Методы, приемы и средства обучения
учебно-методический материал по английскому языку
Теоретический материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»
Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Цель и задачи:
Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка учащихся, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого успешным. Из цели вытекают задачи:
- Выявление способностей и создание системы работы с детьми;
- Создание условий для оптимального развития;
· - Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
· - Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;
· - Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
· - Стимулирование творческой деятельности;
· - Социальная и психологическая поддержка.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой деятельности строится по двум направлениям:
выявление и развитие.
- выявление способностей:
психолого-педагогические диагностики;
педагогическое наблюдение;
изучение результатов деятельности учащихся;
2- развитие способностей:
участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях;
включение в учебный процесс решения заданий повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы.
Выявление способностей учащихся осуществляетсяс помощью:
- различных литератур (тщательно изучаю, продумываю);
-диагностик;
- выбора наиболее подходящих методов и приѐмов с учѐтом индивидуальных особенностей учащихся;
-педагогического наблюдения;
- подбора текстового материала;
-анализа результатов деятельности;
-организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;
-ведение индивидуального образовательного маршрута, в котором отслеживается динамика всех образовательных результатов ребенка;
-разработанных программ индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися;
Методы и формы работы:
В учебной деятельности работа основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
К урочной деятельности относятся следующие виды:
· проблемно-развивающее обучение,
· проектно-исследовательская деятельность,
· игровые технологии (деловые игры и путешествия),
· информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
· развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)
· творческие и нестандартные задания.
К внеурочной деятельности относятся:
· факультативы,
· предметные недели,
· театрализованные праздники,
· олимпиады и конкурсы по предметам.
Система работы с одарёнными детьми позволяет достигать хороших результатов в школьных олимпиадах, районных, республиканских, а также в различных образовательных мероприятиях муниципального, регионального уровней.
Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.
Для того, чтобы учащиеся видели свой рост веду «Базу данных индивидуальных достижений учащихся».
Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:
- инструментальной диагностики;
-педагогического наблюдения;
изучения результатов деятельности (работ учащихся);
-диагностики познавательных интересов;
«пробы сил» в том или ином виде деятельности;
-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
индивидуальных бесед с детьми и родителями;
анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания (задания с *). Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект и мн. др.. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.
Одной из форм с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.
Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.
Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д)
Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:
- Проблемный метод, метод проектов, исследовательский, словесные, наглядные, практические методы, объяснительно-иллюстративный.
- Формы организации познавательной деятельности учеников: игра, драматизации, проблемно ориентированный диалог, дискуссия, формулирование вопросов для получения информации, разработка алгоритмов, решение проблемных ситуаций, анализ жизненного опыта, обсуждение докладов, подготовка презентаций, исследование, выполнение проектов.
Используемые средства: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения литературы, тексты из учебника, пособий, книг, справочников; средства наглядности;
учебные компьютерные программы по теме урока; Интернет, ТСО; отдельные задания, упражнения из учебников, дидактических материалов; тестовый материал;
Педагогические/образовательные технологии:
Проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; научно-исследовательская и проектная деятельность; здоровьесберегающие технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212494-1361970986.jpg)
Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования.
Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-375344-1397353154.jpg)
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №2 г. Николаевска ...
Педагогическое кредо «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212494-1361970986.jpg)
Разнообразие методов, приемов и средств обучения, используемых в ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» для достижения оптимальных результатов и повышения качества образования.
В статье описываются разнообразные методы, приемы и средства, используемые учителями ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей-интернат" для повышения результативности и качества образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/21/picture-897385-1487678973.jpg)
Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/03/picture-924701-1525347862.jpg)
Формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия орг...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-704479-1637101923.jpg)
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. ссылка на аудио запись и презентацию https://www.google.com/url?q=https://cloud.mail ТЕМА: "Формы, методы, приемы и средства обучения на уроках обществознания с целью подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. ссылка на аудио запись и презентацию https://cloud.mail.ru/public/wZfY/B2aXLywrP ТЕМА: "Формы, методы, приемы и средства обучения на уроках обществознания с...