ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ
статья по английскому языку

Полякова Наталья Сергеевна
Формирование учебной мотивации - это воспитание у обучающихся идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика. Учитывая требования ФГОС, методами формирования мотивации к изучению иностранного языка в образовательной организации являются: проектный метод, коммуникативный системно-деятельностный метод, интенсивный метод, проблемный метод, суггестопедический метод и метод модульного обучения. Основными из них являются проблемный и системно-деятельностный методы обучения. Педагог должен учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности обучающихся, проявить свои умения и правильно подобрать формы и методы обучения, разнообразные виды контроля, которые в итоге приведут к формированию положительной мотивации к изучению предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

ГБПОУ ЛО «Кингисеппский колледж технологии и сервиса»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

Преподаватель Полякова Н.С.

г. Кингисепп

2024 г.

Мотивация (от lat. «movere») - это побуждение к действию.

Педагогика трактует понятие «мотивации» как процесс побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования

Мотивация определяется целым рядом факторов:

1) характером образовательной системы;

2) организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;

3) особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень

интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний,

самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т. д.);

4) личностными особенностями преподавателя и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;

5) спецификой учебного предмета.

Формирование учебной мотивации - это воспитание у обучающихся идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика.

Учитывая требования ФГОС, методами формирования мотивации к изучению иностранного языка в образовательной организации являются: проектный метод, коммуникативный системно-деятельностный метод, интенсивный метод, проблемный метод, суггестопедический метод и метод модульного обучения. Основными из них являются проблемный и системно-деятельностный методы обучения.

Современные используемые методы должны:

1) создавать атмосферу комфорта и свободы; вызывать интерес обучающегося, побуждать желание использовать язык практически;

2) побуждать раскрытие когнитивных, речевых и творческих способностей;

3) активизировать взаимодействие с другими участниками образовательного процесса;

4) учитывая физические, интеллектуальные и эмоциональные возможности, обеспечивать дифференцированный и индивидуализированный подход к обучению;

5) использовать разнообразные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную.

Проектный метод, являясь творческим процессом, позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку. Проектный метод имеет практическую направленность и позволяет достигать максимального результата, так как исключает формальный характер изучения иностранного языка. Проектный метод имеет личностно ориентированный и деятельностный характер, в полной мере отвечает новым требованиям организации и целям обучения.

Коммуникативный системно-деятельностный метод. Главной целью этого метода является формирование коммуникативной компетенции, где обучение максимально приближено к реальному общению. Коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности.

Использование проблемного обучения способствует активному развитию проблемного мышления, способствует воспитанию активной творческой личности, умеющей разрешать нестандартные проблемы. Смыслом этого метода является стимулирование поисковой деятельности учащегося. Проблемный метод является эффективным, но его нельзя считать универсальным, так как имеется ряд недостатков: низкий языковой уровень некоторых обучающихся, которые испытывают трудности и не хотят участвовать.

Отличительная черта интенсивного обучения - преимущественная установка на непроизвольное запоминание, которое обеспечивается созданием на занятиях атмосферы эмоционального подъема, сопровождение речевой коммуникации паралингвистическими средствами, максимальным использованием ритмических и музыкальных особенностей реплик и высказываний. Обучающиеся не осознают, что они учатся, т.к. создается сильная иллюзия реальной коммуникации, осуществляемая в сжатые сроки.

Суггестопедический метод. Слово суггестия происходит от лат. suggestum, что означает нашептывать, внушать. Суггестология – наука о внушении, суггестопедия - ее применение в педагогике. Эффективность метода заключается в активизации резервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, развитии положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемости и способствуют росту мотивации обучения. Перечисленные обстоятельства, реализуемые в процессе занятий с использованием средств суггестивного воздействия, способствуют значительному увеличению объема усваиваемого материала за единицу времени, формированию прочных речевых навыков и умений и способности включаться в различные ситуации общения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому обучающемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Опора при таком обучении делается не на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а на те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка. Модульное обучение имеет следующие преимущества:

  • почти все обучающиеся работают самостоятельно, достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме;
  • самостоятельная работа дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы;
  • использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности, как самостоятельность и коллективизм;
  • во время выполнения модуля обучающиеся обычно не нарушают дисциплину и не отвлекаются на посторонние дела.

Подводя итог, стоит обратить внимание, что педагог должен учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности обучающихся, проявить свои умения и правильно подобрать формы и методы обучения, разнообразные виды контроля, которые в итоге приведут к формированию положительной мотивации к изучению предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляетс...

Различные подходы к вопросу формирования мотивации к изучению иностранного языка

данная работа посвящена проблеме формирования мотивации, как основного условия повышения эффективности и качества обучения иностранному языку. Представлены различные подходы решения данной проблемы, р...

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Проблема мотивации в учении возникает по любому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....

Внеурочная деятельность как способ формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Ознакомление с формами,видами и способами формирования мотивации для развития лингвистического образования....

Формирование мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Формирование мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности...

Использование инновационной технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на примере методической разработки «Идиомы английского языка. Источники их происхождения».

   В статье  "Использование инновационной  технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на...