Рекомендации по использованию УМК на уроках иностранного языка
учебно-методический материал по английскому языку

Гулипп Людмила Евгеньевна

В статье даются критерии отбора учебника английского языка и краткий обзор самых удачных и востребованных учебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekommendatsii.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по использованию УМК на уроках иностранного языка

В законе об образовании Российской Федерации за учителем закреплено право выбора учебника иностранного языка. Поэтому умение оценить учебник становится обязательным для учителя, ведь от того, насколько он удачно составлен, во многом зависит успех изучения иностранного языка. Итак, каким требованиям должен удовлетворять качественный учебник иностранного языка?

В зависимости от выбранного ими учебника это может быть, как британский, так и американский вариант английского языка. И тут возникает еще один немаловажный  вопрос: на каком варианте английского языка составляются тестовые задания для ЕГЭ? Как бы то ни было, очевидно, следует изучать «правильный» английский язык: таким вариантом принято считать британский или ту его разновидность, которую называют «принятый стандарт», так как знание правильного базового английского поможет понимать и легче осваивать другие варианты, диалекты и разновидности языка.

Процесс выбора учебника, как отечественного, так и зарубежного, – это соотнесение его содержания и целей с условиями, в которых содержание и цели будут достигаться. Для этого необходимо определить, насколько полно заявленные в УМК цели обучения соответствуют требованиям государственного стандарта и программы.

Затем нужно выяснить, насколько обеспечены заявленные авторами цели необходимыми упражнениями, насколько они логичны, содержательны, целенаправлены на выражение какой-либо речевой функции.

Овладение грамматическим, лексическим, произносительным речевым материалом осуществляется эффективно, когда соблюдаются принципы функциональности и ситуативности.

При обучении важен контроль сформированности речевых навыков и умений. Поэтому в конце каждого урока должны быть разделы для самоконтроля, разработаны итоговые проверочные работы.

Чрезвычайно важным условием эффективного овладения речевым материалом является его достаточная повторяемость в пределах урока, цикла уроков, года и даже последующих лет обучения.

Полезно проверить, есть ли повторительный цикл в начале учебного года и обобщающий – в конце.

Нужно также выяснить, насколько учебник обеспечивает индивидуализацию обучения, т.е. есть ли в нём или в книге для учителя дифференцированные задания для детей с разным уровнем способностей и обученности.

Обучать языку вне культуры народа бессмысленно. Необходимо готовить учащихся к диалогу культур, воспитывать их в уважении к чужой культуре, поэтому хороший учебник иностранного языка должен содержать культуроведческие материалы. Какие выбраны факты? Отражают ли они важные сферы жизни или это – просто забавные истории для пробуждения интереса?

Важное условие эффективности учебника – его связь с другими компонентами УМК, одним из которых является электронная образовательная среда, которая включает учебные фильмы, аудиокурсы, электронные «Книги для учителя» и другие электронные образовательные ресурсы, расширяющие возможности печатных учебников и обеспечивающие системность и целостность процесса обучения.

Таким образом, при выборе учебника английского языка необходимо учитывать полноту реализации научно обоснованных и доказанных на практике методических положений, таких как:

  1. Цель обучения
  2. Адекватность упражнений заявленной цели
  3. Овладение речевым материалом
  4. Повторяемость лексико-грамматического материала
  5. Индивидуализация обучения
  6. Культуросообразный подход
  7. Связь учебника с другими компонентами УМК
  8. Преемственность с предыдущими и последующими учебниками.

Итак, лучшими учебниками являются те, которые максимально  удовлетворяют всем вышеизложенным требованиям. К ним можно отнести следующие 10 учебников:

  1. «Headway» и «New Headway» (изд. Oxford University Press)

Комплексный подход в обучении английскому языку. Авторы проповедуют коммуникативный подход, который обеспечивал бы одновременно грамотное и беглое владение языком.

  1.  «Choices» (изд. Pearson) –

это пятиуровневый курс английского языка для общеобразовательных учреждений. Учебники «Choices» сочетают в себе современные, соответствующие интересам сегодняшних старшеклассников темы, разнообразие мирового и российского культурологического и литературного материала, а также специальные разделы и рубрики для подготовки к ЕГЭ. Но самым большим плюсом УМК является интеграция видеоматериалов BBC для развития языковых компетенций и повышения мотивации.

  1.  «Solutions» (изд. Oxford University Press)

Линейка учебников нацелена на развитие всех академических навыков, особенно говорения и письма. Учителя, использующие учебник, подчеркивают тот факт, что в процессе обучения говорение на английском становится естественным для всех учащихся. Каждый уровень разработан с учетом всех интересов и требований к выпускникам школ, сдающий английский язык.

