Научная статья
статья по английскому языку (11 класс)

Филимонова Татьяна Михайловна

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЛИ ИСКУССТВО ПРАВИЛЬНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филимонова Т. М.

(г. Брянск, РФ)

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЛИ ИСКУССТВО ПРАВИЛЬНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

 «Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам»

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (французский философ, XVIII век)

С тех пор, как  в 1910 году американский психолог, философ и реформатор образования Джоном Дьюи впервые представил обществу концепцию критического мышления, она  стала очень популярна. Сегодня, считается, что каждый образованный и умеющий мыслить человек должен обладать навыками критического мышления.

В мире критическое мышление считается «навыком XXI века». В нашей стране специалисты в сфере образования называют его навыком, входящим в систему «4К» (коммуникация, критическое мышление, креативность, командная работа), которые также относится к навыкам XXI века.

Кроме того, ФГОС третьего поколения акцентируют внимание на развитии креативности и критического мышления обучающихся.

Так что же такое критическое мышление? Критическое мышление — способность сомневаться в информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.

Умение задавать вопросы – важный инструмент критического мышления.

Часто бывает, что люди задают либо слишком мало вопросов, либо эти вопросы «неправильные». Особую роль имеют вопросы «Почему?». Задавать вопросы особенно полезно в процессе обучения, в творческой и бизнес среде.

Одной из базовых методик проверки новой информации является методика фактчекинга «5W+H» (где w и h означают первые буквы специальных вопросов в английском языке).  Это система вопросов, которые следует задавать при отборе информации. Ее изобрел Марк Шеррингтон – основатель консалтинговой фирмы Added Value. Она предполагает последовательные ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Почему? Зачем? Как?

Отработать данную технологию можно на основе анализа прочитанного текста, например, по следующей схеме:

1. с какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести;

2. какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты;

3. какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно;

4. как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся;

5. где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация.

Анализируя текст, необходимо обязательно формулировать свое  собственное отношение к проблеме, основанное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Таким образом, умение критически мыслить приносит пользу не только в классе и аудитории, но и за их пределами. Научиться критически мыслить - это путешествие длиною в жизнь, ведь всегда есть чему поучиться!

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.В. Формирование ключевых навыков человека XXI века М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образов РАО», 2022. 180 с.

2. Чатфилд Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение - «Альпина-Диджитал», 2018. 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Научная статья: Г.Ф. Миллер о походе Ермака: у истоков научного образа

Материал с международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, проходившей в Витебске, 18 октября 2017 г....

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...