Деловые и ролевые игры
учебно-методический материал по английскому языку

современные технологии обучения ИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_i_rolevaya_igra.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевые и деловые игры

Базарова Б.Д.,

учитель иностранных языков

МАОУ СОШ №19

«Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».

Игра, по Л. С. Выготскому, — это средство усвоения социальных установок. В игре человек реализует свободу личности через свое воображение, т.е. он может вести себя так, как разыгрываемый им персонаж. «Игра, — подчеркивает Л.С. Выготский, — есть инстинктивная деятельность по самому своему существу.

Ролевую игру не надо путать с игровой деятельностью. Ролевая игра в образовании всегда носит обучающий характер, она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развертывания, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Ролевая игра отличается и от традиционных обучающих (дидактических) игр, которые также имеют дидактическую задачу, но не предусматривают драматизации. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях (например, сказочных, фантастических) или вполне реальных, отражающих реальные события. Если игра имеет проблемную направленность, т.е. содержит еще и некую проблему, требующую разрешения, это позволяет учащимся глубже познать изучаемое явление.

Деловая игра — это средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; имитация конкретных экономических объектов и процессов; имитация деятельности руководителей и специалистов, работников и потребителей; достижение определенной познавательной цели; выполнение правил взаимодействия в рамках отведенной игровой роли. По мнению А.А. Вербицкого, деловая игра позволяет упорядочить знания, умения, навыки, полученные на всех предшествующих этапах обучения, и соединить их в своем сознании в целостную динамическую систему. Задача деловых игр — моделирование профессиональных ситуаций.

Отличие ролевой игры от деловой заключается в том, что деловая игра проблемной направленности строится на вполне реальных проблемных ситуациях профессиональной деятельности.

Деловые игры позволяют формировать необходимые профессиональные компетентности, не в последнюю очередь самостоятельное критическое мышление, способствующее принятию в проблемных ситуациях взвешенных, профессионально грамотных решений.

Ролевая игра решает несколько иные задачи. Она построена на ролях, но необязательно связанных с той или иной профессией. Она также может моделировать реальные ситуации или создавать вымышленные, даже фантастические, сказочные, но, поскольку мы говорим о проблемной направленности, эти ситуации должны содержать какую-то социально значимую проблему. Задача такой игры — не формирование профессиональных компетентностей, а решение какой-либо социальной, межличностной задачи.

В структуре любой игры можно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:

  • роли, взятые на себя учащимися;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровые средства, замещающие реальные вещи;
  • реальные отношения между играющими.

Однако ролевая игра кроме обязательных для любой игры признаков включает еще два:

  • в ней обязательно предполагается наличие организатора (общепринятый термин «мастер»);
  • основным механизмом «запуска» игры является «роль» — комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

В качестве преимуществ ролевых игр как образовательного средства О.Финогенова, например, отмечает следующие.

  • Мотивация. В образовательной ролевой игре знания и навыки, овладение которыми является дидактической целью, рассматриваются как средство достижения игрового результата.
  • Прагматизм, прикладной характер получаемых знаний. Игра не действительность, но она моделирует жизненные ситуации, которые вполне реально могут возникнуть перед индивидуумом и в которых этому индивидууму придется действовать
  • Личностно ориентированный подход, который заключается в том, что ученик должен быть активным строителем собственного образования — не мы его учим, а он учится.

К характерным признакам ролевых игр проблемной направленности можно отнести следующие.

1. Обязательное наличие в замысле ролевой игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность (моделирование процесса выработки решений по выходу из проблемной ситуации).

2. Наличие и распределение ролей.

3. Наличие проблемной ситуации и необходимость поиска способов выхода из нее.

4. Сценарий (сюжет) ролевой игры готовится заранее, но игроки действуют по заданному сценарию в соответствии с собственным пониманием своего персонажа в данной конкретной ситуации, с историческим, социальным, культурологическим и другим фоном.

5. Наличие общей цели у коллектива.

6. Коллективное принятие решений участниками игры.

7. Многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций.

К характерным признакам деловой игры проблемной направленности относятся следующие.

1. Наличие в предлагаемой проблемной ситуации реальной профессиональной задачи, требующей от ее участников применения профессиональных знаний и умений для принятия решений.

2. Моделирование сопутствующих атрибутов реальной профессиональной деятельности—обстановки, социально-психологической установки взаимоотношений действующих участников: руководитель—подчиненный; специалист—помощник и т.п.

3. Наличие компетентного специалиста в качестве участника игры, осуществляющего координацию действий всех участников.

4. Наличие и распределение ролей подчинено основному сценарию, связанному с моделированием ситуации реальной профессиональной деятельности.

5. Наличие единой коллективной цели у игроков: они должны выступать одной командой, поскольку от их компетентных действий зависит успех поставленной задачи. Ошибки допустимы (они не приводят в данном случае к реальным потерям), но нежелательны, поскольку демонстрируют недостаточную профессиональную компетентность игроков.

6. Многоальтернативность решений. Деловые игры тем и хороши, что дают возможность обсудить принимаемые решения, рассмотреть разные варианты и смоделировать их применение.

Деятельность участников ролевой и деловой игры оценивается по следующим параметрам:

  • эффективность принимаемых участниками игры решений. Критерии эффективности:
  • решение поставленной проблемы наиболее рациональным способом с учетом профессиональной специфики (для деловых игр), культурологических, исторических, межкультурных и других особенностей контекста ситуации; компетентность участников игры (особенно для деловых игр);
  • затраченное на поиск решения время;
  • рассмотрение альтернативных подходов, возможных способов решения;
  • трудоемкость;
  • предвидение последствий принимаемого решения;
  • активность участников игры;
  • оригинальность, творческий подход к поиску выхода из создавшейся проблемной ситуации;
  • использование интеллектуальных умений критического мышления;
  • достоверность моделируемой ситуации, предпринимаемых действий участников игры, их взаимодействия в контексте данной ситуации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертно-ролевая игра игра для учеников 8 класса: «Мы суть того, что мы едим» (проектный метод)

Здесь представлена моя разработка  урока-игры, а также презентация  по разработке.Цели и задачи: Обобщить и сформировать четкое представление о рациональном питанииРазвить умение анализирова...

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

Я – деловой человек  (урок-игра по теме «Употребление предлогов  в деловой речи», 7 класс)

Методическая разработка урока обобщения и повторения по теме "Предлоги" в 7 классе. Урок преследует следующие цели:– в непринужденной обстановке закрепить и обобщить знания об официально-деловом ...

Деловая ролевая игра «Безопасный интернет»

Методическая разработка внеклассного мероприятия об интернет-безопасности и основных правилах поведения детей в Сети. В эпоху Интернета мы проводим в виртуальном пространстве значительную часть н...

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....

Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"

повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....