней политике и почему?
Учитель предлагает учащимся:
А) сформулировать план решения проблемы и записать его:
Возможный вариант плана, предложенного учащимися:
- повторить основные события и направления внутренней политики Екатерины
- дать им оценку
- соотнести с мечтами Екатерины
- сделать вывод - осуществились ли ее мечты и объяснить – почему?
Б) выбрать раздаточный материал для анализа ( часть1, 2 или 3 на выбор)
2.Основная часть.
- Информационный блок
А) Актуализация знаний учащихся:
Вспомните факторы, которые могли повлиять на осуществление Екатериной ее внутренней политики?
После обсуждения ребята называют наиболее существенные факторы:
Слайд 2,3:
- влияние идей философов- просветителей
- обстоятельства прихода к власти (дворцовый переворот 1762г.)
Б) Работа учащихся с раздаточным материалом-
«Основные мероприятия внутренней политики ЕкатериныII»( Приложение1)
- Аналитический блок
Выступления учащихся с анализом и оценкой внутренней политики Екатерины записываются в таблицу. Графы таблицы определяются учащимися и при необходимости корректируются учителем. Слайды 4,5,6
Направления внутренней политики | Основные мероприятия | Оценка |
1.Законодательная деятельность | 1767-1768гг.- работа Уложенной комиссии | Новый свод законов не создан, роспуск комиссии |
2.Сословная политика | ||
А) крестьянский вопрос | 1765г.- Разрешение помещикам отправлять своих крестьян на каторгу 1767г.- запрет крестьянам жаловаться на своих помещиков - продажа крестьян оптом и в розницу без земли | Усиление крепостничества |
Б) дворянская политика | 1762г.- Подтверждение манифеста Петра 3 «О вольности дворянства» 1785г.- Жалованная грамота дворянству | Увеличение привилегий дворян, «золотой век дворянства» |
В) политика в отношении горожан | 1785г.- Жалованная грамота городам | Законодательное оформление прав городского сословия |
3.Национальная политика | 1764г.- ликвидация автономии Украины | Усиление централизации власти |
4.Центральное управление | 1763г. – реформа Сената | Усиление централизации власти |
5.Местное управление | 1775г.- губернская реформа | Усиление власти дворянства на местах через дворянское самоуправление |
6.Экономическая политика | 1775г.- указ о свободе предпринимательства | Развитие рыночных отношений |
7.Церковная политика | Секуляризация церковных и монастырских земель | Усиление подчинения церкви государству |
Обсуждение учащимися вопроса о том, что удалось Екатерине осуществить из задуманного, а что - не удалось и почему.
В процессе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:
1.Екатерина мечтала быть «просвещенной императрицей», воплотить идеи европейских философов просветителей – реализовать идею «общего блага», править на основании разумных законов, равенства перед законом, охраны граждан законом, разделения властей, либерализации экономики. Слайд7.
. 2. Некоторые ее мечты осуществились: Слайд 8
- свобода предпринимательства открыла путь для генезиса рыночных отношений
- при осуществлении губернской реформы начала осуществляться идея разделения властей
- введение начал местного самоуправления в соответствии с Жалованными грамотами дворянству и городам – 1 шаг к формированию гражданского общества
- охрана прав дворян и горожан законом
- закрепление прав горожан – шаг на пути к правовому государству.
- укрепление самодержавия – реализация идеи могущества просвещенного монарха
3.Но не все задуманное смогла реализовать императрица: Слайд 9.
- не удалось создать « разумные законы»
- не воплотилась идея равенства перед законом
- наконец, не удалось добиться отмены крепостного права и общего блага подданных - большинство населения оставалось в крепостном, бесправном состоянии
4. Что не позволило осуществиться всем мечтам Екатерины: Слайд 10
- обстоятельства прихода к власти в результате дворцового переворота вынуждали Екатерину учитывать прежде всего интересы дворянства как главной социальной опоры самодержавия
- европейский ум и образованность Екатерины входили в противоречие с менталитетом российской элиты того времени
- главная задача правителя – обеспечение стабильного развития общества, согласование интересов разных социальных слоев, а это порой важнее личных мечтаний государя.
- возможны и другие причины
3.Подведение итогов.
Закрепление: слайд 11
Задание учащимся – из составленной выше таблицы выписать порядковые номера направлений внутренней политики Екатерины распределив их в 2 группы:
1 группа – направления политики, где удалось осуществить задуманное ( в той или иной степени).
