Статья О преподавании латыни в гимназии
статья по теме
Статья о преподавании латыни как третьего иностранного языка в гимназии в 7-8 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o__prepodavanii_latyni_v_gimnazii_1.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
О преподавании латыни в гимназии
"Каждый образованный человек
должен иметь достаточное представление о бессмертных созданиях величавой древности"
А.С.Пушкин
- С 1995/96 учебного года преподавание курса "Латинского языка и введения в античную культуру для учащихся гимназий, лицеев, школ с гуманитарным профилем" в нашей гимназии велась по учебному пособию А.В.Подосинова, Н.И.Щавелевой "Lingua latina. Введение в латинский язык и античную культуру" ч.1, в последние годы по учебнику «Латинский язык»Н.Л.Кацман, Н.Л.Ульяновой. Роль изучения латинского языка в образовании и воспитании ребенка неоспоримо велика, что несомненно доказано историей русской и зарубежной педагогики и просвещения. В процессе изучения этого предмета возможно приобщение ученика к многовековой европейской культуре, а также к пониманию исторических корней нашей цивилизации, истории и традиций. Ребенок общается с античными политиками, философами, полководцами и ораторами, приобщается к мыслям и чувствам величайших людей европейского прошлого, что дает необходимую духовно-нравственную основу для воспитания Человека и Гражданина. Гуманистические элементы - ценности свободной личности, юридические, религиозные, искусствоведческие, литературные понятия, термины социально-политической и бытовой жизни лучше воспринимаются растущим поколением и учат глубже понимать современность (например, "гражданин", "республика", "классика"). Также, чтобы понимать во всей полноте таких авторов как Державин, Пушкин, Белинский, Герцен, Тютчев, Блок, Брюсов, Мандельштам, необходимо быть более просвещенным и знать древние языки и культуру, ибо ключ к пониманию русской литературы - в античности. При изучении иностранных языков латынь дает общефилологическую образованность, умение осмыслять историю и культуру через лексику и грамматику, открывает дверь в индоевропеистику, компаравистику, этимологию, логику, грамматику и синтаксис любого языка, в т.ч. и русского. Навык работы с текстами, при котором глубже воспринимается научная "техническая" терминалогия вызывает интерес к истории искусств, философии, археологии и культуре античного мира.
Практика классических гимназий с мировым именем доказывает, что среди их выпускников - национальная элита: ученые, дипломаты, бизнесмены, врачи, писатели, видные религиозные деятели. Их отличают особые духовные и мыслительные способности, грамотный подход к правильному решению проблем окруждающего мира, широкий кругозор и умение глубоко понимать людей. Этот успех не случаен:"всякая попытка оформления мысли. художественного творчества, государственной и правовой жизни есть обращение к античности".
Возможности латыни велики, и при успешном овладении этим предметом хотя бы в пределах программы проявляется повышение качества образования. В процессе преподавание курса с учащимися проводится работа не только по изучению латинского языка в рамках программы: помимо фонетики, лексики и грамматики латыни дети знакомятся с понятием индоевропейской семьи языков, определяют место знакомых им языков и их взаимосвязь; учатся распознавать латинские слова-дериваты в русском языке и заимствования в английском языке, который не является романским языком (но из 20 тысяч наиболее употребительных английских слов - 10400 латинского происхождения!). Следует отметить, что во французском языке 33% современной лексики содержит латинские корни, в русском тексте примерно 25% латинских дериватов и калек, в ином тексте иногда бывет до 40-50% латинизмов, поэтому преподавание данного "мертвого" языка помогает изучению русского, немецкого и французского языков. Ученики самостоятельно убеждаются, что" латынь – ключ к европейскому словарному запасу" (К.Фоссен). В учебнике есть многочисленные упражнения. связанные с узнаванием слов – дериватов путем сравнения их с лексическим минимумом. При их выполнении дополнительно привлекается лексика английского, французского языков. Учащиеся постепенно начинают сами узнавать такие слова, искать пути заимствования слов, сравнивать I и IIой изучаемый иностранный язык. От этого их лексический запас увеличивается и обогащается путем восприятия исконного значения слова или его производной основы. Кроме того, в ходе урока уточняются значения многих слов в русском языке, новые для учащихся поясняются, увеличивается количество обращений к словарю иностранных слов. Трудная орфография русских и иностранных слов получает объяснение, и грамотность повышается: понять логически – это крепче запомнить и сознательно пользоваться. Для понимания отдельных научных и технических терминов (физика, химия, музыка и т.п.) также полезно изучение часто встречающихся латинских корней. Особенно интересна в этом отношении тема словообразования: знакомые русские слова вдруг обретают новое "лицо", в них с удивлением дети находят приставки, суффиксы и открывают другую основу (например, существительное "интерес" содержит приставку "интер-"). У настоящих филологов изучение грамматики латинского языка всегда вызывает восхищение ее красота и стройность, особенно привлекают внимание такие темы как сравнение порядка слов в различных языках, объяснение трудных для понимания исключений (например, глаголы III группы или глагол "être" во французском языке). Умение определить падеж слова и его роль в предложени, какая это часть речи в латинском и русском языках вызывает повторение синтаксиса на более высоком уровне. Очень интересно и познавательно сравнение парадигмы глагола "esse" и форм глагола быть в старославяннском языке. У многих учащихся грамматика I и II иностранных языков после изучения латыни стало восприниматся как более стройная система. Ученики также совершенствуют умение работать со словарем, с текстом, с иллюстракией. Данный учебник создан по типу самоучителя и поэтому позволяет самостоятельно изучать материал без помощи учителя. Многие учащиеся лучше осознают роль грамматики при самостоятельном переводе текста, парраллельно они учатся логически мыслить и рассширяют рамки своих интеллектуальных возможностей. Перевод текста, особенно латинского, - тяжелый труд, и приятно видеть, как ученики радуются своим личным победам в осознании афоризмов и как растет их самоуважение. При этом интерес к предмету возрастает от урока к уроку: изложение особенностей произношения обязательно связанно с такими темами как возникновение письменности, сравнения алфавитных систем, объяснение и повторение фонетических правил в различных языках , особенности орфографии при заимствовании слов или история орфографии (theatre). При этом вопросы этимологии открывают нам знакомых "незнакомцев" (взять, например, цепочку слов: Цезарь – цесарь – царь – кесарь – кайзер ). Также любопытно сравнить правило чтения буквы "С" так в латинском и французском языках или греческие буквосочетания th, ch, rh и ph в современных европейских языках.
