Опыт работы с индивидуальным чтением у младших школьников
статья по английскому языку

В статье представлен опыт работы с серией книг по индивидуальному чтению по английскому языку для младших школьников. Данный материал будет интересен учителям, работающим в профильных школах, а также учителям, использующим методику CLIL в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы с индивидуальным чтение на основе серии Oxford Read and Discover, Oxford Read and Imagine

Чтение – вот лучшее учение.

А.С. Пушкин

Эпиграфом к данной статье служат слова великого русского поэта и истинного ценителя слова- Александра Сергеевича Пушкина. В его изречении содержится суть моего выступления.

Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Причин такому неутешительному явлению несколько- это и обилие электронных девайсов, отвлекающих внимание, и огромная учебная нагрузка, а также не всегда удачный выбор произведений, включаемых в программу. Более того, чтение на иностранном языке представляет дополнительные трудности, ввиду необходимости затрачивать больше временных и умственных усилий.

В то же время специалистами доказана неоспоримая польза работы с индивидуальным чтением, как инструментом дополнительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма, что особенно важно при освоении иностранного языка. Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что младших школьников необходимо обучать иметь дело с письменными образцами в повседневной жизни – чтение вывесок, объявлений, информации в интернете на иностранном языке.

Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.

Приняв решение ввести аспект индивидуального чтения в программу, я сделала упор на основное правило:чтение – это , в первую очередь, удовольствие! Любовь к книге должна начинаться с увлечения. Серия пособий Oxford Read and Discover, Oxford Read and Imagine отвечает всем требованиям, предъявляемым к качественным образцам художественной литературы на иностранном языке.

Oxford Read and Discover - это захватывающая серия учебных пособий с интересным и в тоже же время познавательным содержанием, заданиями и увлекательными проектами. Пособия из серии Oxford Read and Discover специально разработаны для того, чтобы сделать чтение английской литературы легким и приятным каждому. Мои ученики, работая с этими пособиями, смогли усовершенствовать свои навыки говорения и получить много полезной информации о Науке, Искусстве, окружающем мире. Книги разработаны согласно специальной методике CLIL, направленной на предметно-языковое интегрированное обучение, и охватывают огромное количество тем по трем направлениям: Мировая Наука и техника Окружающий мир Мировое искусство и общественные науки. В каждой книге доступны Упражнения для каждой главы, представлен Иллюстрированный словарь, Фотографии, карты, таблицы в качестве визуальной опоры, что является немаловажным для стимулирования дополнительной мотивации к изучению иностранного языка.

Работа с индивидуальным чтением построена следующим образом: ребята выбирают книгу из огромного перечня (около 25 наименований- книги 1, 2, 3 и 4 уровня), которая удовлетворяет их интересам, затем они ее читают ( максимально на чтение книги я даю месяц, но в основном, книги прочитываются за 2 недели). При сдаче книги ребята показывают мне свой читательский дневник, в который они записывают незнакомые слова, устойчивые выражения или фразы с переводом (которые я заранее обозначила для проработки), а также выполненные упражнения. Наличие в нашей классной библиотеке книг разного уровня позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, не превращая чтение в мучение для тех, кому освоение языка дается непросто, и предлагая зону опережающего развития для одаренных учащихся.

В конце серии книг Oxford Read and Discover есть раздел, предлагающий выполнить проект по теме книги. Наибольшей популярностью у ребят 2 класса пользуются книги про животных, и мною разработано несколько вариаций итоговых проектных работ для выполнения после прочтения книги Young Animals I (Babies and Their Mothers, Unusual Baby, How Babies Survive). Ребята выступают с защитой этого проекта перед классом в рамках урока по окружающему миру на английском языке.

Oxford Read and Imagine – серия книг художественной литературы, тематика которых зачастую связана с серией read and discover. Так например книга про приключения робота Кланка и ребят The big storm может быть прочитана после книги Electricity, такая взаимосвязь позволяет привить у младших школьников интерес к чтению научно-познавательной литературы.

В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для меня главной задачей было показать ребятам, что чтение может быть увлекательным и полезным, и на мой взгляд, с помощью этих замечательных книг мне это удалось, ведь на конец 3 четверти в классе в среднем каждым учеником прочитано по 7 книг, а некоторые прочитали по 10!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблемой  нарушения  чтения у младших  школьников  занимались  многие логопеды,Но  в  настоящее  время  ещё недостаточно  литературы  для  ...

Консультация для родителей «Нарушение письма и чтения у младших школьников»

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость...

Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.

С учетом этих проблем предлагаем  применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках осн...

Трудности формирования чтения у младших школьников.

Статья для родителей, учителей и логопедов....

Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...