Программа подготовки учащихся к предметным конкурсам по английскому языку
рабочая программа по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс)
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней и старшей ступени обучения, проявляющих особый интерес к изучению английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №87»
Программа подготовки учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку
Карпова Ольга Александровна
учитель английского языка
г. Саратов, 2024г.
Программа подготовки учащихся к предметным олимпиадам и конкур по английскому языку
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней и старшей ступени обучения, проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка, которая позволяет выявить противоречия между:
- требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
- условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
- воспитание способности к личному самоопределению;
- развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
- развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
- развитие компенсаторной компетенции;
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на английском языке;
- изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады;
- ознакомить с форматом олимпиады;
- развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
- сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;
- для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
Структура и основное содержание
Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю (1 час – учащиеся 7-8 классов, 1 час – учащиеся 9-11 классов). Целевая аудитория: школьники 7-8 и 9 – 11х классов. Тематическое планирование составлено на 34Х2=68 учебных часов.
Программа разработана на основе пособий “Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск ;, “Practice Tests for the Russian State Exam”, издательство Macmillan, “English Grammar in Use” Raymond Murphy third edition, State Exam Maximiser (Английский язык. Подготовка к экзаменам)/Соловова Е.Н., Солокова И.Е. – England: Pearson Education Limited, 2008.
В основе программы лежат следующие методические принципы:
- интеграция основных речевых умений и навыков;
- последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
- применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;
- коммуникативная направленность заданий;
- материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
План подготовки
№ | Тема | 8 кл | кол-во часов | 11 кл | кол-во часов |
1 | Ознакомление с форматом олимпиады | 1 | 1 | ||
2 | Стратегии подготовки к разделу «Listening» | 1 | 1 | ||
3 | Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | 1 | 1 | ||
4 | Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации | 1 | 1 | ||
5 | Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного | 1 | 1 | ||
6 | Выполнение тестов по аудированию | 1 | 1 | ||
7 | Стратегии подготовки к разделу «Reading» | 1 | 1 | ||
8 | Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | 1 | 1 | ||
9 | Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей | 1 | 1 | ||
10 | Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного | 1 | 1 | ||
11 | Выполнение тестов по чтению | 1 | 1 | ||
12 | Стратегии подготовки к разделу «Use of English» | 1 | 1 | ||
13 | Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола | 1 | 1 | ||
14 | Страдательный залог | 1 | 1 | ||
15 | Степени сравнения прилагательных и наречий | 1 | 1 | ||
16 | Множественное число существительных | 1 | 1 | ||
17 | Порядковые числительные | 1 | 1 | ||
18 | Работа с тестовыми заданиями по грамматике | 1 | 1 | ||
19 | Работа с тестовыми заданиями по словообразованию | 1 | 1 | ||
20 | Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения | 1 | 1 | ||
21 | Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы) | 1 | 1 | ||
22 | Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц | 1 | 1 | ||
23 | Выполнение лексико-грамматических тестов | 1 | 1 | ||
24 | Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера | 1 | 1 | ||
25 | Мини-практикум по написанию письма личного характера | 1 | 1 | ||
26 | Написание сочинения-выражения собственного мнения | 1 | 1 | ||
27 | Мини-практикум по выполнению заданий письменной части | 1 | 1 | ||
28 | Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише | 1 | 1 | ||
29 | Диалог с целью обмена информацией | 1 | 1 | ||
30 | Тематика монологического высказывания. Описать иллюстрацию. Высказаться на заданную тему. Делать краткое сообщение на заданную тему. Передать содержание прочитанного текста. Дать характеристику героям прочитанного текста. Выразить своё отношение к предмету речи. | 1 | 1 | ||
31 | Мини-практикум по выполнению заданий устной части | 1 | 1 | ||
32 | Мини-практикум по выполнению заданий устной части | 1 | 1 | ||
33 | Пробный тест в формате олимпиады | 1 | 1 | ||
34 | Пробный тест в формате олимпиады | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 34 |
Урок 1. Ознакомление с форматом олимпиады.
Четыре основных вида речевой деятельности. Конкурс понимания устного текста. Конкурс понимания письменного текста. Конкурс устной речи. Конкурс письменной речи. Лексико-грамматический тест. Типы заданий. Продолжительность выполнения заданий.
Урок 2. Стратегии подготовки к разделу «Listening»
Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом?
Урок 3. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на понимание основного содержания
Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.
Урок 4. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на извлечение запрашиваемой информации
Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.
Урок 5. Работа с тестовыми заданиями по аудированию на полное понимание прослушанного
Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.
Урок 6. Выполнение теста по аудированию
Тестирование навыков аудирования в формате олимпиады.
Урок 7. Стратегии подготовки к разделу «Reading»
Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом?
Урок 8. Работа с тестовыми заданиями по чтению на понимание основного содержания
Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.
Урок 9. Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей
Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.
Урок 10. Работа с тестовыми заданиями по чтению на полное понимание прочитанного
Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок.
Урок 11. Выполнение теста по чтению
Тестирование навыков чтения в формате олимпиады.
Урок 12. Стратегии подготовки к разделу «Use of English»
Структура раздела, анализ заданий,
Урок 13. Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола
Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пропусков глаголами в соответствии с контекстом
Урок 14. Страдательный залог
Повторение форм глагола в страдательном залоге, выполнение упражнений на употребление страдательного залога
Урок 15. Степени сравнения прилагательных и наречий
Повторение правил образования степеней сравнения прилагательных и наречий, выполнение практических упражнений
Урок 16. Множественное число существительных
Повторение правил образования множественного числа у английских существительных, исключения из правил, выполнение практических упражнений
Урок 17. Порядковые числительные
Повторение правил образования и употребления порядковых числительных, выполнение практических упражнений
Урок 18. Работа с тестовыми заданиями по грамматике
Выполнение заданий на правильное употребление грамматических форм в формате олимпиады с последующим анализом
Урок 19. Работа с тестовыми заданиями по словообразованию
Определение частей речи и образование новых слов, добавление суффиксов, добавление приставок, выполнение практических упражнений
Урок 20. Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения
Выполнение упражнений на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов и идиом
Урок 21. Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы)
Выполнение практических упражнений
Урок 22. Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц
Продумывание возможного варианта ответа, выбор правильного ответа, определение неверных ответов, выполнение заданий в формате олимпиады
Урок 23. Выполнение лексико-грамматического теста
Тестирование лексико-грамматических навыков в формате олимпиады
Урок 24. Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера
Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера
Урок 25. Мини-практикум по написанию письма личного характера
Написание письма личного характера
Урок 26. Написание сочинения-выражения собственного мнения
Образец эссе и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты эссе, планирование сочинения, выражение собственного мнения
Урок 27. Мини-практикум по выполнению заданий письменной части
Написание сочинения-выражения собственного мнения
Урок 28. Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише
Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении
Урок 29. Диалог с целью обмена информацией
Различные типы диалогов прагматической направленности, стратегии запроса и передачи информации
Урок 30. Тематика монологического высказывания
Презентация темы с обсуждением
Урок 31-32. Мини-практикум по выполнению заданий устной части
Выполнение олимпиадных заданий
Уроки 33-34. Пробный тест в формате олимпиады
Выполнение олимпиадных заданий
Методические рекомендации по реализации учебной программы
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.
Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Возможно предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок.
По итогам прохождения курса учащиеся:
- Овладевают навыками выполнения олимпиадных заданий
Listening
Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.
Reading
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста
Use of English
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте
Writing
Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета
Speaking
Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим участником олимпиады
В рамках монолога необходимо уметь:
- составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы;
- изложить и обосновать свое мнение;
В рамках диалога необходимо уметь:
- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.
Ожидаемые результаты
Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады.
Используемая литература
- Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. Авторы-составители: С.Г.Тер-Минасова и др. – Москва, Просвещение, 2009.
- State Exam Maximiser (Английский язык. Подготовка к экзаменам) /Соловова Е.Н., Солокова И.Е. – England: Pearson Education Limited, 2008.
- «Олимпиады по английскому языку». К.С. Махмурян, О.П. Мельчина–Титул, 2013.
- English Grammar in Use” Raymond Murphy. Third edition.
- Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика/Конобеев А.В., учебно-методический журнал “Английский язык в школе”, №2-2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по английскому языку.Раздел "Чтение".
Данное учебно-методическое пособие предлагает систему упражнений, формирующих ключевые умения, проверяемые в разделе "Чтение" с использованием стратегий, рекомендуемых для выполнения различных типов з...
Учебно-методическое пособие по подготовке учащихся к ГИА по иностранному (английскому) языку в части раздела «Говорение»
Учебно-методическое пособие содержит теоретический и практический материал, с помощью которого ведется целенаправленная работа по подготовке обучающихся к ГИА по английскому языку раздела «Говор...
Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»
г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...
Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся "Особенности технического перевода с английского языка на русский"
Данная программа элективного курса позволяет систематизировать и расширить приобретенные учащимися знания по грамматике, лексике, навыкам перевода с английского языка на русский язык, для ...
2017 г. Отчет на ГМО «Повышение коммуникативной компетенции детей 7-8 классов с признаками лингвистической одаренности при подготовке к олимпиадам и конкурсам по английскому языку»
В течение 2016-2017 года на базе МАОУ СОШ №1 работала предметная лаборатория по английскому языку для учащихся 7-8 классов города Покачи, данное выступление подготовлено из опыта работы с лингвистичес...
Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.
При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения явля...
«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы» (9 класс)
При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контрол...