В курсе латыни учащимся открываются новые страницы античной истории, культуры, искусства, литературы, религии, и бытовых традиций и находят свои ответы на новые вопросы, которые так естественно возникают при изучении древних языков и так настоятельно требуют расширения знаний и связей с другими проедметами.
О чень многие учащиеся полюбили этот сложный предмет, который веками помагал преподавать и получать образование (до XVIII века!) многим поколениям детей и хотели бы продоложать его изучение как для себя, так и для будущей профессии. Остается только порадоваться, что ученики вошли в мир Языка, кем бы они не стали. Хотелось бы заключить свою работу цитатой Санкт-Петербургскогоьученого - историка Э.Б.Фролова: "Изучение древних языков закладывает филологическое основание гуманитарного образования, создает необходимую предпосылку для успешного овладения новыми иностранными языками, практически (на текстах) - знакомит с историей и культурой античной цивилизации. Отсутствие классической языковой подготовки значительно бесценивает общую гуманитарную подготовку в школе и ставит под сомнение успешное овладение историко-филологической культурой и методом студентами-историками. Древние языки надо изучать в детстве – это аксиома." ("О преподавании…" Вестник древней истории. 1993.4. с.76-80)
Есть ли трудности в моей работе? Конечно. Так трудно "объять необъятное". По моему мнению, в программу укладывается недостаточно дополнительных сведений по истории, античной культуре, мифологии, которые были пройдены в 5-6 классе и требуют закрепления и углубление. При 1 часе в неделю преподавания в 7-8х классах - это практически только изучение грамматика , а так хотелось бы дать детям энциклопедические знания…
Но результаты сами говорят за себя. Имею благодарности от Департамента образования г.Москвы, МИОО, оргкомитета МГУ,РГГУ и МГЛУ за подготовку учащихся к олимпиадам по латинскому языку. За период с 1999 по 2009 годы мои ученики получили следующие награды в Московских открытых олимпиадах по латинскому языку:
1999 год (МГУ) – 2 место 1 уровень (1 чел.); 3 место 1 уровень (2 чел.),
2002 год (МГУ) – 3 место (1 чел.); специальная грамота олимпиады за научно – исследовательскую работу (справочник к учебнику латинского языка – компютерная версия )– 1 чел.,
2004 год (МГЛУ)- 2поощрительных приза,
2005 год( РГГУ) – 1 поощрительный приз, 2009 год (РГГУ) – 2 место (1 чел.).
В 2011 г. в общеевропейском тестировании по латинскому языку мои ученики получили 7 серебрянных сертификатов и 22 бронзовых.
Родители участниц олимпиад А.П. Олейник и Ю.Л. Треминой написали благодарность директору и учителю.
Также была направлена благодарность директору и учителю от оргкомитета олимпиады и филологических факультетов МГУ,МГЛУ и РГГУ.Количество подготовленных участников - ежегодно10-25 чел.
За указанный период были также проведены общегимназические олимпиады :
с 1998 по2011г.количество участников ежегодно от 15 до 67 чел.
Так уж получилось,что в настоящее время я единственный преподаватель латыни в нашей гимназии. Я преподаю детям этот язык уже в течении 16 лет. Когда директор говорит в фильме о школе "Латынь нам нужна", когда вижу глаза пятиклассников, которые спрашивают, будут ли у них уроки латыни, а не "зачем преподают этот мертвый язык", когда девятиклассники жалеют о законченном курсе и готовы заниматься еще, когда родители выражают благодарность, а многие учащиеся соревнуются в общешкольной олимпиаде и готовятся к Московским городским олимпиадам или международному конкурсу, чтобы защитить честь школы, несмотря на малое количество часов по сравнению с подготовкой наших соперников, я вспоминаю как трудно было решиться на то, чтобы взяться за такую необычную для меня работу: латынь – мой третий, но не последний иностранный язык…Как не хочется думать, что если бы я испугалась такой ответственности, то всего этого не было бы.
Козьменко С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Специфика преподавания иностранного языка и метод проектов"
Статья о специфике преподавания иностранного языка и методе проектов...
Статья "Проблемы преподавания физики"
Малокомплектные школы сегодня стали преобладающим видом школ в сельской местности. И для того чтобы обозначить проблемы преподавания физики в такой школе, мы обозначили в данной статье особенно...
Статья «Особенности преподавания географии в рамках ФГОС»
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении насе...
Статья" Особенности преподавания изобразительного искусства."
Особенности преподавания изобразительного искусства в системе Развивающего обучения....
Статья. Проблемы преподавания естественно-научных дисциплин
Статья посвящена изучению особенностей адаптационного периода студентов младших курсов Высшей школы в процессе изучения естественно-научных дисциплин...
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств гимнази-стов посредством решения математических задач".
Я преподаю математику, стараюсь быть для своих учеников авторитетом и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет. На наш взгляд, математика обладае...
Статья о внеурочной деятельности нашей гимназии
В данной статье я освещаю основные мероприятия ушедшего года в нашем учебном заведении....