  1.  «Rainbow English» (под ред. Афанасьевой, Михеевой)

Серия учебников «Rainbow English» российского происхождения, написанная О.В. Афанасьевой, М.И. Михеевой в соавторстве с К.М. Барановой. Выпускается издательством «Дрофа». Учебник соответствует ФГОС и предназначен для учащихся 2 -11 классов общеобразовательных учреждений.

На мой взгляд, это довольно удачная серия, особенно для младших школьников (2-4 класс). При правильном подходе со стороны преподавателя, дети обязательно полюбят английский язык и с большим удовольствием будут делать домашние задания в рабочей тетради, потому что эта серия как нельзя более точно соответствует заданному в ней подходу «РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление»). В рабочей тетради есть много заданий, где нужно и можно раскрашивать рисунки, придумывать имена героям и так далее. Для начальной школы это именно то, что нужно.

  1.  «Spotlight» (изд. Express Publishing / Просвещение)

Учебно-методический комплекс  «Spotlight» авторов V.Evans, J.Dooley совместно с российскими педагогами очень популярен в российских школах. В УМК реализуются личностно-ориентированный, коммуникативно-когнитивный и деятельностный подходы в изучении английского языка. Простыми словами, эти учебники погружают детей в рядовые жизненные ситуации и учат мыслить по ходу построения английской речи. Красочные иллюстрации и разнообразные упражнения не оставят детей равнодушными.

 

  1. УМК «English» (под ред. Афанасьевой, Верещагиной, Михеевой)

УМК для II-XI классов отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и предназначены для углубленного изучения английского языка, но тем не менее, учебники совсем не сложные.

Программа выстроена таким образом, что дети последовательно изучают материал, который усложняется постепенно. В конце каждого раздела есть список слов, которые необходимо выучить наизусть. В книгах дается много познавательных фактов о странах и городах мира и Великобритании. Материал легко изложен и содержит много иллюстраций. Слова для изучения предоставлены весьма распространенные, которые точно пригодятся для употребления их в английской речи.

  1.  «Starlight» (изд. Express Publishing / Просвещение)

УМК «Starlight» («Звездный английский») авторов К.М. Барановой, Дж. Дули, В.В.Копыловой, Р.П. Мильруд, В.Эванс — неплохой учебник для учебник заведений, перешедших на ФГОС программу. Издание ставит цель познакомить учащихся с самой общеупотребительной лексикой языка. Вся лексика органично распределена по темам: овощи, увлечения, музыкальные инструменты, цвета и т. д. В учебнике и тетради много игровых занятий, картинок, диалогов, кроссвордов и игр. Это очень интересно для учеников младших классов, а вот для старших, возможно, покажется скучноватым.

  1. «Big Enlish» (изд. Longman Pearson)

Это комплексный мультимедийный курс дает все необходимое для занятий и воплощает в себе передовые технологии преподавания английского. Готовые к изучению уроки направлены на формирование речевых навыков, а также помогают проявлять творческий подход, критически мыслить и взаимодействовать с другими учениками. Книги Big English имеют интеграции с MyEnglishLab, которая включает в себя забавные игры, видео и головоломки. Здесь можно найти дополнительные материалы для изучения вне класса, а онлайн кабинет доступен на всех гаджетах.

  1.  «Forward English» (под ред. М.В. Вербицкой)

Когда-то этот учебник был одним из моих любимых, но за последние несколько лет он явно устарел и стал проигрывать новым изданиям.

Явным плюсом УМК является хорошо продуманная структура: все темы организованы в тематические блоки, под которые тщательно подобрана лексика и грамматика. Возможно, некоторые темы и тексты (например, героями 3 части являются члены банды) покажутся слегка странными, но это никаким образом не влияет на общее положительное впечатление от учебников.

  1.  «New Millennium English»
  1. Учебники курса  «New Millennium English» или «Английский язык нового тысячелетия» — это современные учебники для общеобразовательных школ. Авторы позиционируют данный курс как первый русский УМК, написанный согласно коммуникативному подходу.Действительно, в УМК большое внимание уделяется формированию таких навыков, как работа в группе, участие в дискуссиях и проектах. Тематика представленных в учебнике текстов и заданий соответствует возрастным особенностям и потребностям учащихся. Учебник снабжен грамматическим справочником и алфавитным списком изученной лексики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование игр на уроках иностранного языка"

Мастер класс "Использование игр на уроках  немецкого языка"...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представля...

использование ИКТ на уроках иностранного языка

В данной  работе  описаны  плюсы   и минусы  использования  современных    технологий   на уроках  иностранного  языка....

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:...

Использование игр на уроках иностранного языка.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применен...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка языка

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирую...