Современные подходы к обучению английскому языку
статья по английскому языку
Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_obucheniyu_angliyskomu_yazyku.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к обучению английскому языку
Программа по английскому языку нацелена на реализацию личностно-ориентированного (дифференцированного), коммуникативного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам.
Целью обучения является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями языка.
Личностно-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход ставит личность ученика в центр процесса обучения (И.С. Якиманская). Учитываются так же и его способности, склонности, возможности. Этот подход к обучению иностранным языкам является одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе. Нельзя назвать эту проблему новой, но далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон, вся значимость ее при решении задач активизации процесса обучения. У каждого молодого учителя, начинающего работать в школе, эта проблема вызывает трудности. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.
На среднем этапе обучения усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, увеличивается необходимость использования проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку, в том числе и информационных. Это дает возможность школьникам расширить связи иностранного языка с другими предметами, способствует иноязычному общению с учениками из других школ, классов, стран (посредством Интернета).
Характерной чертой большинства форм личностно-ориентированного общения является ориентированность субъекта общения на то, чтобы тут же получить ответ от собеседника, воспринять его реакцию и в соответствии с этим решить, в каком направлении действовать дальше. В этом случае важным становится превращение процесса овладения языком в процесс личностный. Передача личностно-значимой информации будет стимулировать дополнительно новые высказывания учащихся, что объясняется неоднозначностью восприятия такой информации. При таком подходе главная задача методики состоит в повышении интеллектуально-мыслительной активности обучаемых.
Таким образом, личностно - ориентированный подход является немаловажной составной частью учебного процесса, так как основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку мы считаем удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.
Коммуникативный подход
Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, т. е. общения. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации, т. е. общению на иностранном языке, используя все необходимые для этого (не обязательно только коммуникативные) задания и примеры.
Чтобы научиться общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.
Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения.
Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио и видеокассетами, результатами заданий и т. п. со школами и друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность, по И.Л. Биму, не сводится только к установлению с помощью речи социальных контактов. Это приобщение личности к духовным ценностям других культур – через личное общение и через чтение. Этот подход привлекает обучаемых путем сосредоточения на интересующих их темах и представления им возможности выбора текстов и задания для достижения целей программы. Коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.
Коммуникативное обучение языку подчёркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.
Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.
1. Важным компонентом коммуникативной компетенции является лингвистическая компетенция, представляющая собой готовность использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.
2. Существенным компонентом коммуникативной компетенции является прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения.
3. Необходимым компонентом коммуникативной компетенции является когнитивная компетенция, представляющая собой готовность к коммуникативно-мыслительн6ой деятельности.
4. Значимым компонентом коммуникативной компетенции является информативная компетенция, то есть владение содержательным предметом общения.
5. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их осуществление.
Слушание Говорение
Устное взаимодействие
Рецепция Коммуникативная компетенция Продукция
Письменное взаимодействие
Чтение Письмо
Социокультурный подход.
По Г.А. Низкодубцеву и А.М.Кузьминой мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового многомерного социокультурного пространства. В современных условиях необходима подготовка молодого поколения, ориентированного на культурное, профессиональное и личностное общение с представителями стран иных социальных традиций, общественного устройства и иной языковой культурой. Успешное осуществление таких задач возможно при одновременном изучении языка и культуры, что определяет одну из основных линий современного языкового образования, в языковой педагогике именуемой социокультурным подходом. Представление о знании в целом и парадигма современного образования претерпевают существенные изменения, в результате чего сложились противоречия между осознанием необходимости подготовки специалиста нового типа, «человека культуры» в свете социокультурного образования и существующей традиционной языковой подготовкой. Усвоение культуры должно строиться в процессе использования языка как средства общения, который присущ данной культуре.
Современное общество характеризуется открытостью, которая обеспечивает широкий спектр возможностей общения представителей разных культур. Для этого требуется соответствующий уровень коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность определяет успешность овладения иностранным языком.
Список литературы:
- Барышникова З.А., «Теория обучения иностранным языкам», 2009.
- Виноградов В.В., «Грамматическое учение о слове», 1947.
- Гальскова Н.Д., «Современная методика обучения иностранным языкам», 2004.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И., «Теория обучения иностранным языкам», 2008.
- Зимняя И.А., «Психология обучения иностранным языкам в школе», 2007.
- Кулагина И.Ю., «Возрастная психология», 1996
- Лейтес Н.С., «Возрастная одаренность школьников», 2000
- Низкодубцев Г.А., Кузьмина А.М., «Вестник ТПГУ, 2006. Выпуск 9(60)»
- Никандров Н.Д., «Общие основы педагогики. Учебник для ВУЗов», 1997, с.130
- Обухова Л.Ф., «Возрастная психология», 2001
- Полат Е.С., «Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранным языкам для средней общеобразовательной школы», 1989
- Щерба Л.В., «Как надо изучать иностранные языки», 1929
- Щукин А.Н., «Обучение иностранным языкам: теория и практика», 2008.
- Эльконин Д.Б., «Психическое развитие школьников», 1956.
- Якобовиц Л.А., «Методика преподавания иностранных языков за рубежом», 1976, стр.109-123.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматическое моделирование как один из приемов реализации коммуникативного подхода в обучении английского языка (из выступления учителя английского языка Катынской Г. И. на методическом объединении)
Об особенностях организации речевой деятельности на уроках иностранного языка....
Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.
Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...
Современные подходы в обучении английскому языку.
Выступление на V Зональных Педагогических чтениях....
Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе
Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе...
Современные подходы к обучению английскому языку
В статье рассматриваются и сравниваются методы обучения английскому языку: аудио-лингвальный, структурный и коммуникативный....
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"
Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....