Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.
тест по английскому языку (6 класс)

Давыдова Наталья Вячеславовна

Статья предлагает практические приемы развития читательской грамотности на уроках английского языка в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitat.gramotnost_davydova.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие читательской грамотности на уроках английского языка».

Автор: Давыдова Наталья Вячеславовна

Читательская грамотность – неотъемлемый компонент функциональной грамотности человека. Без функциональной грамотности сложно жить в современном мире. Функционально грамотный человек может вести комфортную жизнь – строить свои отношения с людьми, с окружающей действительностью так, чтобы было удобно и хорошо для осуществления всех его жизненных планов и задач. Обучение функциональной грамотности важно начинать именно в школе, так как там ребенок проводит значительную часть своего времени в окружении одноклассников и педагогов. Школа, а именно разнообразие методов и форм организации учебного процесса предоставляют большие возможности для формирования функциональной грамотности учащихся.

Современные российские и международные исследования показывают, что большинство школьников нашей страны, обладая значительным объемом знаний, грамотно применять эти знания, используя методы исследовательского характера при решении жизненных задач и проблем не умеют. Российские школьники одерживают победы на предметных олимпиадах регионального и международного уровня, но вот в исследованиях, которые изучают уровень умения пользоваться знаниями для решения задач жизненного характера, они проигрывают многим иностранным государствам. Одним из таких исследований является международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA, это тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в возрасте 15 лет в разных странах мира и их умение применять знания на практике. Главная цель данного теста – выявить, обладают ли учащиеся знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе.

В исследования PISA заложены следующие навыки:

  • критическое мышление;
  • креативность;
  • исследование и изучение;
  • само-регуляция, инициативность и настойчивость;
  • использование информации;
  • системное мышление;
  • коммуникация;
  • рефлексия.

Международная программа PISA проводит проверку по трем основным направлениям:

  • «Читательская грамотность»;
  • «Естественнонаучная грамотность»;
  • «Математическая грамотность».

С каждым новым периодом мониторинга вводятся новые направления, такие как «Глобальные компетенции», «Решение проблем», «Финансовая грамотность».

Все вышеуказанные направления в исследовании требуют эффективных педагогических практик, которые будут способствовать успешному формированию функциональной грамотности школьников. Перечислим основные виды этих практик:

  1. создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся и мотивирующих их на учебную деятельность;
  1. учение в общении (в сотрудничестве, в парах, в группах);
  1. приобретение опыта успешной деятельности (принятие решений, разрешение проблем и т.п.);
  1. интеграция знаний;
  1. оценочная самостоятельность школьников (само-взаимооценка через игру, диспут, ролевую игру и т.д.);
  1. поисковая активность (учебное исследование, проектная работа, выполнение заданий поискового характера).

Область изучения любого иностранного языка, прежде всего, тесно связана с исследованием такого направления, как читательская грамотность. При этом не стоит исключать включения в уроки иностранного языка элементы развития и других вышеуказанных направлений.

В процессе формирования читательской грамотности на уроках английского (или любого другого иностранного) языка оцениваются два вида чтения – чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются следующие читательские умения:

  • поиск и извлечение информации, заданной в явном виде;
  • интерпретация и обобщение информации, формулирование выводов;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

При переходе учащихся из начального звена в среднее звено обучения (основную школу) происходит «переломный» момент, который часто выражается понижением процента качества усвоения образовательной программы. Экономическое положение, социальные проблемы, территориальные условия могут послужить общими причинами ухудшения усвоения программы обучения в основной школе. При этом возможны и такие причины, как изменения в системе образования последних лет, которые стимулируют учащихся запоминать и действовать по образцу (при подготовке к ВПР или ОГЭ), а не мыслить критически и анализировать.

Как действовать в таких условиях? Что следует делать учителю?

Во-первых, проанализировать результаты PISA в разрезе конкретных типов заданий, социально-экономического статуса школы и детей вообще. Во-вторых, сравнить задания PISA с результатами и заданиями ОГЭ, ВПР, учебников. На основе этого анализа есть возможность обозначить «хромающие» навыки, группы риска, возможности быстрой коррекции.

Какие предметные результаты должны быть достигнуты в области развития читательской грамотности при изучении иностранного языка?

