Пособие по подготовке обучающихся к устной части ВПР
методическая разработка по английскому языку (7 класс)

Косыгина Елена Олеговна

Пособие содержит методический и учебный материал по подготовке обучающихся 6-7 классов к устной части ВПР по английскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:


Содержание

Пояснительная записка                                                                                                2

  1. Особенности подготовки выполнения задания «Чтение текста вслух»       3

               Тон                                                                                                                  3

               Паузы                                                                                                              6

               Фразовое ударение                                                                                        7

  1. Тематическое монологическое высказывание (описание выбранной фотографии).                                                                                                      8
  2. Заключение                                                                                                       13
  3. Литература                                                                                                        14

Пояснительная записка

В настоящее время Всероссийская проверочная работа (далее ВПР) в школе является одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования. ВПР по английскому языку призвана определить уровень иноязычной коммуникативной компетенции, а также оценить уровень освоения предметного содержания курса английского языка выявляя те элементы содержания, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся.

Работа состоит из письменной и устной части. В проверочной работе уделяется особое внимание речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, а также языковой компетенции.

Для успешного выполнения устной части необходимо уделять внимание работе над формированием навыка оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте (описание выбранной фотографии).

Данное методическое пособие составлено на основе анализа ВПР содержит примеры конкретных упражнений и клишированные фразы, которые могут облегчить учителю задачу подготовить обучающихся к устной части ВПР по английскому языку.

  1. Особенности подготовки обучающихся к выполнению задания «Чтение текста вслух».

В ВПР основными критериями оценивания «чтения вслух» являются: интонация и произношение слов.

Рассмотрим подробнее критерий «интонация». Английская интонация включает в себя несколько компонентов. В проверочной работе уделяется внимание следующим из них: тон; паузы и фразовое ударение.

Тон.

В английском языке встречается два основных тона:

восходящий (Rising Tone) ;

нисходящий (Falling Tone) .

Рассмотрим на примере английских предложений конкретные случаи использования  восходящего и нисходящего тонов.

Восходящий тон

Вопросительные предложения:

общий вопрос

альтернативный вопрос

разделительный вопрос

Are you speaking to  Jessica?

Would you like tea or coffee?

You don’t share my point of  view, do you?

Обстоятельство в начале предложения.

Sometimes I play the piano.

Last  Monday I was at home.

Распространенное подлежащее.

My friend and  I were in the park.

Однородные члены предложения при перечислении.

There are  fruits,  cakes and  drinks on the table.

I’m going to buy  tomatoes, meat, and eggs.

При обращении к кому-либо.

 Dan,  come here.

Приветствие и прощание.

Hello!

Good  morning!

Good  bye!

See you to  morrow!

Побудительные предложения и вежливые просьбы.

Sit  down,  please.

Could you  help me?

May I come  in?

Нисходящий тон

Повествовательные предложения.

Her name is Helga. She works in our  office.

Утверждения.

Of  course.   Sure.    Certainly.

Специальный вопрос.

What time does the bus  leave?

What’s your  name?

Восклицательные предложения.

How clever  she is!

What a lovely  day!

Побудительные предложения.

Приказы, распоряжения.

 Don’t open the window.  Close my book.

 Алгоритм работы над заданием «Чтением текста вслух» представлен несколькими этапами.

Предварительный этап: подбираем соответственно возрасту небольшой отрывок аутентичного текста.

Основной этап:

 1) Снимаем языковые трудности (лексические, грамматические, фонетические). Лучше записывать в словарь.

 2) Первое прослушивание текста. Следим по тексту за диктором.

 3) Второе прослушивание предполагает работу с карандашом. Обозначаем интонационный рисунок стрелочками  ,  .

4) Проверка результата. Можно организовать работу в парах. Ученики сравнивают свои варианты.

5) Проверка по «эталону». Ученикам предъявляется текст с разметкой, по которому они могут проверить свой

 6) Слушаем текст с остановками после каждого предложения. Повторяем интонацию диктора (при необходимости, прослушиваем и повторяем предложения несколько раз).

7) Читаем весь текст вместе с диктором, уделяя особое внимание тону.

8) Читаем текст ещё раз, при этом следует уменьшать громкость диктора так, чтобы на первый план вышло чтение учеников. Затем можно, например, включать аудио и в процессе чтения уменьшать громкость до ноля в середине текста или в конце текста. Ученики не должны отстать от записи сбиться с ритма.

 9) Самостоятельное чтение вслух, максимально приближенное к «эталону».

Рассмотрим в качестве примера упражнение:

 October 31  is a night for fun and fright. Children of all ages dress up in  costumes. There are little girls  who dress up as fairies , princesses  and ballerinas. There are little boys who dress up as firefighters , policemen  and super heroes. You also have the children who dress up as furry animals or ghoulish ghosts. One thing is cer -tain, no matter what costume you choose , there is sure to be a lot of candy and chocolate involved on Hal-lo-ween .

Паузы.

Правильный ритм английского предложения обеспечивается не только чередованием ударных и неударных слогов, но и с помощью пауз.

Паузы позволяют слушателю понять то, что уже было сказано, а также подготовиться к пониманию того, о чём пойдет речь далее.

В критериях оценивания устной части ВПР снижается балл за «необоснованные, неестественные паузы». Рассмотрим случаи, в которых наличие пауз считается обоснованным.

Как правило, в предложениях паузы появляются перед смысловыми группами – «синтагмами». Паузу на письме обозначают вертикальной палочкой «|» внутри предложения и как две палочки «||» между предложениями.

Случаи, требующие паузу, рассмотрены в таблице:

Обращение.

Kate, | what are your plans for tomorrow?

Вводное слово.

Unfortunately, | I haven’t read this news.

В разделительном вопросе.

It is very late already, | isn’t it?

В повествовании между двумя простыми предложениями.

простыми предложениями.

It was an early morning. || The weather was unusually warm.

В сложносочиненных предложениях.

Banana ice-cream for me | and a glass of juice for my friend.

В сложноподчиненных предложениях (между главной и придаточной частью).

He will let you know | when he gets home.

Тренировочное упражнение. Продолжаем работать с тем же текстом, в котором обозначали стрелочками интонацию. Алгоритм работы такой же, как и с восходящим и нисходящим тоном. Важно, чтобы при работе с паузами ученик объяснил её наличие в том или ином месте.  В результате получается следующее:

October 31 | is a night for fun and fright. || Children of all ages | dress up in costumes. || There are little girls | who dress up as fairies, | princesses |and ballerinas. || There are little boys | who dress up as firefighters, | policemen | and superheroes. || You also have the children | who dress up as furry animals | or ghoulish ghosts. || One thing is certain, | no matter what costume you choose, | there is sure to be a lot of candy and chocolate | involved on Halloween. ||

Фразовое ударение.

 Фразовое ударение – выделение голосом слова или группы слов в высказывании.  Оно служит основой ритмической структуры фразы, выделяет смысловой центр предложения. Фразовое ударение помогает говорящему придать важность слову или словам и сосредоточить на них внимание слушающего. Традиционно различают три степени фразового ударения: главное, второстепенное и слабое.

Степень фразового ударения

Объяснение на примере

Главное

My 'friend 'took part in the 'chess competitions.

Слова friend, took и chess являются смысловым центром предложения и сильнее выделяются голосом.

Второстепенное

Слово part характеризуется примерно тем же тональным уровнем, что и слова friend, took и chess, но всё же несколько ослабленно по сравнению с ними.

Слабое

Слова my, in the, competitions характеризуются

самым низким тональным уровнем в данном предложении.

В английском языке, как правило, ударными являются следующие части речи:

­ существительные: The `cat is under the `chair.

­ прилагательные: The flower is `beautiful.

­ числительные: Mary is `nine.

­ наречия: She swims `well.

­ вопросительные местоимения (what, where, when, why): `Why are you crying?

­ указательные местоимения в начале предложения: `These cups are on the table and `those ones are in the cupboard.

Упражнение: снова слушаем текст и обращаем внимание на слова, которые диктор выделяет голосом, проставляем ударение.  Учащиеся объясняют почему диктор выделяет то или иное слово.

К концу занятия ученики должны без затруднений самостоятельно прочитать отрывок с правильной интонацией. В качестве домашнего задания дети работают с аудиозаписью, готовят выразительное чтение.

2. Тематическое монологическое высказывание

(описание выбранной фотографии).

Это задание является альтернативным: ученик должен выбрать одну из трех предложенных фотографий и выполнить задание только относительно этой фотографии согласно предложенному плану (рис.1).

Выберите фотографию и опишите человека на ней. У вас есть полторы минуты на подготовку и не более двух минут для ответа. У вас должен получиться связный рассказ (7–8 предложений).

План ответа поможет вам:

— the place

— the action

— the appearance of the person

— whether you like the picture or not

— why

Start with: “I’d like to describe picture № ... . The picture shows …”

https://en7-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36998

Критерии оценивания данного задания состоят из трёх пунктов:

- Решение коммуникативной задачи (содержание);

- Организация высказывания;

- Языковое оформление высказывания.

Выстраиваем работу по подготовке к этому заданию, опираясь на данные критерии оценивания:

1) структура высказывания;

2) содержание (что мы говорим);

3) языковое оформление (как мы говорим).

Первый пункт, с которого следует начать – «структура высказывания». Необходимо познакомить учащихся со структурой их будущего ответа.

