Использование приемов формирующего оценивания на разных этапах урока английского языка
учебно-методический материал по английскому языку
Использование приемов формирующего оценивания на разных этапах урока английского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование приемов формирующего оценивания
на разных этапах урока английского языка
Существует огромное количество приемов формирующего оценивания, которые применяются на различных этапах современного урока английского языка. Использование приемов формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. К данным техникам относятся:
- Associations: учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске, тем самым повторяя ранее изученный лексический материал и применяя его для новой темы.
- Corners: учитель предлагает вопрос и четыре вероятных ответа на него располагает по углам комнаты. Ученики встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения.
- Sorting: ученики распределяют предложенные педагогом слова по темам.
- Know-Want to Learn-Learned: учащиеся заполняют таблицу Знаю-Интересуюсь-Узнал, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты.
- Прием “BLOB’s Tree”
Перед детьми стоит задача оценить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, на начало урока, и обозначить себя на «Blob’s tree», объяснить, почему ученик так думает, и поместил себя на определенной ветке, высоте. При объяснении, каждый ребенок сможет определить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, и наметить пути самопознания в процессе изучения грамматического или лексического материала. Учащиеся смогут прийти к единому мнению, что необходимо повторить.
А теперь приведем примеры ряда техник, которые помогают обеспечивать обратную связь в процессе изучения нового материала.
- Самая простая – это техника «Светофор». Сигналы посылаются учителю в реальном времени в ходе урока. У учащихся для этого есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание учителя, учащиеся оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, на сколько им под силу выполнить данное задание: красная – я не могу выполнить, я не понял; желтая – я не совсем разобрался с данным заданием; зеленая – мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь. Зажигая вместе светофор на разных этапах урока, учитель имеет возможность быстро увидеть готов ли класс продолжить занятие дальше или необходимо задержаться на данном этапе.
- Прием «Цветовые пометки», который позволяет ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: «Я этого не могу, мне трудно». Жёлтый – цвет неуверенности: «Я не совсем в этом разобрался». Зелёный – цвет благополучия: «Мне всё ясно, я с этим справлюсь». Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
- «Знаковый символ»: «!» выполнил без ошибок, «+» допустил ошибку, «-» не справился с работой.
- Со 2-4-го класса процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Начиная со второго класса для самооценки используем «Линеечки». После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по уровневой шкале. Можно использовать два критерия: правильность и аккуратность оформления работы.
На полях тетради ученики чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, повышенный, средний, низкий. Каждая линеечка помечается буквой «П» и «А»: П – правильность, А – аккуратность.
Уровни выполнения работы
Уровни | Правильность (П) | Аккуратность (А) |
высокий уровень | У меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу | Мне очень нравится, как я написал |
повышенный | У меня есть одна-две ошибки | Мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений |
средний уровень | У меня есть три-четыре ошибки | Я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки |
низкий уровень | У меня почти все неправильно, я совсем не справился с заданием | Мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано |
Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей. Эти критерии необходимо вывесить в учебном кабинете на видном и доступном для всех месте. Дети периодически на уроках по заданию учителя самостоятельно оценивают по предложенным критериям свои работы и работы одноклассников.
Quick Pulse: в любой момент урока останавливает урок и задает вопрос на понимание: «Что мы делаем?».
Данный метод используется для выявления того, насколько правильно ученики выполняют задание. Ответив на вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. Такое оценивание позволяет исключить случайные правильные ответы, полученные в результате угадывания или списывания. Данный вид работы выполняется в устной форме.
- Voting: педагог задает вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Учащиеся голосуют карточками противоположных цветов или заранее согласованными движениями.
- Карточки с ответами.
Каждому учащемуся необходимо иметь набор карточек с номерами, обычно 1,2,3,4. Вы зачитываете вопрос и варианты ответа с номерами, учащиеся поднимают карточку с номером ответа, который они считают правильным.
- Fingers up: Ученики оценивают степень понимания темы по пятибалльной шкале, поднимая соответствующее количество пальцев.
- Graphics: учащиеся упорядочивают знания по теме, используя графические способы организации материала, такие как ментальные карты, диаграммы Венна, графики или таблицы. К примеру, диаграмма Венна показывает возможные логические отношения между множествами. Учащимся была дана задача - вспомнить лексику по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В непересекающихся областях диаграммы ученики писали слова, уникальные для каждой из тем, а на пересечении — лексику, применимую в обоих случаях.
Каковы же преимущества формирующего оценивания после изучения темы? Во-первых, это шанс выявить и устранить пробелы, во-вторых, возможность рефлексии и развития навыков критического мышления. К техникам формирующей оценки, используемым по завершении обучения, могут быть отнесены:
- Ball Toss: учитель кидает мяч и задает вопрос. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает свой. Если же данный учащийся ответить на вопрос не может, он передает мяч другому ученику.
- Question and Answer Mix-up: учащиеся пишут вопрос и ответ на него на разных карточках, учитель проверяет грамотность, карточки с ответами распределяются среди учеников. Ученик задает свой вопрос, тот, у кого карточка с ответом на этот вопрос, поднимает ее и зачитывает ответ.
- Grab bag: учащиеся пишут на листе бумаги вопрос/ предложение для перифраза складывают карточки в мешок; ученики достают карточки по очереди и выполняют задание.
- Билет на выход. Выходя с урока, ребенок отвечает на вопросы, которые прописаны в билете: Что я понял? Что я не понял? Какой вопрос мне хотелось бы задать?
- «Направленная расшифровка». Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.
- Если бы я был учителем
Учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить классу темы, ход выполнения задания, теорему и т. д. Данный вид оценивания осуществляется в устной форме.
Цель проведения: учитель сможет выявить ошибки, трудности, неточные объяснения ученика и откорректировать их.
- Пример. Метод неоконченных предложений
- Я почувствовал, что…
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Своей работой сегодня я…, потому что...
- Мне захотелось…
- Мне больше всего удалось…
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…, потому что...
- Я научился…
- Задания для меня показались…, потому что...
- Для меня было открытием то, что…
Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было трудно….
- Я не понял….
- Лист самооценки учащихся на уроке английского языка
- My participation in the lesson
- (Мое участие в уроке)
- My feelings and emotions during the lesson
- (Мои чувства и эмоции во время урока)
- My difficulties
- (Мои затруднения)
- Valuable thoughts for me from the lesson
- (Ценные мысли от урока для меня)
- В анкетах учащиеся подчеркивают взаимосвязь между положительными эмоциями на уроке и успешным усвоением материала.
Оценивание по итогам изучения темы (подтемы, блока, раздела, параграфа и т. д.)
Индекс-карточки
Описание: учитель периодически раздает обучающимся карточки с заданиями на обеих их сторонах:
1-ая сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2-ая сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе), и сформулируйте вопросы.
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.
«Одноминутное эссе». В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным/ непонятным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.
«Матрица запоминания». Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом учителем. Например, этот прием хорошо использовать при изучении разных грамматических времен. И ученики помещают в нужную клетку разные времена, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.
- Карты самооценивания и взаимооценивания
в которых прописываются критерии оценивания. Данные критерии могут предлагаться учителем, а также могут обсуждаться совместно в начале урока. Работая с данными картами, младшие школьники учатся оценивать свою работу либо работу одноклассников. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать современный человек. Приведу примеры карт самооценки:
| can | can not | ||
отлично | хорошо | с затруднениями | ||
сказать, что делает Том и мои одноклассники каждый день |
|
|
|
|
рассказать английский алфавит |
|
|
|
|
читать слова с гласной Ii в закрытом слоге (зажата согласными) |
|
|
|
|
Прием «Самооценивание»
| Да | Нет | Не очень |
| Да | Нет | Не очень |
| Had + V3 | Did + V3 | Was/were + V3 |
| Письмо было отправлено | Письмо будет отправлено | Письмо отправляется |
| В активном залоге | В пассивном залоге |
Недельный отчет
Недельные отчеты – листы, которые обучающиеся заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какой изученный материал остался для меня неясным?
3. Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы ученикам для проверки понимания изученной темы?
Цель проведения: недельные отчаты дают ученикам возможность провести рефлексию вновь приобретенных знаний и сформулировать вопросы о том, что им неясно. В течение недели ученик закрашивает определённым цветом – оценка результата деятельности, часть сектора, соответствующего виду деятельности. С критериями оценивания мы договорились совместно:
- зелёный цвет – «Я доволен своей работой; ошибок нет»;
- жёлтый цвет – «Я старался, но не всё получилось»;
- красный цвет – «У меня много ошибок, исправлений. Я недоволен своей работой».
Заполняя «рефлексивную мишень» в течение недели можно проследить за результатами каждого вида работ: есть динамика или стабильность.
Участие детей в работе, организованной таким образом, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого ученика открытым и прозрачным.
Поиск ошибок
Учитель намеренно дает обучающимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать свое согласие/несогласие с высказыванием и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.
Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполнения задания.
Прием: «Пирамида» Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, можно предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над, чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.
Перевод информации
Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т. д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.
Цель оценивания: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приёмами формирующего оценивания. Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формирующего оценивания. Что из продемонстрированного вы используете в своей работе, а что взяли на заметку?
Литература:
1.Данилов Д.Д., Серова Ж.И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа. Плюс до и после. ¹4. 2004.
2.Берд Стас, Кимберли Эке. Развитие творческих способностей и формирование понятийного мышления // Семинар для учителей начальной школы / Проект ПИКС, 2008.
3.Келли П. Руководство по оценке учащихся. – Университет Плимута, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов игровых технологий на разных этапах урока математики
Основная цель работы-активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и интереса к предмету. В этой статье показано использование игровых технолог...
Использование приемов формирующего оценивания на разных этапах урока английского языка
В данной статье рассматриваются различные практические приемы формирующего оценивания, которые можно использовать на различных этапах урока английского языка....
Разработка заданий с использованием структурно-логических схем на разных этапах урока истории
Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого этапа ур...
Статья "Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка"
Особенности определения индивидуальных достижений каждого учащегося при помощи формирующего оценивания....
Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка
Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка...
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....
Использование ситуаций речевого общения на уроках английского языка
Использование ситуаций речевого общения на уроках английского языка...