Со ссылкой на требования Федерального государственного образовательного стандарта, отметим, «читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 450-500 слов, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с разной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания (определять главную тему, главную идею текста, цель его создания), с пониманием нужной/ интересующей / запрашиваемой информации (в том числе выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста), с полным пониманием содержания; читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию».

При развитии читательской грамотности на уроках иностранного языка, учащиеся сталкиваются с трудностями разного формата.

Тип трудности

В чем заключаются указанные трудности

Трудности формы текста

  • размер текста
  • часть информации может быть представлена не в привычной для учащегося форме последовательного рассказа, а в виде схемы
  • месторасположение информации (н-р, подписи под рисунками)

Трудности содержания

  • объем информации
  • число единиц информации, которые нужно найти
  • связь между отдельными блоками информации, интерпретация всех содержательных линий текста
  • специальные знания

Трудности поиска и извлечения информации

  • число единиц информации, которые нужно найти
  • объем единиц информации, между которыми надо сделать выбор
  • объем и сложность текста

Трудности интерпретации информации

  • число единиц информации, которые нужно связать
  • тип связи между единицами информации, который требуется установить
  • необходимость делать выбор между единицами информации
  • характер текста – длина, абстрактность, предмет обсуждения (знакомый/незнакомый)

Трудности осмысления и оценки информации

  • тип осмысления (умение сравнивать, построение предложений)
  • тип внетекстового знания, необходимого для понимания текста (житейские/специализированные знания)
  • размер и абстрактность текста

Трудности чтения сплошного текста

  • размер текста
  • четкость структуры текста
  • связь отдельных частей с общей темой
  • наличие абзацев, подзаголовков и т.п.
  • наличие или отсутствие точного указания, в какой части текста следует искать ответ

Трудности чтения несплошного текста

  • объем информации
  • тип связи между частями
  • форматирование частей текста
  • месторасположение искомой информации (основной текст или сноска)

 

В соответствии с методическими рекомендациями, развитие читательских умений на уроках английского языка осуществляется поэтапно, в зависимости от уровня обученности учащихся.

Так, на первом этапе учащиеся учатся находить в тексте и извлекать информацию, сообщенную в явном виде. Для этого учитель подбирает задания на определение информационного пространства, т.е. где содержится необходимая для понимания информация. Также предлагаются задания на извлечение явной и скрытой информации (например, на составление плана, таблицы или схемы).

Второй этап заключается в развитии умения выводить простое умозаключение из информации, содержащейся в тексте. Если работа с первым этапом проходит без особых осложнений, то на данном этапе у школьников возникают трудности в решении поставленной задачи. На трудности возникающих вопросов влияют следующие факторы:

- наличие или отсутствие у читателя установки на связывание отдельных единиц информации в единое целое, на самостоятельное выполнение всех недосказанностей;

- величина логического разрыва между двумя единицами информации, которые читателю предстоит самостоятельно соединить;

- степень сформированности умения не только понимать мысли других, выражаться в письменной форме, но и умения с помощью письма выражать свои собственные мысли в понятной для других форме (например, выполнение творческих заданий в рабочей тетради);

- степень сформированности у читателя умения находить в тексте информацию, сообщенную в явном виде.

Если эти базисные умения сформированы недостаточно, то читателю трудно вывести простое умозаключение из информации, содержащейся в тексте, потому что он (читатель) эту информацию может не обнаружить.

На третьем этапе учащиеся учатся интегрировать и интерпретировать идеи и информацию из текста.

Здесь учитель подбирает задания на: интерпретацию произведений, понимание мотивов поведения и поступков героев, установление причинно-следственных связей, формирование выводов, выделение главной и второстепенной информации, соотнесение различных источников, связывание элементов информации текста, нахождение доказательства о намерении автора, нахождение и сравнение тех или иных культурных традиций и т.д. На трудности возникающих при решении этих задач влияют следующие факторы:

- наличие/отсутствие у читателя установки на полное понимание текста, на мониторинг своего понимания;

- когнитивная сложность операций, необходимых для интерпретации сообщения текста;

- эмоционально-личностная глубина повествования, которую надо пережить;

- сформированность у читателя умения находить в тексте информацию, сообщенную в явном виде и делать простейшие умозаключения на основе этой информации.

