урок литературы в 5 классе«Басня как жанр. баснописцы И.А. Крылов и А.В.Лужанин»
план-конспект урока (5 класс) по теме
Тема: «Чудесный мир басен» («Басня как жанр. Русский баснописец
И.А. Крылов и удмуртский баснописец А.В.Лужанин»).
Цель урока: ввести детей в чудесный мир русских и удмуртских басен, заинтересовать творчеством баснописцев.
Задачи:
- развивать умения и навыки выразительного чтения басен, творческих способностей, познавательного интереса учащихся,
- обучить началам сопоставительного анализа произведений двух авторов
-воспитывать уважительное отношение к творчеству русских и удмуртских писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Чудесный мир басен» («Басня как жанр. Русский баснописец
И.А. Крылов и удмуртский баснописец А.В.Лужанин»).
Цель урока: ввести детей в чудесный мир русских и удмуртских басен, заинтересовать творчеством баснописцев.
Задачи:
- развивать умения и навыки выразительного чтения басен, творческих способностей, познавательного интереса учащихся,
- обучить началам сопоставительного анализа произведений двух авторов
-воспитывать уважительное отношение к творчеству русских и удмуртских писателей.
Оборудование: портреты баснописцев И. А.Крылова, А. Лужанина; выставка книг, ларец с предметами, связанными с баснями.
Ход урока:
- Оргмомент ( приветствие, настрой к работе).
- У меня в руках ларец, и он не пустой. Давайте посмотрим, что здесь лежит. (очки, зеркало, виноград, желудь, лебедь, щука, сыр, обезьяна, козел, свинья).
- Как вы думаете, как эти вещи можно связать с уроком и с этим портретом? (Ответы детей)
- Значит, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей)
Тема нашего урока «Чудесный мир басен» (запись в тетрадях)
Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)
- Что вы знаете о Крылове? (Ответы детей)
Слово учителя: Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью.
Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына.
В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербу В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
Что такое басня? Давай сделаем кластер. (краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание…).
Слово учителя: Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, издавал журнал, но сильнее всего его талант проявился в баснях. И до Крылова писали басни, и писали не так плохо – Сумароков, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их. Он писал так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко запоминает фразы из его басен.
- А знаете ли вы басни Крылова?
Игра «Найди пару».
1 | Ты все пела? | Это дело: Так поди же, попляши! |
2 | А вы, друзья, как ни садитесь, | Все в музыканты не годитесь. |
3 | Недаром говорится, | что дело мастера боится. |
4 | Ты виноват уж тем, | Что хочется мне кушать |
5 | Из кожи лезут вон- | А возу все нет ходу. |
6 | Сыр выпал- | С ним была плутовка такова. |
7 | Я, ваш старинный сват и кум | Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры. |
8 | И, как открыть его, никак не догадался: | А Ларчик просто открывался. |
9 | Кукушка хвалит петуха за то, | Что хвалит он кукушку. |
Как думаете, кто изображен на портрете? Как он может быть связан с уроком? (ответы детей)
- Хотите узнать, как зовут этого человека? Для этого нужно будет потрудиться. Ведь, как говорится в пословице, была бы охота- будет ладиться работа.
- …мастера боится (дело)
- Без … не выловишь и рыбку из пруда (труда)
- Куй … ,пока горячо (железо)
- Любишь кататься, люби и … возить (саночки)
- Красна птица перьем, а человек … (ученьем)
- Скучен день до вечера, … делать нечего (коли)
- … и труд все перетрут (знание)
Ключевое слово – Лужанин. Кто он такой?
Слово учителя: Лужанин (Корепанов) Афанасий Васильевич – удмуртский поэт. Родился 12 января 1912 года в деревне Лужан Игринского района Удмуртии в крестьянской семье. В этом году будем отмечать столетие со дня рождения. Окончил Дебёсскую неполную среднюю школу. Отец, будучи грамотным, по вечерам устраивал громкие читки (обычно это была газета "Гудыри"), и поэтому о свежих новостях семья узнавала первой в деревне.
