Работа с текстами при обучении чтению, говорению, аудированию и письму на уроках английского языка.
статья по английскому языку (8 класс)

Стешенко Татьяна Павловна

Исследования в области подростковых интересов показали, что большинство современных детей не любят читать.  И перед учителями встаёт вопрос, как разбудить интерес, какими методами приобщить учащихся к чтению на иностранном языке. М.Г. Габдуллина считает, что в данной ситуации может помочь проблемный подход, так как он способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображения и повышает мотивацию.  (Габдуллина 2005) При проблемно – поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstami.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:


Работа с текстами при обучении чтению, говорению, аудированию и письму на уроках английского языка.

Для стимулирования познавательной активности, которая направлена на получение определенной информации, можно использовать так называемые "предвопросы". Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся.

Например: при изучении темы «Путешествия» учащимся предлагается прослушать текст и выполнить два задания:

а) из предложенных предложений выберите те, которые соответствуют содержанию текста;

б) вспомните, в каких предложениях текста употребляются новые слова.

С позиции проблемного подхода этих заданий явно недостаточно. До предъявления текста можно предложить учащимся «предвопрос».

Стимулировать речевые действия при этом помогают следующие задания. Перед прочтением или прослушиванием текста учащимся предлагаются следующие вопросы:

- по названию текста попробуйте спрогнозировать содержание рассказа;

- каков возраст героев рассказа;

- место и время действия.

Мотивировать потребность высказаться можно при помощи послетекстовых вопросов. Проблемность заключается в том, что вопросы напрямую не связаны с текстом.

В соответствии с темой рассказа это также могут быть вопросы о защите животных или о загрязнении окружающей среды, вопросы этикета, нравственности:

- как вы лично можете защитить животных;

- что вы можете уже сейчас предпринять для предотвращения загрязнения окружающей среды;

- как вести себя в театре;

- как поступить в ситуации выбора.

Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения.

- пересказ от лица неодушевленного героя или животного (например: от лица собаки главного героя, которая не принимает активного участия в событиях рассказа);

- переработка диалога в монолог и наоборот;

Более слабым ученикам можно дать некоторые подсказки либо примеры.

- вопросы о недостающей информации (например: какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника – при изучении англоговорящих стан);

- личностно значимые вопросы (автомобиль вашей мечты). Такие вопросы пробуждают желание выразить себя и являются мощным стимулом к потребности высказаться;

- придумайте окончание рассказа. Подключается воображение и ученик, сталкиваясь с недостаточностью знаний, испытывает в них потребность и предпринимает самостоятельный поиск.

Большие трудности вызывают у учащихся задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речь на слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям. Продуктивность подобного рода работы очень низкая.

В современном мире иностранный язык, как уже отмечалось ранее, является средством общения, познания, получения и накопления информации. Это значит, что приоритетным направлением в обучении иностранному языку в школе является коммуникативная функция. В связи с чем, образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку предусматривает «развитие речевых умений школьников в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции». Таким образом, устная речь в целом и говорение, как ее неотъемлемая часть, выходят на первый план. В связи с этим предлагаем рассмотреть обучение этому виду речевой деятельности более подробно.

Обучение говорению.

Научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника, пришли к выводу ведущие учителя-практики. 

Один из самых популярных методов в современной методике - метод драматизации диалогов, как предложенных авторами учебника, так и составленных самими учениками, так как позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод решает задачу обучения говорению, позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся, повышает мотивацию. (Спасская 2000) Для решения поставленной задачи учащиеся должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль. Чтобы повысить уровень проблемности, можно попросить представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора.

 Например: при изучении темы Health (Здоровье) можно предложить участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника – A Visit to a Doctor (Визит к врачу). Итогом задания могут стать красочные театрализованные сценки: учащиеся перевоплотятся в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, не просто изменив лексическое наполнение диалога, но подобрав соответствующую атрибутику – белый халат, стетоскоп и т.п., сымитировав поведение участников диалога.)

Большим успехом пользуются выполнение заданий на осмысление на иностранном языке различных чертежей, технических рисунков, географических объектов на карте, геометрических фигур. При этом познавательная активность учащихся направлена на решение различных вопросов, непосредственно не связанных с лингвистическими факторами.

Для побуждения к речевым действиям используются проблемные вопросы и проблемные речевые ситуации.

Проблемная речевая ситуация провоцирует продуктивную речь, т.к. в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как выразиться в данном конкретном случае (способ действия).

Использовать проблемные задания можно на разных этапах обучения. Для начинающего этапа (младшие классы) применяются поисково-игровые задания, направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления.

- найдите различия между картинками. Опишите, что вы увидели;

- найдите путь на карте. Расскажите, как вы дошли от дома до школы;

- составьте картинку. Опишите героя.

Для более продвинутого этапа (среднее звено) подойдут познавательно-поисковые: на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую.

Например:

- выберите из текста информацию, оформите ее в таблицу, составьте по таблице рассказ;

- составьте рассказ/диалог по схеме;

- составьте вопросы по таблице, составьте диалог по таблице,

Переработка текста в диалог позволяет работать над развитием диалогических навыков, обратная операция учит вычленять из диалога необходимую информацию и оформлять ее в монологическое высказывание разного содержания – от научной статьи до рекламного объявления, что также позволяет работать над стилистической стороной речи.

Проблемность задания можно регулировать: учащимся будет проще работать, если определить тему диалога (например, ваши впечатления от поездки в страну) или действующих лиц (например, учитель и ученики).

Такие задания способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышления школьников.

 

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах

Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах...

Обучение говорению и монологическому высказыванию на уроках английского языка

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс....

«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Развитие навыков чтения и аудирования аутентичных материалов на уроках английского языка в старших классах

Материал построен на работе с аутентичными текстами и аудио-видео материалами.Посвящен кинофестивалю Оскар. Oscar Who chooses the best film of the year...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

Использование технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников...