Мультисенсорность в обучении иностранному языку
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Паерели Ольга Александровна

Статья раскрывает понятие мультисенсорности в обучении, показывает актуальность данного подхода. А также рассматриваются вопросы применения на практике мультисенсорного подхода в обучении английскому языку в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multisensornyy_podhod_v_obuchenii_angliyskomu_yazyku.docx758.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Мультисенсорный подход в обучении английскому языку в школе»

Статья раскрывает понятие мультисенсорности в обучении, показывает актуальность данного подхода. А также рассматриваются вопросы применения на практике мультисенсорного подхода в обучении английскому языку в школе.

Как известно, в зависимости от «ведущего» канала восприятия, детей можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетов. При подборе учебных материалов к уроку, необходимо учитывать особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти.

 

Понятие и актуальность мультисенсорного подхода в обучении

Мультисенсорные технологии часто и успешно используются для детей, которым нелегко дается обучение. Это один из самых передовых методов обучения иностранному языку во всем мире. Понятие «мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат. multum –много, и «сенсорный» от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение. В процессе мультисенсорного обучения обучающиеся усваивают информацию, включая все чувствительные каналы восприятия: слух, зрение, осязание, иногда обоняние, вкус и через движение [2]. В зарубежной методике преподавания иностранным языкам есть такой термин, как VAKT approach, который выделяет основные каналы восприятия visual, auditory, kinesthetic, tactile.

MULTY – SENSORY APPROACH

↓      ↓      

        

Использование мультисенсорной технологии помогает ученику воспринимать знания более чем одним способом. Большинство обучающих методик используют или зрение или слух (визуальные или аудио методики). Зрение ученика используется во время чтения, просмотре картинок или информации, изображенной на доске. Аудио ресурс задействован, когда ученик слушает объяснения учителя. Иногда у ученика слабое визуальное восприятие, возможны и проблемы с аудио восприятием. Решением этих проблем является вовлечение мультисенсорного метода, позволяющего использовать все возможности, включая тактильные и кинетические. Это поможет мозгу ученика развить тактильную и кинестетическую память в дополнении к визуальной и аудио.

Ученики с трудностями в обучении обычно имеют проблемы в одной или нескольких областях чтения, письма, правописания или понимания на слух. Мультисенсорный подход в обучении позволяет ученикам использовать их собственные сильные стороны для того, чтобы облегчить обучение и понимание. Они могут быть от самых простых до комплексных, в зависимости от потребностей ученика и поставленной задачи.

Некоторые исследователи доказали, что многие ученики имеют область более сильного обучения, так называемый стиль восприятия. Исследователи предполагают, что когда ученик обучается с использованием технологии, корригирующей с его стилем восприятия, они учатся быстрее, охотнее и результативнее. Большинство учеников, с трудностями обучения или нет, с удовольствием работают при использовании мультисенсорного метода обучения [3].

Давайте рассмотрим некоторые приемы, которые используются в рамках мультисенсорного подхода в изучении иностранного языка в школе.

Стимуляция зрительного восприятия и понимания:

  • текст или картинки на бумаге, постеры, модели, экран проектора, компьютера;
  • использование цвета для выделения информации;
  • графическое выделение, выделение частей текста;
  • изготовленные учениками картинки, образы, тексты, видео.

Вышеуказанные технологии часто включают в себя аудиовизуальные обучающие методы и стратегии:

  • книги на диске, чтение парами, чтение компьютерных текстов;
  • видео или фильм с аудио сопровождением;
  • музыка, песни, говорение, стихи, скороговорки, языковые игры.

Тактильные методы, позволяющие воздействовать на осязание, включают в себя такие возможности:

  • занятия с песком, бумагой, текстильными объектами, рисование пальцами, пазлы для улучшения мелкой моторики;
  • моделирование с использованием клея, глины, пластилина;
  • использование мелких частей для манипулирования, что облегчает обучение математическим навыкам.

Мультисенсорный подход, также включает в себя кинестетический метод, использующий движение тела:

  • игры, включающие прыгание через скакалку, хлопанье в ладоши или другие движения, соединенные с обучающим процессом, во время счета, ритмического повторения или пения;
  • любые движения учеников, включая танцы, бросание мяча, другая активность, быстрые опросы, флэш карты и др [3].

Применение на практике мультисенсорного подхода в обучении английскому языку в школе

Авторы современных учебно-методических комплектов предлагают все более эффективные методы по обучению иностранному языку. Так серия учебников «Spotlight» основана также на мультисенсорном подходе. В учебнике «Spotlight 2» для 2-го класса все тексты сопровождаются картинками. Так, например, учащимся легче запомнить некоторые глаголы движения и грамматическую структуру The Imperative Mood.

Задание: «Спой песенку, сопровождая ее движениями».

 Давая детям команды, которые сопровождаются песенкой, дети выполняют соответствующее команде действие и вместе с героями учебника подпевают. Далее в печатной рабочей тетради детям предлагается выполнить задание на закрепление материала, нужно дописать фразу и соотнести с картинкой, которая передает определенное движение.

В следующем задании с помощью пантомимы можно отрабатывать The Present Continuous tense. Учащиеся выбирают карточку, на которой записаны словосочетания, характеризующие виды занятий. Один показывает в пантомиме действия, другие его отгадывают. В этих заданиях задействован визуальный, кинестетический и аудиальный каналы восприятия.

Частые задания на развитие аудирования в данном УМК представлено таким образом: «Прослушать аудиозапись и соотнести слово с соответствующей картинкой».

Данный способ аудиовизуализации является именно тем примером мультисенсорного подхода, который помогает создать на уроке языковую среду. С подобного рода заданиями учащиеся справляются легко и быстро.

Все дети любят рисовать, так почему бы не совместить изучение языка с рисованием? Можно предложить учащимся нарисовать или раскрасить животных, выбрать цвета и рассказать о них. В ходе выполнения задания учащимся даются инструкции на английском языке - Colour the animals. Потом ученики сами должны рассказать о своем рисунке: I like my cat. It’s black. I like my dog. It`s white. The snake is yellow.

При мультисенсорном подходе очень много предлагается ручного труда - выполнение поделок, которые выполняются на уроке. В начальной школе на первом этапе изучения английского языка можно использовать обыкновенный пластилин или цветную бумагу. Работа детей с пластилином отличается быстротой, разнообразием форм упражнений. Например, в начале урока объявлена тема "The ABC". В ходе урока класс делится на учебные пары, затем каждой паре даётся задание вылепить определенную букву. Создавая каждую отдельную букву, учащиеся спрашивают друг друга о названии буквы, проговаривают вслух и запоминают новый материал. При этом, учитель преследует выполнение нескольких задач: развивается мелкая моторика руки, работают одновременно креативное мышление и память, развивается речь. К данному виду работы, чтобы максимально воздействовать на все каналы восприятия, можно подключить музыкальное сопровождение, например, песенку про английский алфавит.

Таким образом, при использовании пластилина на уроке, затрагиваются почти все каналы восприятия ребёнка, помогая ему творчески раскрыть себя. Создавая фигуры по разным темам, он работает руками, двигается, что немаловажно для кинестетиков.

Помимо визуального и аудиального канала психологи считают, что восприятие и передача информации может осуществляться с помощью движений (кинестетический канал). Организуя задания так, что ученик воспринимает информацию по схеме: «вижу – слышу - делаю», учитель вовлекает ученика в процесс мультисенсорного общения.

«Touch something red» так называется следующее задание, которое можно предложить ребятам на отработку лексической темы «Colours». Данное задание также можно использовать в качестве физкультминутки для детей. Учитель дает команду: «Touch something red/yellow». Учащиеся одновременно находят в классе предметы определенного цвета или размера, дотрагиваются до него и называют: «The pen is red» или «It`s red».

Еще один вариант игры — найти заданный предмет и сложить его в корзину. Можно заранее спрятать в классе любые предметы — несколько ручек/яблок или карточек на изучаемую тему (2 pencils/3 apples/ 4 cards) и предложить ребенку найти их «Find 3 apples». В данном задании происходит воздействие на все каналы восприятия ребенка, особенно через движение тела.

Игра «Eatable – uneatable» на отработку лексики «Food». Ведущим может быть учитель или учащийся кидает детям мяч и называет съедобные или несъедобные предметы на английском языке. Если ведущий называет съедобный предмет, ребенок ловит мяч. Если ведущий называет несъедобную вещь, ребенок отбрасывает мяч ведущему. Для закрепления изученной темы учащимся предлагается творческое задание – сделать рисунок на тему «What do you like to eat?» и подписать на английском языке.

Большую роль играет мультисенсорный подход в обучении чтению. Известно, что в серии учебников «Spotlight» для начальной школы обучение чтению осуществляется методом целого слова или фразы – читаются не отдельные буквы или слоги, а целые слова и фразы. При таком обучении чтению ученик встречает две большие трудности: первое, как правильно произносится вслух данное слово или фраза, вторая – что оно означает. Поэтому для решения первой проблемы активно используются аудио-сопровождение, для решения второй сложной задачи – визуализация и движение, что существенно упрощает понимание отдельных слов и текста в целом. Именно при таком обучении чтению речь идет о мультисенсорном подходе.

Обучение чтению методом целого слова вызывает неоднозначное отношение со стороны многих учителей и подвергается критике. После длительного периода в отечественной методике обучения чтению по правилам чтения немногие учителя торопятся поменять подходы и учить читать по-новому. Но здесь снова следует рассматривать вопрос о создании языковой среды. Разве, оказавшись в естественной языковой среде, к примеру, в Англии, человек будет учиться читать, узнавая какие-то правила? Вероятнее всего он будет пытаться читать имитативно повторяя за кем-то. Именно так и следует строить обучение чтению по данному курсу. Поэтому не следует забывать, что мультисенсорный метод является тем методом, который призван решить эту задачу.

Таким образом, мультисенсорный подход – это такой метод обучения английскому языку, при котором используются такие приемы и методы, которые рассчитаны на восприятие и передачу информации обучаемым различными органами чувств одновременно, задействуя разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.), что создает условия естественного общения на уроке английского языка.

Используя мультисенсорный подход, учитель может вовлечь учащегося в общение, создать языковую среду на уроке английского языка, сделать обучение доступным и эффективным.

Учитель должен помнить об основных особенностях мультисенсорного обучения: во-первых, использовать как вербальные, так и невербальные формы общения, декодируя невербальную информацию в вербальную, и наоборот, обучающиеся быстрее запоминают и с интересом занимаются английским языком. Во-вторых, при мультисенсорном подходе для ученика всегда стоит задача творческого характера, например, рассказать о поделке, показать движения, поиграть в игру с кубиком. Это всегда вызывает положительные эмоции и как следствие повышается интерес к учебной дисциплине.

Следует отметить, что мультисенсорный подход не имеет возрастных ограничений. Даже взрослому человеку, оказавшемуся в языковой среде гораздо легче усвоить и передать информацию, используя разные органы чувств. Поэтому мультисенсорный подход является актуальным не только в младшем, но и в среднем и старшем звене. Единственным ограничением для использования данного подхода на старших этапах обучения английскому языку является ограниченное время урока.

Заключение

Мультисенсорный подход ориентирован на восприятие детей не как способных или неспособных, а как умных и способных по-разному.

Данный подход в обучении влияет на пробуждение творческих способностей детей, самовыражение и повышение учебной мотивации, что должно рассматриваться учителем как специальная задача.  Таким образом, мультисенсорный подход помогает осваивать иностранный язык намного быстрее, легче и качественнее.

 Еще в древности великий мудрец сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».  Эти мудрые слова подтверждают актуальность данного подхода в обучении иностранного языка.


Литература        

  1. Игнатовская Л.А. «Аудиовизуальные технологии в интенсификации индивидуального обучения» М: 2000, 241С, РГБ ОД
  2. Макарова Е.А. «Использование мультисенсорного подхода при работе с новым языковым материалом на начальной ступени обучения английскому языку», gim29.tomsk
  3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Языкова Н.В. «Методика обучения английскому языку 1-4 класс», М: «Просвещение», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

Учебно-методическое пособие"Использование мультисенсорных технологий в обучении иностранному языку"

Общеизвестно, что овладению иностранным языком способствует сама среда. Взрослый человек, а особенно ребенок, попав в новую для себя языковую среду, легко овладевает иностранным языком за сравнительно...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....