«Типичные ошибки в ЕГЭ. Раздел письмо»
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)
«Типичные ошибки в ЕГЭ. Раздел письмо»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipichnye_oshibki_pri_napisanii_pisma.docx | 59.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на методическом объединении учителей иностранного языка
«Типичные ошибки в ЕГЭ. Раздел письмо»
Важенина Екатерина Аркадьевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 42 города Тюмени
2018
1.ВВЕДЕНИЕ.
В силу сложившихся в стране социально - экономических и политических условий, российская образовательная система оказалась в сложном положении. Поэтому в настоящее время много говорится о необходимости обновления системы образования. Разрабатываются новые концепции школьного и вузовского образования, появляются новые модели подготовки специалистов, в том числе и в области подготовки и переподготовки учительских кадров.
Однако далеко не всегда понятно, касаются ли предлагаемые инновационные тенденции обновления содержания образования как такового или сводятся лишь к некоторым количественным и качественным изменениям в рамках разработки новых учебных программ и курсов.
Далеко не всегда инициируемые реформы образования базируются на фундаментальном анализе реальных потребностей общества и личности в контексте изменяющихся международных, государственных, региональных условий и тенденций развития экономики и социальной жизни.
Если когда-то серьёзно говорили о возможности передачи знаний, то сегодня очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, вне определённых навыков и умений их использования, не решают проблемы образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.
В наши дни вопрос ставится ещё шире. Целью образования становятся не просто знания и умения, но и определённые качества личности, формирование ключевых компетенций, которые должны «вооружить» молодёжь для дальнейшей жизни в обществе. Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях.
Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым был утвержден проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / П.-271 от 04.02.2010 г./ «Наша школа» - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом. Первым направлением развития общего образования в данном проекте является :[Переход на новые образовательные стандарты].
В данном направлении прописано: [ Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении]. Проверка знаний в формате ЕГЭ должна оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.
Единый государственный экзамен (далее ЕГЭ) представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Назначение ЕГЭ: Оценить общеобразовательную подготовку по иностранному языку выпускников 11 класса с целью:
- Итоговой аттестации.
- Конкурсного отбора в учреждения высшего профессионального образования.
ЕГЭ – экзамен по выбору, поэтому его можно назвать скорее вступительным, чем выпускным. В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ЕГЭ обеспечивает объективное выявления у учащихся уровня сформированности умений всех видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении.
КИМ по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно – когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Содержание КИМ, требования, предъявляемые выпускникам школы в рамках ЕГЭ, уже оказали значительное влияние на содержание обучения иностранным языкам в школе. Наиболее яркий пример в этом отношении – задания по аудированию. Оно прочно вошло в практику преподавания иностранных языков в школе, этому виду речевой деятельности стало уделяться гораздо больше внимание. Нечто подобное происходит сейчас и в области письма. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности.
В последние годы роль письма в обучении иностранным языкам постепенно повышается, и письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранным языкам. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п.
Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надёжным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1/ РОЛЬ ПИСЬМА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ.
В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения.
В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучщего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речи и чтением.
Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме. Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идёт о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором, - это выражение мыслей в графической форме.
Можно научиться говорить, не тратя значительных усилий, не посещая школу и не выполняя упражнений. Так учатся говорить на родном языке, так некоторые изучали и изучают иностранный язык. Но чтобы научиться писать, надо приложить немало усилий.
Однако письмо далеко не всегда и не сразу начинают использовать для решения макроцелей. Оно может использоваться для решения более частных микрозадач учебного значения. При обучении лексике, грамматике, фонетике невозможно обойтись без записей слов, списывания структур, правил и т.д. При формировании навыков аудирования и чтения письмо используется для фиксирования ключевой информации, заполнения пропусков, подготовки к восприятию информации. Выполнение многих заданий по формированию речевых навыков устной речи также невозможно без использования навыков письма. При этом письмо является не целью, а лишь средством обучения.
Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления письменной коммуникации.
Письменная речь отличается от устной и имеет свою специфику. В чём она выражается? В первую очередь в стиле и языковом оформлении речи, а также в видах и особенностях продуктов.
Продукты письменной речи:
- заполнение анкет;
- написание различного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные;
- составление автобиографии / резюме;
- написание заявлений ( в том числе о приёме на работу, зачислении на учёбу и т.д.);
- написание рецензий;
- написание аннотаций;
- написание докладов /рефератов;
- написание сочинений / эссе;
- написание поздравительных открыток;
- написание записок, отчётов и т.д.
В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию и т.д.
2/ УМЕНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
- Строить развёрнутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объёме.
- Описывать события, факты, явления.
- Сообщать, запрашивать информацию.
- Выражать собственное мнение, суждение.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Делать выводы.
- Строить письменное высказывание логично и связно.
- Использовать различные стратегии: описания, рассуждения, сообщения, повествования.
- Соблюдать правила организации письменного текста.
- Употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно и т.д.
Эти умения могут контролироваться при помощи различных заданий. В ЕГЭ в разделе «ПИСЬМО» в настоящее время данные умения письменной речи контролируются на основе заданий на создание личного письма ( задание С1) и развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения ( задание С2).
3/ СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ.
РАЗДЕЛ « ПИСЬМО».
а/ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО.
- Внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке).
- При ознакомлении с текстом-стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме.
- Составить разные типы вопросов для запроса информации.
- Наметить план своего ответного письма.
- Не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма.
- Обращение пишется на левой стороне, без отступа на красную сторону. Поставить запятую после обращения.
- Во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ.
- В основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке.
- В заключительной части письма упомянуть о будущих контактах.
- Не забудьте написать завершающую фразу Best wishes или Love на отдельной строке, поставить запятую и подписать письмо.
- Проверить как содержание, так и правильность организации текста.
- Соблюдайте схему написания письма:
АДРЕС
ДАТА
ОБРАЩЕНИЕ,
БЛАГОДАРИМ ЗА ПИСЬМО.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ПОДВОДИМ К ЗАВЕРШЕНИЮ.
ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФРАЗА
ВАШЕ ИМЯ.
б/ ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ:
СТРАТЕГИИ ОБЩИЕ ДЛЯ ДВУХ ТИПОВ.
- Строить высказывание в соответствии с предложенным планом.
- Начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего её проблемный характер.
- Во введении перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя её дословно.
- При планировании письменного высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого абзаца.
- Делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста.
- Каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее её развивать, подкреплять примерами и аргументами и т.д.)
- Введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объёму.
- В основной части должно быть как минимум два абзаца, приблизительно одинаковых по размеру.
- Общий объём основной части не должен быть меньше общего объёма введения и заключения.
- Особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями.
- Помните – не требуется писать правду и ничего кроме правды. Фантазируйте. Главное предоставить достаточную порцию письменной речи на английском языке, на основе которой можно сделать заключение о степени владения учащимся навыками письменной речи.
ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ
«ЗА» И «ПРОТИВ».
- В основной части сначала представить аргументы «за» в первом абзаце, затем во втором – аргументы «против».
- Число аргументов «за» и аргументов «против» должно быть сбалансированным ( может быть одинаковым).
- Желать аргументы представлять симметрично ( например, социальные, психологические, образовательные проблемы).
- В заключительном абзаце ещё раз указать на проблемный характер темы; подытожить аргументы «за» и «против»; подвести итог сказанному. Можно выразить надежду на нахождение компромисса, подсказать этот компромиссный путь.
- Хотя тема сформулирована как «За» и «Против», а не «Ваше мнение», в заключении уместно высказать своё мнение ( формулировки: на мой взгляд, аргументы «за» более весомы/ представляется , что противники этой идеи более убедительны и т.п.) или, наоборот, подчеркнуть, что у автора пока не сложилось своё мнение по данному вопросу.
ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ
«ВАШЕ МНЕНИЕ».
- В основной части сначала высказать своё мнение и аргументировать его, затем представить другие точки зрения и дать аргументацию, почему вы с ними не согласны.
- Приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать своё мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию.
- В заключении ещё раз указать на проблемный характер темы, показать, что имея своё мнение, вы способны видеть и другие точки зрения, но своя вам кажется более убедительной.
4/ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ЕГЭ.
РАЗДЕЛ «ПИСЬМО».
- Неумение определить стиль письма ( официальный, неофициальный ) в зависимости от адресата и вида задания. Неумение придерживаться выбранного стиля на протяжении всего задания.
- Неполное и/или неточное выполнение задания ( проверяемые умения).
- Невнимательное чтение инструкции к заданию, неумение извлекать из инструкции максимум информации.
- Несоблюдение требований по объёму, указанному в тестовом задании. Недостаточный объём письменного высказывания, как и значительное превышение заданного объёма ведут к снижению баллов.
- Недостаточно полный ответ на запрашиваемую в тексте информацию.
- Затруднения с решением коммуникативной задачи.
- В задании С2 трудности в формулировке проблемы в начале высказывания.
