Современные тенденции в исследовании языковой личности
статья по английскому языку

Реснянская Елена Александровна

Антропоцентрическая направленность современной лингвистики усиливает интерес к человеку, к языковой личности. Интеллект человека, когнитивные аспекты функционирования личности проявляются и воплощаются в языке. Языковая личность складывается из способностей человека к выполнению речемыслительной деятельности, совершению речевых поступков, порождению и смысловому восприятию речи.  «Многомерность» человека как познавательной сущности требует комплексного подхода к его изучению.  Перед науками о человеке встаёт задача существенного изучения роли «человеческого фактора» в процессе коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tendentsii_v_issledovanii_angliyskogo_yazyka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные тенденции в исследовании языковой личности

Антропоцентрическая направленность современной лингвистики усиливает интерес к человеку, к языковой личности. Интеллект человека, когнитивные аспекты функционирования личности проявляются и воплощаются в языке. Языковая личность складывается из способностей человека к выполнению речемыслительной деятельности, совершению речевых поступков, порождению и смысловому восприятию речи. «Многомерность» человека как познавательной сущности требует комплексного подхода к его изучению. Перед науками о человеке встаёт задача существенного изучения роли «человеческого фактора» в процессе коммуникации.

Коммуникация воспринимается как замкнутый цикл: наши интенции оказывают воздействие на других людей, намерения которых, в свою очередь, оказывают влияние и на нас. В 1975 году в прикладной психологии появилось новое направление «нейролингвистическое программирование» (NLP), разработка которого принадлежит американским исследователям Дж. Гриндеру и Р. Бэндлеру. По определению авторов, NLP подразумевает умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и умение понимать и уважать их модели мира.

Первый интерес к языковой личности принадлежит немецкому исследователю И. Вейсгерберу, который указывает на взаимосвязь человека и его национального языка и культуры. В современной отечественной лингвистике особый интерес вызывает модель языковой личности, разработанная Ю.Н. Карауловым. Под языковой личностью учёный понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведение(текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определённой целевой направленностью» [1; 21]. Текст, как известно, создаётся личностью. Строение текстов позволяет видеть индивидуальные особенности языковой личности, понимать уровень её коммуникативной компетенции и ощущать скрытые процессы вербального мышления.

Владение языковой компетенцией сочетается с умением использовать, например, лексические средства в определённой коммуникативной ситуации для реализации коммуникативных намерений. В подтверждение процитируем Г.В. Колшанского, который обращает внимание на интенцию автора высказывания как компонент воздействия: «Нельзя не представлять, что какое-либо высказывание не несло бы в себе определённой интенции автора, а, следовательно, компонента воздействия на коммуникативного партнёра» [3; 141]. О коммуникативной направленности высказывания отмечал и Дж. Остин в своей теории о речевых актах: «Произнесение каких-то слов часто, и даже обычно, оказывает определённое последующее воздействие на чувства, мысли или действия аудитории, говорящего или других лиц, и это может быть рассчитанный, намеренный, целенаправленный эффект» [5; 88].

Как видим, сама цель общения становится воздействием. В процессе общения осуществляется воздействие коммуникантов, поскольку речевые акты, как правило, нацелены на адресата.

Современные научные взгляды на аспекты речевого воздействия находят отражение в пранмалигвистике, теории речевых актов и психолингвистике. Об этом говорит и Г.Г. Матвеева: «Воздействие, или управление поведением, является целью всякого общения» [4; 12]. Язык выступает как инструмент координации совместной деятельности людей. Любой речевой акт несёт определённую и целевую информацию адресату. Под речевым воздействием исследователи также понимают применение разнообразных языковых форм с целью построения сообщений, имеющих повышенную способность воздействовать на сознание и поведение адресата. Стратегии речевого поведения коммуниканта связаны с условиями конкретной ситуации общения, а также с личностными характеристиками самого коммуниканта. Наиболее распространённым языковым инструментом , используемым с целью речевого воздействия, является выбор удачных слов, сочетаний, фразеологизмов, которые имеют свою эмоциональную составляющую.

Любой человек пребывает в мире ценностей, оцениваемых положительно. Явления, нарушающие его ценностный универсум, заставляют работать не только интеллектуальный механизм отражения действительности, но и эмоциональный, чтобы сформировать у адресата определённое, ожидаемое, отношение к тому или иному факту или событию.

Принято считать, что первые исследования речевых актов эмоционального воздействия принадлежат Л.А. Киселёвой. Основная задача этого направления состояла в изучении моделирования «социального и индивидуального поведения людей посредством речи» [2;98]. По мнению учёного, языковая информация представляется как система «иерархически взаимосвязанных подсистем, различающихся характером заданных свойств» [2;13]. Ощутимая прагматическая направленность речевых актов эмоционального воздействия вызывает аналогичные эмоции у реципиентов, заражая их ими, формируя положительные и негативные их проявления. В этом просматривается их перлокутивный эффект. Управление логическим выводом может осуществляться с помощью уже упоминавшегося выше приёма, как выбор языковых средств, заставляющих коммуникантов действовать соответственно или делать надлежащие выводы.

Таким образом, многие исследователи выделяют фактор человека как субъекта деятельности. Языковая личность входит в парадигму лингвистики как равноправный объект изученичя.

Список литературы:

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 264 с.

2. Киселёва Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. - Л.: ЛГУ, 1978. - 159 с.

3. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: Наука, 1984. - 175 с.

4. Матвеева Г.Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению. - Ростов-на-Дону: ДЮИ, 1999. - 83 с.

5. Остин Дж. Л. Слово как действие// Новое в заруюежной лингвистике. Вып. 17. - М.: Прогресс, 1986. - 423 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"Доклад был представлен на Всероссийской конференции по русскому языку «Речевое развитие обучающихся – основа р...

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...

Формирование билингвальной языковой личности в условиях современного образовательного учреждения.

В данной работе показаны приемы и методы формирования билингвальной языковой личности на базе двух иностранных языков: английского и французского. Мы хотим представить вам несколько фрагментов уроков ...

Отражение специфики языковой личности современного школьника в текстах сочинений учащихся 10 класса

Данная статья направлена на рассмотрение языковой личности современного школьника на примере текстов сочинений. В процессе рассмотрения проанализированы мотивационно-прагматический, тезаурусно-когнити...