урок литературы в 5 классе «Басня как жанр. баснописцы И.А. Крылов и А.В.Лужанин»
план-конспект урока (5 класс) по теме

Шахтина Светлана Степановна

Тема: «Чудесный мир басен» («Басня как жанр. Русский  баснописец
И.А. Крылов и удмуртский баснописец А.В.Лужанин»).

Цель урока: ввести  детей в чудесный мир русских и удмуртских басен, заинтересовать творчеством баснописцев.

Задачи:

- развивать умения и навыки выразительного чтения басен, творческих способностей, познавательного интереса учащихся,

 - обучить началам сопоставительного анализа произведений двух авторов

-воспитывать уважительное отношение  к творчеству русских и удмуртских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чудесный мир басен» («Басня как жанр. Русский  баснописец
И.А. Крылов и удмуртский баснописец А.В.Лужанин»).

Цель урока: ввести  детей в чудесный мир русских и удмуртских басен, заинтересовать творчеством баснописцев.

Задачи:

- развивать умения и навыки выразительного чтения басен, творческих способностей, познавательного интереса учащихся,

 - обучить началам сопоставительного анализа произведений двух авторов

-воспитывать уважительное отношение  к творчеству русских и удмуртских писателей.

Оборудование: портреты баснописцев И. А.Крылова, А. Лужанина; выставка книг, ларец с предметами, связанными с баснями.

Ход урока:

  1. Оргмомент ( приветствие, настрой к работе).
  2. У меня в руках ларец, и он не пустой. Давайте посмотрим, что здесь лежит. (очки, зеркало, виноград, желудь, лебедь, щука, сыр, обезьяна, козел, свинья).
  • Как вы думаете, как эти вещи можно связать с уроком и с этим портретом? (Ответы детей)
  • Значит, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей)

Тема нашего урока «Чудесный мир басен» (запись в тетрадях)

Что вы хотели бы  узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

  • Что вы знаете о Крылове? (Ответы детей)

 Слово учителя: Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью.

     Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына.

В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербу В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ  своего баснописца.

Что такое басня? Давай сделаем кластер. (краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание…).

 Слово учителя: Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, издавал журнал, но сильнее всего его талант проявился в баснях. И до Крылова писали басни, и писали не так плохо – Сумароков, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их. Он писал так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко запоминает фразы из его басен.

  • А знаете ли вы басни Крылова?

Игра  «Найди пару».

1

Ты все пела?

Это дело: Так поди же, попляши!

2

А вы, друзья, как ни садитесь,        

Все в музыканты не годитесь.

3

Недаром говорится,        

что дело мастера боится.

4

Ты виноват уж тем,

Что хочется мне кушать

5

Из кожи лезут вон-        

А возу все нет ходу.

6

Сыр выпал-        

С ним была плутовка такова.

7

Я, ваш старинный сват и кум

Пришел мириться к вам, совсем         не ради ссоры.

8

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

9

Кукушка хвалит петуха за то,        

Что хвалит он кукушку.

        

 Как думаете, кто изображен на  портрете? Как он может быть связан с уроком? (ответы детей)

  • Хотите узнать, как зовут этого человека? Для этого нужно будет потрудиться. Ведь, как говорится в пословице, была бы охота- будет ладиться работа.

  1. …мастера боится  (дело)
  2. Без … не выловишь и рыбку из пруда  (труда)
  3. Куй … ,пока горячо (железо)
  4. Любишь кататься, люби и … возить (саночки)
  5. Красна птица перьем, а человек … (ученьем)
  6. Скучен день до вечера, … делать нечего (коли)
  7. … и труд все перетрут (знание)

Ключевое слово – Лужанин. Кто он такой?

Слово учителя: Лужанин (Корепанов) Афанасий Васильевич – удмуртский поэт. Родился 12 января 1912 года в деревне Лужан Игринского района Удмуртии в крестьянской семье. В этом году будем отмечать столетие со дня рождения. Окончил Дебёсскую неполную среднюю школу. Отец, будучи грамотным, по вечерам устраивал громкие читки (обычно это была газета "Гудыри"), и поэтому о свежих новостях семья узнавала первой в деревне.

