Проблемы в изучении английского языка младшими школьниками
статья по английскому языку
Статья, посвященная трудностям, которые возникают у учащихся начальной школы при изучении английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Мне, как человеку, которому приходится работать в основном с начальной школой, пришлось столкнуться с рядом проблем, которые возникают у младших школьников при изучении английского языка, и в данной статье я попыталась систематизировать эти проблемы и предложить пути их решения.
Основные проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться:
- трудности, возникающие при обучении чтению на английском языке;
- программа по английскому языку опережает программу по русскому языку;
- существенная разница в грамматике английского и русского языков;
- владение учащимися родным языком;
- личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении второго языка.
- Проблемы, возникающие при обучении чтению на английском языке.
Одной из самых основных проблем для меня стало обучение чтению на английском языке.
Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка, так как орфографическая система использует 26 букв, 146 буквосочетаний, которые передают 46 фонем (звуков).
Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только три можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, M, T. Буквы A, B, C, E, H, O, P, Y, X имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые.
Учащихся необходимо научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun (солнце) –son (сын), two (два) –too (тоже), write (писать) –right (правый), sea (море) –see (видеть) и др.
В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в конечном счете, замедляет темп чтения, вернее, не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.
2. Программа по английскому языку опережает программу по русскому языку.
Следующая проблема заключается в том, что программа по английскому языку немного опережает программу по русскому языку.
К примеру, детям приходится изучать личные местоимения на английском языке уже во 2-м классе (хотя по русскому языку этот материал подробно объясняется только в 4-м классе).
В связи с этим достаточно трудно объяснить детям, что если в простом настоящем времени подлежащее – 3 лицо, единственное число, то к глаголу добавляется суффикс –s, а вместо вспомогательного глагола do (глагола, с помощью которого мы задаем вопросы и ставим предложение в отрицательную форму), используется глагол does.
Еще 1 пример – это изучение степеней сравнения прилагательных в 4-м классе начальной школе. Детям в этом возрасте еще не приходится сталкиваться с этим материалом на уроках русского языка, поэтому им сложно усвоить данный материал на уроках английского языка.
3-я проблема – это существенная разница в грамматике английского и русского языков. Русский язык в значительной степени является синтетическим языком. Английский язык в значительной степени аналитический. Аналитические языки имеют мало суффиксов и окончаний, которые показывают род, лицо, число, падеж, время и т.д. Главная черта аналитических языков то, что они полагаются на порядок слов для показа отношений между словами в предложении. Порядок слов и контекст помогают выявить точное значение отдельных слов.
Существительные
Английские существительные могут быть исчисляемые и неисчисляемые.
Исчисляемые существительные имеют категорию числа: один стул - два стула, дом - три дома. Исчисляемые существительные образуют мн. число добавлением окончания s/es.
one chair (один стул) – two chairs (два стула)
one house (один дом) - two houses (два дома)
Ограниченное число существительных имеют неправильную форму мн. числа: мужчина - мужчины, женщина - женщины, ребенок - дети, зуб - зубы, и т.д.
child (ребенок) – children (дети)
tooth (зуб) – teeth (зубы)
Неисчисляемые существительные нельзя сосчитать: вода, сахар, кофе и т.д. Они не имеют категории числа и не принимают окончание s/es.
Артикли
В английском языке два артикля: определенный артикль “the” и неопределенный артикль “a/an”. Артикль показывает, определенное ли существительное, перед которым он стоит (the book, the books) или какое-то / любое (a book).
a book – the book
Глаголы
Основные глаголы
Основные глаголы - это смысловые глаголы, например: работать, жить, играть, учиться, идти и т.д. Основные глаголы имеют только одно окончание для показа лица и числа: окончание 3 лица ед. числа s/es, которое прибавляется к базовой форме глагола для образования простого настоящего времени.
Вспомогательные глаголы
Вспомогательные глаголы (be, will, do) выполняют разные функции. Глагол “be” работает как глагол-связка, глагол “will” помогает образовывать будущее время, глагол “do” помогает задавать вопросы и давать ответы с основными глаголами в Простом настоящем и Простом прошедшем временах.
Модальные глаголы
Модальные глаголы (can, may, must и некоторые другие) иногда называют недостаточными глаголами, т.к. они не могут образовывать времена стандартным способом и не могут использоваться без основного глагола. Модальные глаголы описывают отношение говорящего к действию, выраженному основным глаголом.
Правильные и неправильные глаголы
Правильные глаголы образуют простое прошедшее время, прибавляя окончание -ed к базовой форме глагола.
Неправильные глаголы образуют простое прошедшее время, изменяя основу слова.
4. Владение учащимися родным языком.
На уроках английского языка ученик, во-первых, невольно переводит на родной язык смысловые единицы второго языка, то есть осознание им этих единиц достигается не с помощью английского языка, а посредством родного.
Во-вторых, при попытках построить речевое высказывание на английском языке ученик использует речевые структуры родного языка. Если речевой механизм второго языка еще не сформирован, то речевой механизм родного языка подменяет и даже вытесняет его.
Таким образом, возникает проблема ослабления влияния механизма родного языка в процессе освоения английского языка.
5. Личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении второго языка (неуверенность в том, что они смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки).
Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся нестимулирующими, неподбадривающими оценками и отношением учителя английского языка.
Способы преодоления проблем
Первые 4 вида проблем решаются посредством:
- многократного повторения материала, как на уроке, так и на дополнительных занятиях
- применения зрительных опор (картинок, схем, речевых клише)
- использования мультисенсорного метода – при обучении должно быть задействовано как можно больше органов чувств, т.к. известно, что запоминается:
10% информации - из чтения,
20% - при прослушивании;
30% - через зрительный канал;
50% - слух + зрение;
70% - при проговаривании;
90% - проговаривание + выполнение действий.
Вот почему на уроках английского языка в начальной школе необходимо использовать как можно больше песенок, стишков, физкультминуток, игр.
Для преодоления личностных психологических барьеров необходимо:
- усилить роль стимулирующих оценок в процессе обучения английскому языку.
Давая оценку работе ученика на уроке английского языка, учитель должен, прежде всего, отметить положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на таком фоне высказывать свои замечания, указывать пути устранения пробелов. Также нужно создать возможность взаимооценки и самооценки детей.
- Использование на уроках различных видов игр, поскольку игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. В игре все равны, и чувства равенства, радости и увлеченности, ощущение посильности заданий дают детям возможность преодолеть психологический языковый барьер, а также стеснительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение монологическому высказыванию на английском языке младших школьников
С точки зрения обучения научить ученика составлять монологические высказывания на иностранном языке - очень трудно достижимая цель. Это знает каждый учитель. Но-достижимая! В сущности, надо знать две ...
проблемы в изучении английского языка
проблемы в изучении английского языка...
Применение технологии РКМЧП при обучении английскому языку младших школьников
Приемы технологии развития критического мышления способны мотивировать учащегося на изучение и освоение нового материала, а также дают возможность применить свои знания в различных ситуациях. Обучающи...
Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".
Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...
Ролевая игра в обучении английскому языку младших школьников
Ролевая игра и интерактивные спектакли в обучении английскому языку младших школьников....
Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников
Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников - комбинация традиционного метода и метода целого слова....
Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников.
Интерактивные методики обучения как раз можно отнести к таким приемам стимулирования учебной мотивации обучающихся....