Формирование читательской грамотности на уроках английского языка
статья по английскому языку

Матоварова Наталья Ильинична Иркутская область учитель английского языка

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinka_osen.docx662.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности

на уроках английского языка

                            Чтение – это истинное удовольствие жизни.

    Чтение на иностранном языке влечет за собой определенные трудности для учащегося.

Читательская грамотность – способность человека понимать тексты, размышлять о них, расширять свои знания, достигать целей.

Чтение – это технология интеллектуального развития, чтение для общения. для решения проблем.

Функциональное чтение – чтение, с целью поиска информации для решения конкретных задач.

При функциональном чтении применяются приемы:

            а) просмотрового чтения (сканирования)

            б) аналитического чтения (выделение ключевых слов, цитат,..)

Если у ученика сформированы такие навыки, то ему не будет трудно работать с текстом.

Есть три группы читательских умений:

  1. Ориентация в содержании текста: (умение определить тему, цель…)
  2. Это интерпретация текста (преобразовать тексты в какую-то таблицу, схему…)
  3. Оценка информации (т.е. по содержанию текста оценить утверждения исходя из своих представлений о мире, высказать свою точку зрения)

Это все называется смысловое чтение.

В формировании функциональной грамотности учащиеся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

Сплошные ----- рассказы, стихи, басни, письмо, статьи

Несплошные ----- графики, таблицы, диаграммы

Основные требования к тексту, для формирования функциональной читательской грамотности: 1. текст должен быть интересен

                 2.текст с неизвестной информацией, но актуальную для ученика

                  3.уровень трудности должен соответствовать возрасту

                 4.объем текста    

                 5. текст взят из реальной жизни.  

Например: текст: Autumn и картина об осени.

Задание по картине до прочтения текста. Посмотрите на картину и скажите пожалуйста, что вы видите, что для вас означает эта картина. Мнения разные: у мужчин – это охота в лесу, у женщин - красивое животное в лесу; художник изобразил осенний лес и богатство животного мира.

Следующие задания по тексту.

       Autumn is the most colorful time of the year from all seasons, when nature changes its usual appearance to golden colors in glimpses of autumn sun. Autumn consists of three months: a gentle September, October filled with rain, and a dank November. Autumn nature pleases us with juicy, bright colors: red, yellow and orange. The days become shorter and colder. The sun is rarely shown and warms up weaker, weaker, grey clouds tighten the sky, and it is raining heavily. Birds fly to hot countries. Forest animals are preparing for hibernation. The wind tears off the last leaves from the trees, leaving them naked and lonely. In the mornings, one can observe a thick mist covering everything around, which gradually turns into a shallow rain. But soon, the autumn weather suddenly starts to please us with sunny days. This period is called "Indian summer", and it lasts two weeks. Indian summer is a wonderful time, when fall gives us the last warm days. The plants fade, the web flies in the air and shines in the sun like the silk threads.

      Осень - наиболее красочное время года из всех сезонов, когда природа меняет свой обычный облик на золотистые цвета в проблесках осеннего солнца. Осень состоит из трёх месяцев: нежный сентябрь, октябрь, заполненный дождями, и промозглый ноябрь. Осенняя природа радует нас сочными, яркими красками: красным, желтым и оранжевым. Дни становятся короче и холоднее. Уже редко показывается солнце и греет всё слабее и слабее, серые тучи затягивают небо и льют сильные дожди. Птицы улетают в жаркие страны. Лесные звери готовятся к зимней спячке. Ветер срывает с деревьев последние листья, оставляя их голыми и одинокими. По утрам можно наблюдать густой туман, покрывший все вокруг, который постепенно переходит в мелкий дождик. Но вскоре, осенняя погода внезапно начинает радовать нас солнечными днями. Этот период называется "бабьим летом", и длится он две недели. Бабье лето - замечательное время, когда осень дарит нам последние тёплые дни. Отцветают растения, в воздухе летает паутина и блестит на солнце подобно шелковым нитям.

 Задания по тексту:

  1. Жужжащее чтение текста
  2. Чтение по очереди
  3. Угадать, о чем текст (используя картину) без перевода
  4. Найти описание осени, природы, погоды
  5. С чем сравнивают осень (с индийским летом – бабье лето)
  6. Найти описание холодной осени (с чем это ассоциируется)
  7. Картинка: олени в лесу, (с чем ассоциируется картинка, какой цвет преобладает: желтый (значит тепло, солнце, золото)

        На уроке английского языка в 6 классе был направлен на формирование читательской грамотности. Работали с текстом «Рождество в Великобритании» группами (3 группы). Обучающиеся через чтение познакомились с традициями страны, изучаемого языка, обогатили словарный запас. В результате работы формировались и совершенствовались навыки иноязычной коммуникативной компетенции в области устной речи, чтении и письма. На этапе фонетической разминки использован прием «жужжащее чтение», который мы используем на уроках. На этапе речевой зарядки использован прием «ромашка» (вопросы – ответы). Работа с текстом проводилась в группах с целью извлечения необходимой информации. Чтение содержало все 3 этапа:

На предтекстовом (pre –reading) – ознакомление с новой лексикой в виде кластера, находят слова – ассоциации с темой (в каждой группе). Текстовый этап – дети читают  и извлекают информацию, разбитую по группам. Первая группа – подготовка к празднику Рождества, вторая – история праздника, третья – традиционная рождественская еда.

       Формированию читательской грамотности способствуют такие задания, как подбор соответствий, подтверждений правильности утверждения “true – false”. В послетекстовом этапе (postreading) использован прием “gaps –filling”  - подстановка пропущенных слов.

       Урок был проведен на районном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе двенадцатого декабря, в канун Рождественских праздников в Великобритании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

Данная работа покажет как можно построить задания на уроках английского языка для формирования читательской грамотности...

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Про...

Методика составления заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Данная методическая разработка представляет собой обзор текстовых заданий различных типов для обучения читательской грамотности и правила работы над ними....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

Формирование читательской грамотности, как основа формирования функциональной грамотности....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...