План, который дан в ВПР

Что должно быть по факту

- the place

 - the action

  - the appearance of the person

 -  whether you like the picture or not

  - why

Вступительная фраза

- the place

 - the action

  - the appearance of the person

 -  whether you like the picture or not

  - why

Заключительная фраза

Любое высказывание письменное или устное должно иметь завершенный характер. Вступительная и заключительная фразы  не указаны в задании, но они необходимы при ответе. За отсутствие данных фраз  ученик теряет 1 балл.

Обычно в качестве вступления и заключения используются фразы-клише. Выбор которых зависит от задания.

             Вступительная фраза

              Заключительная фраза

Вступление указано в задании:

“I’d like to describe picture №... .  

The picture shows …”

“I think this photo is really nice.

That’s all I wanted to say.”

 Критерий «Содержание» требует полного выполнения коммуникативной задачи. Содержание должно полно, точно и развёрнуто и отражать все аспекты, указанные в задании. Количество фраз в высказывании для 7 класса – 7-8 фраз. Для отработки навыка на каждом уроке предлагать ученикам 2-3 фотографии и просить подобрать как можно больше вариантов описания только по одному аспекту, предложенному в плане. Например, сегодня описываем только место, на следующем уроке действие (то, что происходит на фото) и т.д.

                                                               Клише

the place

The photo/picture shows… ;

In the photo I can see … ;

There is (are) … in the photo;

You can also see …;

The action is taking place in … (the classroom, the garden, the library).

 the action

In the center/middle of the photo we can see a…(girl, boy).

I guess …; It seems to me that …he/she is (reading, playing, working)

In the foreground there is a …

In the background there are …

The weather is fine. I think it is summer.

The sun is shining.

It is raining (sunny, windy).

the appearance of the person

The girl / boy looks like she/he is about … years old.

She / he has … eyes and dark / fair hair

The girl / boy is wearing …

It seems to me she / he is quiet and kind.

She looks pretty / happy / tired / surprised /relaxed.

People are wearing light/warm clothes, as it’s cold/hot.

I think the girl is …

whether you like the picture or not;

why

I like the picture because …

As for me, I like this picture because it makes me think about … (my school days).

I like this photo because I like playing / skating/ listening to music, too.

I like this photo because the atmosphere in the picture is calm and friendly.

I like this photo because summer is my favourite season.

I think the scene is very attractive.

Критерий “Языковое оформление”. Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания должны соответствовать поставленной задаче. Лексико-грамматические структуры, на которые необходимо обратить внимание при подготовке:

1) При выборе времени глагола всегда опираемся на время глагола в пунктах плана.

2) Present Continuous всегда используется при описании действия.

3) Обратить внимание на окончание глаголов в 3м лице единственного числа в Present Simple.

4) Повторить предлоги места.

5) Использовать слова-связки.

Заключение

В заключение следует отметить, что для успешного выполнения заданий устной части ВПР необходимо с первых дней изучения английского языка уделять особое внимание интонационному рисунку при обучении чтению и лексико-грамматическому оформлению монологического высказывания.

Литература

1. Hancock Mark. English Pronunciation in Use – Intermediate // Cambridge University Press, 2003. 201 pages. – pp. 50-62

2. O'Connor J.D., Fletcher C. Sounds English (A Pronunciation Practice

Book) // Longman Group UK Limited, 1989. 125 pages. – pp. 79-91

3. Бодоньи, М. А. Английский язык. ЕГЭ-2019. Тренинг: все типы

заданий: учебно-методическое пособие / М. А. Бодоньи, А. А. Меликян. –

Ростов-на-Дону: Легион, 2018. – 368 с. – (ЕГЭ).

4. Фонетический практикум. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

5. Электронные и Internet- ресурсы: https://en7-vpr.sdamgia.ru/test?theme=7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка выпускников к устной части ЕГЭ 2015 по английскому языку.

Несколько советов по подготовке детей к устной части, анализ ошибок, с которыми столкнулась сама при проработке нового варианта ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ. Устная часть. Задание С4. Стратегия выполнения данного задания в разделе ГОВОРЕНИЕ

Полная инструкция по выполнению задания С4 в устной части  ЕГЭ. В презентации представлены образцы заданий и вопросов....

Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Устная часть. Задания 3,4"

Презентация создана для подготовки учащихся к сдаче устной части экзамена по Английскому языку (Задания 3,4). Содержит фотографии и ключевые фразы для их описания и сравнения....

Подготовка обучающихся к устной части ОГЭ по английскому языку. Задание 3.

Методические рекомендации по подготовке к устной части ОГЭ помогут учителю английского языка познакомить обучающихся со структурой задания 3 (монологическое высказывание) и сформировать умение строить...

Подготовка обучающихся к устной части ЕГЭ и ОГЭ в условиях дистанционного обучения.

В данной  работе рассматриваются пути эффективной организациии подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ (устная часть) в условиях дистанционного обучения....