- Недостаточное умение использовать синонимические средства.
- Проблема деления текста на абзацы.
- Недостаточное использование средств логической связи как внутри предложений, так и между ними.
- Лексические / грамматические ошибки.
5/ АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ЕГЭ.
РАЗДЕЛ «ПИСЬМО».
Анализ выполнения экзаменуемыми заданий данного раздела можно сделать, основываясь на характере допущенных типичных ошибок. В ПРИЛОЖЕНИИ №3 можно посмотреть написание учащимися задания С1 -личного письма и задания С2 – высказывания с элементами рассуждения с сохранением языкового оформления. Данные задания были выполнены учащимися 11 класса, планирующими сдавать ЕГЭ по английскому языку. В ПРИЛОЖЕНИИ №4 - можно посмотреть подробный анализ данных заданий.
Общие выводы: при выполнении задания С1 большинство экзаменуемых правильно выбирали элементы неофициального стиля. Почти все испытуемые соблюдали правила вежливости, начиная своё письмо с благодарности за полученное письмо. Подавляющее большинство употребляли соответствующую завершающую фразу и правильно ставили подпись в конце письма. Более трудным оказалось выполнение коммуникативной задачи. Более трети экзаменуемых не смогли представить полный ответ на запрашиваемую в тексте информацию.
При выполнении задания С2 экзаменуемые также затруднялись с решением коммуникативной задачи в полном объёме. Тем не менее значительная часть выпускников смогли представить высказывания требуемого объёма, продемонстрировали умение сформулировать собственное мнение и увидеть другие возможные точки зрения. Трудной оказалась задача сформулировать проблему в начале высказывания, не повторяя формулировку задания, а используя синонимичные средства и синтаксический перефраз. Что касается организации текста, то по-прежнему остаётся проблема деления текста на абзацы и использования средств логической связи.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Они включают в себя формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.
Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной речи свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умениями композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, и умение выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.
Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Демоверсии ЕГЭ по английскому языку 2009-2010 г.г. – www.fipi.ru
2. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. - М.: Минобразования РФ, 2002.
3.Кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2009 г. - www.fipi.org.
4. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений 2010 г.- www.fipi.org.
5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего ( полного ) общего образования по иностранному языку. // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 кл. / Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ.Астрель, 2004.
6. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Пособие по подготовке экспертов ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Письмо».- М.: МИОО, 2009.
7. Газета «Английский язык» Издательского дома «Первое сентября». - №9,10, 2009.
8. Музланова Е.С., Кисунько Е.И. Английский язык. Полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.: Астрель, 2010.
9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. – М.: МГЛУ, 2003.
10. Прохорова Е.Ф., Тимофеева Т.М., Андреева Е.А. и др. Единый государственный экзамен. Английский язык. Учебно-методическое пособие по курсам подготовки экзаменаторов. Ч.1. Раздел «Письмо»,- М.: Уникум-Центр, 2004.
11. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004.
12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций.- М.: Астрель, 2010.
13. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Чтение. Письмо./ М.Манн, С.Тейлор-Ноулз, Е.Клековкина. – Макмиллан, 2006.
14. http:// www.ege.edu.ru
15. http:// www.mon.gov.ru
16. http:// www.ege.english.ru
17. http:// www.ed.gov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками
Данный материал направлен на подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. На примере ученических сочинений школьники смогут увидеть типичные ошибки и исправить их. ...
Типичные ошибки , допущенные учащимися 9 классов на пробном экзамене по географии . ГИА – 2011г.
Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы. Назначение экзаменационной работы – оцени...
Типичные ошибки при создании презентаций
. Сложность создания хорошей презентации не в технических вопросах. Они осваиваются единожды и за минимум времени. Настоящие вопросы сложнее. Они требуют больше времени на размышление и часто не имеют...
Типичные ошибки в воспитании подростков
Материал предназначен для проведения родительского собрания...
«Типичные ошибки в ЕГЭ. Раздел письмо»
Тут рассказывается о типичных ошибках в ЕГЭ. Раздел "Письмо" (Из опыта работы)...
Типичные ошибки в личном письме (ЕГЭ - английский язык)
В данной статье рассматриваются типичные ошибки учащихся при выполнении задания 39 ЕГЭ (написание личного письма)...
Типичные ошибки учеников в ЕГЭ по английскому языку 2024 года, задание 37 (письмо другу)
Типичные ошибки учеников в ЕГЭ по английскому языку 2024 года, задание 37 (письмо другу)...
- Мне нравится (1)