2 группа – направления политики – где мечты Екатерины не смогли реализоваться полностью
Свой выбор аргументировать.
Предполагаемые варианты ответов: 1 группа-2БВ, 3,4,5,6,7.
2 группа – 1, 2А.
Рефлексия:
(задания выполняются письменно на подготовленных листах, листы сдаются учителю)
1)Выбрать ответы из предложенных вариантов
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Моё настроение стало лучше / стало хуже
4. Материал урока мне был понятен / не понятен,
полезен/бесполезен
интересен/скучен
2) Продолжить фразу:
1.Я научился…
2.Теперь я могу…
3.У меня получилось…
Контроль
– учитель благодарит ребят за работу, отмечает наиболее активных учащихся.
Домашнее задание( опережающее)- слайд 12.
- повторить материал о крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева и найти взаимосвязь этого события с внутренней политикой Екатерины.
Приложение 1 .
«Основные мероприятия внутренней политики ЕкатериныII»
( раздаточный материал)
1 часть
-подтверждение «Манифеста о вольности дворянства», изданного Петром III
-1763г. –реформа Сената- разделение Сената на 6 департаментов с конкретными полномочиями, сохранение за ним функций контроля и высшего судебного органа
-секуляризация церковного и монастырского землевладения
-1764г. –ликвидация автономии Украины- отмена гетманства, учреждение Малороссийского генерал-губернаторства( Румянцев)
- 1775г.- указ о свободе предпринимательства (свобода открытия предприятие в любой отрасли)
- 1765г.- разрешение помещикам отправлять своих крестьян на каторгу
- 1767г.- запрет крестьянам жаловаться на своих помещиков
- продажа крестьян оптом и в розницу без земли
- рост крестьянских повинностей в 12 раз
-1767-1768гг.- работа Уложенной комиссии:
Цель- составить новый свод законов ( уложение)
- выяснить настроение разных слоев населения
- обсудить наказы депутатам
- выяснить, возможна ли отмена крепостного права в России (о чем мечтала сама Екатерина, понимая , что крепостничество вредит экономике страны, что это- неразумное явление)
Состав комиссии- 564 депутата
Екатерина составила и свой « Наказ» депутатам ( почти дословно повторявший произведение Ш.Монтескье « О духе законов»), в котором выдвинула идеи об охране граждан России законом и о равенстве всех перед законом.
Результаты работы Комиссии:
1.консерватизм депутатов, каждое сословие требовало привилегий в свою пользу.
2.выяснилась невозможность отмены крепостного права
3.выработать новое Уложение не удалось, роспуск Комиссии
2 часть
-1775г.- губернская реформа
ЦЕЛЬ- создание единой системы местного управления, укрепление власти дворянства на местах
СОДЕРЖАНИЕ:
1.разделение страны на губернии и уезды
2.разделение властей – исполнительная( губернское правление во главе с губернатором) и судебная( сословный суд, выборность судей)
3.создание благотворительных учреждений, забота государства о социально незащищенных слоях населения - Приказ общественного призрения
4.организация самоуправления - дворянские губернские и уездные собрания, на которых выбирались предводители дворянства, в городах - городские магистраты во главе с городничими
5.подчинение самоуправления губернаторам
6.ограничени автономии казачества, урезание их прав, ликвидация Запорожской Сечи
3 часть
- 1785г.- Жалованная грамота дворянству
ЦЕЛЬ-законодательно оформить права и обязанности дворянского сословия
СОДЕРЖАНИЕ
1.Подтверждались права и привилегии дворян, когда-либо полученные (главное- свобода от обязательной государственной службы и от налогов и повинностей, монопольное право на владение землей и крепостными)
2.запрет телесных наказаний
3.лишение дворянского звания по суду и за предусмотренные законом преступления
4.право заниматься предпринимательством
5.право на самоуправление
- 1785г.- Жалованная грамота городам
ЦЕЛЬ - законодательное оформление 3 сословия в России
СОДЕРЖАНИЕ
1.разделение горожан на 6 разрядов
2.освобождение купечества 1, 2-й гильдии от подушной подати и рекрутчины
3.право заниматься предпринимательством
4.городское самоуправление
5.наказания - только по суду
Приложение 2.
Используемая литература при подготовке к уроку:
1.О.В.Волобуев, В.А.Клоков и др. « История России и мира», 10 класс,М., Дрофа, 2010г.
2.С.Т.Жуковский, И.Т. Жуковская, «Россия в истории мировой цивилизации IX-XX вв.», М., Школьная пресса, 2001г.
