Цифровые технологии в образовательном процессе
статья по английскому языку

Яппарова Эльза Ринатовна

Развитие современной цифровой образовательной среды, имеющиеся сегодня огромные возможности для повышения качества обучения, стало актуальным. Время цифровых технологий пришло и школу.  Одна из таких инноваций - использование цифровых инструментов в образовательном процессе.

Актуальность использования цифровых технологий в обучении английскому языку заключается в том, что современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность учителю обучать всем видам коммуникативной деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. В статье описывается практические применения цифровых технологий на занятиях по английскому языку в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovye_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровой образовательный контент: ресурсы, инструменты, сервисы, платформы

Яппарова Эльза Ринатовна

учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 города Агрыз 

Агрызского муниципального района Республики Татарстан,

 Агрыз, Россия

Аннотация. Развитие современной цифровой образовательной среды, имеющиеся сегодня огромные возможности для повышения качества обучения, стало актуальным. Время цифровых технологий пришло и школу.  Одна из таких инноваций - использование цифровых инструментов в образовательном процессе.

Актуальность использования цифровых технологий в обучении английскому языку заключается в том, что современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность учителю обучать всем видам коммуникативной деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. В статье описывается практические применения цифровых технологий на занятиях по английскому языку в школе. 

Ключевые слова: информатизация образования, цифровые технологии, цифровая платформа, цифровой контент, английский язык, учитель, ученик

Annоtation. The development of a modern digital educational environment, which has huge opportunities for improving the quality of education today, has become relevant. The time of digital technologies has come to school. One of such innovations is the use of digital tools in the educational process.

The relevance of the use of digital technologies in teaching English lies in the fact that modern information and communication technologies enable teachers to teach all types of communicative activities: speaking, listening, reading and writing. The article describes the practical application of digital technologies in English classes at school. 

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Согласно содержанию данного документа, одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов.

Одним из главных ресурсов преобразования в сфере образования считается информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Изменения, происходящие в системе образования в настоящее время, касаются в первую очередь самого учителя: его готовности на компетентностном и личностном уровне принять изменения, быть в них успешным профессионалом.

Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Цифровые технологии - это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека.

С 1 сентября 2020 года эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды стартовал в нескольких регионах, в том числе и в Республике Татарстан, в рамках федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».

Пришло время, когда педагогу необходимо использование компьютерных технологий в обучении и воспитании. Оно и понятно, время движется и в стенах учреждений образования. Информатизация сферы образования в условиях меняющегося мира, постоянного развития и усложнения технологий имеет фундаментальное значение. Дети, родившиеся после 2010 года – альфа-дети - не желают интегрироваться в образовательный процесс, в котором нет цифровых технологий.

Я работаю в школе более 30 лет и в последние годы работаю именно с таким контингентом детей и подростков. Приходится идти в ногу со временем и со своими учениками и умело использовать модные гаджеты и технологии. Процессы воспитания и образования, конечно же, неразделимы.

Программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» направлена на трансформацию современной школы таким образом, чтобы каждый ребенок получил персональное, современное и интересное именно ему образование и навыки, нужные в реальной жизни. Главная задача – превратить немотивированный труд школьника в труд увлекательный и увлекающий; убрать из образования всё, что непродуктивно, и гарантировать развернутую обратную связь между учителем и учеником. Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика.

Таким образом, ученик должен учиться в цифровой среде. Он там ищет исторические данные, пишет свои сочинения, проводит вычисления… Все это происходит через единую цифровую платформу – среду. Среда – это окошко компьютера, через которое ученик обращается ко всем средствам, необходимым для обучения. Он что-то делает. А мы можем сохранить на платформе то, что он сделал. Также  платформа – это еще и средство коммуникации. Выполнив работу учащийся может послать ее учителю. Создается обратная связь - учитель дает рекомендации, советы по улучшению. Учащийся может этим рекомендациям последовать, внести изменения в свою работу и опять послать ее учителю. То есть платформы – это место, где реализуются новые формы образовательных отношений. 

Платформа все запоминает, все задания и работы учащегося. С помощью аудио- или видеозаписи мы можем зафиксировать ситуацию на уроке или в проектной работе детей и тоже сохранить это на платформе, а в нужный момент к этому вернуться, обсудить важные моменты. 

Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации.

Роль учителя меняется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по индивидуализированной траектории обучения.

Цифровая платформы была реализована несколько лет назад и называлась «Электронный журнал», «Электронный дневник». Это давало возможность родителю у себя на мобильном телефоне увидеть, на каких уроках сегодня был его ребенок, какие текущие отметки он получил, какие у него домашние задания. Постепенно родители поняли - это удобно. Цифровая платформа позволила внести новую нотку в систему отношений школа – ребенок – родитель. Классные собрания в Skype или Zoom, когда можно присутствовать не выходя из дома или посмотреть потом в записи. Все стало единой интегрированной системой.

Широкое применение таких цифровых контентов, как  Educont.ru, ЯКласс, Учи.ру   стало единой интегрированной системой в моей работе, где через использование данных платформ реализуются новые формы образовательных отношений. Таким образом, на мой взгляд, цифровизация помогает в обучении, она делает уроки интересными, а главное – более продуктивными.

Современные цифровые инструменты и сервисы, которые используются педагогом в учебном процессе, предназначены для самых различных целей. Например, для создания тестов, записи аудио, видео и анимационных роликов, подготовки красочных и наглядных учебно-методических материалов, создания графических, музыкальных включений, инфографики, моделирующих программ.

