Научная статья
статья по английскому языку (11 класс)
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_filimonova.docx | 50.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Филимонова Татьяна Михайловна
преподаватель
ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств»
(город Брянск)
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости формирования и развития критического мышления студентов средне профессиональных учебных заведений, так как овладение способами критического мышления определяет уровень способностей к непрерывному образованию.
Молодому поколению надо получить такие знания, умения, навыки, которые помогут сформировать и применять в жизни и профессии обобщенные, перспективные, мыслительные компетенции, называемые сейчас soft skills («мягкие» навыки). К ним относится и критическое мышление [4, с. 6].
Формирование критического мышления это – процесс обучения и воспитания, в результате которого актуализируются и развиваются такие природные качества личности как любознательность, восприимчивость, уверенность в себе, самостоятельность, коммуникабельность, свобода выражения мысли (раскованность), смелость в высказывании идей. [3, с. 396].
Дьяченко М.И. и Кандыбович Л.А. утверждают [1, с. 241], что процесс формирования – это длительный процесс, в ходе которого происходит овладение знаниями, умениями и навыками, изменяющий психику обучающегося в процессе активного воздействия.
Критическое мышление представляет собой сложный мыслительный процесс, который начинается с восприятия информации и заканчивается принятием обдуманного и независимого решения. Этот процесс можно представить в следующей последовательности взаимосвязанных операций (рисунок 1):
Рис.1. Процесс критического мышления
Роль преподавателя заключается не в воздействии на личность студента посредством выдвижения педагогических требований, а в создании условий для саморазвития и самовоспитания личности.
Занятие, реализуемое с учетом технологии «Критическое мышление» должно быть модульным и состоять из трех этапов:
1) evocation (вызов, пробуждение);
2) realization (осмысление новой информации);
3) reflection (рефлексия), в соответствии с которыми может быть построено занятие.
На каждом вышеперечисленном этапе занятия применяются свои различные методические приемы. Рассмотрим некоторые из них:
1) Прием «Мозговой штурм» или метод решения задач (brainstorm). Может проводиться индивидуально, в парах, малыми группами или всей группой. Данный прием состоит из 4-х этапов: постановки задачи; генерирования идей без всякой критики; обсуждения и анализа идей; принятия решений. На занятиях английского языка могут применяться такие задания: подобрать название к тексту; назвать последовательность событий в тексте или какой-либо ситуации; назвать части чего-либо; «Шквал вопросов» и др.
2) Прием «Кластер». Представляет собой графический прием выделения смысловых единиц текста и их оформление в определенном порядке (в виде «грозди», «спутников»).
В процесс размышления активно включается зрительная память. В виду
возрастной специфики студенчества на занятии проявляется большая самостоятельность в выделении смысловых единиц. В центре кластера располагается тема занятия, основная проблема, вокруг нее – крупные смысловые единицы, это могут быть слова, словосочетания, целые предложения, отображающие смысловые ассоциации по изучаемой проблеме или теме (рисунок 2).
Рис.2. Прием «Кластер»
Набрасывая идеи, студенты устанавливают связи и взаимосвязи между ними. Данный прием может быть использован на любой из стадий занятия, при этом форма организации может быть индивидуальной или групповой.
3) Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы. Таблица «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий занятия (таблица 1). На стадии «вызова» это вопросы, на которые студенты хотели бы получить ответы; на стадии «осмысления» - содержания для фиксации вопросов по ходу чтения текста; на стадии «рефлексии» - для демонстрации понимания изучаемой темы.
Таблица 1.
Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы
“Thin” questions | “Thick” questions |
Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? etc. | Why … ? Give three explanations why... ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? etc. |
«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие знания фактов, предполагают простые односложные ответы. «Толстые» вопросы требуют понимания и размышления, необходим подробный развернутый ответ.
Студенты работают с таблицей самостоятельно, преподаватель лишь направляет ход рассуждений в рамках заданной темы. После завершения заполнения таблицы необходимо прочитать текст, найти подтверждения выдвинутым предположениям.
6) Прием «Дневник». Цель – сопоставление содержания текста с личным опытом. Дневники могут быть двух- и трехчастными. Двухчастные дневники заполняются по ходу чтения текста. С левой стороны студенты записывают цитаты, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали эмоции, переживания, ассоциации с прочитанным и т.д.; справа - комментарии, объясняющие причину, побудившую сделать запись. У трехчастных дневников появляется дополнительный столбец – «вопросы к преподавателю» (рисунок 3).
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? | Вопросы к преподавателю |
Рис.3. Трехчастный дневник
После заполнения таблицы обязателен этап обсуждения, если какие-то эпизоды не прозвучали, преподаватель дает свои комментарии. Такое задание требует от студента более вдумчивого, последовательного чтения, способствует развитию аналитического мышления и рефлексивных умений.
8) Приемы: «Круглый стол», «Дискуссия», «Совместный поиск», «Дебаты». Данные приемы являются моделями коллективного устного взаимодействия, вызывающие активную мыслительную деятельность. Это мощные инструменты формирования критического мышления, т.к. являются основными формами обсуждения проблем. Спор и дискуссия – неравнозначные понятия, хотя дискуссия может перерасти в спор. С помощью дискуссии студенты погружаются в различные жизненные ситуации, вызывающие желание донести свою точку зрения, свое видение проблемы.
Таким образом, формирование критического мышления предполагает развитие умений видеть и решать проблему, способности провести ее анализ, выявить компоненты, целостно изучить проблему, оценить возможные варианты решения и выбрать наиболее оптимальный.
Список источников и использованной литературы
1. Дьяченко, М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы:: учеб.пособие М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Тесей, 2003. - 352 с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
3. Плотникова Н.Ф Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении // Образовательные технологии и общество, №4, 2009, с. 396-400.
4. Шакирова, Д. М. Критическое мышление / Д. М. Шакирова. — Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019 — Вып. 3 — 146 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"
Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....
Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...
ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
Публикация в сборнике статей III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...
Научная статья: Г.Ф. Миллер о походе Ермака: у истоков научного образа
Материал с международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, проходившей в Витебске, 18 октября 2017 г....
Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской
Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого ...
3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.
Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...