3.Е.В.Анисимов, А.П.Каменский, « Россия в XVIII-I пол. XIX в.», М.2002г.
4.А.Н.Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVIII века», М.,Русское слово, 2005г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факторы , оказавшие влияние на правление Екатерины Философы- просветители: Вольтер Ш.Монтескье Д.Дидро
Факторы , оказавшие влияние на правление Екатерины Дворцовый переворот 1762г.
Внутренняя политика Екатерины Направления внутренней политики Основные мероприятия Оценка 1.Законодательная деятельность 1767-1768гг.- работа Уложенной комиссии Новый свод законов не создан, роспуск комиссии Сословная политика: А) крестьянский вопрос 1765г.- Разрешение помещикам отправлять своих крестьян на каторгу 1767г.- запрет крестьянам жаловаться на своих помещиков - продажа крестьян оптом и в розницу без земли Усиление крепостничества Б) дворянская политика 1762г.- Подтверждение манифеста Петра III «О вольности дворянства» 1785г.- Жалованная грамота дворянству Увеличение привилегий дворян, «золотой век дворянства»
Внутренняя политика Екатерины В) политика в отношении горожан 1785г.- Жалованная грамота городам Законодательное оформление прав городского сословия 3.Национальная политика 1764г.- ликвидация автономии Украины Усиление централизации власти 4.Центральное управление 1763г. – реформа Сената Усиление централизации власти
Внутренняя политика Екатерины 5.Местное управление 1775г.- губернская реформа Усиление власти дворянства на местах через дворянское самоуправление 6.Экономическая политика 1775г.- указ о свободе предпринимательства Развитие рыночных отношений 7.Церковная политика Секуляризация церковных и монастырских земель Усиление подчинения церкви государству
Выводы Екатерина мечтала быть « просвещенной императрицей », воплотить идеи европейских философов просветителей : реализовать идею « общего блага », править на основании разумных законов, равенства перед законом, охраны граждан законом, разделения властей, либерализации экономики.
Некоторые ее мечты осуществились : - свобода предпринимательства открыла путь для генезиса рыночных отношений - при осуществлении губернской реформы начала осуществляться идея разделения властей - введение начал местного самоуправления в соответствии с Жалованными грамотами дворянству и городам – 1 шаг к формированию гражданского общества - охрана прав дворян и горожан законом - закрепление прав горожан – шаг на пути к правовому государству. - укрепление самодержавия – реализация идеи могущества просвещенного монарха
Но не все мечты императрицы реализовались : не удалось создать « разумные законы» не воплотилась идея равенства перед законом наконец, не удалось добиться отмены крепостного права и общего блага подданных - большинство населения оставалось в крепостном, бесправном состоянии
Что не позволило осуществиться всем мечтам Екатерины : - обстоятельства прихода к власти в результате дворцового переворота вынуждали Екатерину учитывать прежде всего интересы дворянства как главной социальной опоры самодержавия - европейский ум и образованность Екатерины входили в противоречие с менталитетом российской элиты того времени - главная задача правителя – обеспечение стабильного развития общества, согласование интересов разных социальных слоев, а это порой важне е личных мечтаний государя. - возможны и другие причины
Задание учащимся – из составленной выше таблицы выписать порядковые номера направлений внутренней политики Екатерины распределив их в 2 группы: 1 группа – направления политики, где удалось осуществить задуманное ( в той или иной степени). 2 группа – направления политики – где мечты Екатерины не смогли реализоваться полностью Свой выбор аргументировать. Предполагаемые варианты ответов: 1 группа-2БВ, 3,4,5,6,7. 2 группа – 1, 2А.
Домашнее задание( опережающее) - повторить материал о крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева и найти взаимосвязь этого события с внутренней политикой Екатерины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя политика Екатерины II.
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Внутренняя политика Екатерины II" на уроке истории в 7 классе.Презентация сопровождается тектами, хронологическими данными, иллюстрацией....
Открытый урок "Внутренняя политика Екатерины II"
конспект урока с использованием РКМ технологии...
Внутренняя политика Екатерины Второй
Урок изучения нового материала с использованием ЭОР...
Внутренняя политика Екатерины II
Разработка урока и призентация на тему Внутренняя политика Екатерины II...
Внутреняя политика Екатерины II
План-конспект Внутреняя политика Екатерины II...
Внутреняя политика Екатерины II
План-конспект Внутреняя политика Екатерины II...
«Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)
Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Ека...