Если педагог однажды освоил новое и понял преимущество платформы, то заставить его работать так, как он работал раньше, уже практически невозможно. Он никогда не откажется от дополнительных возможностей, облегчающих его деятельность, делающих интереснее. Важный фактор успеха информатизации -  готовность педагога к применению новых решений, не забывая при этом про педагогическую целесообразность использования тех или иных средств информационно-коммуникационных технологий, цифровых ресурсов и сервисов Интернета на конкретном этапе урока.

Итак, в отличие от традиционных методик, где учитель дает и требует определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель в этой ситуации его активный помощником, и его главная задача - организовать и стимулировать учебный процесс.

В своей работе я регулярно применяю информационно-цифровые и коммуникационные технологии, это стало возможным, благодаря оборудованию классного кабинета. Возможности Интернет-ресурсов и технологий в процессе обучения английскому языку велики и при грамотном использовании Интернет-технологии помогают оптимизации учебного процесса. Наличие в классе интерактивной доски и мультимедиа оборудования является действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании влияет на качество обучения и эффективность моего учительского труда.

Образовательная модернизация привнесла мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео- и аудиоматериалы. 

На своих уроках, как учитель английского языка я делаю это в форме видеоэкскурсий по англоязычным странам, урока-телемоста. 

Интерактивная классная доска позволяют по-новому выстраивать уроки. Например, материал можно подавать в виде трехмерных моделей и разнообразно организованных текстов. Включив запись, я объясняю ученикам материал, используя заранее подготовленные картинки, видеозаписи, презентации. Можно неоднократно прокручивать видео, заостряя внимание на наиболее сложных моментах, изучать материал в индивидуальном темпе; немедленно применить на практике все увиденное и услышанное. Как учитель-предметник я организую с ребятами малые театры, где мы выступаем с миниатюрами на английском языке, сопровождая их презентациями.

Также не забываю и о внеурочной деятельности. С классным коллективом я веду работу по следующим направлениям: гражданско-патриотическое направление; правовое воспитание учащихся; художественно-эстетическое и нравственное направление; экологическое; спортивно-оздоровительное; познавательное направление; краеведческое направление; досуговое направление.

На мой взгляд, данный вид деятельности дает педагогу неограниченный выбор форм и методов обучения, так как он не ограничивается учебным планом. Во внеклассной работе я использую цифровые технологии в создании презентаций на тему: «Какими мы были», «Наш класс» и т.д.; ведении электронного классного фотоальбома. На классных часах виртуально путешествуем по музеям, посещаем библиотеки, театры. 

Итак, виртуальная среда привычна и комфортна для нового поколения, здесь представлены разнообразные формы коммуникации (форумы, опросы, участие в обсуждениях, размещение тематических блогов).

Так как цифровому поколению привычно это онлайн-пространство, свойственна многозадачность активно использую сетевую проектную деятельность. Учащимися моего класса был создан социальный проект «Школьное телевидение», который прошел апробацию на различных этапах (школьной и городской), получил хорошие отзывы. «Школьное телевидение» является необходимой и важной внутришкольной площадкой. Системное внедрение в воспитательный процесс нашего Центра компьютерных сетей и средств аудиовизуальной техники позволяет качественно изменить процесс преподавания английского языка и вплотную подойти к формированию новой среды. Проект «Школьное телевидение» дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере творческий потенциал, который заложен в каждом ученике. Работа над созданием телевизионных программ на изучаемом иностранном языке, позволяет учащимся проявить себя оптимальным образом как индивидуально, так и в группе, испытывать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. Создание школьного телевидения с возможностью видеомонтажа на компьютере помогает воплотить творческую энергию учащихся в конкретные видеофильмы, зарисовки, сюжеты. И, главное, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение для самих учащихся, педагогов и родителей. Результатом работы телевидения является - создание интерактивного виртуального образовательного поля, обеспечивающего решение учебно-педагогических задач.

Таким образом, цифровые технологии - это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов и т. д.


Список литературы

  1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5–37.
  2. Байбородова, Л. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3 (114). – С. 8-16
  3. Байбородова, Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская  // Педагогика. – 2020. – № 7. – С. 22–30.
  4. Баранов, А. В. Перспективы реализации электронной образовательной среды в современной школе / А. В. Баранов  // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 6. – С. 126-131.
  5. Лосева, Т. В. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Т. В. Лосева  // Молодой ученый. - 2020. - № 46 (336). - С. 416-417.
  6. Иванова Н.К. Современные интерактивные средства в процессе обучения иностранному языку в школе // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2018. - № 4. – С. 99 -106
  7. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
  8. Уваров А.Ю. На пути к цифровой трансформации школы. – М.: Образование и информатика, 2018 – 120 с.
  9. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности / П. Д. Рабинович, К. Е. Заведенский, М. Э. Кушнир [и др.]  // Информатика и образование. – 2020. – № 5. – С. 4-14
  10.  Кустова Ю.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в школе / Ю.Ю.  Кустова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6; URL:  https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17887 (дата обращения: 15.09.2022).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных цифровых ресурсов в образовательном процессе

Процесс обучения в средней общеобразовательной школе представлен многообразием форм организации учебных занятий.  В связи с этим возникает проблема рационального использования цифровых обра...

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

Использование цифровых технологий в учебном процессе

   Современному учителю приходится не только обучать детей, но и постоянно учиться самому, ведь скорость появления новых цифровых технологий огромна. А умение пользоваться техническим...

Оценка интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации: как выявить передовые школы?

Приведены результаты оценки интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации....

Цифровые технологии в образовательном процессе

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические ма...

Использование цифровых технологий в образовательном процессе

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых ...

Некоторые практики применения цифровых инструментов и технологий в образовательном процессе на уроках английского языка

Данна статья была представлена в рамках районных методических чтений "Современный педагог - новой школе" (секция «Использование возможностей цифровой образовательной среды в практике о...