Учился в Глазовском педтехникуме, но вскоре умер отец, и будущий поэт вынужден был бросить учёбу. В дальнейшем учился на краткосрочных курсах по подготовке учителей для начальных классов в селе Якшур-Бодья, где начал писать первые заметки и статьи для газет. С 1931 года работал в редакциях газет «Удмурт коммуна» («Удмуртская коммуна») и «Трактор» (Дебесский район).

С 1933 года продолжал журналистскую работу в газетах «Егит большевик» («Молодой большевик»), «Ижевская правда», «Удмурт коммуна» и «Дась лу!» («Будь готов!»). Все свое свободное время А.В. Лужанин уделял творчеству. Работал во всех жанрах поэзии. Поэт прославлял родной край, жизнь, труд, писал о партии, Ленине, многие стихи посвятил любви.

Первый сборник стихов «Тулыс зор» («Весенний дождь») выпустил в 1939 году. Последующие книги: «Салют» (1944), «Зырдась сюлэм» («Пламенное сердце», 1946), «Кылбуръёс но басняос» («Стихотворения и басни», 1948), «Зускиос» («Гроздья», 1958) и «Бадяр но кыйбоды» («Клен и чертополох», 1962). В 1944 году написал поэму-сказку «Тырмостэм кион» («Жадный волк»), которую отдельной книгой выпустил в 1950 году. А. В. Лужанин вошел в историю удмуртской литературы как основоположник национальной басни. В переводе на русский язык стихи А. В. Лужанина вышли в 1954 году в Ижевске под названием «Весенний дождь».

За 35 лет творческой деятельности А. Лужанин опубликовал 9 сборников стихов на родном языке и два - на русском.  В истории удмуртской литературы А. Лужанин - один из первых поэтов-сатириков.

 -О чем еще писали Крылов и Лужанин? Давайте прочитаем их басни. (на партах басни Крылова и Лужанина).

«Свинья под Дубом». –Что в басне иносказательного?

-Какой описывает Крылов Свинью?

-Что такое невежество?(отсутствие знаний, некультурность).

-«Учы но парсь»(«Соловей и Свинья»).-Как можно охарактеризовать Свинью?

-Перед вами названия басен Крылова и Лужанина. Давайте сравним эти названия.

-Можно ли по названиям басен определить, о чем в них говорится?

«Стрекоза и Муравей»                                «Бочы но Шунды»(Жук и Солнце)

«Кукушка и петух»                                      «Бадяр но Кыйбоды»(Клен и Чертополох)

«Мартышка и очки»                                         «Сюмъе но Падыш»

«Лев и Комар»                                        «Учы но Парсь» (Соловей и Свинья)

«Ворона и лисица»                                «Шырчик но Зольгыри» (Скворец и Воробей)

«Волк и ягненок»                                        «Пужым но Ньылпу» (Сосна и Пихта)

-В баснях Крылова и Лужанина много общего: под видом животных они изображали людей. За этими лисицами, воронами, волками показывали  они человеческие характеры, смеялись то зло, то мягко над недостатками людей.

 Допишите предложение: в своих баснях поэты показывают, как …., ….., ……,…. -главное в жизни.(ум, честность, доброта, трудолюбие)

Как вы думаете, чем отличаются друг от друга басни Крылова и Лужанина?

(Своеобразием и самобытностью. У Крылова-это русские характеры, у Лужанина герои- удмурты. Лужанину удалось привнести в жанр самобытность национального склада характера и интонации.   Крылов жил в 19 веке, а Лужанин- в 20веке)

Вывод по уроку.        

Что нового сегодня узнали на уроке? (ответы детей).

Домашнее задание: выразительное чтение басен, иллюстрации.

Оценки.

Рефлексия.  С каким настроением уходите  с урока? (смайлики складывают в ларчик)

-Давайте в наш ларчик отправим настроение, закроем, а на следующем уроке откроем и с таким же хорошим настроением начнем урок. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Басня как литературный жанр..."

Данная презентация поможет учащимся расширить представление о жанре басни, показать её основные особенности....

Конспект урока по литературе 5 класс "Басня"

Конспект урока по литературе 5 класс "Басня"...

Урок литературы по теме "Сатира как жанр литературы"

Урок литературы с применением проектных технологий (11 класс)...