Если эти базисные умения сформированы недостаточно, то читателю трудно интерпретировать и интегрировать информацию из текста, потому что он эту информацию может не обнаружить и не подвергнуть самой элементарной мыслительной обработке.

На четвертом этапе учащиеся учатся осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

На этом этапе предлагаются задания на: сопоставление авторских идей с идеей и информацией из других источников, критический взгляд на прочитанное, обзор текста со стороны, создание текста с опорой на читательский жизненный опыт, аргументацию свой точки зрения, формулировку суждения на знаниях и опыте за рамками текста. На трудности возникающих при решении этих задач влияют следующие факторы:

- умение соотносить авторское высказывание с собственным мнением;

- умение различать авторскую позицию и свои взгляды;

- наличие/отсутствие у читателя установки на форму текста, привычка обращать внимание на каждую деталь формы текста, как на существующий смыслообразующий элемент;

- знания о смыслообразующих элементах формы текста (художественный это текст или информационный);

- эмоционально-когнитивная сложность элементов содержания, в которые «упакованы» сообщения текста;

- степень сформированности у читателя умения находить в тексте информацию, сообщенную в явном виде, делать простейшие умозаключения и на основе этой информации интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста.

Если эти базисные умения сформированы недостаточно, то читателю трудно почувствовать и осмыслить связи формы и содержания текста просто, потому что он недостаточно полно и точно ориентируется в его содержании.

Кроме вышеуказанных умений, в работе с текстом следует обратить особое внимание на развитие таких умений как:

  • умение анализировать тексты разных форматов. Это работа с несплошными текстами, где читатель учится представлять содержание в виде таблицы, схемы, анализировать текст-описание, текст - повествование, текст - инструкцию.
  • умение работать с разными типами текстов. Это создание письменных высказываний, электронных сообщений, заявлений и т.п.
  • умение работать с текстами для различных жизненных ситуаций. Это анализ текстов для личных ситуаций, чтобы удовлетворить практические и интеллектуальные личные интересы.

Главный принцип методической работы, который следует соблюдать при работе по развитию читательских умений на уроке английского языка – важно не количество времени и заданий на обучение чтению, а качество самого процесса обучения.

Формат заданий

Банк заданий по читательской грамотности

Учебники по английскому языку

1

Задание с выбором одного верного ответа

Read and listen. Choose the correct answers.

2

Задание с выбором нескольких верных ответов

Read and listen. Are the sentences true or false? Correct the false sentences.

3

Задание с кратким ответом

Read the text again. Answer the questions.

4

Задание с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)

Read and listen. Match pictures 2-3 with paragraphs a-c.

5

Задание с развёрнутым ответом (в виде текста или рисунка)

Look at the graphs. Say if the statements are true or false.

6

Задание на установление соответствия (две группы объектов)

Read the text again and name parts a-e of the diagram. Use the words in the box.

7

Задание на установление соответствия (несколько групп объектов)

Find words in the text to match these definitions.

8

Задание на установление последовательности

Read the text again and complete the sentences.

9

Задание на выделение фрагмента текста

Read the text and choose the best heading A-E to each paragraph.

10

Задание с комплексным множественным выбором

Read the text again and choose the best summary: a or b.

11

Комплексное задание с выбором ответа и объяснением

Read the text again. Put these events in the correct order.

12

Задание с кратким ответом и пояснением к нему

Listen again. Mind the intonation. Choose a paragraph and read it aloud.

На уроках иностранного языка должна присутствовать работа со всеми видами текстов, а приоритет должен отдаваться сплошным текстам как более сложным для восприятия и анализа.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА СПЛОШНОГО ТЕКСТА

Базовые навыки

Анализировать сам текст (извлекать, интерпретировать, структурировать информацию из текста)

Применять внетекстовое знание, чтобы осмыслить и использовать содержание текста

Структура анализа текста на уроке английского языка

-Pre-reading

-While-reading

 -Post-reading

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 Pre-reading

Read the headline and the subheadings of the text. How do you explain the topic “X”? (Прогнозировать содержание текста)

Why is topic “X” important? What do you know about it? (Соотносить текстовую информацию с уже имеющимися знаниями по теме)

 While-reading

When did process “X” start? Why? Names, dates. (Найти и извлечь запрашиваемую информацию) What’s the main idea of each passage? What are other ideas and their examples? (Интерпретировать полученную информацию)

