Мониторинг качества знаний обучающихся на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Смирнова Юлия Ивановна

Мониторинг качества знаний обучающихся на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_yu.i._publikatsiya.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 4 город Асино Томской области

Мониторинг качества знаний обучающихся на уроках английского языка. 

Смирнова Юлия Ивановна, учитель английского языка

Ни для кого не секрет, что ФГОС устанавливает четкие требования, предъявляемые выпускнику на каждой ступени обучения. Это требования базового и повышенного уровня.

Основной результат образования – это развитие личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий, которые включают в себя личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) а так же предметные результаты, т. е. речевая компетенция в говорении, аудировании, чтении и письменной речи.

Этот довольно объемный набор итоговых результатов выпускника осложняет их отслеживание на практике. Вот отсюда и возрастает актуальность педагогического мониторинга, которая связана с необходимостью пересмотра привычных методов контроля в отношении учебного процесса и заменой их четкой системой отслеживания результатов, которая позволяет как учителям, так и ученикам увидеть собственные успехи и неудачи в учебном процессе.

Цель педагогического мониторинга: оказание помощи в виде обратной связи в рамках нового педагогического процесса и конкретно качества урока или системы уроков.

Задачи мониторинга:

•        отслеживание уровня развития универсальных учебных действий каждого обучаемого и группы в целом;

•        выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы;

•        внесение необходимых коррективов в содержание и методику образовательного процесса.

Предметом мониторинга является образовательный процесс на уроках английского.

Объект мониторинга – обучающиеся младшей и средней ступени.

В данной работе выдвигается следующая гипотеза: систематическое использование педагогического мониторинга на уроках английского языка будет способствовать повышению качества знаний обучающихся.

Что же такое «педагогический мониторинг»? Понятие «мониторинг» пришло в педагогику из социологии. Педагогический мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации.  

Основными значениями и приоритетами школьного мониторинга как системы оценки эффективности деятельности образовательного учреждения являются:

•        для учащихся – мотивация каждого ученика к реализации своих потенциальных возможностей в обучении;

•        для родителей – повышение уровня информированности об успехах их ребенка и об общем качестве образования в школе;

•        для учреждения – улучшение имиджа, повышение конкурентоспособности и увеличение численности учащихся.

Мониторинг является важнейшим фактором в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, он позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменений, которые следует внести в методику работы.

        Мониторинг рассматривается как инструмент отслеживания степени решения поставленных задач и как показатель информационно-аналитической базы об эффективности механизмов достижения нового качества образования. Мониторинг включает постоянный сбор информации о ходе обучения и интерпретацию этой информации, направлен на анализ возникающих проблем, сбоев, затруднений учащихся и учителей. Мониторинг предполагает разработку документов:

•        графика проведения контроля объектов на разных этапах обучения;

•        критериев и шкал оценивания;

•        банка заданий контрольно-измерительных материалов;

•    анкет для учителей и учащихся (отзывы о процедуре проведения, о    качестве контрольно-измерительных материалов, о трудностях, с которыми сталкивались учащиеся и учителя во время проведения контроля),

•      отчеты учителей о результативности обученности учащихся по разным видам речевой деятельности и аспектам языка, с анализом и рекомендациями по устранению недочетов и т.д.).

Мониторинг качества обученности учащихся по английскому языку основывается на компетентностном подходе, т.е представляет собой оценку ключевых компетенций обучающихся, в частности:

•        языковую компетенцию – знания и сформированные на их основе речевые навыки,

•        коммуникативную компетенцию – умение пользоваться приобретенными знаниями в различных ситуациях общения.

•        социокультурную компетенцию – знание страны изучаемого языка и национальные особенности в различных ситуациях общения.

Формы проведения мониторинга на уроках английского.

Педагогический мониторинг обучающихся на уроках  строится, прежде всего, с учетом индивидуальных и возрастных особенностейобучающихся.

В начале учебного года проводитсявходной мониторинг, который позволяет увидеть исходную подготовку каждого обучаемого (а в группах второго, третьего, четвертого и последующих годов обучения – какие знания у детей остались с прошлого года), с целью планирования и корректировки дальнейшей образовательной деятельности непосредственно с данной группой детей.

В конце каждой четверти проводится промежуточный мониторинг, с целью проверки и оценки результативности освоения обучающимися программы, своевременного выявления нуждающихся в поддержке  педагога при проведении занятий.

