Статья "Применение технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка"
статья по английскому языку
Применение технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnyy_metod_vystuplenie_na_mo.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка
В современном мире владение иностранным языком просто необходимо. При этом знания грамматики и лексики чаще всего бывает недостаточно: на языке надо уметь свободно и, главное, смело общаться, с легкостью выходить из сложных ситуаций. Технология коммуникативного обучения иностранному языку направлена на оттачивание именно этих навыков.
Хочется отметить, что первую строчку в рейтинге популярности методов обучения иностранному языку активно удерживает именно коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения.
Коммуникативный метод развивает все языковые навыки - от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же осваивается в процессе общения на языке: вы сначала запоминаете слова, выражения, языковые формулы и только потом начинаете разбираться, что они собой представляют в грамматическом смысле. Цель коммуникативного подхода на уроках английского языка- научить обучающихся говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.
Коммуникативный подход к обучению иностранному языку позволяет создать ситуацию подлинного общения на уроке, наполнить смыслом высказывания обучающихся, научить их использовать в речи аутентичные реплики, свойственные носителям языка. Эта задача выполнима даже на ранних стадиях обучения иностранному языку, когда владение обучающимися лексикой и грамматическими структурами еще ограниченно.
Другое достоинство коммуникативного подхода заключается в том, что он не содержит жесткого предписания для учителей относительно соотношения грамотности и беглости в речи. Коммуникативный подход позволяет нам самим расставить акценты между этими аспектами и сделать обучение сбалансированным. Иногда мы, действительно, можем уделить больше внимания грамматическим правилам и структурам в ущерб их коммуникативной ценности.
Коммуникативно-ориентированное обучение подразумевает личностно-ориентированный подход, акцент переносится на самих обучающихся, им дается больше инициативы и свободы на занятии. Но это не означает, что уроки иностранного языка проходят спонтанно. Они четко структурированы учителем, который играет очень важную роль в процессе обучения
И так, более подробно остановлюсь на том, как я применяю технологию коммуникативного обучения на своих занятиях.
Во-первых, правила, значения новых слов стараюсь объяснять при помощи знакомой ребятам лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядных пособий. Использую также Интернет, социальные сети, видеоролики и т.д. Все это способствует формированию у студентов коммуникативного навыка.
Во-вторых, вместо специально подгоняемых под активную лексику и изучаемую грамматику учебных текстов и диалогов, в качестве основного приема использую имитацию ситуаций из реальной жизни, которые обыгрываются так, чтобы вызвать у студентов максимальную мотивацию к говорению. Например, вместо того, чтобы бесконечно пережевывать типовые фразы из учебника: «Hello, how are you?» и т.п., ребята, изучающие тему «Знакомство» на первом курсе, начинают на самом деле активно знакомиться и обсуждать интересующие их вопросы.
В-третьих, включаю для обсуждения темы, с которыми студенты хорошо знакомы на родном языке: это дает возможность сосредоточиться именно на развитии коммуникативных способностей, то есть умения пользоваться языком спонтанно. Предпочтительно, чтобы темы были связаны либо с жизнью самих обучающихся, либо с интересующими всех аспектами современной жизни (внешность, семья, музыка, друзья, образование и т.п.).
В отличие от аудиолингвального и других методов, основанных на повторении и запоминании, коммуникативный метод задает упражнения «с открытым финалом»: студенты сами не знают, во что выльется их деятельность на занятии, все будет зависеть от реакций и ответов. Ситуации используются каждый день новые. Так поддерживается интерес обучающихся к занятиям: ведь каждому хочется осмысленно общаться на осмысленные темы.
Большую часть времени на занятиях английского языка безусловно занимает устная речь (хотя про чтение и письмо мы тоже не забываем). При этом я стараюсь больше слушать, лишь направляя деятельность обучающихся и выступая в роли наблюдателя.
Коммуникативная методика способствует быстрому овладению обучающимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.
На своих занятиях стараюсь создавать ситуации, в которых студенты общаются в парах друг с другом, в группах. Это делает занятие более разнообразным. Работая в группе, студенты проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников. Моя задача в этом случае -научить работать сообща, отойти от индивидуализированного обучения. Студент учится слушать своих товарищей, вести беседы и дискуссии в группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы.
Коммуникативный подход предполагает использование различных приемов и методов для достижения основной цели обучения иностранному языку. При отборе методов коммуникативного обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
• создавать атмосферу, в которой студент чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучающегося, развивать у него желание практически использовать иностранный язык,
• затрагивать личность студента в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
• активизировать обучающегося, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
• создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; обучающийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
• предусматривать различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучающихся, их самостоятельность, творчество.
Исходя из вышеперечисленных критериев, на своих уроках я использую такие виды работы , как :
1. Использование поэтических текстов: стихов, песен, скороговорок, рифмовок
2. Игры: ролевые, предметные, игры - драматизации
3. Защита проектов
Стихи, песни и рифмовки успешно используются у наших студентов. При помощи данных средств у обучающихся развивается фонематический слух, совершенствуются произносительные навыки, увеличивается словарный запас. Необходимо также отметить, что рифмованные структуры из песен или стихов можно успешно использовать при работе с грамматикой: например, в качестве иллюстративного материала для формулирования правила и его применения. Короткие четверостишия очень подходят для организации фонетической зарядки или в качестве релаксации для снятия напряжения в середине урока (физкультминутка).
Для формирования фонетических навыков предлагаю прослушать и произнести рифмовку. Обучающиеся должны найти слова с заданным звуком, назвать их и указать отличия написания этих звуков на письме.
Обучающимся предлагается скороговорка, в которой спрятан один часто повторяющийся звук. Ребята должны его найти и объяснить правило его употребления.
При обучении грамматике коммуникативный подход означает следующую последовательность действий. Сначала студенты читают текст. Акцент делается на их активном вовлечении в процесс обучения. Затем из текста выделяются примеры на данное грамматическое правило и анализируются самими обучающимися. Далее, эти примеры используются в качестве основы для заданий, которые нацелены как отработку самой структуры и ее формы, так и на смысловое значение, которое мы можем передать при помощи этой структуры. И наконец, обучающиеся сами должны найти подобные примеры в тексте и вывести соответствующее грамматическое правило.
Использование коммуникативно-ориентированных заданий с поэтическими текстами на уроках иностранного языка позволяет обучающимся прочно усвоить как фонетическую и лексическую стороны языка, так и грамматические структуры языка.
Игровые технологии также необходимы для успешного изучения иностранного языка, поскольку они не только «вносят разнообразие в учебный процесс, но и формируют положительное отношение обучаемых к предмету, активизируют умственную деятельность, развивают способность учащихся анализировать и обобщать». Тем самым сохраняется высокая мотивация к изучению иностранного языка.
Одной из функций игры является как раз таки коммуникативная. Следовательно, игровой метод также подходит для развития навыков иноязычного общения, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
Следует также отметить, что игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого обучающегося в отдельности и всех вместе. Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности обучающегося, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации. В игре все равны: она посильна практически каждому студенту, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний.
Игру можно использовать в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля), в качестве внеклассного мероприятия.
Так для повторения и контроля изученного материала очень подходят игры по станциям. Данные игры имеют определенные правила и настраивают обучающихся на соревновательный лад. Поскольку итогом такой игры является награждение, это позволяет ребятам выполнять задания на станциях весело и качественно. Недавнее внеклассное мероприятие тому пример.
В начале года, когда алфавит подзабыт, хорошо подходит игра «Тайное послание». Произношу слова, студенты записывают в тетради только первую букву каждого слова, которое они слышат. Часто использую игру, когда каждый следующий студент придумывает любое слово на ту букву, на которое заканчивается слово предыдущего студента. Или называю любую букву, и каждый студент должен придумать на эту букву любое слово или слово по теме (усложненный вариант). Повторение лексики как итог урока-игра снежный ком.
Игры направлены на развитие лексических и грамматических навыков.
Особенно большой интерес у студентов вызывают ролевые игры. В ролевой игре «происходит существенная перестройка поведения обучающегося - оно становится произвольным, то есть в ролевой игре студент не чувствует напряженности, как при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен» В ролевой игре заключен коммуникативно-прагматический аспект. Примером могут служить многочисленные диалоги, которые я включаю почти в каждую тему.
Наиболее простой является контролируемая ролевая игра, для участия в которой обучающиеся получают необходимые реплики. Их задача состоит в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.
Метод проектов также очень помогает развивать у обучающихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения. Это объясняется тем, что в процессе проектной работы студенты включают активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Только метод проектов может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются значимые проблемы с учетом особенностей культуры изучаемой страны. Таким образом, применение проектной методики также на уроке повышает интерес обучающихся к изучению иностранного языка.
Этот метод способствует достижению высоких результатов в овладении обучающимися языком на уровне коммуникативной компетенции.
И так, в рейтинге популярности методик активно удерживает коммуникативный метод, который, как следует из его названия, направлен на практику общения.
Этот метод призван, в первую очередь, снять страх перед общением. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических конструкций и достаточным словарным запасом, легко найдет общий язык в незнакомой стране. Данный метод ориентирован на развитие не только языковых знаний, но также креативности и общего кругозора обучающихся. Язык очень тесно переплетен с культурными особенностями страны, следовательно, изучение языка непременно включает страноведческий аспект.
Коммуникативная методика предполагает максимальное погружение студента в языковой процесс, что достигается с помощью сведения апелляции обучающегося к родному языку до минимума. Основная цель этой методики – научить ребят свободно говорить на языке хотя бы на бытовом уровне.
Лишь в коммуникативном методе обучения иностранным языкам мы находим основные признаки деятельностного типа обучения, особенность которого заключается в том, что он по своему назначению и по своей сущности связан, прежде всего, с отдельным видом речевой деятельности, поэтому мы встречаем его широкое использование, когда речь идет об обучении чтению, аудированию, переводу и т.д.
Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения иностранным языкам, находясь, на вершине эволюционной пирамиды различных образовательных методик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...
Использование технологии электронного обучения на уроках английского языка в начальной школе
статья...
Технология коммуникативного обучения на уроках английского языка
Данная работа представляет собой обобщение опыта учителя английского языка по применению технологии коммуникативного обучения на уроках. Помимо теоретических сведений в статье приводятся примеры...
Теоретические и практические материалы для проведения мастер-класса по английскому языку "Технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка"
Материал представлен для расширения методического кругозора для учителей иностранного языка....
Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Технология проблемного обучения на уроках английского языка"
В статье описывается сущность и основные аспекты проблемного обучения...
Доклад: «Технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка»
Материал содержит доклад на тему: «Технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка»...
Фрагмент интегрированного урока «Мотивирующий импульс технологии интегрированного обучения на уроках английского языка и физической культуры»
Фрагмент бинарного внеурочного мероприятия, был подготовленн для регионального семина учителей инностранного языка...