Make a plan of the text while reading it (Определять структуру текста, отделять основные мысли от второстепенных)

Make a diagram/chart of the text while reading it (Представлять основное содержание текста в отличном от него формате)

Mark the ideas: “++” {new idea, I agree}, “-” {I disagree}, “+” {I already know about it}, “?” {needs to be discussed} (Критически анализировать информацию в тексте)

Explain the “X” process and its results in your own words (Определять главные, второстепенные идеи текста, целостно воспринимать его)

 Post-reading

What was the aim of the text? What lesson do we learn from the text? (Определять неявно выраженные идеи текста и намерения автора при его написании)

Read the fact list attached to the text. How does its information correlate with the text? Does the fact list: prove/disprove the main text; give additional information? (Соотносить, сравнивать содержание 2-ух и более текстов по схожей проблематике)

Write interesting questions which were not answered in the text (Критически анализировать информацию в тексте)

Retell this big text in 5 sentences. Express your own position on the main ideas and justify it. Does the text inspire you change smth in your real life? (Определять и выражать собственную аргументированную позицию по проблематике текста)

Write an essay based on the text as if you were … (Генерировать собственный текст, основанный на прочитанном, своих внетекстовых знаниях и собственной позиции по проблеме текста).

Пример 9 класс

Английский в фокусе. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс.

Module 1. 1A Reading and vocabulary.

Pre-reading.

Look at the pictures. Which shows: a scarecrow, people dressed as pirates, a tomato fight, a Russian character? (Языковая догадка).

Read the introduction and the first sentence in each paragraph. What’s the text about? (Прогнозировать содержание текста).

While-reading.

Read the questions and find the key words. What’s the main idea of each paragraph? Make a plan of the texts. (Найти и извлечь запрашиваемую информацию). (Определять структуру текста, отделять основные мысли от второстепенных).

Post-reading.

Using words and expressions from the text, make a short paragraph about a festival in your country. Read your paragraph to the class and ask them to guess what festival it is? (Генерировать собственный текст, основанный на прочитанном, своих внетекстовых знаниях и собственной позиции по проблеме текста).

Пример 11 класс

Английский в фокусе. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

О.В.Афанасьева, Дж.Дули, И.В.Михеева. Б.Оби, В.Эванс.

Module 1. Culture corner. Multicultural Britain.

Pre-reading.

Look at the pie chart. What information does it give us about the ethnic population in Britain? (Соотносить текстовую информацию с уже имеющимися знаниями по теме).

While-reading. 

Read the text. Who (Rupa? Jerome or Li):

  1. says their community experiences less racism now?
  2. has experiences racism?
  3. doesn’t speak English at home?

says their community has fit in well in Britain? (Найти и извлечь запрашиваемую информацию; интерпретировать полученную информацию).

Post-reading.

Work in groups of four. You are an interviewer, the others are the teens in the text. Write questions and interview them.

Find information and statistics about different ethnic groups in your country. Who are they? When did they come to your country? Why? (Критически анализировать информацию в тексте; определять и выражать собственную аргументированную позицию по проблематике текста).

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

- Четко соотносить уровень заданий на читательскую грамотность с уровнем языковой подготовки учащихся, общим кругозором и мыслительными способностями.

- Следить за тем, чтобы ученик решал точно поставленную задачу: отвечал именно на заданный вопрос, не приводил информации, не относящейся к ответу; выдерживал требуемый формат ответа (объем, форма ответа: конспект, план, тезисы, эссе, доклад и т.д.)

- Обращать внимание на логику построения ответа (слова-связки, причинно-следственные придаточные, структура ответа, законченность высказывания).

- Давать языковую основу (активный вокабуляр, грамматическое явление) для ответа, помимо самого текста.

- Четко представлять себе, как должен выглядеть ответ ученика, иметь модель ответа, опираясь на которую ученик сможет построить высказывание самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

Развитие читательской грамотности на уроке английского языка (послетекстовые упражнения)

разработка поможет учащимся самостоятельно проанализировать и пересказать прочитанный текст...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка

В статье собраны наиболее распространенные способы формирования читательской грамотности в рамках развития функциональной грамотности....

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Система упражнений на развитие читательской грамотности на уроках английского языка

В данном комплексе разработаны упражнения на развитие читательской грамотности на уроках английского языка....