В конце года проводится итоговый мониторинг, который позволяет определить уровень освоения программы каждым обучающимся.

        Поскольку специфика предмета «английский язык» включает в себя, как и овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексикой, грамматикой, фонетикой, так и умения в четырех видах речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо (письменная речь). В связи с этим, мною на уроках осуществляется систематический мониторинг по четырем видам речевой деятельности.

Одной из любимейших формой мониторинга, как и у многих учителей, так  и у меня является тест.

Рассматривать преимущества теста  можно много, однако же, мне хотелось бы выделить ключевые позиции данного вида мониторинга.

        Главная отличительная черта теста – объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.

Результаты тестирования могут быть использованы для оценки уровня обученности учащихся, для диагностики трудностей обучения, с дальнейшей корректировкой.

Каждый педагог должен руководствоваться четкой системой оценивания тестов.

Система оценивания тестов

Уровень усвоения материала

% выполнения заданий

Оценка

Оптимальный уровень усвоения материала

90-100

5

Допустимый уровень

75-89

4

Критический уровень

60-74 (55-74)

3

Недопустимый уровень

<60 (< 55)

2

Тест  должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количества вопросов.

В идеальном варианте тест должен строится как система заданий возрастающей трудности, если отталкиваться от ЕГЭ. В него должны входить легкие задания, с которыми могут справиться большинство учащихся (до 20% заданий от всех заданий теста), задания средней трудности (до 60% заданий теста) и трудные задания, с которыми справятся только наиболее подготовленные учащиеся (до 20% заданий теста).

Кроме своей основной функции — контролирующей, он может служить средством диагностики трудностей языкового материала для учащихся и мерой определения эффективности обученности.

Общеизвестно, что произошедшие изменения в подходах и в направлениях образования повысили роль мониторинга в рамках содержания обучения. И в этих условиях должна существовать четкая система отслеживания результатов образовательного процесса, которая будет прозрачной не только для педагога, но и для обучающихся. Далее приведена технологическая карта уровня  обученности учащихся на уроках английского языка, которая, на мой взгляд, может быть полезна для многих педагогов-предметников.

№ п/п

ФИ ученика

Фонетика

Готовность к урокам

Чтение

Аудирование

Говорение

Письмо

Грамматика

Лексика

Ведение тетради

Ведение словаря

Активность на уроке

Выполнение Д.З.

Итоговая оценка

Устно

Письмен.

1.

Технологическая карта заполняется педагогом в конце каждой четверти и вывешивается для общедоступного просмотра обучающихся. Так, каждый ребенок может увидеть и проанализировать свою деятельность за указанный период.        

Таким образом, существуют различные способы измерения качества знаний, выбор одного или нескольких может быть продиктован спецификой учебного предмета и по усмотрению педагога. Более того, вышезаявленная гипотеза: систематическое использование педагогического мониторинга на уроках английского языка способствует повышению качества знаний обучающихся, нашла полностью свое подтверждение.

Список использованной литературы:

  1. Бодрякова Е.А. Проблема формирования единых критериев оценки качества образования. // Сибирский учитель. – 2008. - № 3. – С. 1 – 16
  2. Рагозинникова Л.Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования.// Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№1.-С.40-44.
  3. Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования. //Народное образование. – 2004. - № 7. – С.131 – 139.
  4. Е. Иванова. Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся на уроке иностранного языка. – 2014. [Электронный ресурс]: http://videouroki.net/filecom.php
  5. М. Котунова. Мониторинг качества знаний по иностранному языку.–2011.[Электронный ресурс]: http://ppt4web.ru/pedagogika/monitoring-kachestva-znanijj-po-inostrannomu-jazyku.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».

В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют  учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...

Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся на уроке иностранного языка

ull;Цель данной работы — выявить наиболее распространенные формы организации методов контроля качества знаний, определить основные способы проведения мониторинга качества знаний в образователь...

Знакомство и использование интерактивного сервиса Kahoot как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся на уроках английского языка.

Один из примеров использования новых информационных технологии - платформа Kahoot, применение которой помогает использовать электронные ресурсы для диагностики знаний учащихся на уроках...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания  на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....

тестирование как способ контроля знаний обучающихся на уроках английского языка

в материале показаны премы проведения тестирования в целью выявления уровня усвоения учебного материала...