Статья "Применение дифференцированных учебных заданий на уроках английского языка на примере 6 класса."
статья по английскому языку (6 класс)
Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение дифференцированных учебных заданий на уроках английского языка на примере 6 класса.
Цель уроков английского языка – привить интерес к изучению иностранного языка, сформировать уровень языковой компетентности, соответствующей ФГОС: овладение фонетической и грамматической стороной речи, понимание на слух иностранной речи, овладение навыками общения, диалогической и монологической речью и др.
Однако при отведенных программой часах очень сложно научить учащихся владению иностранным языком как средством коммуникации. Более того, контингент учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, природными данными, разными интересами. Одним английский дается легко, другим - с трудом. У всех детей разный склад мышления. Степень подготовленности школьников также различна; некоторые отстают в силу определенных причин – один пропустил уроки по болезни, другой был на уроке невнимателен, третий не понял объяснения учителя.
Решить эти проблемы помогает дифференцированный подход в обучении, учитывающий различные способности учеников, а также различный уровень их подготовленности к освоению иностранного языка. Такое обучение строится на предъявлении детям заданий в зависимости от уровня сформированности их речевых умений и навыков, а также интересов.
Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения
В рамках дифференцированного подхода должны рассматриваться не только дифференцированные задания по сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля их выполнения.
На уроках английского языка используются различные учебные задания, отличающиеся сложностью и объемом, уровнем самостоятельности, креативности и тд. Такой дифференцированный подход позволяет избежать чрезмерных нагрузок и «боязни языка» у детей с низкой и средней степенью обучаемости, а «сильным» детям помогают проявить в работе самостоятельность и творчество, повышая, тем самым, и у тех, и у других интерес к изучению языка.
Рассмотрим дифференцированный подход в обучении иностранному языку на примере усвоения и закрепления видовременной формы «Past Simple» учащимися 6 класса.
В течение одного учебного полугодия учащиеся выполняли задания разного уровня сложности на данную грамматическую категорию. В процессе этой работы учащиеся должны были научиться:
- определять особенности употребления данного вида действия;
- составлять предложения в форме Sipmle во всех временах (Past, Present, Future);
- составлять утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения в форме;
Детям предлагались трёхуровневые задания (А, В, С), отличающиеся по сложности и характеру выполняемых действий:
уровень А – задания репродуктивного характера, направленные а узнавание языковой формы и работу по шаблону,
уровень В – задания «репродуктивно-продуктивного» характера, позволяющие плавно перейти от механического воспроизведения к созданию собственных предложений,
уровень С – задания продуктивного (творческого) характера, концентрирующие внимание на содержании высказывания.
Приедем примеры заданий уровня А: «спиши, подчеркните вспомогательные глаголы, определите их видовременную форму», «спиши предложения, подчеркни слова-спутники», «найди пару» или «сопоставь» (английскому высказыванию найти соответствующее русское), «вставь пропущенные буквы в слова», «раздели цепочку, чтобы получилось предложение» и др.
Обратимся к примерам задания уровня В: «переведи предложение», «заполни пропуски глаголами в правильной форме», «выбери правильные вспомогательные глаголы», «выбери верные «слова-спутники», «найди верную отрицательную\вопросительную форму», «выбери вопросы, соответствующие ответам по смыслу», «завершите предложения, выбрав правильную форму глагола» и др.
Приедем примеры задания уровня С: «заполните пропуски верными вспомогательными глаголами», «измени утвердительные предложения на отрицательные и вопросительные», «найди и исправь ошибки в предложениях», «переведи с русского на английский», «составьте 5 предложений на тему «Что я делал вчера\Что я буду делать завтра», «ответьте на вопросы», «переведите на английский предложенные словосочетания, закончите предложения, используя их», «составьте предложения, используя предложенные словосочетания» и др.
Опыт работы показал, что в большинстве случаев учащиеся справляются с предложенными заданиями. Учащиеся со слабой подготовкой справляются с заданиями уровня А, хотя некоторым из них (особенно отстающим) требуется дополнительная помощь учителя. Учащиеся со средним и сильным уровнем подготовки отдают предпочтения задания группы С, хотя успешно и самостоятельно справляются с ними только самые сильные учащиеся (как правило 1-3 человека в группе). Основная масса учащихся со средней подготовкой самостоятельно справляется с заданиями группы В, лишь отдельные задания вызывают затруднения и требуют дополнительных разъяснений.
Итак, разноуровневые задания создают условия для учебного продвижения школьников в соответствии с их возможностями. Невозможно дотянуть всех учащихся до единого уровня владения иностранным языком. Но можно создать оптимальные условия каждому ребенку, позволяющие ему учиться в меру своих сил и возможностей.
Дифференцированное обучение дает возможность последовательно осваивать разные уровни сложности. При этом успех стимулирует познавательную активность учащихся, повышает их уверенность в себе и своих учебных возможностях. Создается положительная мотивация и повышается эффективность обучения иностранному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-241548-1366823731.jpg)
Учебно- тематическое планирование уроков английского языка в 9 классе
Календарно-тематическое планирование уроков английского языка по учебнику М.З.Биболетовой "Английский с удовольствием", 9 класс...
Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах.
Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах. Романенко Елена Федоровна учитель...
Система учебных заданий в рамках ФГОС на уроках английского языка на примере учебника “Spotlight” «Английский в фокусе» для 5 класса авторы Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули М., Просвещение 2013г
В данной работе рассматривается один Модуль "Holidays"(7 уроков). Представлена система учебных заданий в помощь учителю при планировании учебного материала в рамках ФГОС на уроке английского язы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770128-1458396162.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе (в рамках раздела по теме «В любую погоду»)
Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1206389-1579052505.jpg)
Методический семинар на тему: "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"
Методический семинар на тему "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/10/picture-864892-1654808880.jpg)
Банк грамматических заданий для уроков английского языка (4-9 классы)
Банк грамматических заданий для уроков английского языка содержит подборку эффективных упражнений и игр, которые будут полезны учащимся 4-9 классов. Их систематическое использование способствует повыш...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/01/picture-1415557-1659350208.jpg)
Ситуативные задания на уроках английского языка для старших классов
Ситуативные задания на уроках английского языка для старших классов...