Учился в Глазовском педтехникуме, но вскоре умер отец, и будущий поэт вынужден был бросить учёбу. В дальнейшем учился на краткосрочных курсах по подготовке учителей для начальных классов в селе Якшур-Бодья, где начал писать первые заметки и статьи для газет. С 1931 года работал в редакциях газет «Удмурт коммуна» («Удмуртская коммуна») и «Трактор» (Дебесский район).
С 1933 года продолжал журналистскую работу в газетах «Егит большевик» («Молодой большевик»), «Ижевская правда», «Удмурт коммуна» и «Дась лу!» («Будь готов!»). Все свое свободное время А.В. Лужанин уделял творчеству. Работал во всех жанрах поэзии. Поэт прославлял родной край, жизнь, труд, писал о партии, Ленине, многие стихи посвятил любви.
Первый сборник стихов «Тулыс зор» («Весенний дождь») выпустил в 1939 году. Последующие книги: «Салют» (1944), «Зырдась сюлэм» («Пламенное сердце», 1946), «Кылбуръёс но басняос» («Стихотворения и басни», 1948), «Зускиос» («Гроздья», 1958) и «Бадяр но кыйбоды» («Клен и чертополох», 1962). В 1944 году написал поэму-сказку «Тырмостэм кион» («Жадный волк»), которую отдельной книгой выпустил в 1950 году. А. В. Лужанин вошел в историю удмуртской литературы как основоположник национальной басни. В переводе на русский язык стихи А. В. Лужанина вышли в 1954 году в Ижевске под названием «Весенний дождь».
За 35 лет творческой деятельности А. Лужанин опубликовал 9 сборников стихов на родном языке и два - на русском. В истории удмуртской литературы А. Лужанин - один из первых поэтов-сатириков.
-О чем еще писали Крылов и Лужанин? Давайте прочитаем их басни. (на партах басни Крылова и Лужанина).
«Свинья под Дубом». –Что в басне иносказательного?
-Какой описывает Крылов Свинью?
-Что такое невежество?(отсутствие знаний, некультурность).
-«Учы но парсь»(«Соловей и Свинья»).-Как можно охарактеризовать Свинью?
-Перед вами названия басен Крылова и Лужанина. Давайте сравним эти названия.
-Можно ли по названиям басен определить, о чем в них говорится?
«Стрекоза и Муравей» «Бочы но Шунды»(Жук и Солнце)
«Кукушка и петух» «Бадяр но Кыйбоды»(Клен и Чертополох)
«Мартышка и очки» «Сюмъе но Падыш»
«Лев и Комар» «Учы но Парсь» (Соловей и Свинья)
«Ворона и лисица» «Шырчик но Зольгыри» (Скворец и Воробей)
«Волк и ягненок» «Пужым но Ньылпу» (Сосна и Пихта)
-В баснях Крылова и Лужанина много общего: под видом животных они изображали людей. За этими лисицами, воронами, волками показывали они человеческие характеры, смеялись то зло, то мягко над недостатками людей.
Допишите предложение: в своих баснях поэты показывают, как …., ….., ……,…. -главное в жизни.(ум, честность, доброта, трудолюбие)
Как вы думаете, чем отличаются друг от друга басни Крылова и Лужанина?
(Своеобразием и самобытностью. У Крылова-это русские характеры, у Лужанина герои- удмурты. Лужанину удалось привнести в жанр самобытность национального склада характера и интонации. Крылов жил в 19 веке, а Лужанин- в 20веке)
Вывод по уроку.
Что нового сегодня узнали на уроке? (ответы детей).
Домашнее задание: выразительное чтение басен, иллюстрации.
Оценки.
Рефлексия. С каким настроением уходите с урока? (смайлики складывают в ларчик)
-Давайте в наш ларчик отправим настроение, закроем, а на следующем уроке откроем и с таким же хорошим настроением начнем урок. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...
Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...
Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".
Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Басня как литературный жанр..."
Данная презентация поможет учащимся расширить представление о жанре басни, показать её основные особенности....
Конспект урока по литературе 5 класс "Басня"
Конспект урока по литературе 5 класс "Басня"...
Урок литературы по теме "Сатира как жанр литературы"
Урок литературы с применением проектных технологий (11 класс)...