Статья«Исследовательская и проектная деятельность учащихся с применением интернет-технологий»
статья по английскому языку
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
Примеры организации исследовательской и проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.docx | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гирьянская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
ДОКЛАД
«Исследовательская и проектная деятельность учащихся с применением интернет-технологий»
Выполнила: учитель иностранного языка
I квалификационной категории
Гретчина Людмила Васильевна
д.Гирьи 2022 г
Введение
1. Проектная и исследовательская деятельность
Сущность проектной технологии
Типология проектов
Требования к организации проектной деятельности
2. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
3. Примеры организации исследовательской и проектной деятельности
Заключение
Литература
Введение
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, -
все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
(Ричард Олдингтон)
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века, когда умы философов были направлены на то, чтобы найти способы развития активного самостоятельного мышления ребенка. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, активно применявшая проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали активно внедряться в школу, однако в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить его в практике.
Сегодня уже всем понятно, что простое заучивание фактов и правил ушло на второй план, отдав лидирующие позиции умению применить эти знания на практике, в повседневной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющемуся образованию потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения, обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Проектная деятельность
Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта.
Проектно-исследовательская деятельность — это серьезная и целенаправленная работа педагога-руководителя. Исследовательская деятельность предполагает системную работу, с каждой группой обучающихся. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют обучающиеся в рамках своих тем. Помимо выполнения различных заданий, специфичных для каждой группы, студенты получают возможность изучать выбранную ими и интересную для них область знаний через систему самых разнообразных мероприятий, проводимых как в колледже так и вне.
Проектно – исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС, это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (работой над проектом).
Проект – специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучаемыми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентацией.
Проектно – исследовательская технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование обобщённых компетенций обучающихся, универсальных информационных и познавательных (исследовательских) умений.
Работа над проектом:
❑ поисковый этап;
❑ аналитический этап;
❑ практический этап;
❑ презентационный этап;
❑ контрольный этап.
Это технология, позволяющая передавать способ действия, а не конкретные знания, в результате чего, обучающиеся овладевают творческими умениями, развивается личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию.
Мастерская – это специфический способ организации деятельности обучающихся в составе малой группы (5 – 7 человек) при участии преподавателя – мастера, инициирующего её поисковый, творческий характер, направленный на построение знания на основе объективных жизненных ситуаций, в которых содержатся все необходимые условия для их решения.
Проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в образовательной деятельности учащихся (кадетов), особенно в последнее время. И уж конечно обязательно этот вид деятельности должен присутствовать при реализации образовательным учреждением стандартов третьего поколения, как на уроках, так и во внеурочное время.
Что такое исследовательская деятельность?
Это деятельность учащихся, связанная с решением кадетом творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, по принятым в науке традициям:
Проект - это "пять П":
∙ Проблема,
∙ Проектирование (планирование),
∙ Поиск информации,
∙ Продукт,
∙ Презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Структура проекта
Наличие проблемы. Должен быть нерешенный вопрос, задача, которая либо возникла у ученика, либо к ней «подвел преподаватель». Проблема должна:
1. быть актуальной для учащихся;
2. не представлять собой полностью сформулированную задачу, давать простор для творчества.
Возможность обучающими самостоятельно решать проблему, т.е. «проживать» проект, получая опыт не только учебной деятельности, но и коллективного общения, приобретая надпредметные компетенции.
∙ Связью с жизнью (практическая значимость).
∙ Наличие готового продукта.
∙ Работа в группе.
В ходе проекта ученики учатся:
∙ формулированию проблемы, цели, определению цели,
∙ планированию деятельности,
∙ поиску информации, анализу, обобщению, выбору адекватной целям технологии, практическому применению теоретических знаний, подготовке к проведению презентации (защите проекта), рефлексии (умению оценивать результативность достижения цели на различных этапах проекта).
Все начинается с цели
Остановитесь на той проблеме, которая Вас волнует более всего. Представляйте своих учащихся, не пытайтесь решить проблемы виртуального ученика. Сформулируйте себе, что Вы хотели бы изменить и чего хотели бы достичь сегодня.
Цель должна быть:
∙ четкая;
∙ определенная;
∙ измеримая (цель должна подразумевать либо оговаривать возможность измерения/проверки результата);
∙ достижимая (цель должна быть выполнимой для конкретного исполнителя);
∙ обеспечена ресурсами;
∙ ограничена во времени (нет времени — нет цели, есть мечтания).
От цели - к оригинальной идее
Сразу подумайте:
∙ Будет ли проект интересен для учеников или как Вы можете привлечь их к участию. Это самое главное, т.к. без личной заинтересованности учащихся проект обречен на провал.
∙ В каких активных видах деятельности предположительно будут задействованы учащиеся. Они от «поглотителей» информации должны перейти к роли активных участников.
∙ Как проект будет связан с практической жизнью.
∙ Будет ли проект связан с изучаемым материалом.
∙ Кого я возьму в союзники?
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.
Начнём с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.
Типы проектов
#1055;рактико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
#1048;сследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
#1048;нформационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
#1058;ворческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.
Задачи проектной деятельности в школе:
‒ Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
‒ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
‒ Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
‒ Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
‒ Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
‒ повышение мотивации учащихся при решении задач;
‒ развитие творческих способностей;
‒ формирование чувства ответственности;
‒ создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.
Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся. Целью проекта всегда будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
У учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но то, что это она является эффективным средством от однообразия и скуки, а также способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний – это неоспоримый факт. Я считаю, что в перспективе необходимо расширять опыт проектной деятельности, в связи с чем необходимо скорректировать поурочное планирование, ведь если составлять тематические планы, учитывая метод проектов, то появится больше времени для их обдумывания.
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее. Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.
Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.
Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.
Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам
Примеры организации исследовательской и проектной деятельности на уроках английского языка
Организация исследовательской и проектной деятельности по английскому языку проводится нами как на разных уровнях и в разных формах. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы, написание минисочинений, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п.
В качестве примеров урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся выступают проблемные уроки; уроки-проекты; уроки-дискуссии.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности-это проектная работа по интересам, подготовка и участие в олимпиадах разных направлений, конференциях.
В качестве видов исследовательской деятельности мы выделяем:
1. Групповую работу, когда представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.
2. Лабораторные работы. Проведение анализа о том, как правильно составить вопрос на английском языке или рассмотрение порядка слов в различных типах английского предложения.
3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.
На протяжении многих лет мы используем проектную методику на уроках английского языка. Выбор этого метода в нашей работе с обучающимися, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного предмета, который определяет его ярко выраженный межпредметный характер. Третья причина выбора данного метода связана с особенностью нашего образовательного учреждения. Среди учащихся большой процент способных и одаренных детей с высокой мотивацией к учебе, к исследовательской деятельности. Важно не растерять этот интеллектуальный потенциал, а всемерно его развивать.
Работая по новой программе изучения английского языка, школьникам предлагаются задания, которые предусматривают выполнение проектов. Так, работая над темой «Family relationship», ученики рисуют портрет своей семьи, создают свое семейное дерево и рассказывают о членах семьи. Обучающиеся начинают работают с научно-популярными текстами, Интернетом и решают конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде проектов и презентаций. Так, изучив тему «Education» и «Ecological problems» в 10 классе, я предложила ребятам проекты «Reuse? Reduce? Recycle» и «School uniform», поскольку большинство учащихся предпочитают работать индивидуально, чтобы рассказать о своих предпочтениях. А после изучения темы “The discovery of America” учащиеся подготовили рисунки и коллективные проекты,карты-маршруты.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам их выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта мы обращаем внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень творчества и оригинальность при выполнении проекта. Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца".
Навыки, полученные в работе над проектом, помогают кадетам успешно справляться с проблемными заданиями на уроках, уверенно чувствовать себя на конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
Заключение
Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
В заключение следует отметить, что научно-исследовательская работа в школе - это одна из самых позитивных форм работы с учащимися, которая становится неотъемлемой частью содержания образования.
Список используемой литературы:
1. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 320с.
2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2019.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".
4. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2018, с 151-157
6. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку
7. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- учреждений.
8. Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4 2019 .- М.: АРКТИ.2020.
9. Дусавицкий, А. К. Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении. — М.: ВИТА — ПРЕСС, С.185
10. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию //Интернет-журнал «Эйдос». — С.234
11. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя — М.: Просвещение, С.365
12. Соловьева, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, С.250
13. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, С.190
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с помощью современных образовательных и информационных технологий, поз...
Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с помощью современных образовательных и информационных технологий, поз...
Проектная деятельность учащихся с применением информационных технологий на уроках физики и во внеурочное время
Опыт проектной деятельности с применением информационных технологий...
Статья "Исследовательская и проектная деятельность учащихся ".
Исследовательские умения не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом....
Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...
Проектная деятельность учащихся с применением ИКТ
Обобщение опыта работы по реализации проектной деятельности с применением ИКТ...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...