Опыт работы с индивидуальным чтением у младших школьников
статья по английскому языку

В статье представлен опыт работы с серией книг по индивидуальному чтению по английскому языку для младших школьников. Данный материал будет интересен учителям, работающим в профильных школах, а также учителям, использующим методику CLIL в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы с индивидуальным чтение на основе серии Oxford Read and Discover, Oxford Read and Imagine

Чтение – вот лучшее учение.

А.С. Пушкин

Эпиграфом к данной статье служат слова великого русского поэта и истинного ценителя слова- Александра Сергеевича Пушкина. В его изречении содержится суть моего выступления.

Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Причин такому неутешительному явлению несколько- это и обилие электронных девайсов, отвлекающих внимание, и огромная учебная нагрузка, а также не всегда удачный выбор произведений, включаемых в программу. Более того, чтение на иностранном языке представляет дополнительные трудности, ввиду необходимости затрачивать больше временных и умственных усилий.

В то же время специалистами доказана неоспоримая польза работы с индивидуальным чтением, как инструментом дополнительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма, что особенно важно при освоении иностранного языка. Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что младших школьников необходимо обучать иметь дело с письменными образцами в повседневной жизни – чтение вывесок, объявлений, информации в интернете на иностранном языке.

Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.

Приняв решение ввести аспект индивидуального чтения в программу, я сделала упор на основное правило:чтение – это , в первую очередь, удовольствие! Любовь к книге должна начинаться с увлечения. Серия пособий Oxford Read and Discover, Oxford Read and Imagine отвечает всем требованиям, предъявляемым к качественным образцам художественной литературы на иностранном языке.

Oxford Read and Discover - это захватывающая серия учебных пособий с интересным и в тоже же время познавательным содержанием, заданиями и увлекательными проектами. Пособия из серии Oxford Read and Discover специально разработаны для того, чтобы сделать чтение английской литературы легким и приятным каждому. Мои ученики, работая с этими пособиями, смогли усовершенствовать свои навыки говорения и получить много полезной информации о Науке, Искусстве, окружающем мире. Книги разработаны согласно специальной методике CLIL, направленной на предметно-языковое интегрированное обучение, и охватывают огромное количество тем по трем направлениям: Мировая Наука и техника Окружающий мир Мировое искусство и общественные науки. В каждой книге доступны Упражнения для каждой главы, представлен Иллюстрированный словарь, Фотографии, карты, таблицы в качестве визуальной опоры, что является немаловажным для стимулирования дополнительной мотивации к изучению иностранного языка.

Работа с индивидуальным чтением построена следующим образом: ребята выбирают книгу из огромного перечня (около 25 наименований- книги 1, 2, 3 и 4 уровня), которая удовлетворяет их интересам, затем они ее читают ( максимально на чтение книги я даю месяц, но в основном, книги прочитываются за 2 недели). При сдаче книги ребята показывают мне свой читательский дневник, в который они записывают незнакомые слова, устойчивые выражения или фразы с переводом (которые я заранее обозначила для проработки), а также выполненные упражнения. Наличие в нашей классной библиотеке книг разного уровня позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, не превращая чтение в мучение для тех, кому освоение языка дается непросто, и предлагая зону опережающего развития для одаренных учащихся.

В конце серии книг Oxford Read and Discover есть раздел, предлагающий выполнить проект по теме книги. Наибольшей популярностью у ребят 2 класса пользуются книги про животных, и мною разработано несколько вариаций итоговых проектных работ для выполнения после прочтения книги Young Animals I (Babies and Their Mothers, Unusual Baby, How Babies Survive). Ребята выступают с защитой этого проекта перед классом в рамках урока по окружающему миру на английском языке.

Oxford Read and Imagine – серия книг художественной литературы, тематика которых зачастую связана с серией read and discover. Так например книга про приключения робота Кланка и ребят The big storm может быть прочитана после книги Electricity, такая взаимосвязь позволяет привить у младших школьников интерес к чтению научно-познавательной литературы.

В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для меня главной задачей было показать ребятам, что чтение может быть увлекательным и полезным, и на мой взгляд, с помощью этих замечательных книг мне это удалось, ведь на конец 3 четверти в классе в среднем каждым учеником прочитано по 7 книг, а некоторые прочитали по 10!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблемой  нарушения  чтения у младших  школьников  занимались  многие логопеды,Но  в  настоящее  время  ещё недостаточно  литературы  для  ...

Консультация для родителей «Нарушение письма и чтения у младших школьников»

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость...

Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.

С учетом этих проблем предлагаем  применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках осн...

Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...

Опыт работы учителя музыки «Музыкальное воспитание младших школьников»

Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание....