«Применение методик для развития правого полушария на уроках английского языка».
методическая разработка по английскому языку

Доценко Дарья Николаевна

«Применение методик для развития правого полушария на уроках английского языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение методик для развития

правого полушария

на уроках английского языка»

Авторы: Доценко Дарья Николаевна, Микешина Мария Сергеевна,

учителя английского языка МАОУ г. Иркутска СОШ № 69

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы  хотели бы поделиться  опытом и методиками развития правого полушария на уроках английского языка.

      Как сделать обучение наиболее эффективным? Мы считаем, что при построении урока нужно учитывать наследственно обусловленные  особенности детей. Врожденным является доминирование у человека одного из полушарий мозга. В соответствии с этим людей можно разделить на  «мыслительный» и «художественный» типы, с доминированием у первых левополушарных, а у вторых – правополушарных функций головного мозга.

Однако, независимо от преобладающего полушария, учащиеся должны развиваться гармонично (этот пункт закреплён во ФГОС). Таким образом, наши методики помогут органично дополнить уроки английского языка, и, будучи основаны на изучаемом материале, будут способствовать его закреплению.  

Наша цель:

поделиться опытом применения методик развития правого полушария на уроках английского языка.

Задачи:

  • Выявить актуальность применения методик развития правого полушария в рамках ФГОС;
  • Продемонстрировать разработанные авторами техники, включающие письменные упражнения, музыкальные и валеологические паузы на уроках английского языка;
  • Показать способы интеграции данных методик в уроки английского языка в начальной школе;
  • Поделиться с коллегами своими методическими наработками по озвученной теме.

Есть разные методики выявления ведущего полушария. Например:

1) Сложите кисти рук в замок, сделайте это несколько раз не задумываясь и не смотря на руки. Затем, посмотрите большой палец какой руки, левой или правой, оказался сверху.
2) Встаньте и скрестите руки на груди в «позу наполеона».
4) Похлопайте в ладоши. Какая рука сверху ? Если правая , то у вас преобладает левое полушарие.

У кого из вас преобладает П- Вы представитель левополушарного типа (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)

У кого из вас преобладает буква Л- у Вас доминирует правое полушарие (конкретно-образное мышление, развитое воображение)

Если у Вас равное количество букв П и Л- значит Вы равнополушарный –смешанный тип.

А давайте теперь выявим какое полушарие ведущее у вас.

Игра состоит в том , что перед вами 9 слов: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать». Эти слова нужно поделить на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Если ребенок разложил карточки следующим образом:
1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».

У вашего ребенка доминирует левое полушарие, в основе логическое мышление. Это МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ тип.

Если ребенок разложил карточки вот так:
1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».

Значит, преобладает правое полушарие, ребенку в большей степени присуще образное мышление. Это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ тип.

А если ребенок объединил оба варианта разделения на группы, то это смешанный тип. Чаще всего это дети амбидекстры (одинаково развиты функции обеих рук).

Доминирующее полушарие и восприятие языка

 Ученикам, у которых преобладает правое полушарие мозга,  сложно воспринимать язык как стройную систему. Для них мучением оказывается аналитическая работа, особенно если приходится изучать правила. В таких ситуациях у них возникает потребность постоянно узнавать новую информацию – просто для того, чтобы развеять скуку.

Детальные разборы текстов или упражнений их раздражают и утомляют – как правило, они интуитивно понимают содержание и хотят использовать полученные знания и идеи для создания собственного высказывания, а не обсуждать то, что уже было сказано автором до них. Поэтому скрупулезная работа над упражнениями, которые не предполагают выражения своего мнения, а требуют подстановки уже известного, оказывается мало полезной и снижает мотивацию к обучению.

 Левополушарники  испытывают сложности, когда необходимо проявить фантазию или креативность. Им нужны четкие инструкции, если же они отсутствуют, ученик будет ощущать себя беспомощным. Также им крайне сложно создавать что-то свое, будь то письменный или устный текст, не опираясь на пример или образец.

Для них язык – это система, которая функционирует по своим правилам. Но охватить картину в целом им сложно, поэтому они сосредоточиваются на изучении отдельных элементов – например, грамматики, лексики, восприятии речи на слух.

Доминирующее полушарие и обучение грамматике

Преподаватели языков давно заметили особенности левшей и правшей, которые проявляются при обучении грамматике любого языка. Правши, которым объяснили грамматические правила, начинают писать и говорить намного грамотнее – количество ошибок сокращается до пяти раз.

С левшами ситуация обратная: не зная правил, они пишут и говорят верно, основываясь на интуиции. Получив разъяснения, они начинают путаться и совершать грамматические ошибки, как в письменной, так и в устной речи. В отдельных случаях количество ошибок вырастает до четырех раз.

Такая особенность связана с тем, что правополушарники перестают воспринимать целостный образ явления, как только их внимание искусственным образом (в данном случае – с помощью изучения правил) сосредоточивают на отдельных деталях. Это ведет к сомнениям в своей правоте, а сомнения – к ошибкам.

Секреты изучения языков для лево- и правополушарников

 Чтобы эффективно изучать языки, правополушарникам нужны следующие условия: 

  • гибкий график занятий и возможность многократной смены деятельности во время урока;
  • большое количество устных упражнений;
  • вопросы без вариантов ответа;
  • объяснения, подкрепленные визуальными опорами, от видео до инфографики;
  • из игровых методов предпочтительны ролевые игры;
  • большое количество групповых заданий;
  • упражнения, в которых нужно составить собственное высказывание, поделиться мнением.

 Левополушарники предпочтут такие формы работы: 

  • письменные упражнения и тесты;
  • задания «закрытого» типа, в которых есть готовые варианты решения;
  • индивидуальную или парную работу;
  • объяснения, основанные на логике;
  • задания, на выполнение которых отводится длительный период времени;
  • сосредоточенность в течение занятия на одном-двух видах деятельности, без частой и резкой смены форм работы;
  • неизменное и четкое расписание, привычную последовательность выполнения заданий в ходе занятия.

Тем, у кого оба полушария работают примерно с одинаковой интенсивностью, нужно сочетание приведенных выше условий. Им необходимо давать задания, рассчитанные на работу как правого, так и левого полушария в одинаковом объеме, комбинируя логичные объяснения с упражнениями на раскрытие творческих способностей.

Знания об асимметрии головного мозга можно применять как при групповом, так и при индивидуальном обучении языкам. Также они будут полезны тем, кто изучает язык самостоятельно – достаточно определить доминирующее полушарие, чтобы выбирать для себя самые эффективные пособия, типы упражнений, методы обучения и даже наиболее подходящего преподавателя – того, чей стиль передачи знаний будет в наибольшей мере отвечать вашему стилю обучения.

Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

логическое последовательное

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции.

Любит проверять работу.

Любит информацию в письменной форме.

Анализирует от части к целому.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

интуитивное хаотическое абстрактное

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит конкретные объекты.

Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению.

Использует интуицию.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Анализирует от целого к части.

Методика преподавания в средней школе построена с “левополушарным” акцентом. Чтобы создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу и для каждого в отдельности необходимо учитывать психолого –педагогические условия с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Психолого –педагогические условия для реализации возможностей ребенка.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Рабочая полусфера – правая

Темная доска – светлый мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • детали
  • абстрактно-линейный стиль изложения
  • работа в одиночку
  • многократное повторение
  • задание на поиск ошибок
  • задание в символах

Методы проверки:

Письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

 Получать информацию с правой стороны

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Рабочая полусфера – левая.

Светлая доска – темный мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • контекст
  • связь информации с реальностью, практика
  • творческие задания
  • эксперименты
  • работа в группах
  • схемы, таблицы, карточки
  • ролевые игры, инсценировка

Методы проверки:

Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “открытого” типа (собственный развернутый ответ).

 Получать информацию с левой стороны

Практическая часть.

  Как мы уже говорили, при построении урока нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности детей.

 Мы покажем некоторые приёмы работы на уроках английского языка. И их эффективное выявление.

Например:

Валеологическаяпауза «Воздушное письмо».

Ученики выбирают ведущего. Стоит к классу, он крупно пишет по воздуху какую-нибудь букву (дату, формулу и пр.) — не меньше метра в диаметре. Все отгадывают её (при этом отгадывающие часто непроизвольно повторяют движения ведущего, что способствует запоминанию материала).
     Когда мы прошли новые слова , один из учеников выходит к доске и пишет в воздухе слово , а ребята сидящие должны его понять, повторяя движения.

ФОТО. ВИДЕО.

Игра «Зеркальные слова».

Любимая игра учеников 2 классов. Не важно какое полушарие у детей в данной игре, но эта игра настраивает детей на работу, потому что у детей начинает кипеть мозг ( в хорошем смысле)

На доске записаны слова зеркальные, а ребятам нужно записать их правильно. Часто самыми первыми справляются не отличники, причем отличники сидят и не быстро соображают, как правильно же записать.

ФОТО.

Игра «Вежливое чтение».

Игра называется «Вежливое чтение « потому что ученик должен относиться с одинаковым уважением к словам изучаемого языка. И уметь читать бегло.

Задача ученика прочитать , как единый текст. Эта игра помогает в закрепление грамматики и задействует правое полушарие.

На доске записаны предложения и одно слово записано зеркально, ребенку нужно прочитать предложение с интонацией и вежливо сообразив , что же за слово записано наоборот. Давайте посмотрим фото и видео детей.

А теперь давайте попробуем с вами с играть в вежливое слово. Слайд с задание для коллег.

СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ ДЛЯ КОЛЛЕГ.

Игра-акция «Поддержим одноклассника в гипсе».

Ученик сломал ведущую руку. В знак поддержки группа пишет задание в привычном направление, но не ведущей рукой.

ФОТО.

Музыкальная пауза «Whatisit?»

Доказано не нами, что музыкальные упражнения по умолчанию задействуют правое полушарие у учеников. Данное упражнение эффективно, как играть так и петь на закрепление лексического материала. Мы занимаемся по УМК Rainbow( авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева) поэтому лексику берем из учебника и составляем из данных слов не сложные рифмы. Дети любят это больше , чем рифмовки из аудио по учебнику. Куплеты можно придумывать совместно с детьми, так как дети любят импровизировать.

ВИДЕО С ДЕТЬМИ

ПОСЛЕ ВИДЕО: В данной песни мы поем от 2х до 4х куплетов по желанию детей. Её можно растягивать до бесконечности. Таких песен несколько.

Результативность опыта:

В ходе применения нами описанных методик мы заметили ряд положительных моментов:

  • Дети быстро адаптировались к подобным заданиям и для большинства учащихся начальной школы их выполнение не представляет затруднений (т.е. произошло постепенное закрепление нового способа восприятия учебного материала);
  • Увеличилась вовлечённость учащихся в изучение новой лексики (они сами предлагают использовать новые слова в «зеркальных» упражнениях и помогают придумывать песенки по пройденным темам);
  • Применение «правополушарных» методик помогает раскрыть сильные стороны правополушарных, а также интровертированных детей (ведь часть заданий может выполняться письменно, и такие дети охотнее выходят к доске);
  • Один из выводов оказался для нас неожиданным: отличникам подобные задания даются сложнее (но после небольшой практики их осваивает большинство ребят);
  • Данные методики вызывают у детей интерес и эмоциональный всплеск, позволяют им отдохнуть во время урока, без ущерба для его содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением новых образовательных технологий.

Данная статья об особенностях обучения детей навыку аудирования с учетом их индивидуальных способностей и типа интеллекта....

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."

Технология развития критического мышления.Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка.  Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ре...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка....

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В современном обществе человеку необходимо уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать решения на анализе соответствующей информации. Обществу нужны люди, умеющие сопоставлять информацию, ...